Глава 1. Возникновение рыцарства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 1. Возникновение рыцарства

2022-09-11 71
Глава 1. Возникновение рыцарства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

История рыцарства и споры о его основополагающих концепциях издавна являлись предметом исследования многих ученых.

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Изучением рыцарских идеалов занимались многие исследователи, в том числе Й. Хезинга, Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.

Нет, пожалуй, в истории другого явления, которое находило бы столь искаженное отражение в современном массовом сознании, как рыцарство. Действительно, преображенное острогротесковым пером Сервантеса, пройдя сквозь призмы писателей-романтиков начала XIX в., марксистско-ленинской историографии, современной литературы, развенчивающей все и вся, и, наконец, через голливудские фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой толщей вымыслов, небылиц, неумеренного восторга, насмешливого ерничанья и умышленного искажения фактов.

Для большинства современных людей рыцарь представляет из себя нечто совершенно противоположное тому, кем он был в действительности. Немного чудак, падающий на колени перед всеми дамами, немного спортсмен, таскающий непонятно зачем на себе груду железяк, чуточку драчун, по большей части неудачливый (на манер Дон Кихота), маргинал, иногда борющийся за свободу.

В действительности рыцарство, его этические принципы составляли базис Средневекового общества, образуя неразделимый сплав религиозности, мифологичности и обыденной культуры.

Как пишет Й. Хейзинга, «рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетического смысле. Именно на прекрасных преувеличениях зиждилась некогда сила рыцарского идеала».[1]

Из всех видов отношения к жизни эстетическая сторона, сотканная из возвышенных чувств и пестрых фантазий, была разработана с особой выразительностью. Самым «ярким в эстетическом смысле был расцвет таких трех начал, как доблесть, честь и любовь».

Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыслы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарства проявился и повлиял на культуру.

В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования:

- Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;

- Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность духовного обета;

- Рассмотреть упадок рыцарства.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав.

Методологические принципы исследования. Центральное место среди методологических принципов данной работы принадлежит теоретическому анализу, без которого невозможно сколько-нибудь полноценное исследование заявленной темы. Историко-литературный подход необходимым образом дополняет исследование. Кроме того, специфика темы требует обращения к культурологически-проблемному подходу. Он находит свое проявление на уровне различного рода культурных моделей или архетипов.


Глава 1. Возникновение рыцарства

Орден Сан-Сальватор.

В 1118 году учредил король Альфонс I; цель – уничтожение сарацин в Арагонии. Отличительный знак – белый плащ с красным якорным крестом.

Особые права орденов, прежде всего иоаннитов и тамплиеров, способствовали выделению их из локальных церковных организаций и ставили в независимые условия по отношению к князьям и другим феодалам. Кроме того, ордены не подпадали и под юрисдикцию епископов, имея дело только с курией, и не платили церковных налогов. В орденских церквах службу отправляли священники - члены ордена, которых только у иоаннитов в 1179 г. было уже более 14 тысяч человек. Даже папские предписания, адресованные всей церкви, имели силу для орденов только в том случае, если в них конкретно упоминался тот или другой орден, в результате чего обычным явлением стали конфликты с клиром, начиная от иерусалимского патриарха и епископов и кончая местными священниками.

Духовный обет рыцаря

Членом духовно-рыцарского ордена становился рыцарь, который приносил три монашеских обета: нестяжания, послушания и целомудрия. Кроме монашеских обетов, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру.

Все эти обеты имели религиозную подоплеку: первоначально монахи считались среди христиан избранниками неба (кардинал Дамиан в XI в. говорил: "Иисус Христос вырывает монахов из мира, подобно доброму пастырю, вырывающему ягнят из пасти хищного зверя. Блаженны избранники, которых Господь спасает среди ограниченного числа погибающих, принимая их в свой святой ковчег").[12]

Папа Урбан II в период первого крестового похода на соборе в Ниме провозгласил, что монахи подобны ангелам, потому что возвещают повеления божии, и на основании аналогии между монашеской одеждой и шестью крылами серафимов собор даже определил место монахов среди ангельской иерархии.

 Руководитель ордена цистерцианцев Бернар Клервоский говорил своим монахам: «Гиппократ и его последователи учат, как сохранить жизнь в этом мире; Христос и его ученики - как ее потерять. Кого же из двух вы избираете своим учителем, за кем будете следовать? Не скрывает своего намерения тот, кто станет так рассуждать: такая-то пища вредна глазам, от такой-то происходит боль в голове, в груди или в желудке. Разве вы в евангелиях или у пророков читали об этих различиях? Конечно, нет; плоть и кровь открыли вам эту истину... Разве я обещал излагать вам Гиппократа и Галена, или беседовать с вами о школе Эпикура? Я - ученик Христа и говорю с учениками Христа; если я введу сюда чуждое ему учение, то сам согрешу. Эпикур и Гиппократ предпочитают: один - наслаждение плоти, другой - ее сохранение; мой Учитель наставляет, как презирать и то, и другое...».[13]

Бернар также настаивал на неукоснительном соблюдении еще одного монашеского обета - бедности. В одной из своих рождественских проповедей он так объясняет рождение Христа в Вифлееме: «Может быть, кто-нибудь полагает, что Ему следовало бы избрать для Своего рождения величественный чертог, где Царь Славы был бы принят с великой славою; но не ради этого Христос сошел со Своего царственного жилища. Богатства и славы на небесах вечное изобилие, но одного там не обреталось - бедности. Зато на земле ее было много и слишком много, но человек не знал ей цены. Бедности именно и пожелал, сходя на землю, Сын Божий, чтобы, избрав ее для Себя, Своею оценкой сделать ее нам драгоценной...».[14]

И третий обет: «"Своя воля" в человеке - источник греха и всякого нравственного зла. Поэтому собственная воля человека так ненавистна Господу, что делает для Него противными все жертвы людские, вследствие яда, который она к ним подмешивает...».[15]

Существовали и специальные обеты, которые на некоторый срок (или пожизненно) принимал тот или иной рыцарь. Й. Хёйзинга в своей известной работе "Осень Средневековья" отмечает: «Значение обета состояло, как правило, в том, чтобы, подвергая себя воздержанию, стимулировать тем самым скорейшее выполнение обещанного. В основном это были ограничения, касавшиеся принятия пищи. Первым, кого Филипп де Мезьер принял в свой орден Страстей Господних, был поляк, который в течение девяти лет ел и пил стоя…

Магическая основа такого поста, разумеется, уже не осознается дворянами XIV столетия. Для нас эта магическая подоплека предстает прежде всего в частом употреблении оков как знака обета.

1 января 1415 г. герцог Иоанн Бурбонский, вместе с шестнадцатью другими рыцарями и оруженосцами дает обет в течение двух лет каждое воскресенье носить на левой ноге цепи, подобные тем, которые надевают на пленников (рыцари - золотые, оруженосцы - серебряные), пока не отыщут они шестнадцати рыцарей, пожелающих сразиться с ними в пешем бою «до последнего». Жак де Лален встречает в 1445 г. в Антверпене сицилийского рыцаря Жана де Бонифаса, покинувшего арагонский двор в качестве «странствующего рыцаря, искателя приключений». На его левой ноге - подвешенные на золотой цепи оковы, какие надевали рабам, - путы - в знак того, что он желает сразится с кем-либо».[16]

Рыцарство, как считал Й.Хейзинга – это игра. Игра, как деятельность, которая важна сама по себе, полная противоположность безумному “коллективному стремлению к идеалу”. Грандиозная игра в прекрасную жизнь — грезу о благородной мужественности и верности долгу — имела в своем арсенале важнейшую форму — рыцарский орден.

«Посвящение в рыцари — это этическое и социальное развитие обряда инициации, вручения оружия молодому воину. Военные игры как таковые имеют очень древнее происхождение и некогда были полны священного смысла. Рыцарские ордена не следует отделять от мужских союзов, бытующих у первобытных народов.

Обеты, налагаемые рыцарским орденом, суть не что иное, как прочная коллективная форма индивидуального рыцарского обета совершить тот или иной подвиг. Пожалуй, именно здесь основы рыцарского идеала в их взаимосвязи постигаются наилучшим образом…

Соединение аскезы и эротики, лежащее в основе фантазии о герое, освобождающем деву или проливающем за нее свою кровь — этот лейтмотив турнирной романтики,— проявляется в рыцарском обете в иной форме и, пожалуй, даже еще более непосредственно».[17]

Какое же значение имели рыцарские обеты в духовной жизни Средневековья? Значение их троякое: прежде всего религиозное, ставящее в один ряд рыцарский и духовный обеты; по своему содержанию и целенаправленности рыцарский обет мог носить романтико-эротический характер, наконец, такой обет мог быть низведен до уровня придворной игры и значение его в этом случае не выходило за пределы легкой забавы. В действительности все эти три значения нераздельны; самая идея обета колеблется между высоким стремлением посвятить свою жизнь служению некоему серьезному идеалу — и насмешкой над расточительными светскими играми, - где мужество, любовь и даже государственные интересы превращались лишь в средство увеселения.

Глава 3. Упадок рыцарства

 

Со временем, а именно с XV века, в Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств. Предвестницей заката славы рыцарства стала так называемая «битва шпор», произошедшая во Франции (11 июля 1302 года), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий рыцарского войска (в данном случае – французского) с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в XV веке), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В XVI-XVII вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Рыцарские нравы нашли своё отражение в области духовной культуры, чем открыли ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Рыцарская культура поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская «Песнь о Роланде», испанская «Песнь о Сиде») появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую «куртуазную литературу» (от французского courtois – учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

 


Заключение

 

Подведём итоги работы. Мы рассмотрели причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов, охарактеризовали идеологию и идеалы рыцарства, раскрыли сущность духовного обета, рассмотрели упадок рыцарства.

В заключении отметим, что рРыцарство сошло с исторической сцены, но тем не менее культура рыцарства не забыта. Оно оставило нам не только элементы своей военной тактики (использование подобных рыцарским танковых клиньев в крупномаштабных боевых действиях), но и богатое культурное наследие: рыцарские романы ("Тристан и Изольда"), любовную лирику министрелей и трубадуров с обязательным культом дамы, героические народные эпосы ("Песнь о Сиде" и "Песнь о Роланде"), а также рыцарские идеалы.

Рыцарская культура возрождается в настоящее время. И примером этому могут служить достаточно сильно распространившиеся в молодёжной среде ролевые игры.

 


Литература

 

1. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976.

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984.

3. Елисеев К.В. Об истоках формирования "рыцарского благочестия" эпохи крестовых походов // Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. - Тюмень, 1991.

4. Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

5. История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

6. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987.

7. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001.

8. Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997.

9. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987.

10. Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998.

11. Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001.

12. Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001.

13. Соколов О.В. Рыцарство как элита средневекового общества // Империя истории. – 2002. - №2. – С. 46-51.

14. Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995.

15. Эпоха крестовых походов (Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо)/ Пер. с фр. Горшензона М.О. – Смоленск: Русич, 2002.

 


[1] Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995. c.204-206.

[2] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. c.219-220.

[3] Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства: Сокращ. пер. с ит. - М.: Прогресс, 1987. c.92.

[4] Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001. c.127.

[5] Печников Б.А. Рыцари церкви. Кто они? – М., 2001. c.132-137.

[6] Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998. С. 156.

[7] Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. - Кемерово, 1998. С. 141.

[8] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 256.

[9] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 259.

[10] Катары-альбигойцы – участники еретического движения в южной Франции XII-XIII вв. Катары подозревались в учении о дуализме (мир есть арена борьбы двух равных начал – добра и зла, бога света и бога тьмы), отвержении догматов о Святой Троице, Воскресении Христовом, Таинств причащения и брака. Это учение было вариантом ереси манихейства, которое проникло во Францию с Востока. Одним из центров катаров во Франции стал г. Альби, откуда происходит название секты. К началу XIII века ересь захватило практически весь юг Франции – от простых ремесленников и крестьян до высшей аристократии. Так, например, граф Раймон IV Тулузский открыто покровительствовал еретикам. Катарская ересь была полностью искоренена во Франции в ходе Альбигойских войн (1209-1244).

[11] История Крестовых походов. (Оксфорд, под редакцией Джонатана Райли-Смита)/ Пер. с англ. Дорман Е. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 278-280.

[12] Елисеев К.В. Об истоках формирования "рыцарского благочестия" эпохи крестовых походов // Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. - Тюмень, 1991. С. 29.

[13] Руа Ж. История рыцарства. - М., 1996. С 84.

[14] Там же.

[15] Там же, с. 85.

[16] Хёйзинга Й. Осень средневековья. - М., 1995. С. 184.

[17] Там же, с. 190.

[18] Эпоха крестовых походов (Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо)/ Пер. с фр. Горшензона М.О. – Смоленск: Русич, 2002. С. 120.

[19] Иванов В.Г. История этики средних веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. С. 44.

[20] Руа Ж. История рыцарства. - М., 1996. С. 102.

[21] Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997. С. 72.

[22] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М., 1987. С. 102.

[23] Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. - М., 1997. С. 74.

[24] Там же. С. 87.

[25] Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 17.

[26] Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. – М., 2001. С. 283.

Введение

История рыцарства и споры о его основополагающих концепциях издавна являлись предметом исследования многих ученых.

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Изучением рыцарских идеалов занимались многие исследователи, в том числе Й. Хезинга, Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.

Нет, пожалуй, в истории другого явления, которое находило бы столь искаженное отражение в современном массовом сознании, как рыцарство. Действительно, преображенное острогротесковым пером Сервантеса, пройдя сквозь призмы писателей-романтиков начала XIX в., марксистско-ленинской историографии, современной литературы, развенчивающей все и вся, и, наконец, через голливудские фильмы, рыцарство покрылось непробиваемой толщей вымыслов, небылиц, неумеренного восторга, насмешливого ерничанья и умышленного искажения фактов.

Для большинства современных людей рыцарь представляет из себя нечто совершенно противоположное тому, кем он был в действительности. Немного чудак, падающий на колени перед всеми дамами, немного спортсмен, таскающий непонятно зачем на себе груду железяк, чуточку драчун, по большей части неудачливый (на манер Дон Кихота), маргинал, иногда борющийся за свободу.

В действительности рыцарство, его этические принципы составляли базис Средневекового общества, образуя неразделимый сплав религиозности, мифологичности и обыденной культуры.

Как пишет Й. Хейзинга, «рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий, если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокими ценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом и эстетического смысле. Именно на прекрасных преувеличениях зиждилась некогда сила рыцарского идеала».[1]

Из всех видов отношения к жизни эстетическая сторона, сотканная из возвышенных чувств и пестрых фантазий, была разработана с особой выразительностью. Самым «ярким в эстетическом смысле был расцвет таких трех начал, как доблесть, честь и любовь».

Целью исследования является выяснить, на основании прочитанной литературы по этой теме, что же представляет собой рыцарство, какие смыслы вкладываются в него учёными и исследователями, как феномен рыцарства проявился и повлиял на культуру.

В связи с этим были определены следующие конкретные задачи исследования:

- Рассмотреть причины и условия возникновения духовно-рыцарских орденов и на их основе проанализировать условия формирования этических идеалов в эпоху крестовых походов;

- Охарактеризовать идеологию и идеалы рыцарства, раскрыть сущность духовного обета;

- Рассмотреть упадок рыцарства.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав.

Методологические принципы исследования. Центральное место среди методологических принципов данной работы принадлежит теоретическому анализу, без которого невозможно сколько-нибудь полноценное исследование заявленной темы. Историко-литературный подход необходимым образом дополняет исследование. Кроме того, специфика темы требует обращения к культурологически-проблемному подходу. Он находит свое проявление на уровне различного рода культурных моделей или архетипов.


Глава 1. Возникновение рыцарства


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.