Политические причины становления парламентаризма в начале XX века. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

2022-09-11 40
Политические причины становления парламентаризма в начале XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

1.Политические и социально-экономические причины становления

российского парламентаризма в начале XXвека……………………………………………...4

 

1.1Политические причины становления парламентаризма в начале XX века……………...4

 

1.2Социально-экономические причины становления парламентаризма в

начале XX века…………………………………………………………………………………...6

2.Функционирование парламентаризма в России в начале XXвека…………………………7

 

2.1Понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование

деятельности государственной Думы начала XX века………………………………………..7

 

2.2Социальный состав и вопросы I Государственной Думы………………………………....8

 

2.3Деятельность II Государственной Думы…………………………………………………...11

 

2.4Результаты деятельности III Государственной Думы…………………………………….13

 

2.5Вопросы Четвертой Государственной Думы……………………………………………...15

3.Итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека……………………………..........17


3.1Итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов………………………….17


3.2Уроки и проблема преемственности идей парламентаризма в России…………………20

Заключение.................................................................................................................. …………22

Библиографический список....................................................................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ А" ПерваяГосударственнаяДума. 1906год."……………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б " Выборы в ГосударственнуюДуму "…………………………………...26

ПРИЛОЖЕНИЕ В " Партийный состав I Государственной Думы "……………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ Г " Партийный состав II Государственной Думы "……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ Д "Партийный состав III Государственной Думы"……………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ Е " Партийный состав IV Государственной Думы "…………………........30
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж " Подчинение Государственной Думы правительству "………………31

 

 

Введение

Актуальность темы и исследования. Современная Россия находится в постоянных поисках оптимальных путей демократического развития и совершенствования парламент­ской системы. Но осмысление современного государственно-правового развития, его про­гнозирование невозможно без изучения отечественных государственных традиций, их исторического фона, а также правовой эволюции. Искать решения для тех или иных поставленных задач необходимо путем анализа своей собственной истории. Одним из инструментов национальной правовой политики должно стать сравнительное право. Парламентаризм представляет собой единственный в своем роде феномен, понять который можно только через анализ его исторического становления. Анализ истории функционирования парламента необходим для научного осмысления общих проблем современной политической истории, он важен при определении дальнейшего пути демократического развития, для исключения повторения ошибок и остановок в развитии народовластия. Важнейший урок мировой истории состоит в том, что парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Исторический опыт показал: без органа государственной власти, в составе которого выборные представители от всех социальных групп населения страны, невозможно подлинное развитие гражданского общества.Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Российский парламентаризм в начале XX века (историческое исследование)" в современной науке. С другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является политическая история России начала XXвека.
Предметом исследования является
Российский парламентаризм как политико – правовое и социальное явление.

Целью исследования является анализ причин генезиса парламентаризма в начале XXвека, исследования процесса эволюции парламентаризма и его исторической роли в судьбе России.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- проанализировать социально-экономические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- изучить понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века.

- обозначить социальный состав и вопросы I Государственной Думы.

- проанализировать деятельность II Государственной Думы.

- дать оценку результатам деятельности III Государственной Думы.

- осветить вопросы IV Государственной Думы.

- охарактеризовать итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов.

- выявить уроки и проблемы преемственности идей парламентаризма в России.

- Проанализировать итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов исследования, такими, как анализ, синтез, сравнения, классификация, а также диалектический метод. Специальные методы истории. Хронологии, анализа исторических источников.

Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит из трех разделов, логическим образом разбитых на пункты, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первом разделе раскрывается сущность, общие вопросы, раскрываются исторические аспекты причины "Российского парламентаризма в начале XX века ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов " Парламентаризма в России в начале XX века".
Во втором разделе освещается более подробно содержание и функционирование "Парламентаризма в России в начале XX века ".
В третьем разделе, выявляются практический характер, и на основе отдельных данных делается анализ, а также выясняются итоги деятельности Государственных Дум.
Общее число страниц курсовой работы составляет: 23 страницы, не включая приложений.

1.Политические и социально-экономические причины становления российского парламентаризма в начале XX века.

 

Вопросы Четвертой Государственной Думы.

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого
года прошли выборы в IV Государственную Думу. Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г. Выборы в Четвертую Государственную думу состоялись в сентябре-октябре 1912 года. В Четвертой Государственной думе сохранились правооктябристское и октябристско-кадетское большинства, задававших тон и в предыдущей думе. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был крупный екатеринославский землевладелец октябрист М.В. Родзянко. В IV Государственную Думу было избрано 442 депутата. Среди депутатов националистов и умеренно-правых было 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Октябристы играли в Государственной думе роль «центра», образуя, в зависимости от ситуации, правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Характерным для IV Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции «прогрессистов». Правительство заваливало Государственную думу множеством незначительных законопроектов. Первые две сессии IV Государственной Думы прошли до начала Первой мировой войны и были посвящены обсуждению и принятию законов, направленных на укрепление основ самодержавного строя – о полиции, духовенстве, тюрьмах и другие. Преобладавшее в Государственной думе октябристско-кадетское большинство проявило себя в ряде оппозиционных правительству голосованиях, в попытках проявить законодательную инициативу. Однако законодательные инициативы октябристов и кадетов застревали в думских комиссиях или проваливались Государственным советом. В целом обстановка, сложившаяся в IV Государственной Думе, не позволяла ей сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные личностные «разборки» между лидерами фракций и внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 г. Первой мировой войны, после крупных поражений армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.
26 июля 1914 года состоялась однодневная чрезвычайная сессия Государственной думы, на которой думцы проголосовали за военные кредиты. Социал-демократическая фракция выступила против предоставления военных кредитов. Очередная третья сессия Четвертой Государственной думы была созвана 27 января 1915 года для принятия бюджета. Поражения русских войск весной и летом 1915 года, кризис государственной власти, вызвал рост оппозиционных настроений в Государственной думе. 19 июля 1915 г. открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока  Большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося «доверием страны». Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании Прогрессивного блока. Создание блока означало появление в Государственной думе большинства, оппозиционного правительству.

Следующая, V сессия IV Государственной Думы была созвана только 1 ноября 1916 г. «Прогрессивный блок» вновь выступил на ней, но с более умеренными требованиями создания ответственного перед Думой правительства и отставки скомпрометировавшего себя прогерманскими взглядами председателя Совета министров. «Прогрессивный блок», по существу, удовлетворился этим, и в дальнейшем IV Дума продолжала мирно сотрудничать с правительством.

 

 

Заключение.

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута (цель - исследовать анализ причин генезиса парламентаризма в начале XXвека, так же процесс эволюции парламентаризма и его историческую роль в судьбе России).
Обращаясь к истории, мы должны определить пути дальнейшего укрепления парламентаризма в стране. Россия, точно так же, как другие государства, пришла к парламентаризму методом проб и ошибок. Но уроки этого пути были усвоены. Сегодня можно с уверенностью говорить о прочном укоренении парламента как института самоорганизации нашего общества. Этим мы обязаны, среди прочего, и первой Государственной Думе. Историческая память России оказалась крепкой. В наши дни институт парламентаризма активно развивается.

История российского парламентаризма лучше всего опровергает любые представления о том, что у России нет демократических традиций. Не будем забывать и о предшественниках нашего парламентаризма – о земском, городском, университетском, сословном самоуправлении, о вече древнерусских городов. Мы должны помнить об этом опыте, когда рассматриваем современные вопросы.

Начало ХХ века и его завершение - это разные периоды, которые отличаются по смыслу, по содержанию, по форме, поэтому и задачи, которые решает парламент серьезно отличаются.

Итак, в завершении своего исследования делаю вывод, что работа успешна, поставленные задачи и цель курсового проекта полно и детально отражена и раскрыта в работе. Рассмотрено понятие и сущность парламентаризм в России в начале XXвека, а именно - исследованы политические причины становления парламентаризма в начале XX века, проанализированы социально-экономические причины становления парламентаризма в начале XX века, изучено понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века, так же обозначены социальный состав и вопросы I Государственной Думы, деятельность II Государственной Думы, дана оценка результатам деятельности III Государственной Думы и освещены вопросы IV Государственной Думы.

Таким образом, мы охарактеризовали итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов, выявили уроки и проблемы преемственности идей парламентаризма в России. Проанализировали итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека.

 

             

 

 

Библиографический список.

1. Актуальные проблемы развития современного российского

парламентаризма. – Изд-во УрГУ, 2001. – 56 с.

2. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. Учебное пособие. - М., 2000.

3. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика / Под общ. ред. д. ю. н. Булакова О. Н. – М.: "Изд-во Эксмо", 2005 г. С.30.

4. Государственная Дума начала ХХ в.: статус и полномочия // Опыт

российского парламентаризма. К 100-летию образования Государственной Думы:

Материалы межвузовской научной конференции, 25 мая 2006 г. –

Изд-во УрГЭУ, 2006. С. 10-14. 
5. Кретов Б.И. Парламентаризм в России: история и современность. Учебное пособие. — М.: МИИТ,2001.
6. Романов Р.М.Парламентаризм: теория, история и современность. Учеб. пособие. — М.: МИРОС, 2002.

7. См.: Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 4. С.13.

8. Бородин Н.А. Государственная дума в цифрах. С-Пб, 1906. - С.14.

9. У истоков российского парламентаризма/Составит. И.В. Лукоянов. – СПб.: Лики России, 2003.- С.131

10. Таганцев Н.С. Пережитое. Учреждение Государственной Думы в 1905-1906 гг. - Пг., 1919. – С.35-36.

 

 

Приложения

 

Приложение А.

Приложение Б.

Приложение В.

Приложение Г.

Приложение Д.

Приложение Ж.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

1.Политические и социально-экономические причины становления

российского парламентаризма в начале XXвека……………………………………………...4

 

1.1Политические причины становления парламентаризма в начале XX века……………...4

 

1.2Социально-экономические причины становления парламентаризма в

начале XX века…………………………………………………………………………………...6

2.Функционирование парламентаризма в России в начале XXвека…………………………7

 

2.1Понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование

деятельности государственной Думы начала XX века………………………………………..7

 

2.2Социальный состав и вопросы I Государственной Думы………………………………....8

 

2.3Деятельность II Государственной Думы…………………………………………………...11

 

2.4Результаты деятельности III Государственной Думы…………………………………….13

 

2.5Вопросы Четвертой Государственной Думы……………………………………………...15

3.Итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека……………………………..........17


3.1Итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов………………………….17


3.2Уроки и проблема преемственности идей парламентаризма в России…………………20

Заключение.................................................................................................................. …………22

Библиографический список....................................................................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ А" ПерваяГосударственнаяДума. 1906год."……………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б " Выборы в ГосударственнуюДуму "…………………………………...26

ПРИЛОЖЕНИЕ В " Партийный состав I Государственной Думы "……………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ Г " Партийный состав II Государственной Думы "……………………...28

ПРИЛОЖЕНИЕ Д "Партийный состав III Государственной Думы"……………………...29

ПРИЛОЖЕНИЕ Е " Партийный состав IV Государственной Думы "…………………........30
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж " Подчинение Государственной Думы правительству "………………31

 

 

Введение

Актуальность темы и исследования. Современная Россия находится в постоянных поисках оптимальных путей демократического развития и совершенствования парламент­ской системы. Но осмысление современного государственно-правового развития, его про­гнозирование невозможно без изучения отечественных государственных традиций, их исторического фона, а также правовой эволюции. Искать решения для тех или иных поставленных задач необходимо путем анализа своей собственной истории. Одним из инструментов национальной правовой политики должно стать сравнительное право. Парламентаризм представляет собой единственный в своем роде феномен, понять который можно только через анализ его исторического становления. Анализ истории функционирования парламента необходим для научного осмысления общих проблем современной политической истории, он важен при определении дальнейшего пути демократического развития, для исключения повторения ошибок и остановок в развитии народовластия. Важнейший урок мировой истории состоит в том, что парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Исторический опыт показал: без органа государственной власти, в составе которого выборные представители от всех социальных групп населения страны, невозможно подлинное развитие гражданского общества.Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Российский парламентаризм в начале XX века (историческое исследование)" в современной науке. С другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объектом данного исследования является политическая история России начала XXвека.
Предметом исследования является
Российский парламентаризм как политико – правовое и социальное явление.

Целью исследования является анализ причин генезиса парламентаризма в начале XXвека, исследования процесса эволюции парламентаризма и его исторической роли в судьбе России.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- проанализировать социально-экономические причины становления парламентаризма в начале XX века.

- изучить понятие парламентаризма, нормативно – правовое регулирование деятельности государственной Думы начала XX века.

- обозначить социальный состав и вопросы I Государственной Думы.

- проанализировать деятельность II Государственной Думы.

- дать оценку результатам деятельности III Государственной Думы.

- осветить вопросы IV Государственной Думы.

- охарактеризовать итоги деятельности Государственной Думы четырех созывов.

- выявить уроки и проблемы преемственности идей парламентаризма в России.

- Проанализировать итоги и уроки парламентаризма в РФ в начале XXвека.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов исследования, такими, как анализ, синтез, сравнения, классификация, а также диалектический метод. Специальные методы истории. Хронологии, анализа исторических источников.

Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит из трех разделов, логическим образом разбитых на пункты, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первом разделе раскрывается сущность, общие вопросы, раскрываются исторические аспекты причины "Российского парламентаризма в начале XX века ". Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов " Парламентаризма в России в начале XX века".
Во втором разделе освещается более подробно содержание и функционирование "Парламентаризма в России в начале XX века ".
В третьем разделе, выявляются практический характер, и на основе отдельных данных делается анализ, а также выясняются итоги деятельности Государственных Дум.
Общее число страниц курсовой работы составляет: 23 страницы, не включая приложений.

1.Политические и социально-экономические причины становления российского парламентаризма в начале XX века.

 

Политические причины становления парламентаризма в начале XX века.

 

Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

 В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданные в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и другие.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

Итак, содержание парламентаризма в значительной мере определяется не столько нормативно закрепленным местом парламента в системе органов государственной власти и его ролью в решении социально значимых вопросов, сколько уровнем народного самосознания. Как нам представляется, уровень политического и правового сознания является критерием развитости парламентаризма. Поэтому парламентаризм в России будет развиваться по мере роста правосознания и политической активности народа. В связи с тем что такое развитие носит объективный характер, Российская Федерация в перспективе должна двигаться к парламентскому правлению. При его наличии максимально полно реализуется принцип народовластия, максимально широко внедряются идеи народного представительства. Движению российского общества в этом направлении следует придать необратимый характер. Решению этой задачи мог бы способствовать специальный закон о гарантиях народовластия.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.