Умелое обращение с учащимися (педагогический такт); — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

2022-09-11 72
Умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система воспитания должна создаваться творческим путём, а не на опыте других народов, тем более система не должна выдумываться и состоять из чётких рамок, сводов и законов. Воспитание должно быть гибким.

 

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

 

§ В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности.

§ Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

§ В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Он доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.

§ К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

§ Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, однако это чувство вспыхивает у людей порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

§ Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

§ Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа.

§ Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки.

§ В тесной связи с народностью, являющейся основой воспитания в педагогической системе Ушинского, стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.

Народность воспитания в педагогике К. Д. Ушинского:

- понимание своеобразия каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями;

- нецелесообразность механического перенесения иностранной педагогики на русскую почву;

- в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой;

- воспитание должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга;

- обязательно учитывать творческие силы русского народа;

- дело народного образования было предоставлено самому народу, должно быть освобождено от тормозящей его развитие правительственной опеки;

- учитывать значение воспитательного и образовательного значения родного языка.

Цели воспитания:

- развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине;

- развить у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам;

- приучить детей всегда ставить общие интересы выше личных.

 


Цели и средства нравственного воспитания.

 

§ К. Д. Ушинский определял воспитание, как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности.

§ Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.

§ Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

§ Воспитание патриотизма, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью.

§ Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

§ Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности.

§ По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

§ Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

  Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

Обучение;

2) личный пример учителя;

Убеждение;

Поощрения и взыскания.

Цели нравственного воспитания:

1. Развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью;

2. Развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга;

3. Воспитать патриотизм, деятельную любовь к родине;

4. Развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним;

5. Гуманно относиться к детям, исключить палочную дисциплину;

6. Педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственности;

Исключить развлекающее, забавляющее, лёгкое обучение для старших детей, дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей, однако к тяжёлому труду нужно приучать постепенно, умственный труд тяжёл и быстро утомляет непривычного.

Дидактика К. Д. Ушинского

 

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью.

 

§ Он требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей.

§ Отметил, что существуют два вида внимания:

1. Активное (произвольное)

2. Пассивное (непроизвольное)

Ушинский считал, что с учетом особенностей детского возраста необходимо давать пищу пассивному вниманию, всемерно развивая. Однако учитывать, что активное внимание, являясь главным, будет использоваться человеком в дальнейшем.

§ Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти.

§ Обучение должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности.

§ Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями.

§ Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский большое значение придавал принципу наглядности. Наглядное обучение для детей необходимо, важно понимать, что обучение строится на конкретных образах и лучше усваивается ребёнком.

Единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств».

§ В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

§ Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Он разработал подробные указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д.

§ Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.).

§ Ушинский разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

§ В процессе обучения Ушинский различает две стадии:

1. Дети под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о нем общее понятие.

Эта стадия имеет три ступени:

а) дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление;

б) под руководством учителя дети отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятие;

в) учитель своими разъяснениями дополняет полученное детьми понятие, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от второстепенного.

2. Проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

§ Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, были классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Требования, цели и средства дидактики К. Д. Ушинского:

1. Построить обучение на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей;

2. С учетом особенностей детского возраста необходимо давать пищу как пассивному вниманию, всемерно его развивая, так и активному вниманию;

3. Частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в своей памяти;

4. Обучение должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности;

5. Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения перегрузки детей учебными занятиями;

6. Учитывать необходимость наглядного обучения, наглядность обеспечивает получение учащимися полноценных знаний и развивает их логическое мышление;

7. Использованные для беседы картины и наглядный материал следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы;

8. Осмысливание, основательность и прочность усвоения детьми учебного материала достигается путём повторения (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, повторение для лучшего понимания нового материала);

9. Образовать у детей общие представления и понятия из наглядных единичных представлений;

10. Развивать мышление детей одновременно с развитием у них речи;

Полностью исключить разделение функции воспитания и обучения между воспитателем и учителем. В начальной школе вместо отдельных учителей, преподающих каждый учебный предмет, должны быть классные учителя, преподающие в данном классе все предметы.

Критика теорий формального и материального образования и классической школы

 

В XIX веке в дидактике существовали две теории о наиболее целесообразном характере образования. Сторонники так называемого «формального образования» (преимущественно защитники классического образования) считали, что главная задача образования - это развитие памяти, внимания, мышления и речи, причем на каком учебном материале (хотя бы далеком от жизни и не имеющем практического значения) будет достигнуто это развитие - вопрос второстепенный. Напротив, сторонники так называемого «материального образования» главное значение придавали материалу обучения, требуя, чтобы учебный материал был жизненным, имел практическое значение. Они поэтому возражали против преподавания в средней школе латинского и греческого языков, главное место отводили родному языку и литературе, математике, естествознанию и новым иностранным языкам, но не придавали достаточного значения развитию умственных сил учащихся.

§ Ушинский признал обе эти теории односторонними и считал одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Необходимо и то, и другое, более того - одно без другого немыслимо, и поэтому противопоставление формального и материального образования бессмысленно.

§ Ушинский считал, что детей надо знакомить с науками о природе и человеке. Они должны знать родной язык и литературу, историю, географию, математику, а также естественные науки.

§  Ушинский говорит о большом воспитательном значении естествознания и защищает реальное направление общего образования. Он указывает, что естественные науки развивают умение наблюдать жизнь, интересуют детей несравненно больше, чем латинские и греческие склонения и спряжения, содействуют развитию логического мышления и имеют большое практическое значение. В своей книге для чтения «Детский мир» Ушинский дал большой учебный материал по естествознанию для первоначального обучения. Он горячо рекомендовал практические занятия учащихся сельских школ в огороде и поле.

В педагогике одинаково важны как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями. Так же детей нужно обязательно знакомить с науками о природе и человеке. Естествознание имеет большое воспитательное значение, естественные науки всесторонне развивают умение наблюдать жизнь, логическое мышление, такие науки так же имеют большое практическое значение.


К. Д. Ушинский об уроке и методах обучения

 

Ушинский много внимания уделил в своей педагогической системе уроку.

 

§ Необходимыми условиями успешной организации учебных занятий в школе, характерными чертами классно-урочной системы он считал класс с твердым составом учащихся как основное звено школы, твердое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя.

§ Виды учебных занятий на уроках могут быть различны: сообщение новых знаний, упражнения, повторение пройденного, учет знаний, письменные и графические работы учащихся. Каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Учитывая сравнительно быструю утомляемость внимания детей (особенно младшего возраста), Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов.

§ Придавая большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать, Ушинский советовал, чтобы с самого начала школьных занятий учитель приучал детей на уроках к правильным приемам самостоятельной работы. Для этого, по его мнению, на первых порах не следует давать детям домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы.

§ В начальной школе Ушинский рекомендует давать элементарные сведения по истории, географии, природоведению на уроках родного языка путем объяснительного чтения. В процессе объяснительного чтения делаются разъяснения непонятных слов и выражений, нравственные выводы и т. п. Однако требуется при этом, чтобы своими объяснениями учитель не уводил детей в сторону от читаемой статьи или стихотворения, чтобы основной материал чтения всегда стоял в центре внимания.

§ В замечательной статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский дал ценные методические указания.

Это преподавание, по его мнению, имеет три задачи:

1) развить речь ребенка,

2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка

3) усвоить логику языка (его грамматику).

Все три задачи выполняются одновременно, совместно.

§ Для развития речи Ушинский рекомендует систематические упражнения - сначала устные, затем письменные, которые должны постепенно усложняться. Большое значение придается правильной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения народной поэзии и лучших образцов художественной литературы.

§ Ушинский уделяет большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Большое значение Ушинский придавал ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других.

§ Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводить постепенными упражнениями.

§ Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки своего «Родного слова».

Требования, цели и средства методов обучения:

1. Классно-урочная система обучения, которая подразумевает:

а) класс с твердым составом учащихся;

б) твердое расписание классных занятий;

в) фронтальные занятия со всеми учащимися данного класса в сочетании с индивидуальными занятиями при ведущей роли учителя

Система воспитания должна создаваться творческим путём, а не на опыте других народов, тем более система не должна выдумываться и состоять из чётких рамок, сводов и законов. Воспитание должно быть гибким.

 

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

 

§ В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности.

§ Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

§ В статье «О народности в общественном воспитании» Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Он доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.

§ К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

§ Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, однако это чувство вспыхивает у людей порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

§ Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

§ Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа.

§ Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки.

§ В тесной связи с народностью, являющейся основой воспитания в педагогической системе Ушинского, стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.

Народность воспитания в педагогике К. Д. Ушинского:

- понимание своеобразия каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями;

- нецелесообразность механического перенесения иностранной педагогики на русскую почву;

- в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык, обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой;

- воспитание должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга;

- обязательно учитывать творческие силы русского народа;

- дело народного образования было предоставлено самому народу, должно быть освобождено от тормозящей его развитие правительственной опеки;

- учитывать значение воспитательного и образовательного значения родного языка.

Цели воспитания:

- развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине;

- развить у детей чувство национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам;

- приучить детей всегда ставить общие интересы выше личных.

 


Цели и средства нравственного воспитания.

 

§ К. Д. Ушинский определял воспитание, как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности.

§ Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью.

§ Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

§ Воспитание патриотизма, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью.

§ Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

§ Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности.

§ По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.

§ Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

  Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

Обучение;

2) личный пример учителя;

Убеждение;

умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения;

Поощрения и взыскания.

Цели нравственного воспитания:

1. Развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью;

2. Развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга;

3. Воспитать патриотизм, деятельную любовь к родине;

4. Развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним;

5. Гуманно относиться к детям, исключить палочную дисциплину;

6. Педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственности;


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.