Дневник XXIII экспедиции «Зеленой Дружины». — КиберПедия

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Дневник XXIII экспедиции «Зеленой Дружины».

2022-09-11 34
Дневник XXIII экспедиции «Зеленой Дружины». 0.00 из 5.00 0 оценок

Версия в изложении юннатов, коллективное творчество:

Понедельник, 18 июня. Мы прибыли в Махачкалу, где нас очень тепло встретил дядя Ахмед. Закупили продукты в магазине «Караван» и на любимой «Газели» отправились на кордон «Сарыкумский Бархан». Обустроившись в доме, мы познакомились с аспирантом из Саратова – герпетологом Артуром, и вместе с ним отправились обследовать окрестности нашей базы. Мы надеялись увидеть гюрзу, о которой нас всё время предупреждал руководитель, но разочаровались, потому что не встретили. Зато встретили множество разных бабочек, богомолов и жуков в траве и огромное количество всяческих кузнечиков. Ещё мы объедались шелковицей прямо с деревьев, и встретили множество разных птиц. И это было хорошей приметой: мы же орнитологи, и птицы – наш главный объект для изучения! А погода была солнечная и жаркая.

Вторник, 19 июня. Мы прошли маршрутом вдоль реки Шура-Озень. Полюбовались самыми разными хищными птицами – между прочим, все они занесены в «Красную Книгу»! Еще «в программе» у нас был оливковый полоз и кавказские агамы, и это было круто! Почти целый день мы занимались осмотром долины реки, скалистых выступов и пойменных рощ. Кругом парили белоголовые сипы, стервятники, даже бородач и змееяд – редчайшие хищные птицы России! Увидели на опоре ЛЭП гнездо орла-могильника, из которого за нами пристально наблюдали его пуховые птенцы.

Среда, 20 июня. Сегодня утром наш водитель и просто большой друг «Зеленой Дружины» Ахмед Магомедович отвез нас на море, где мы прекрасно провели время. А по дороге к Каспию мы дважды и днём увидели домового сыча, и это было удивительно! Мы купались, в полосе прибоя нашли небольшого мёртвого каспийского осетра, а над нами пролетела чайка-хохотунья. По традиции вечером состоялась ещё одна прогулка: мы увидели пролетевшего курганника, европейский тювик гонял степного орла, сизоворонки залетали в свои норы на речном обрыве. И ровно в восемь вечера запели совы-сплюшки. Красивую точку в сегодняшнем дне поставил Артур, который принёс нам пойманную  маленькую кошачью змею.

Четверг, 21 июня. Рано утром мы сели в машину, чтобы поехать на пресные озера, которые мы рассмотрели с вершины бархана. Там мы встретили птиц, которых не увидишь в окрестностях кордона: трёх журавлей-красавок, большие стаи ходулочников, пеганок с птенцами, огарей и других. Ещё мы поймали двух болотных черепах. После «жаркой» экскурсии нас отвезли на море – мы купались, обжигая ноги о раскалённый песок. Вечером мы искали у кордона на реке Шура-Озень место, удобное для купания, и видели совместную охоту двух тювиков. День мы закончили праздничным ужином в честь дня Летнего Солнцестояния.

Пятница, 22 июня. Мы встали рано, около пяти утра, и благодаря этому смогли ходить на маршруте целых шесть часов! Днём из-за жары это невозможно. Мы видели ещё четыре вида птиц: перевозчика, зимородка, каменного воробья и зелёного дятла. Сергей Витальевич никогда раньше каменного воробья не видел, а тут их был целый выводок! Ещё мы встретили трех желтобрюхих полозов, одного из них Артур поймал. Полоз нападал на герпетолога, и тот станцевал настоящую «джигу-дрыгу», от него увёртываясь. В девять утра мы развернулись в крайней точке маршрута и пошли к кордону прямо по реке. Нашли мертвую страшную гюрзу и вернулись в 12-30 с полностью вымоченными ногами и выжатые, как лимон. На вечерней прогулке нам показали гнездо пустельги в разрушенной станции Кумтор-Кале, и мы встретили двух поющих козодоев.

Суббота, 23 июня. Проснулись в 5-00, быстро собрались и нас отвезли в ущелье Маркова. Там мы увидели семь белоголовых сипов, отдыхавших на скале, и поющих кекликов. Мы увидели редчайшую птицу, настоящую легенду – «Синюю Птицу», синего каменного дрозда! Он очень красиво поёт! По пути вниз к реке по ущелью мы повстречали несколько черепах, и одну совсем маленькую. Когда добрались до кордона, Ксюша и Коля сразу уехали на Сулакский каньон, а остальная группа пошла в тополёвую рощу. Потом мы отпраздновали День Рождения Николая, ему исполнилось 12 лет! Съели вкусный торт, сходили в музей, а герпетолог Артур подарил ему футболку с надписью «Биофак». Сегодня у нас был очень насыщенный день. Как всегда.

Воскресенье, 24 июня. Сегодняшний поход имел интересную цель: мы решили найти слепозмейку. Нам удалось её выполнить, и мы под мостом железной дороги нашли и сфотографировали трёх этих удивительных пресмыкающихся, больше всего похожих на дождевых червей. Они прекрасны! Еще мы повстречали огромную сольпугу, которая при нас рыла свою нору. Ещё мы повстречали обыкновенного ужа. Вечером мы собирали вещи для долгожданной поездки в Самурский лес.

Понедельник, 25 июня. Сегодня мы уехали с Сарыкумского бархана в Самурский лес. Утром Сергей Витальевич нашёл у кордона слётка галки. Пока мы ждали машину, повстречали иволгу и чернолобого сорокопута, который ловил кузнечиков. Дорога была утомительной, мы ехал больше четырёх часов. Зато, когда приехали и поставили палатки, мы сразу пошли на море – оно было прямо в нескольких шагах. И там несколько раз купались! Сегодня был ещё один классный день…

Вторник, 26 июня. На утреннем маршруте мы сразу определили новый вид птиц – среднего кроншнепа в стае больших бакланов. Немного погодя обнаружили в лесу родник и ручеёк с чистейшей и холодной водой – это было так здорово в жару! Чтобы совсем не изжариться на солнце, в обратный путь мы отправились прямо по берегу Каспия, шлёпая по воде. А ещё в этот же день Ахмед Магомедович показал нам самое большое, прямо огромное, дерево Самурского Леса – гигантский платан. И весь день мы с огромным удовольствием купались.

Среда, 27 июня.   Сегодня нас отвезли к пруду, где выращивают рыбу, и от него мы отправились в самую гущу Самурского лианового леса. Никто из нас раньше ничего подобного не видел! Огромные деревья, все опутанные разными лианами, прохладная после открытых мест тень, маленькие ручейки и поющие под пологом леса птицы. Это было просто сказочно! Новыми лесными видами пополнился  список отмеченных нами птиц Дагестана. Ради зрелища этого древнейшего леса стоило ехать много часов по жаре. В темноте ходили с фонариками по дороге и видели крохотных квакш. А потом мы долго не засыпали в палатках, слушая море, цикад и шакалов.

Четверг, 28 июня. Встали мы рано. Свернули палатки, собрали вещи, опять купались в море. Выехали в сторону Сарыкумского бархана в 7-30, а приехали на кордон только через пять с половиной часов. Зато заехали в самый древний город Дагестана и всей России – Дербент и посмотрели на знаменитую крепость. Вечером мы ловили кузнечиков и кормили ими слётков стрижей, и ходили слушать и фотографировать сплюшек. Нам это удалось!

Пятница, 29 июня. Ранним утром инспектор Камиль отвез нас вместе с Артуром в ущелье Маркова. Мы осмотрели ущелье, послушали синих каменных дроздов и пошли вниз по плакорам. Над нами летали сипы, белобрюхие стрижи и даже черный аист! А еще мы наконец-то увидели красноголовых сорокопутов. Вечером мы ходили к гнезду сплюшки и с трудом разглядели её в дупле: она – мастер маскировки! И попали под дождик, который шёл всего несколько минут. Это было здорово!

Суббота, 30 июня. Последний день в Заповеднике. Сборы, Махачкала, жара, вокзал. До свиданья, Дагестан! Мы обязательно вернёмся!

Версия руководителя, творчество - индивидуальное:

Понедельник, 18 июня. Махачкала – Сарыкум. Ранним утром во время проезда через территорию Казахстана из окна наблюдали степных орлов, могильников, курганников, в массе – кобчиков и других хищных птиц. Отмечены стаи жаворонков (определены степные и чёрный), много щурок (определена пара зелёных), сизоворонок и чернолобых сорокопутов. Рядом с насыпью отмечено три лисы, зайцы (русаки? не менее 20), и даже степной кот! На станции Артезиан – огромные стаи розовых скворцов.

В 12-30 в Махачкале нас встретил Курбанисмаилов Ахмед. На кордоне – серьезные изменения: появились новые вагончики, красивые дорожки, достраивается новый дом. Познакомились с герпетологом из Саратовского университета Айрапетяном Артуром, с ним совершили короткий обзорный маршрут по ж/д вдоль бархана. Отметили чеглоков, гонявших степного орла и могильника, беспокоящихся тювиков. Вечером поднимались на бархан, ровно в 20-00 запели сплюшки. За день отмечено 32 вида птиц.

Вторник, 19 июня. Сарыкум. Пасмурно и очень комфортно с утра. В 7-30 вышли на маршрут вверх вдоль реки Шура-Озень вместе с Артуром. «Познакомились» с муравьиными львами, скаритами, сверчками и разнообразными прямокрылыми. Жаль, что с нами нет энтомолога! На правом берегу отметили 2+1 стервятников, на опоре ЛЭП у прикормочной площадки сидел орёл-змееяд. На левом берегу реки, так же на опоре, осмотрели гнездо орла-могильника. В нём живут черногрудые воробьи, и сидят два (?) пуховых птенца. Над группой пролетел бородач, что-то тащивший в лапах. Дважды на маршруте отмечали чёрного аиста, пролетавшего над правым берегом реки. А над группой одновременно парили осоед, стервятник и белоголовый сип! Из рептилий повстречали 11 кавказских агам, 4 средиземноморских черепах, двух оливковых полозов и одного раздавленного на дороге ошейникового эрейниса.

На вечерней экскурсии на бархан поймали ушастую круглоголовку. Встретили делегацию ВБО и нашего друга, ботаника Андрея Щербакова – д.б.н. из МГУ.

Среда, 20 июня. Сарыкум. Утром на короткой экскурсии нашли гнездо тювика и выводок зелёных дятлов, «ругавшихся» с сойками. С 9-00 до 16-00 с Ахмедом и Артуром – поездка на море, в контору Заповедника и на Махачкалинский рынок. По дороге дважды отметили домовых сычей, на море – хохотуний и речных крачек.

С 19-00 – вечерняя экскурсия вниз по реке Шура-Озень. В тополёвой роще нашли минимум два жилых гнезда тювиков! Артур поймал на ступеньках кордона кошачью змею, я – скорпиона.

Четверг, 21 июня. Сарыкум – Алмало.  Ранним утром на гребень бархана уселось несколько чёрных грифов и белоголовых сипов. У кордона поёт большая синица, а касатки собирают корм с земли! Над барханом заливается полевой конёк.

7-30: выезд на озёра у села Алмало. В садах вокруг с.Тюбе сотни обыкновенных и десятки розовых скворцов. На водоёме 100+  ходулочников и три журавля-красавки, несколько выводков пеганок и носящиеся стайки травников. Вместе с птенцами пеганок плавает взрослая хохотунья – охотится на них? Вспугнули 10+ серых уток и нескольких огарей. В береговых кустах беспокоилась пара черноголовых трясогузок. Артур изловил двух болотных черепах. После посещения озер купались в море.

С 16-30 до 18-00. Экскурсия «по воде» вниз по течению реки Шура-Озень. Беспокоятся малые зуйки, вспугнули двух серых цапель. Наблюдали «парную охоту» тювиков вдоль обрывистого берега: птицы «на бреющем полёте» летели «уступом» друг за другом. Чуть позже мы видели тювика с какой-то ящерицей в лапах. В речке – крохотный водяной ужик (примерно 15 см) с маленькой рыбкой в пасти. На водопой прилетело 25+ сизых голубей, они же и сизоворонки явно гнездятся в нишах берегового обрыва реки. Вечером – костёр и жареные бараньи рёбрышки под пение сплюшек и полёты летучих мышей.

Пятница, 22 июня. Сарыкум. Весь день – ни облачка, жара.  В 6-15 вышли на маршрут вверх выше каньона по реке Шура-Озень, а весь обратный путь проделали прямо по руслу, по воде. На скалах каньона по левому берегу перелетает и беспокоится курганник, он же «конфликтовал» в воздухе со стервятником. Недалеко от предполагаемого места его гнездования на скале небольшая гнездовая колония воронков, гнезда которых устроены под скальным навесом. Интересный набор «пойменных» видов: поет соловей, бледная пересмешка, вспугивали перевозчика, черныша и несколько сильно беспокоящихся малых зуйков. Вверх по течению над долиной пролетели два орла-змееяда и чеглок (?) – крупный и тёмный. В тополёвой роще – выводок каменных воробьёв: взрослые птицы кормят 6+ слётков. Ниже ж/д моста вспугнут зимородок, под мостом – убитая пастухами небольшая гюрза.

Вечером – осмотр гнезда обыкновенной пустельги в развалинах здания станции Кумтор-Кале (три почти готовых вылететь птицы), песни сплюшек и козодоев. С начала поездки отмечено 72 вида птиц.

Суббота, 23 июня. Сарыкум – ущелье Маркова. В 5-30 группу забросили в ущелье Маркова. Коля Юдрис в свой 12-й День Рождения ехал в багажнике «Нивы». Очень жарко с самого утра. В ущелье на скале-останце отдыхали 7 белоголовых сипов, рядом охотились 2 + 1 степные пустельги. Поёт удод, бегают и перекликаются минимум 5 кекликов. Над хребтом летает около 10 белобрюхих стрижей, а в ущелье поют и перелетают два синих каменных дрозда! Синяя Птица – существует! В кустах у родника отмечена белоусая славка. Спускались в речную долину по ущелью, встретили нескольких кавказских агам, 7 средиземноморских черепах (одна – сеголеток!). Сквозь крики кекликов и песни синих каменных дроздов неожиданно услышали пеночку-весничку.

После короткого отдыха именинник Николай и Ксения отправлены с Ахмедом в Сулакский каньон, а мы в самую жару с 12-30 до 15-00 – «за тювиками». Под гнездом об.пустельги нашли ушастую круглоголовку, в роще плотно сидит на гнезде тювик, и еще две птицы сильно беспокоились, подпуская «на фото-выстрел». Вечером – фото-сессия с кошачьей змеёй, скорпионами и четырьмя маленькими ежатами рядом с кордоном. В сумерках над барханом в сторону хребта Нарат-Тюбе пролетело не менее 20 сипов и грифов.

Воскресенье, 24 июня. Сарыкум. Утром у девушек в комнате на подоконнике изловлен скорпион. Короткая экскурсия с 6-00 до 9-00 с Гаджимуратом и Артуром к ж/д мосту через реку Шура-Озень, за слепозмейками. На склонах и осыпях перед мостом – выводок каменных воробьев. Общими усилиями, переворачивая камни, нашли, сфотографировали и отпустили трёх слепозмеек. В тополёвой рощице у моста – пять слётков черноголового сорокопута у гнезда. Родители активно кормят, гнездо на высоте около 5 метров на тонком (всего см.10) дереве. В роще тополей у кордона – плотно насиживающая сойка в гнезде.

16-15. Вторая экскурсия – по железной дороге в сторону трассы. Отмечена пара канюков (вновь у вышки), пара кобчиков, долго позировал на дереве тювик. У родника встретили большого обыкновенного ужа. Маршрут окончили в 18-30, под пятиминутным дождиком.

Понедельник, 25 июня. Сарыкум – Самурский Лес. Раннее жаркое утро. У прудика бродит слёток галки, сороки ругаются с черноголовыми сорокопутами. 9-00 – отъезд в Самурский Лес. Контора заповедника – пограничное управление в Каспийске – рынок в Дербенте, в 16-00 мы у вагончика на берегу Каспия. Дорогой по лесу отметили несколько жуланов, рыжую цаплю и пару вяхирей. В лесу у прудов поёт черноголовая славка и крапивник, летает зимородок и зелёный дятел. Вечером – концерт лягушек и квакш, цикад и шакалов. В 10 вечера под шум Каспия, хорошенько накупавшись, засыпаем в своих палатках.

Вторник, 26 июня. Самурский Лес.  В 4-30 утра слышны чёрные дрозды, дроздовидные камышовки, прямо за палатками беспокоится у гнезда жулан. Короткий выход к озеру: охотится пара чеглоков, на воде – чомга с тремя маленькими птенцами. На морском берегу 4 перевозчика и белые трясогузки, летает несколько береговушек. «Неполным составом» в 8-45 отправились вокруг озера к лесу. В пролетавшей стае примерно в 20 больших бакланов с удивлением отметили среднего кроншнепа. На тамариксе поёт просянка, в лесу – зяблики, вяхири и черноголовая славка. С воплями пролетело два обыкновенных дубоноса. …Жарко! Купаемся, купаемся, купаемся – но вода грязная, и много мусора на морском берегу. К вечеру нами отмечено уже 97 видов птиц.

Среда, 27 июня. Самурский Лес. Жаркое утро. У вагончика в стае лазоревок кормится на тополях малый пёстрый дятел. Экскурсия «от фазенды – в лес». У гигантского платана кормится десяток черноголовых щеглов, дубоносы и зяблики с большими синицами. В лесу поют соловьи, иволги, зеленушки, отмечено четыре клинтуха. Молча перелетает серая мухоловка, близко подлетел слёток певчего дрозда. Песней подманили двух малых мухоловок. И опять – купаемся, в стороне Азербайджана идёт дождь и видна радуга. На ночной экскурсии встретили несколько сеголетков квакш, на озере – выводок крякв (утка и пять птенцов). Ночью опять пели шакалы.

Четверг, 28 июня. Самурский Лес – Сарыкум. В 7-30 выезжаем в обратный путь. На озере плавает одинокая малая поганка. На лужах и ручьях у морского берега отмечен чибис, несколько перевозчиков и пьющий воду клинтух. На трассе у старого моста через реку Гюльгерычай охотятся и летают семь степных пустельг. Около Каспийска в 12-30 – большие стаи розовых скворцов. В 13-00 свернули с трассы на Сарыкум. Вечером ходили к гнезду сплюшки в роще близ железной дороги: из трех пуховиков в дупле, расположенном на высоте менее двух метров, после «осмотра» пастухом остался один. Рядом всё время крутились сойки. Вечером нам привезли «на выкорм» двух чёрных стрижей. В темноте ходили фотографировать сплюшек к водонапорной башне.

Пятница, 29 июня. Сарыкум – ущелье Маркова. В 5-30 мы уже в «верхней точке» маршрута вместе с Артуром, но без Марии и Ксении, оставшихся на кордоне. Орут золотистые щурки, на отвесной скале беспокоятся 4 каменки-плешанки (на полоза?). Поют и перелетают с песнями два синих каменных дрозда. На водопое у родника вместе с двумя черепахами и водяным ужом (!) – семь молодых черноголовых овсянок. Они же кормятся вместе с голубем sp (сизым?) на шелковице, и там же вновь отмечена белоусая славка. Над нами выполняют «парные полёты» белобрюхие стрижи, две степные пустельги и пара белоголовых сипа. На плакорах в кустах поёт юла, носятся с кормом и беспокоятся полевые коньки. На кустах боярышника с криками беспокойства перелетают два красноголовых сорокопута – наконец-то мы их увидели! Над нами долго парил чёрный аист, на спуске к реке вспугнули стайку из 10+ степных жаворонков. В пойме реки охотилась крупная самка болотного луня.

Жаркий день. Кормим стрижей. На дороге перед въездом на кордон – сбитый машиной слёток черноголового сорокопута. Артур на плакоре видел ошейникового эрейниса.

Суббота, 30 июня. Сарыкум – Махачкала. Утром – слабая облачность, быстро перешедшая в привычную жару. С 6-00 до 7-30 экскурсия выше каньона реки Шура-Озень с Питером Хамфри. По дороге – выводок серых куропаток недалеко от гнезда орла-могильника (примерно 20 птенцов размером с ¾ взрослой птицы). В зарослях тамарикса по левому берегу множество каменок, полевых коньков, отмечено несколько черноголовых овсянок, одна белоусая славка и каменные воробьи. У реки поют две бледные пересмешки. На скалах каньона – стервятник и два курганника, над правым берегом вдоль хребта пролетел чёрный аист.

После экскурсии – сборы, уборка кордона и отъезд. Нас провожал вдоль дороги тювик.

В поезде от Верхнего Баскунчака до Эльтона фотографировал прямо из окна степных орлов и зайцев. Так закончилась XXIII экспедиция «Зелёной Дружины».

Юннаты рассказывают о своей поездке в Дагестанский Государственный  природный Заповедник:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...