Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполнении М.Козакова. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполнении М.Козакова.

2022-09-11 22
Но прежде, чем вы приступите к работе, послушайте стихотворение в исполнении М.Козакова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи... "

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в 1864 году.

Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни.

Во второй части дается описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!

Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:

О, господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придает стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние лирического героя.

Художественными тропами текст стихотворения не изобилует, есть только эпитеты: “теплый летний дождь”; метафоры: “убитый, но живой”, “...и сердце на клочки не разорвалось”.

Учитель: Хотя стихотворение посвящено конкретному человеку, конкретному случаю, но выражает боль не только автора, а боль любого человека, теряющего близкого, любимого. Этим оно созвучно каждому.

4 августа Елена Александровна скончалась. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в “свете”, что сгубил свою Лелю.

Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 года”.

Стихотворение звучит в исполнении обучающегося.

Полные горькой безнадежности прожил поэт последние девять лет своей жизни после смерти любимой.

А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила “роковую любовь мужа”?

Предполагаемый ответ обучающегося: Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их.

Учитель: Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала злорадствующим: “...его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина”. Только ее доброта, сила любви помогли поэту пережить трагедию, заняться работой (посвятить себя политике). “ Ах, насколько ты лучше меня, выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!” - писал он жене. Величие и красоту ее души Тютчев оценил давно. Оценка эта нашла отражение в стихотворении «Не знаю я, коснется ль благодать».

О чем это стихотворение?

Предполагаемый ответ обучающегося: в этом стихотворении Тютчев дал оценку величию и красоте души своей Нести.

ворческое задание

Разрыв

Учитель:

Давайте сопоставим наше представление о любви с тем, что включает в это понятие Ф.И.Тютчев.

Каждая группа получила стихотворения Ф.И.Тютчева,написанные им в разные периоды своей жизни, посвященные (открою секрет) разным женщинам.

Вам необходимо определить, сформулировать понятие «любовь». опираясь на стихотворение Ф.И.Тютчева, и сделать вывод о том, как воспета любовь в каждом из них. Для этого вам необходимо заполнить таблицу:

Ключевые слова, встречающиеся в стихотворении Ассоциации - символы
   

4.2. Творческий отчет групп

Первая группа анализировала стихи: «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…».

Учащиеся: Выразительно читают стихи, делают вывод относительно заполненной таблицы.

Учитель: Показываю портрет А.Лерхенфельд. Это стихи ранней любовной лирики Тютчева, они посвящены златокудрой красавице А.Лерхенфельд. В 1823 году 20-ти летний Тютчев прибывает с дипломатической миссией в Мюнхен. Их встречи длятся один год, но русский дворянин показался не очень выгодной партией, и предпочтение было отдано сослуживцу поэта барону Крюднеру. Ф.И.Тютчев хранил эти чувства долгие годы.

На доске составляется кластер (напротив фамилии Лерхенфельд появляются слова «любовь- светлое чувство, воплощение мира».

Вторая группа работала над стихотворением «Еще томлюсь тоской желаний», посвященное Э.Петерсон, первой жене поэта.

Учащиеся: Записывают напротив фамилии Петерсон (в кластере): любовь - роковая страсть, приносящая боль.

Третья группа работала над стихотворением «Она сидела на полу».

Учитель: После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды: одинаковые по силе чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, охраняющие его жизнь и творчество. Это Э.Дернберг, вторая жена поэта и мать его троих детей, и Е.Денисьева - любимая женщина поэта.

Стихотворение, которое вы анализировали, было написано после того, как Тютчев застал Эрнестину, сидящей на полу, с глазами полными слез. Вокруг нее были разбросаны письма, которые они писали друг другу, она машинально бросала их в камин.

Учащиеся: Записывают напротив фамилии Дернберг: любовь - страдание, боль.

Четвертая группа работала над стихотворением «О, как убийственно мы любим…»

Учитель: Это стихотворение - приговор, в нем появляется образ толпы, осуждающей великое чувство. Чувства зависимы от общества.

Учащиеся: Напротив фамилии Денисьева записывают: любовь - убивает.

Учитель: Читаю стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…». Это последнее стихотворение поэта, стихотворение - раскаяние. Он понимает, что их любовь, которую осудило общество, и убила Елену.

Учащиеся: чтение кластера.

5. Рефлексия

Учитель: Проанализировав любовную лирику поэта, сформулируйте понятие «любовь Тютчева» и запишите с помощью синквейна.

Учащиеся: Написание и чтение синквейнов.

Учитель: Человек живет до тех пор, пока он любит. Ведь «жизни блаженство в одной лишь любви».

VI. Выводы.

Любовная лирика Ф.И. Тютчева — уникальное явление в мировой литературе. Человек сильных страстей, он запечатлел в стихах все оттенки этого чувства и мысли о неумолимой судьбе, преследующей человека.

Скажите, можем ли мы осуждать Поэта Тютчева?

Предполагаемые ответы обучающихся: Поэт - вне осуждения, он - выше.

Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. И это блаженство жизни.

Учитель: Тютчева боготворили женщины, одухотворенные его строкой, возвеличенные его поэтическим гением и брошенные его человеческими слабостями в бездну страданий:

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет, наконец...

Что это, как не роковой поединок двух сердец?

Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь у Тютчева в то же время олицетворяет высшую радость жизни.

Обратите внимание на слайд. Что же такое любовь по Тютчеву?

Ответы обучающихся: и рок, и боль, и блаженство…

Учитель: Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Нашли мы ответ на вопрос, который поставили перед собой в начале урока? Почему любовь у Тютчева и блаженство, и одновременно поединок роковой?

Предполагаемые ответы обучающихся: Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.

Учитель: что же для вас понять творчество Тютчева? Его любовную лирику?

Предполагаемые ответы обучающихся: Понять лирику Тютчева, не только любовную, - значит прожить целую жизнь, постигая безмерность жизни, полноту и красоту бытия.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.