Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-09-11 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи... "
Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в 1864 году.
Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни.
Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:
О, господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя.
Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: “теплый летний дождь”; метафоры: “убитый, но живой”, “...и сердце на клочки не разорвалось”.
Учитель: Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.
4 августа Елена Александровна скончалась. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в “свете”, что сгубил свою Лелю.
|
Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”.
Стихотворение звучит в исполнении обучающегося.
Полные горькой безнадежности прожил поэт последние девять лет своей жизни после смерти любимой.
А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила “роковую любовь мужа”?
Предполагаемый ответ обучающегося: Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их.
Учитель: Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала злорадствующим: “...его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина”. Только ее доброта, сила любви помогли поэту пережить трагедию, заняться работой (посвятить себя политике). “ Ах, насколько ты лучше меня, выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!” - писал он жене. Величие и красоту ее души Тютчев оценил давно. Оценка эта нашла отражение в стихотворении «Не знаю я, коснется ль благодать».
О чем это стихотворение?
Предполагаемый ответ обучающегося: в этом стихотворении Тютчев дал оценку величию и красоте души своей Нести.
ворческое задание
Разрыв
Учитель:
Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие Ф.И.Тютчев.
Каждая группа получила стихотворения Ф.И.Тютчева,написанные им в разные периоды своей жизни, посвященные (открою секрет) разным женщинам.
Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь». опираясь на стихотворение Ф.И.Тютчева, и сделать вывод о том, как воспета любовь в каждом из них. Для этого вам необходимо заполнить таблицу:
Ключевые слова, встречающиеся в стихотворении | Ассоциации - символы |
4.2. Творческий отчет групп
Первая группа анализировала стихи: «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…».
|
Учащиеся: Выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы.
Учитель: Показываю портрет А.Лерхенфельд. Это стихи ранней любовной лирики Тютчева, они посвящены златокудрой красавице А.Лерхенфельд. В 1823 году 20-ти летний Тютчев прибывает с дипломатической миссией в Мюнхен. Их встречи длятся один год, но русский дворянин показался не очень выгодной партией, и предпочтение было отдано сослуживцу поэта барону Крюднеру. Ф.И.Тютчев хранил эти чувства долгие годы.
На доске составляется кластер (напротив фамилии Лерхенфельд появляются слова «любовь- светлое чувство, воплощение мира».
Вторая группа работала над стихотворением «Еще томлюсь тоской желаний», посвященное Э.Петерсон, первой жене поэта.
Учащиеся: Записывают напротив фамилии Петерсон (в кластере): любовь - роковая страсть, приносящая боль.
Третья группа работала над стихотворением «Она сидела на полу».
Учитель: После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды: одинаковые по силе чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, охраняющие его жизнь и творчество. Это Э.Дернберг, вторая жена поэта и мать его троих детей, и Е.Денисьева - любимая женщина поэта.
Стихотворение, которое вы анализировали, было написано после того, как Тютчев застал Эрнестину, сидящей на полу, с глазами полными слез. Вокруг нее были разбросаны письма, которые они писали друг другу, она машинально бросала их в камин.
Учащиеся: Записывают напротив фамилии Дернберг: любовь - страдание, боль.
Четвертая группа работала над стихотворением «О, как убийственно мы любим…»
Учитель: Это стихотворение - приговор, в нем появляется образ толпы, осуждающей великое чувство. Чувства зависимы от общества.
Учащиеся: Напротив фамилии Денисьева записывают: любовь - убивает.
Учитель: Читаю стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…». Это последнее стихотворение поэта, стихотворение - раскаяние. Он понимает, что их любовь, которую осудило общество, и убила Елену.
Учащиеся: чтение кластера.
5. Рефлексия
Учитель: Проанализировав любовную лирику поэта, сформулируйте понятие «любовь Тютчева» и запишите с помощью синквейна.
Учащиеся: Написание и чтение синквейнов.
Учитель: Человек живет до тех пор, пока он любит. Ведь «жизни блаженство в одной лишь любви».
|
VI. Выводы.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева — уникальное явление в мировой литературе. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.
Скажите, можем ли мы осуждать Поэта Тютчева?
Предполагаемые ответы обучающихся: Поэт - вне осуждения, он - выше.
Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. И это блаженство жизни.
Учитель: Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий:
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец...
Что это, как не роковой поединок двух сердец?
Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.
Обратите внимание на слайд. Что же такое любовь по Тютчеву?
Ответы обучающихся: и рок, и боль, и блаженство…
Учитель: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Нашли мы ответ на вопрос, который поставили перед собой в начале урока? Почему любовь у Тютчева и блаженство, и одновременно поединок роковой?
Предполагаемые ответы обучающихся: Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.
Учитель: что же для вас понять творчество Тютчева? Его любовную лирику?
Предполагаемые ответы обучающихся: Понять лирику Тютчева, не только любовную, - значит прожить целую жизнь, постигая безмерность жизни, полноту и красоту бытия.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!