Эволюция административного деления в СССР. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эволюция административного деления в СССР.

2022-09-11 33
Эволюция административного деления в СССР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коренные преобразования административно-территориальной сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 года. В качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления.

    Начало осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917 – 1922 годам и связывается преимущественно с созданием новых национальных преобразований, то есть, по существу, с демонтажом старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917 –1922 года происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской – Свердловская, из Новгородской – Череповецкая, из Саратовской – Царицынская и т. д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция – к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 года на политико-административной карте РСФСР появились новые субъекты федерации (См. Приложение 6).

    Осуществленное к 1929 году во всех республиках новое госплановское «административно-хозяйственное» районирование состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30-х годах) и районов. Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, то есть перспективы развития страны и конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.[13]

    Интересно, что крупные изменения в политико-административном устройстве страны происходили во время войны 1941 – 1945 годов, причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири – например, были образованы Тюменская, Курганская и другие области, в 1943 году в состав СССР вошла республика Тува (в настоящее время республика Тыва).

    После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как преобразование в 1945 году Крымской АССР в Крымскую область (в 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская область была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР – в Карельскую АССР.

Заметным событием, непосредственно затронувшим интересы административно-территориального деления страны, явилось образование на рубеже 50 – 60-х годов, так называемых совнархозов. Эти территориальные конструкции, в условиях командно-распределительной экономики призванные оживить стагнировавшую советскую экономику, были в начале организованы в рамках экономических административных районов, но затем укрупнены. По прошествии нескольких десятилетий стало очевидным: повысить эффективность экономики в пределах совнархозов не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились. Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства. Хрущевская административно-хозяйственная реформа явно провалилась. Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей.

Впоследствии в адрес национально-территориального принципа устройства Советского государства высказывалось много критики. Но никто не может отрицать, что и спустя 18 лет после распада СССР действующие на его территории независимые государства, а также государственные образования и автономии внутри них в основном развиваются в границах, «нарезанных» советской властью.[14]

 

 

§ 3. Современное административно-территориальное

Устройство России

    Административно-территориальное устройство постперестроечной России претерпело существенные количественные и качественные изменения. Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область – Горно-Алтайская АССР – Горно-Алтайская ССР – Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 года, отказавшись от названия «АССР», заменив его другим – «Республика в составе РСФСР». В России осталась одна автономная область – Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики. Микроуровень административного деления России – это примерно 1900 низовых районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тысячи поселков городского типа и свыше 24, 4 тысяч сельских администраций.[15]

Основной проблемой данного этапа конституционного развития России можно назвать создание четкой системы взаимоотношений федеральных и региональных ор­ганов власти в целях стабильнос­ти федеративной формы устрой­ства государства. В настоящее время федеральные органы влас­ти практически не имеют право­вых способов воздействия на орга­ны власти субъектов Федерации. Тому свидетельство многочислен­ные акты несоответствия консти­туций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов Фе­дерации федеральному законода­тельству, неисполнение решений федеральных судов, присвоение полномочий органов власти Феде­рации, в том числе и по заклю­ченным договорам между Россий­ской Федерацией и отдельными субъектами.[16]

На сегодняшний день в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения. (Приложение 5).

Автономные округа:

· Ненецкий АО, который входит в Архангельскую область.

· Ямало-Ненецкий АО и Ханты–Мансийский АО входят в Тюменскую область.

· Чукотский АО.

При этом необходимо указать, что в последние 5 лет произошли качественные и количественные изменения (объединения субъектов федерации), связанные с автономными округами:

· 12.2004 Коми-Пермяцкий АО + Пермская область = Пермский край

· 01.2006 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО + Эвенский АО + Красноярский край = Красноярский край

· 07.2007 Корякский АО + Камчатская область = Камчатский край

· 01.2008 Усть-Ордынский Бурятский АО + Иркутская область = Иркутская область

· 03. 2008 Агинский Бурятский АО + Читинская область = Забайкальский край

В мае 2000 года указом Президента Российской Федерации было учреждено семь федеральных округов «в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений». (Указ Президента Российской Федерации (13.05.2000) № 849). (Приложение 3).

Интеграция субъектов Федерации – это серьезная задача на современном этапе развития российской государственности. Историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие проблемы и интересы не могут не вести к интеграции территориально-близких субъектов Федерации. Главная цель укрупнения – сокращение количества субъектов Федерации. Однако оптимальное количество субъектов РФ не определено. В данном вопросе сложно ориентироваться на зарубежный опыт, ибо в состав современных зарубежных федераций входит различное число субъектов: в США – 50, Австралии – 6, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Бельгии – 3, Индии – 25, Швейцарии - 26.

Процесс укрупнения регионов России, стартовавший несколько лет назад с образованием семи федеральных округов, в декабре 2003 года получил продолжение в объединении или поглощении крупными субъектами мелких автономий. Будучи инициирован Президентом России В. В. Путиным, он был поддержан рядом губернаторов. Таким образом, укрупнение субъектов Федерации необходимо, но происходить оно должно с учетом всей совокупности факторов, оказывающих влияние на данный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы видим, возникновение городов-государств и их различных форм объективно повлекло за собой членение государств на более мелкие образования. В дальнейшем появление сложной структуры органов государства привело к развитию особых форм административно-территориального деления: унитарной, федеративной и конфедеративной. При этом государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в прямом смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

В реферате большое значение уделено рассмотрению исторических особенностей устройства России. Наша страна располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований. К примеру, для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе и теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось.

Кроме того, административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии – между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-территориальное деление постепенно стало выполнять и новые – «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям. В СССР же в качестве основного аргумента перемен на политико-административной карте выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления.

Административно-территориальное устройство постперестроечной России претерпело существенные количественные и качественные изменения, при этом взаимоотношения центра и регионов в последние годы формировались в условиях укрепления вертикали власти. Историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие проблемы и интересы не могут не вести к интеграции территориально-близких субъектов Федерации, что мы и можем наблюдать в последние два десятилетия.

Мы рассмотрели главные особенности федерализма на примере историко-географического развития системы административно-территориального деления России, для которой в последние 6-7 лет было характерно укрупнение субъектов федерации и, соответственно, сокращение численности субъектов с 89 до 83.

Таким образом, на сегодняшний день в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

 

 

Список литературы

Источник.

1. Конституция РФ. 1993 года.

Литература.

2. Беленко Н.М. Становление и развитие федеративных отношений в России (90-е гг. ХХ - начало ХХI вв.). Дисс. на соискание уч. степени доктора ист. наук. М.: 2006.

3. "История России с древности до наших дней", под ред. М.Н.Зуева, М.: Высшая школа,1994.

4. Крылов Б.С. Российский федерализм – гарантия демократии и прав человека.// Журнал российского права. 2000 г. №1. С. 7-16.

5. Никонов С.Ю. Общее и особенное во взаимоотношениях центра с губерниями и другими территориями в России (конец XIX –начало XX вв.) // Казанский федералист. 2005. № 2-3.

6. Родионова И.А. Экономическая география России.- М.: Московский лицей, 2000. 56с.

7. Соловьев С.М. Русь изначальная. Кн.1. Т. 1. Гл. 3. М., 2001.

8. Теория права и государства под ред. Манова Г.Н. М., 1995 г.

9. Федерализм. Энциклопедический словарь. М.: Инфра. М, 1997.

10. Фляйнер Т., Лидия Р.: Федерализм: Российское и международное измерение (опыт сравнительного анализа). Казань, 2004. С. 8-9.

11. Чернобель Г. Т. Противоречия и пробелы в конституциях и уставах субъектов Федерации необходимо преодолеть // Журнал рос­сийского права. 1997. № 4. С. 53—56.

12. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

13. Экономическая география России: учебник для вузов/ Ю. Н. Гладкий, В. А. Доброскок, С. П. Семенов М., 1999.

 

Приложение 1. Современные федеративные государства.

Европа Азия Африка Америка Австралия и Океания
Австрийская Республика Исламская Республика Пакистан Республика Судан Аргентинская Республика Австралийский Союз
Босния и Герцеговина Малайзия Союз Коморы Боливарианская Республика Венесуэла Федеративные Штаты Микронезии
Королевство Бельгия Объединённые Арабские Эмираты Федеративная Демократическая Республика Эфиопия Канада  
РФ Непал Федеративная Республика Нигерия Мексиканские Соединённые Штаты  
ФРГ Республика Индия Танзания США  
Швейцарская Конфедерация Республика Ирак   Федеративная Республика Бразилия  
      Федерация Сент-Кристофер и Невис  

Приложение 2. Федеративные государства, существовавшие в прошлом.

Европа Азия Африка Америка
Федеративная Республика  Испания (1873-1874) Федеративные Малайские Штаты (1873-1874) Французская Западная Африка (1904-1958) Империя Инков (1197-1572)
СССР (1922-1991) Малайский Союз (1946-1948) Французская Экваториальная Африка (1910-1960) Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992) Федерация Малайзия (1948-1963) Соединённое Королевство Ливия (1951-1963) Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее – Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика(1992) Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950) Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963) Новая Гранада (1855-1886)
Союзная Республика Югославия (1992-2003) Федерация Южной Аравии (1962-1967) Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971) Вест-Индская Федерация (1958-1962)
Государственный Союз Сербии и Черногории (2003-2006) Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936) Малийская Федерация (1959-1960)  
    Федеративная Республика Камерун (1961-1972)  
    Уганда (1962-1967)  

 

Приложение 3. Федеральные округа России (май 2000 года).

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область. Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа - г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр федерального округа - г. Ростов-на-Дону.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа - г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ. Центр федерального округа - г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа - г. Хабаровск.

Приложение 4. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

В скобках указаны статьи Конституции Российской Федерации, содержащие соответствующие положения.

Республики · Охарактеризованы в Конституции России как «государства» (статья 5 п.2); · Имеют свою конституцию (статья 5 п.2); · Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); · Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4); · Вправе устанавливать свои государственные языки (статья 68 п.2);
Края и области · Имеют свой устав (статья 5 п.2); · Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); · Могут включать автономные округа (статья 66 п.4);
Города федерального значения · Имеют свой устав (статья 5 п.2); · Не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); · Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономная область · Имеет свой устав (статья 5 п.2); · Входит в состав Российской Федерации в единственном числе (статья 5 п.1); · Может быть принят федеральный закон об автономной области (статья 66 п.3); · Не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (статья 66 п.4); · Не может включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);
Автономные округа · Имеют свой устав (статья 5 п.2); · Может быть принят федеральный закон об автономном округе (статья 66 п.3); · Могут входить в состав края, области (статья 66 п.4); · Не могут включать другие субъекты Российской Федерации (статья 66 п.4);

Приложение 5. Федеративное устройство России по состоянию на 1 марта 2008 года

Субъект федерации Площадь (км²) Население 9 октября 2002 Центр Административное деление Муниципальные образования

Республики

01 Адыгея 7.600 447.000 Майкоп 7 районов и 2 города 7 муниципальных районов, 2 городских округа
02 Алтай 92.600 203.000 Горно-Алтайск 10 районов и 1 город 10 муниципальных районов, 1 городской округ
03 Башкортостан 143.600 4.103.000 Уфа 54 района и 21 город 54 муниципальных района, 9 городских округов
04 Бурятия 351.300 981.000 Улан-Удэ 21 район и 2 города 21 муниципальный район, 2 городских округа
05 Дагестан 50.300 2.584.000 Махачкала 41 район и 10 городов 41 муниципальный район, 10 городских округов
06 Ингушетия 3.400 469.000 Магас 4 района и 4 города Границы и статус муниципальных образований не установлены
07 Кабардино-Балкарская 12.500 901.000 Нальчик 10 районов и 3 города 3 городских округа, 10 муниципальных районов
08 Калмыкия 76.100 292.000 Элиста 13 районов и 1 город 13 муниципальных районов, 1 городской округ
09 Карачаево-Черкесская 14.100 440.000 Черкесск 8 районов и 2 города 8 муниципальных районов, 2 городских округа
10 Карелия 172.400 717.000 Петрозаводск 16 районов и 13 городов 16 муниципальных районов, 2 городских округа
11 Коми 415.900 1.019.000 Сыктывкар 12 районов и 8 городов 15 муниципальных районов, 5 городских округов
12 Марий-Эл (Марийская) 23.200 728.000 Йошкар-Ола 14 районов и 4 города 14 муниципальных районов, 3 городских округа
13 Мордовия 26.200 889.000 Саранск 22 района и 7 городов 22 муниципальных района, 1 городской округ
14 Саха (Якутия) 3.103.000 948.000 Якутск 33 района и 5 городов 34 муниципальных района, 2 городских округа
15 Северная Осетия — Алания 8.000 710.000 Владикавказ 8 районов и 1 город 8 муниципальных районов, 1 городской округ
16 Татарстан 68.000 3.780.000 Казань 43 района и 14 городов 43 муниципальных района, 2 городских округа
17 Тыва (Тува) 170.500 306.000 Кызыл 17 районов и 2 города 17 муниципальных районов, 2 городских округа
18 Удмуртская 42.100 1.571.000 Ижевск 25 районов и 5 городов  
19 Хакасия 61.900 546.000 Абакан 8 районов и 5 городов 8 муниципальных районов, 5 городских округов
20 Чеченская 15.900 1.100.000 Грозный 16 районов и 5 городов Границы и статус муниципальных образований не установлены
21 Чувашская 18.300 1.314.000 Чебоксары 21 район и 9 городов 21 муниципальный район, 5 городских округов

Края

22 Алтайский 169.100 2.607.000 Барнаул 60 районов и 11 городов 60 муниципальных районов, 12 городских округов
23 Забайкальский 431.500 1.156.000 Чита 31 район и 5 городов 28 муниципальных районов, 4 городских округа (без Агинского Бурятского АО)
24 Камчатский 472.300 359.000 Петропавловск-Камчатский   11 муниципальных районов, 3 городских округа
25 Краснодарский 76.000 5.124.000 Краснодар 38 районов и 15 городов 37 муниципальных районов, 11 городских округов
26 Красноярский 2.339.700 2.966.000 Красноярск 54 района и 19 городов  
27 Пермский 160.600 2.824.000 Пермь 33 района и 14 городов  
28 Приморский 165.900 2.068.000 Владивосток 22 района и 12 городов 22 муниципальных района, 12 городских округов
29 Ставропольский 66.500 2.731.000 Ставрополь 26 районов и 10 городов 26 муниципальных районов, 9 городских округов
30 Хабаровский 788.600 1.435.000 Хабаровск 17 районов и 6 городов  

Области

31 Амурская 363.700 903.000 Благовещенск 20 районов и 7 городов  
32 Архангельская 587.400 1.336.000 Архангельск 20 районов и 8 городов 19 муниципальных районов, 7 городских округов
33 Астраханская 44.100 1.007.000 Астрахань 11 районов и 3 города 11 муниципальных районов, 2 городских округа
34 Белгородская 27.100 1.512.000 Белгород 21 район и 6 городов 21 муниципальный район, 1 городской округ
35 Брянская 34.900 1.379.000 Брянск 27 районов и 5 городов 27 муниципальных районов, 7 городских округов
36 Владимирская 29.000 1.525.000 Владимир 16 районов и 10 городов 16 муниципальных районов, 5 городских округов
37 Волгоградская 113.900 2.703.000 Волгоград 33 района и 6 городов 33 муниципальных района, 6 городских округов
38 Вологодская 145.700 1.270.000 Вологда 26 районов и 4 города 26 муниципальных районов, 2 городских округа
39 Воронежская 52.400 2.379.000 Воронеж 32 района и 7 городов 31 муниципальный район, 3 городских округа
40 Ивановская 21.800 1.149.000 Иваново 21 район и 6 городов 21 муниципальный район, 6 городских округов
41 Иркутская 767.900 2.582.000 Иркутск 33 района и 14 городов 27 муниципальных районов, 9 городских округов
42 Калининградская 15.100 943.000 Калининград 13 районов и 6 городов 19 муниципальных районов, 3 городских округа
43 Калужская 29.900 1.041.000 Калуга 24 района и 4 города 24 муниципальных района, 2 городских округа
44 Кемеровская 95.500 2.900.000 Кемерово 19 районов и 18 городов 28 муниципальных районов, 16 городских округов
45 Кировская 120.800 1.504.000 Киров 39 районов и 5 городов 39 муниципальных районов, 6 городских округов
46 Костромская 60.100 738.000 Кострома 24 района и 8 городов 24 муниципальных района, 6 городских округов
47 Курганская 71.000 1.020.000 Курган 24 района и 9 городов 24 муниципальных района, 2 городских округа
48 Курская 29.800 1.236.000 Курск 28 районов и 5 городов 28 муниципальных районов, 5 городских округов
49 Ленинградская 84.000 1.671.000 Санкт-Петербург 17 районов и 20 городов 17 муниципальных районов, 1 городской округ
50 Липецкая 24.100 1.213.000 Липецк 18 районов и 2 города 18 муниципальных районов, 2 городских округа
51 Магаданская 461.400 183.000 Магадан 8 районов и 1 город 8 муниципальных районов, 1 городской округ
52 Московская 46.000 6.627.000 Москва 38 районов и 56 городов 36 муниципальных районов, 36 городских округов
53 Мурманская 144.900 893.000 Мурманск 5 районов и 13 городов 5 муниципальных районов, 14 городских округов
54 Нижегородская 76.900 3.524.000 Нижний Новгород 48 районов и 12 городов 48 муниципальных районов, 4 городских округа
55 Новгородская 55.300 695.000 Великий Новгород 21 район и 3 города 21 муниципальный район, 1 городской округ
56 Новосибирская 178.200 2.692.000 Новосибирск 30 районов и 7 городов 30 муниципальных районов, 5 городских округов
57 Омская 139.700 2.079.000 Омск 32 районов и 6 городов 32 муниципальных района, 1 городской округ
58 Оренбургская 124.000 2.178.000 Оренбург 35 районов и 12 городов  
59 Орловская 24.700 861.000 Орёл 24 района и 3 города 24 муниципальных района, 3 городских округа
60 Пензенская 43.200 1.453.000 Пенза 28 районов и 5 городов 28 муниципальных районов, 5 городских округов
61 Псковская 55.300 761.000 Псков 24 района и 2 города 24 муниципальных района, 2 городских округа
62 Ростовская 100.800 4.407.000 Ростов-на-Дону 43 района и 16 городов 43 муниципальных района, 12 городских округов
63 Рязанская 39.600 1.228.000 Рязань 25 районов и 4 города 25 муниципальных районов, 4 городских округа
64 Самарская 53.600 3.240.000 Самара 27 районов и 10 городов 27 муниципальных районов, 10 городских округов
65 Саратовская 100.200 2.669.000 Саратов 38 районов и 13 городов 38 муниципальных районов, 4 городских округа
66 Сахалинская 87.100 547.000 Южно-Сахалинск 17 районов и 9 городов 2 муниципальных района, 17 городских округов
67 Свердловская 194.800 4.490.000 Екатеринбург 30 районов и 34 города 5 муниципальных районов, 67 городских округов
68 Смоленская 49.800 1.051.000 Смоленск 25 районов и 2 города 25 муниципальных районов, 2 городских округа
69 Тамбовская 34.300 1.180.000 Тамбов 23 районов и 7 городов 23 муниципальных района, 7 городских округов
70 Тверская 84.100 1.473.000 Тверь 36 районов и 12 городов 36 муниципальных районов, 7 городских округов
71 Томская 316.900 1.046.000 Томск 16 районов и 6 городов 16 муниципальных районов, 4 городских округа
72 Тульская 25.700 1.676.000 Тула 23 районов и 9 городов 23 муниципальных района, 3 городских округа
73 Тюменская 1.435.200 3.266.000 Тюмень 38 районов и 26 городов (с ХМАО и ЯНАО) 21 муниципальный район, 5 городских округов (без ХМАО и ЯНАО)
74 Ульяновская 37.300 1.382.000 Ульяновск 21 район и 6 городов 21 муниципальный район, 4 городских округа
75 Челябинская 87.900 3.606.000 Челябинск 24 района и 23 города 27 муниципальных районов, 16 городских округов
76 Ярославская 36.400 1.368.000 Ярославль 17 районов и 6 городов 17 муниципальных районов, 3 городских округа

Автономные округа

77 Ненецкий 176.700 42.000 Нарьян-Мар 1 город 1 муниципальный район, 1 городской округ
78 Ханты-Мансийский 523.100 1.433.000 Ханты-Мансийск 9 районов и 14 городов 9 муниципальных районов, 13 городских округов
79 Чукотский 737.700 54.000 Анадырь 8 районов и 1 город 8 муниципальных районов, 1 городской округ
80 Ямало-Ненецкий 750.300 507.000 Салехард 7 районов и 7 городов 7 муниципальных районов, 6 городских округов

Автономная область

81 Еврейская 36.000 191.000 Биробиджан 5 районов и 1 город 5 муниципальных районов, 1 городской округ

Города федерального значения

<
82 Москва 1.064 10.358.000 Москва 10 округов и 1 город, 125 районов 125 внутригородских муниципальных образований
83 Санкт-Петербург 1.433 4.669.000 Санкт-Петербург

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.