Этапы разгосударствления и приватизации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Этапы разгосударствления и приватизации

2022-09-11 27
Этапы разгосударствления и приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На законодательном уровне цели и принципы разгосударствления и приватизации были сформулированы еще в 1991 г. в "Основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации экономики Белорусской ССР".

Предполагалось с 1991 г. начать решать следующие задачи:

· сформировать основы для экономической свободы граждан;

· разграничить функции государственного управления и функции непосредственного руководства производственно-хозяйственной деятельностью;

· обеспечить экономическую ответственность товаропроизводителей, адекватную их хозяйственной самостоятельности, повышение на этой основе эффективности и восприимчивости экономики к научно-техническим новациям;

· преодолеть монополизм и создать конкурентную среду для эффективного функционирования экономики;

· сократить государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий:

· расширить сферу использования финансовых средств предприятий и населения для стабилизации денежного обращения.

Государственной программой разгосударствления и приватизации, принятой Верховным Советом Республики Беларусь в июне 1993 г., было продекларировано, что приватизации подлежит 2/3 стоимости основных фондов предприятий и организаций, при этом 50 % приватизируемого имущества государственных предприятий передается гражданам Республики Беларусь безвозмездно.

В 1993 г. надлежало приватизировать около 10 %, а в 1994 г. - около 20 % стоимости основных фондов, подлежащих приватизации, т.е. только за 1993-1994 гг. 30 % госимущества подлежало приватизации.

В соответствии с изменениями, внесенными в Государственную программу в июле 1996 г., необходимо было:

· до конца 1997 г. завершить разгосударствление предприятий строительства и строительных материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство;

· до конца 1997 г. завершить приватизацию государственных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

· до 1 июля 1999 г. завершить безвозмездную приватизацию.

Анализ исполнения вышеуказанных документов приводит к неутешительным выводам. Спустя 8 лет от начала приватизации, 6 лет после принятия законов о приватизации и Государственной программы, разгосударствлено всего около 26% предприятий. При этом фактически состоялась лишь передача от государства физическим и юридическим лицам функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация, то есть приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству, осуществлена в значительно меньших объемах.

Объем разгосударствления и приватизации относительно общего количества государственных предприятий характеризуется следующим образом:

Таблица 1.

№п/п

Республика, область, город

Кол-во государственных предприятий

Разгосударствле-но и привати-зировано за 1991-1998 гг. гг.

% от кол-ва государственных предприятий

всего в т.ч. респ./коммун. 1. Брестская обл. 1632 552/1080 424 25,6 2. Витебская обл. 1920 606/1314 284 14,79 3. Гомельская обл. 1997 675/1322 457 22,88 4. Гродненская обл. 1401 438/963 497 35,47 5. г. Минск 2002 1282/720 623 31,12 6. Минская обл. 1375 522/853 461 33,52 7. Могилевская обл. 1663 500/1163 364 21,88

ИТОГО:

11990 4575/7415 3110 25,9

Не достигнуты намеченные Государственной программой объемы приватизации торговли, общественного питания и бытового обслуживания:

Таблица 2.

Наименование отрасли Необходимо было приватизировать до конца 1998 г. Кол-во объектов, подлежащих приватизации Кол-во объектов, приватизированных за 1991-98 гг. Удельный вес приватизированных объектов, в %.
Торговля 100 % 1420 937 66
Общественное питание 100 % 350 157 45
Бытовое обслуживание 100 % 1031 360 35

Но наиболее драматичная ситуация с безвозмездной приватизацией, которую в соответствии с Госпрограммой необходимо было завершить до 1 июля 1999г.

Таблица 3.

Показатели Всего по республике
1. Кол-во граждан, имевших право на получение ИПЧ, млн. чел. 7,833
2. Кол-во граждан, получивших сертификаты, млн. чел. 4,872
3. Общее кол-во чеков по выданным сертификатам, млн. шт. 425,327
4. Кол-во использованных чеков, млн. шт. 114,460
5. Остаток чеков на счетах, млн. шт., в т.ч.: 311,957
физических лиц 295,295
6. Коэффициент обеспеченности остатков на счетах 0,27
7. Неиспользованная имущественная квота, млн. чеков 271,944
8. Коэффициент обеспеченности неиспользованной имущественной квоты 0,31

 

Однако к настоящему времени реформа государственной собственности пока не оказала ощутимого воздействия на экономику в плане ее стабилизации, повышения инвестиционной активности и благосостояния основной массы населения.

Во многом это связано с затянувшимся на три года (1991-1993 гг.) процессом создания правовой основы приватизации государственной собственности. Органы государственной власти в течение того времени не смогли принять и активно донести до населения согласованный порядок и упрощенные процедуры процесса массовой приватизации. Не смогли убедить общественность важности учета фактора времени в столь важном процессе.

В результате, Мингосимушество и другие органы приватизации, не имея поддержки общественности, подвергались яростным нападкам противников рыночных реформ, а приватизация, являющаяся во всех постсоциалистических странах символом перемен, в нашей республике стала предметом нападок.

Из-за неотработанности правовых процедур, разного толкования законов, связанных с разгосударствлением и приватизацией, процесс реформирования госсобственности приостанавливался многократно. Слабо поставленная информационная и пропагандистская работа, недостаточно активное продвижение ярких положительных примеров, дискредитация или непонимание отдельными органами власти самой идеи приватизации создали у общественности негативное отношение к реформированию госсобственности.

Через восемь лет после начала разгосударствления и приватизации, сам процесс преобразований госпредприятий попал в центр замкнутого круга. С одной стороны, кризисное состояние государственного сектора экономики требует его немедленной приватизации. С другой стороны, решительное преобразование госсектора в условиях кризиса крайне затруднено, так как инфляция, усиливаемая скрытой и структурной безработицей, привела к обесцениванию финансовых ресурсов как предприятий, так и населения, что тормозит проведение активной приватизации.

2.3. Основные подходы к разгосударствлению и приватизации
в Республике Беларусь

Основными способами приватизации в Республике Беларусь являются конкурсная или аукционная продажа объектов коммунальной собственности и небольших предприятий республиканской собственности.

Разгосударствление осуществляется, в основном, путем преобразования средних и крупных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей акций за деньги и за чеки.

При преобразовании госпредприятий в акционерные общества выполняются все необходимые условия: принятие устава, занесение в реестр, создание наблюдательного совета, назначение коммерческого руководства, составление вступительного баланса, разработка концепции развития предприятия.

Эта работа огромного масштаба позволит предотвратить растаскивание государственного имущества и создать предпосылки для продажи предприятий новым энергичным собственникам посредством продажи акций.

В республике продекларированы условия для внесения инвестиций и банковских капиталов в приватизируемые предприятия с целью их оживления и реструктуризации в постприватизационный период. Учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых на базе государственных предприятий, наряду с Мингосимуществом, могут выступать иностранные инвесторы или кредиторы предприятия, которые с целью увеличения уставных капиталов этих обществ вносят принадлежащее им имущество или денежные средства.

Держателем пакета акций государства в уставном капитале акционерного общества является Мингосимущество в лице Комитета по ценным бумагам.

Основными направлениями приспособления к рыночным условиям в постприватизационный период для реформированных предприятий становится реструктуризация, изменение системы менеджмента, привлечение инвестиционного капитала.

Проблема реструктуризации остается одной из сложнейших. Это связано с необходимостью переориентации предприятия в таких аспектах, как ведение финансовой деятельности, формирование новой структуры управления, а также, при необходимости, перепрофилирование хозяйственной деятельности.

В настоящее время реструктуризация рассматривается как средство для придания привлекательности тому или иному объекту со стороны потенциальных инвесторов. Программа приватизации предусматривает проведение реструктуризации перед предложением тех или иных объектов к продаже для того, чтобы привлечь к покупке потенциальных инвесторов.

Зарубежный опыт подсказывает, что большинство крупнейших зарубежных корпораций фактически являются объединениями десятков предприятий. Наиболее известные типы и формы нынешних стратегических альянсов в мире бизнеса - это холдинговые компании, консорциумы, конгломераты. Создание подобных организаций, союзов способствует объединению стратегических ресурсов и распределению экономического риска. Побуждает к единению и желание освоить новые рынки, приобрести те или иные преимущества в состязании со своими конкурентами. Стратегические альянсы фирм значительно облегчают бремя риска для их участников, а обмен знаниями обеспечивает более стабильный и достаточно прогнозируемый доход.

Эффективность приватизационного процесса напрямую связана с развитием рынка ценных бумаг и рынка капитала. По своей сути рынок капитала является рынком прав собственности и контроля над предприятиями и их активами. Ему отводится важная дисциплинирующая роль, так как рыночная цена акций отражает оценку, которую инвесторы дают результатам работы руководства предприятия. При низких показателях работы новые владельцы могут приобрести на рынках капитала контроль над предприятиями и заменить руководство, не обеспечившее повышение ликвидности акций.

К сожалению, в Беларуси процесс формирования рынка ценных бумаг и рынка капитала только начинается. Разработаны нормативные акты, устанавливающие порядок регистрации и выпуска ценных бумаг, заключения сделок и оформления операций купли-продажи ценных бумаг.

На белорусском фондовом рынке наиболее крупными по объемам эмиссии, кроме государственных краткосрочных облигаций, являются акции приватизированных предприятий.

Самой сложной проблемой постприватизационного периода становится проблема привлечения инвестиционного капитала.

Привлечение инвестиций возможно по четырем основным направлениям.

Первое направление.

На стадии разгосударствления и приватизации конкретного государственного предприятия инвестор, в том числе иностранный, может участвовать в создании открытого акционерного общества путем внесения в уставный фонд такого общества денежного или имущественного взноса.

На сумму взноса в уставный фонд инвестору выдается соответствующий пакет акций этого акционерного общества.

Вносимые средства являются прямыми инвестициями в предприятие.

На совместное предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества распространяются льготные условия формирования уставного капитала. В первый год он может быть сформирован в размере не менее 50 % объявленной величины, а в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации акционерного общества.

По этой схеме были созданы первые открытые акционерные общества с участием иностранных учредителей: Могилевский металлургический завод с участием компании Бостон Тренд Коннекшиз, г. Фремингем, штат Массачусетс. США, вклад которой составил 38,8 % от величины уставного фонда общества; Ошмянская кофейно-цикорная фабрика с участием иностранного предприятия "Биэлла", учрежденного американской компанией "Гордон Интерпрайсис ЛТД", вклад которого составил 50 % от величины уставного фонда общества.

Второе направление.

Иностранный инвестор может участвовать в выкупе принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ на конкурсных торгах, или в выкупе государственного имущества по конкурсу, на аукционах.

Основными условиями конкурса являются: величина инвестиций в модернизируемое производство, освоение новых видов продукции и новых рынков сбыта и др.

Так, например, 46 % акций стеклозавода "Октябрь" продано на конкурсной основе белорусско-английскому совместному предприятию "Лада-ОМС" по цене, сниженной на 50 % от начальной стоимости.

Третье направление.

Иностранный инвестор может приобретать акции дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, в которых в настоящее время государству, как акционеру, принадлежат значительные пакеты акций.

Дополнительный выпуск акций осуществляется под конкретный инвестиционный проект.

Возможность проведения второй и последующих эмиссий акций открытых акционерных обществ до полной продажи принадлежащих государству акций первого выпуска может стать стимулом для инвестора, так как средства, вырученные от продажи акций, в этом случае поступают непосредственно на предприятие и направляются на финансирование инвестиционного проекта.

Четвертое направление.

Иностранные юридические и физические лица могут участвовать в создании на территории страны совместных и иностранных предприятий.

Совместное или иностранное предприятие может быть создано на базе государственного имущества, продаваемого на аукционе или по конкурсу.

Участие в приватизации вполне приемлемо для иностранных юридических и физических лиц, так как согласно законодательству Республики Беларусь совместным предприятиям с долей в уставном капитале иностранного инвестора более 30 % предоставляются следующие льготы:

· без лицензии экспортировать продукцию собственного производства;

· безлицензионно импортировать товары для собственной хозяйственной деятельности;

· в течение 3-х лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль;

· если предприятие производит особо важную для Республики Беларусь продукцию (перечень такой продукции определен), то оно может быть освобождено еще на 3 года от уплаты 50 % налога на прибыль;

· получать в аренду земельные участки под расширение и модернизацию производства. Если последующее законодательство ухудшает условия для инвесторов, то в течение 5 лет действует законодательство на момент регистрации совместного предприятия. Иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за границу причитающихся ему сумм.

Сегодня самое главное понять, что проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в процессе приватизации государственной собственности являются важнейшими, так как инвестор несет с собой ноу-хау, новый менеджмент, стремление к успеху, деньги и, возможно, рынки сбыта, что в общем-то и явится условием стабилизации экономики и повышения благосостояния граждан.

2.4. Становление холдингов как вариант проведения
эффективной приватизации в Республике Беларусь

Процесс приватизации в Беларуси идет медленно по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Слишком отличаются подходы к реформированию. В стране происходит усиление государственного присутствия, блокировка и запрет приватизации широкого спектра объектов. Мингосимущество практически утратило роль былого инициатора реформ и в основном выполняет лишь методологическую роль.

Хотя программу приватизации можно завершить за один-два года, но становление новых негосударственных предприятий, финансовой системы рыночного типа потребует десятилетий, так как необходимы коренные изменения макроэкономической структуры, профессиональных кадров и психологии людей.

Недостатки механизма реформирования государственной собственности обусловили необходимость его совершенствования путем:

· акционирования государственных предприятий;

· создание холдингов посредством выделения структурных подразделений в самостоятельные акционерные общества.

Акционирование наиболее целесообразно для крупных и средних предприятий с высокой ликвидностью[4], достаточной рентабельностью, наличием экспортного потенциала. Создание на базе государственных предприятий множества ОАО позволит разрушить монополию государственной собственности и будет способствовать формированию конкурентной среды и рыночных отношений.

По данным Министерства статистики на 01.01.2000 в Беларуси насчитывалось 1670 АО (при сохранении контрольно-управляющих функций за государством). Численность работающих в АО составила 14 % занятых в народном хозяйстве. Ведутся работы по подготовке к акционированию ряда предприятий нефтехимической промышленности. В частности, готовятся к реформированию Новополоцкий “Полимир”, проявлен интерес к Новогрудскому заводу газовой аппаратуры и “Белтрансгазу”. Акционируется Оршанский льнокомбинат. В перспективе предполагается создание холдинга, объединяющего льносеющее производство, переработку и производство льноволокна.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется в соответствии с положением Совета Министров РБ “О порядке создания ОАО в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности”.

Эффективность деятельности ОАО во многом зависит от состава учредителей. В процессе приватизации создаются ОАО либо с одним учредителем - государством, либо ОАО с несколькими учредителями (государством, кредиторами и инвесторами).

Если учредитель один - государство, то ОАО становится преемником его долгов, которые погашаются из чистой прибыли, что значительно замедляет процесс приватизации.

Участие кредиторов в учреждении ОАО позволяет начать деятельность без долгов, улучшить финансовое положение, расширить и обновить производство.

Наиболее предпочтительным является вариант участия в учреждении ОАО инвесторов, в том числе зарубежных. Но внешнего финансирования не будет до тех пор, пока инвесторы не получат гарантии, что их деньги находятся в надежных руках, а это может обеспечить только контрольный пакет акций. Действующий закон об акционерных обществах не защищает права инвесторов. Так, Законом установлен принцип голосования “одна акция - один голос”. Практика же показывает, что в большинстве приватизированных АО управляющие и трудовой коллектив владеют от 50 до 70 % голосующих акций, а внешние акционеры - до 20 %. Таким образом решения принимаются простым большинством, а инвестор всегда рискует.

Для обновления экономики Беларуси необходимо вливание прямых иностранных инвестиций в объеме 50 млрд. долларов США. На сегодня имеется менее 0,5 % этой суммы, которые в основном приходятся на проекты с российскими компаниями по прокладке нефте- и газотрубопроводов.

К сожалению, экономическая ситуация в стране ограничивает участие в преобразовании государственных предприятий иных, кроме государства, учредителей. Поэтому наибольшее распространение получили полностью государственные акционерные общества. Усилению роли государства также способствовал Указ Президента РБ № 591 от 14.11.1997 г., утвердивший “Порядок введения и реализации особого права (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерным обществом”.

Формирование акционерных обществ обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Данный способ позволяет:

· приватизировать крупные предприятия, составляющие наибольший удельный вес в экономике Беларуси;

· экономически заинтересовать предприятия - смежники в развитии ОАО путем продажи им пакета акций;

· привлечь иностранный капитал для технологического обновления через систему владения акциями;

· осуществлять контроль со стороны государства за деятельностью крупных акционерных обществ, владея пакетами их акций.

Учитывая, что для Беларуси наиболее эффективной является акционерная форма предприятий, то будет целесообразным их объединение в холдинги.

Холдинг - юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.

Холдинг отличается от других форм объединения предприятий тем, что право управления и контроля обеспечивается с помощью финансового механизма. Система холдинговых компаний позволяет материнской фирме, при сравнительно небольшом объеме акций других компаний, контролировать их деятельность, т.е. распоряжаться собственностью во много раз превышающую исходную.

В Германии, Швеции, Голландии нередко холдинговые компании строятся по принципу виноградной лозы. Через свои дочерние общества холдинг участвует в капитале многих сотен компаний. Активы и интересы хозяйственных субъектов на разных уровнях такой системы взаимно переплетаются, что способствует устойчивости организационной структуры в целом.

Деятельность холдингов в Беларуси регулируется, прежде всего, Законом РБ от 9 декабря 1992 г. “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью”; постановлением Совета Министров РБ от 20 апреля 1993 г. № 250 “О холдингах, создаваемых в процессе приватизации”; Законом РБ от 1 марта 1993 г. “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”; приказом по Государственному комитету РБ по антимонопольной политике от 19 марта 1993 г. № 17 “ О порядке рассмотрения и согласования проектов создания холдинговых компаний и инвестиционных фондов”; постановлением Кабинета Министров РБ № 310 от 6 мая 1996 г. “О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности”.

Согласно белорусскому законодательству, холдинг может быть создан либо в результате реорганизации предприятия или производственного комплекса с выделением из его состава подразделений в качестве юридически самостоятельных, либо путем учреждения новых акционерных обществ при условии сохранения контроля над ними.

В результате образования холдингов акционерные общества достигнут следующих преимуществ:

o сохранение сложившихся производственных связей будет способствовать образованию скоординированных технологических цепочек, начиная от формирования портфеля заказов на продукцию и заканчивая выпуском и реализацией готовой продукции;

o совместное проведение научных и опытно-конструкторских работ позволит организовать в холдинге венчурные[5] предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции и получения дополнительной прибыли;

o образование единой финансовой, инвестиционной и инновационной политики будет способствовать повышению технического уровня производства и его диверсификации с целью снижения риска и смягчения кризисных явлений;

o образование государственных холдингов позволит в короткие сроки сформировать реальные институты рынка, что ускорит движение акционерного капитала.

Перспективы холдинговых компаний в Беларуси обязательно связаны с постепенным развитием как государственных, так и частных организационных структур, которые будут возникать по мере роста количества АО, усиления процессов их объединения, слияния, формирования рыночной инфраструктуры. Нужно отметить, что условия для создания холдингов в республике уже имеются.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приватизация - это не столько экономическая проблема, но в большей степени политическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этой проблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводить бесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественное согласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства.

В Чехии быстрая приватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнение общественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты в первозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимым реформам. Результат: в Чехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризис переходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешних инвестиций на душу населения в год (Венгрия - 432 долл., Чехия - 234 долл., Беларусь - 1-5 долл.).

Законодательство о приватизации государственной собственности, даже очень хорошее, мертво, если нет команды, способной наполнить закон содержанием и реальным смыслом, соединить в механизме реализации закона интересы людей.

Для управления процессом приватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем, глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простым языком. И при этом помнить, что средства массовой информации 80 % успешного могут не заметить, а 20 % ошибок раздуть до вселенских масштабов. Задача команды - не бояться делать ошибки, или ничего не делать, боясь критики. Критики не избежать при любых обстоятельствах - и это нормально, но дело будет сделано. Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовы пройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти, парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели, осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться.

Такие команды были созданы в Венгрии, Чехии, Германии. Осознавая временность своего существования, они смогли с честью исполнить возложенную на них временем миссию.

Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которых правительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества менеджерами. При этом государство должно сохранить за собою возможность финансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и рост в негосударственном секторе.

Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, администрация или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится неотложной задачей.

В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственное имущество. Во многих странах (Болгария, Украина), где теоретически приватизация была принята, но ее практическая реализация откладывалась, активы и доходы государства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже в собственность частных владельцев. Это противоречило законодательству и вызывало широкое возмущение общественности.

Примером этому служит болгарский опыт. Новое правительство, пришедшее к власти в 1991 г., отошло от курса реформ и заблокировало на много лет принятие программы приватизации. Как результат, руководители присваивали госимущество и денежные средства предприятий, не оставляя государству ничего, кроме обязательств. По мнению болгарских обозревателей, отсутствие четких прав собственности в переходный период из проблемы юридической превращается в одну из главных макроэкономических проблем.

Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредством ваучеров[6], купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее последовательно и под контролем государства, являются ярким подтверждением следующих выводов:

· к приватизации было привлечено огромное количество людей

· под давлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее

· свободная продажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволила сосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитие рынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционного капитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.

Значительное распыление акций среди их держателей на реформированных предприятиях привели к отсутствию эффективного собственника предприятия (активного акционера) и фактически к полной безответственности управляющих перед их акционерами за свою деятельность и деятельность предприятия. У рядовых акционеров и государства в таких случаях практически отсутствовала информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. Это затрудняло контроль акционерами действий управляющих, и иногда, как в Чехии, приводило к "эффекту туннеля", когда управляющие оставляли от предприятия только коробку, распродавая все имущество.

Таким образом, изучение опыта многих стран позволяет нам избежать возможных ошибок, если начать активные практические действия.

Наша правовая основа разгосударствления и приватизации логична, четко определяет компетенцию участников приватизации, систематизирована в стандартные процедуры. Отсутствует одно - политическая воля к конкретным преобразованиям и желание взять на себя всю ответственность за эти действия.


ЛИТЕРАТУРА

1. Головачев А.С., Малиновский Т.К. Приватизация коммунальной собственности. ― Мн., 1998. ― 128 с.

2. Государственная программа приватизации (утверждена постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 16 июня 1993г.).

3. Закон РБ "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" 19 января 1993г.

4. Закон РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" 9.12/1992г.

5. Лобан Л.А. Приватизация предприятий: способы, организация, механизм. ― Мн.: ООО “Мисанта”, 1996. ― 144 с.

6. Лобкович Э.И. переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси. ― Мн.: БГЭУ, 2000. ― 70 с.

7. Новый портал // Экономика ― 18.12.2005.

8. От кризиса к росту. Опыт стран с переходной экономикой. / Под ред. М.А. Дерябиной. ― М.: Эдиториал УРСС, 1998.

9. Приватизация: чему учит мировой опыт / Под общ. ред. Б. М. Болотина. ― М.: Международные отношения, 1993. ― 278 с.

10. Титович А. А., Сычев А. Н. Разгосударствление и приватизация: опыт, проблемы, перспективы ― Мн.: Издательский центр БГУ, 2002. ― 216 с.

11. Экономическая Газета / декабрь 2005.

 


[1] Концессия (от лат. concession – разрешение, уступка) – уступка государством на определенный срок своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям на определенных условиях. (Современный экономический словарь)

[2]«Демонстрационный эффект» - воздействие уровня жизни одной социальной группы на структуру спроса и экономическое поведение другой группы. (Современный экономический словарь)

[3] «Экономический человек» (лат. Homo economicus) - человек с высокой экономической интуицией и познаниями, принимающий рациональные варианты экономических решений. (Современный экономический словарь)

[4] Ликвидность (от лат. liquidus – жидкий, текучий) – подвижность, мобильность активов предприятий, фирм или банков в капиталистических странах, обеспечивающая фактическую возможность (способность) бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним законные денежные требования. (Большая советская энциклопедия)

[5] Венчурные предприятия – небольшие предприятия, фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических новшеств. (Современный экономический словарь)

[6] Ваучер (от. англ. voucher - расписка) – приватизационный чек, документ, дающий право на участие в приватизации посредством его обмена на акции приватизируемого предприятия. (Современный экономический словарь)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.