Тема 1.1. Государственное регулирование в области пожарной безопасности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 1.1. Государственное регулирование в области пожарной безопасности

2022-09-11 24
Тема 1.1. Государственное регулирование в области пожарной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации

 

Утверждена приказом МЧС от 05.09.2021 № 596;

 

Вступает в силу: 1 марта 2022 года, действует до 1 марта 2028 года

I. Общие положения

2

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации (далее — Типовая программа), разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) и с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244.

2. Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую деятельность, проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности (далее — Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании Типовой программы.

3. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.

4. Содержание Программы определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта. Программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.

При этом минимально допустимый срок освоения Программы не может быть менее 16 часов, в том числе практической части — менее 4 часов.

5. Для получения руководителями организаций, лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации, (далее — слушатели) знаний и умений Типовой программой предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения — проведение итоговой аттестации.

Слушателями являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

6. Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации Программы.

II. Цель и планируемые результаты обучения

7. Целью Программы является подготовка слушателей и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

8. В результате обучения слушатели приобретают знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций.

9. Слушатели должны знать:

  • требования пожарной безопасности — законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности для объектов защиты организации;
  • порядок обучения работников организации мерам пожарной безопасности;
  • перечень нарушений требований пожарной безопасности, которые заведомо создают угрозу возникновения пожаров и загораний;
  • пожарную опасность технологического процесса производства, нарушения которого могут создать условия возникновения пожара;
  • организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации;
  • требования к разработке приказов, инструкций и положений, устанавливающих противопожарный режим на объекте, обучение работников организации мерам пожарной безопасности;
  • вопросы обеспечения противопожарной защиты организации.

10. В результате обучения слушатели должны уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • анализировать состояние пожарной безопасности организации, разрабатывать приказы, инструкции и положения, устанавливающие должный противопожарный режим на объекте, обучать работников мерам пожарной безопасности;
  • разрабатывать мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждение пожаров;
  • разрабатывать программы противопожарных инструктажей;
  • организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности;
  • организовывать и проводить учения и тренировки по эвакуации людей и материальных ценностей из зданий, сооружений;
  • действовать в случае возникновения пожара.

11. В результате обучения слушатели должны владеть:

  • практическими навыками применения первичных средств пожаротушения и осмотра до и после их использования;
  • навыками профессионального и эффективного применения на практике приобретенных в процессе обучения знаний и умений.

III. Учебный план

12. Учебный план Программы разрабатывается на основании содержания модулей, установленных Типовой программой.

Содержание модулей

Вводный модуль
Общие вопросы организации обучения

Цель, задачи и программа курса обучения. Актуальность курса.

Организация учебного процесса. Расписание занятий. Противопожарный инструктаж.

Модуль 1
Организационные основы обеспечения пожарной безопасности

Тема 2.2. Аккредитация

Правовые основы аккредитации. Цели, принципы и правила аккредитации на территории Российской Федерации. Порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, права и обязанности ее участников.

Тема 3.2. Требования пожарной безопасности к электроснабжению и электрооборудованию зданий, сооружений

Классификация электрооборудования по взрывопожарной и пожарной опасности. Требования к информации о пожарной опасности электротехнической продукции. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений, порядок их аварийного отключения. Правила пожарной безопасности при работе с электрооборудованием. Требования к кабельным линиям и электропроводке систем противопожарной защиты. Требования к кабельным линиям по сохранению работоспособности в условиях пожара. Требования к энергоснабжению систем противопожарной защиты, установленных в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1-Ф55.

Тема 3.4. Требования пожарной безопасности к инженерному оборудованию зданий и сооружений

Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты. Требования к системам вентиляции и противодымной защиты. Устройство аварийных систем вентиляции. Порядок аварийного отключения систем отопления и вентиляции.

Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию систем мусороудаления. Общие требования к ограничению распространения пожара и к объемно-планировочным и конструктивным решениям систем мусороудаления. Системы мусороудаления для зданий, не оборудованных мусоропроводами (мусоросборные камеры, хозяйственные площадки).

Требования пожарной безопасности к пассажирским, грузовым лифтам, эскалаторам, траволаторам. Требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы «перевозка пожарных подразделений». Работа лифтов в режиме «пожарная опасность». Электрооборудование лифтов (подъемников), устанавливаемых в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1-Ф5. Требования безопасности к лифтам, предназначенным для инвалидов.

Тема 3.5. Требования пожарной безопасности к проходам, проездам и подъездам зданий и сооружений

Разработка и реализация соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления мер пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований. Требования к обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметрам систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения. Требования к устройству проездов и подъездов для пожарной техники к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1-Ф5. Общие требования к расстановке мобильной пожарной техники, пожарных подъемных механизмов на территории.

Тема 3.6. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями

Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками). Противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты. Противопожарные расстояния от автомобильных стоянок до граничащих с ними объектов защиты.

Тема 3.8. Требования пожарной безопасности к системам теплоснабжения и отопления

Требования к системам теплоснабжения и отопления. Применение теплогенераторов, печного отопления в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1-Ф5.

Тема 3.9. Требования правил противопожарного режима к пожароопасным работам

Виды пожароопасных работ. Общие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.

Виды и характеристика огневых работ. Порядок оформления наряда-допуска на проведение огневых работ6. Требования пожарной безопасности к местам и помещениям проведения огневых работ. Организация постоянных и временных постов проведения огневых работ, основные требования.

Пожарная безопасность при проведении резательных работ. Меры пожарной безопасности при проведении резательных работ. Организация рабочего места при проведении работ.

Пожарная безопасность при проведении паяльных работ. Меры пожарной безопасности при проведении паяльных работ. Организация рабочих мест при проведении паяльных работ.

Пожарная безопасность при проведении газосварочных и электросварочных работ. Пожарная опасность газов, применяемых при проведении газосварочных и электросварочных работ. Особенности обращения с баллонами для сжатых и сжиженных газов. Правила пожарной безопасности при транспортировке, хранении и применении карбида кальция. Требование пожарной безопасности к хранению и использованию ацетиленовых аппаратов и баллонов с газами, защита их от открытого огня и других тепловых источников. Требования пожарной безопасности к техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации электросварочных аппаратов.

Требования пожарной безопасности при проведении огневых работ на взрывопожароопасных объектах и производствах. Проведение огневых работ на установках, находящихся под давлением, на емкостях из-под легковоспламеняющихся жидкостей и горючих жидкостей без предварительной их подготовки. Порядок проведения огневых работ в зданиях, сооружениях и помещениях в зависимости от их категории по пожарной и взрывопожарной опасности.

Модуль 4
Система предотвращения пожаров

Тема 4.1. Способы исключения условий образования горючей среды

Цель создания систем предотвращения пожаров. Требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»7.

Тема 4.2. Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. Определение безопасных значений параметров источников зажигания. Устройства аварийного отключения.

Модуль 5
Системы противопожарной защиты

Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации

 

Утверждена приказом МЧС от 05.09.2021 № 596;

 

Вступает в силу: 1 марта 2022 года, действует до 1 марта 2028 года

I. Общие положения

2

1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации (далее — Типовая программа), разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) и с учетом требований Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № 1244.

2. Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую деятельность, проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области пожарной безопасности (далее — Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании Типовой программы.

3. Структура Программы должна соответствовать Типовой программе.

4. Содержание Программы определяется с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Программа построена на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта. Программа может быть дополнена модулем обучения, содержащим требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.

При этом минимально допустимый срок освоения Программы не может быть менее 16 часов, в том числе практической части — менее 4 часов.

5. Для получения руководителями организаций, лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации, (далее — слушатели) знаний и умений Типовой программой предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения — проведение итоговой аттестации.

Слушателями являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

6. Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации Программы.

II. Цель и планируемые результаты обучения

7. Целью Программы является подготовка слушателей и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

8. В результате обучения слушатели приобретают знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций.

9. Слушатели должны знать:

  • требования пожарной безопасности — законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности для объектов защиты организации;
  • порядок обучения работников организации мерам пожарной безопасности;
  • перечень нарушений требований пожарной безопасности, которые заведомо создают угрозу возникновения пожаров и загораний;
  • пожарную опасность технологического процесса производства, нарушения которого могут создать условия возникновения пожара;
  • организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации;
  • требования к разработке приказов, инструкций и положений, устанавливающих противопожарный режим на объекте, обучение работников организации мерам пожарной безопасности;
  • вопросы обеспечения противопожарной защиты организации.

10. В результате обучения слушатели должны уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • анализировать состояние пожарной безопасности организации, разрабатывать приказы, инструкции и положения, устанавливающие должный противопожарный режим на объекте, обучать работников мерам пожарной безопасности;
  • разрабатывать мероприятия, направленные на усиление противопожарной защиты и предупреждение пожаров;
  • разрабатывать программы противопожарных инструктажей;
  • организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности;
  • организовывать и проводить учения и тренировки по эвакуации людей и материальных ценностей из зданий, сооружений;
  • действовать в случае возникновения пожара.

11. В результате обучения слушатели должны владеть:

  • практическими навыками применения первичных средств пожаротушения и осмотра до и после их использования;
  • навыками профессионального и эффективного применения на практике приобретенных в процессе обучения знаний и умений.

III. Учебный план

12. Учебный план Программы разрабатывается на основании содержания модулей, установленных Типовой программой.

Содержание модулей

Вводный модуль
Общие вопросы организации обучения

Цель, задачи и программа курса обучения. Актуальность курса.

Организация учебного процесса. Расписание занятий. Противопожарный инструктаж.

Модуль 1
Организационные основы обеспечения пожарной безопасности

Тема 1.1. Государственное регулирование в области пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Цель создания и основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности. Механизм правового регулирования общественных отношений в области пожарной безопасности. Система нормативных правовых актов в области пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности. Система нормативных документов по пожарной безопасности.

Правоприменительная практика в области пожарной безопасности.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.