Достопримечательности Суоярвского района. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Достопримечательности Суоярвского района.

2022-09-11 89
Достопримечательности Суоярвского района. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Республика Карелия

                                                 Суоярвский район

МОУ Лахколампинская СОШ

 

Достопримечательности Суоярвского района.

Туристский эколого-краеведческий путеводитель

 по Суоярвскому району.

 

                                                                   Выполнил: Степанищева Софья

                                                                                        ученица 9 класса

                                                              Руководитель: Бутин А.А. – педагог  дополнительного  образования 

МОУ Лахколампинская СОШ

 

Лахколампи

2020г.

 

Оглавление:

Введение...........................................................................................................3

 

Основная часть……………………………………………………………….4

 

 Результаты исследований...............................................................................5

                           

 Выводы.............................................................................................................8

 

 Заключение.......................................................................................................8

 

Литература…………………………………………………………………….9

 

Введение

Особенностью Суоярвского района является то, что в разное историческое время данная территория принадлежала то Финляндии, то России, то Швеции.

На сегодняшний день в Суоярвском районе  нет предприятия, которое создаёт туристский продукт.

Наша деятельность в проекте прежде всего направлена на развитие природного, экологического и образовательного туризма.

Возможность создания эколого-краеведческого путеводителя по территории Суоярвского района обусловлена наличием следующих важных факторов:

1.транспортная доступность, наличие автомагистралей и трёх железнодорожных веток: на Костомукшу, Петрозаводск и Санкт-Петербург.

2.выгодное геополитическое расположение территории, наличие государственной границы с Финляндией.

3.благоприятные условия климата центральной Карелии.

5.уникальные возможности для проведения различных видов эколого-краеведческого туризма: спортивного, познавательного, этнического, паломнического, научного, фототуризма и другие.

6.богатое разнообразие живописных ландшафтов, наличие нетронутых, «диких» уголков природы.

7. разнообразие растительного и животного мира.

Цели: разработать туристско-краеведческий путеводитель по Суоярвскому району.

Задачи:

1. собрать и обобщить информацию об истории района, его природных особенностях, своеобразии населения и культуры;

2. описать объекты природного, культурного и исторического наследия данного региона;

3. сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию;

4. Подготовить материал о туристских возможностях данного района.

 

Основная часть

Игнойла. ГЭС.

ГЭС Игнойла была построена финскими специалистами в 1936 году. Техническую базу гидростанции составлял один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчетном напоре в восемь метров. Четырехлопастная гидротурбина с диаметром рабочего колеса в 2,7 м изготовлена шведским концерном KMW, а генератор — компанией ASEA.

В годы Великой Отечественной войны плотина гидроэлектростанции была разрушена, ее восстановление закончилось к 1946 году. В 1976 году плотина Игнойла ГЭС была передана на баланс Суоярвской картонной фабрике и начала участвовать в регулировании стока реки Шуя. В конце XX века при создании региональных компаний станция вошла в состав энергетической системы «Карелэнерго».

С 1996 по 2002 год был произведен капитальный ремонт всех гидротехнических сооружений и модернизирован гидроагрегат с заменой камеры рабочего колеса.

Осенью 2007 года на Игнойла ГЭС закончено строительство четырехступенчатого рыбохода лестничного типа, предназначенного для пропуска лососевых рыб к нерестилищам.

В 2008 году был осуществлен капитальный ремонт гидроагрегата и проведена реконструкция систем его температурного контроля.

Игнойльский “везувий”.

Древний палеовулкан. Все, что от него осталось в настоящее время, – это некк (подводящий канал), обнаженный прямо в русле реки Шуя. А сам вулкан вместе с кратером был срезан ледником и разрушен под воздействием процессов выветривания.

Возраст андезитов, из которых состоит игнойльский Везувий, примерно 3 миллиарда лет, это один из самых древних палеовулканов в Карелии. Застывший поток лавы можно проследить на сотни метров от центрального жерла вулкана, а еще дальше (в радиусе около километра) обнаружить слои туфов и туфопесчаников, образовавшихся в результате оседания на земную поверхность вулканического пепла и пыли после извержения вулкана, с последующим смешением с другим осадочным материалом и окаменением в процессе геологической истории этих мест.

Тропою Лённрота.

Деревня Соанлахти. Говорят, что в этих местах бывал сам Элиас Лённрот – собиратель рун, положенных в основу карело-финского эпоса «Калевала». Элиас Лённрот – выдающийся исследователь карело-финского эпоса «Калевала», языковед, врач по образованию. Лённрот был крупнейшим фольклористом, увлечённым с юности народной поэзией, и собирал её неустанно, где бы ему не приходилось жить и бывать. Лённрот совершил 11 путешествий по Финляндии, по русской Карелии, Ингерманландии и прошёл тысячи километров в поисках народных песен, заклинаний, пословиц и поговорок.

                

 

Село Вешкелица.

Старинное карельское поселение, находится на юго-западе Республики Карелия, на юго-востоке Суоярвского района, на границе с Пряжинским районом.

 

Имеет выгодное географическое положение, т. к. расположено в 100 км западнее от столицы Карелии - г. Петрозаводска и в 36-ти км. восточнее от административного центра района – г. Суоярви, вдоль оживленной трассы Петрозаводск – Суоярви и в 5-ти км. от железнодорожной станции.

Географические координаты населенного пункта: 61°55’00”c.ш., 32°49’00”в.д.  

 

Золотой век чугуна.

В 1861 году в п.Каратсалми был построен Анненский казенный вспо­могательный чугунно-плавильный завод. Хозяйкой завода была дочь графа Орлова -  Анна Орлова-Чесменская

С 1868 года он стал лить чу­гун. Была одна доменная печь.Привод-4 гидравлические колеса, которые в 1889 году были заменены на 45-и сильную турбину. Чугун лили из озерной руды, которую добывали 40 рабочих на специальных плотах, добывая ее со дна озера. Огнеупорный камень-песчаник добывали в 1,5 верстах на вос­точном берегу оз. Солонъярви в горе Тайвальваре и доставляли его на плотах 4 версты до завода. Его использовали как огнеупорный материал для строительства доменных печей.

 

Огнеупорный кирпич делали там же. Выте­горскую глину доставляли сюда гужевым транспортом. Закладывали в пе­чи, засыпали и жгли 2-3 недели.350000 пудов железной руды добывали в озере и отливали 60000 пудов чугуна для Александровского оружейного завода. В 1907 году завод в Каратсалми закрыли,как убыточный.

Сегодня мы можем наблюдать только фрагменты промышленных зданий Анненского завода, который поставлял чугун на Александровский завод в г.Петрозаводске. Каких-то 200 лет назад здесь были такие объекты, как плавильная печь, шихтарник, литейный двор, рудный склад. Анненский чугунолитейным завод был построен по чертежам берлинской фирмы Люрмана под руководством штейгера Анушина.

 

Река Вяхерйоки.

Это единственная река в Суоярвском районе, которая течёт с востока на запад! Планируется водное путешествие. Семидневная экспедиция. Первопрохождение. Предстоит выполнить гидрологические и картографические исследования, а также выяснить возможность использования данного маршрута, как объекта экологического туризма. Экспедиция предполагает пополнение краеведческого материала и нанесение на карту интересных объектов, которые могут стать достопримечательностями Суоярвского района. Предполагаемые средства передвижения – двухместные байдарки.

                  

Стоянка древнего человека.

Местечко в районе посёлка Суойоки, где были обнаружены фрагменты глиняной посуды с ямочно-бугорчатым рисунком, находится в 25км к северо-востоку от г.Суоярви.

  

Суойокские школьники летом на местном пляже обнаружили черепки глиняной посуды. Затем они были переданы в Карельский филиал Академии Наук на экспертизу. Пришло подтверждение, что эти фрагменты посуды относятся к ямочно-гребенчатой керамике позднего неолита.

 

Толвоярви. Синее ожерелье.

Уникальным уголком экологического туризма в Карелии, безусловно, является ландшафтный заказник «Толвоярви». Его рекреационную ценность определяет сочетание экологически чистых лесных массивов и огромных водных пространств.

  

Это система 12 больших и малых озёр, соединённая между собой протоками и ручьями. Здесь действительно сохранилась природа в нетронутом первозданном виде. Поэтому животный и растительный мир богат и разнообразен. Удачное сочетание озовых гряд с сосновыми борами; многочисленные острова с уникальной растительностью; песчаные пляжи.

 

Доломитовый карьер.

Для Вяртсильского чугуноплавильного завода на мысу Кинтсиниеми и в Улонваара ломали «флюсовый камень» (мрамор), а со дна самого озера – поднимали железную руду. В Ялонваара нашли медь и свинец, в Алатту – золото. На восточном рунопевческом берегу озера выросли красивые православные деревни - Суйстамо и Соанлахти.

               

 В последние годы геологи выявили в окрестностях Ялонваара новые золотоносные участки, что, несомненно, повышает перспективы обнаружения к северу и востоку от озера Янисъярви целой золотоносной провинции.

 

Метеоритное озеро.

Озеро Янисъярви с координатами центра 61 58' с. ш. и 30 55' в. д. расположена к северу от Ладожского озера и представляет один из самых древних на Земле метеоритных кратеров который глубоко эродирован и в настоящее время занят котловиной озера Янисъярви.

Кратер Янисъярви диаметром 14 километров в западной Карелии заполнен одноименным озером и легко достижим для его осмотра, поскольку к нему ведут проходимые дороги, а на берегу озера расположена железнодорожная станция. Структура достаточно отчетливо проявлена на космических снимках. Кратер - один из самых древних в России, его возраст оценен в 700 млн. лет.

                    

 

Валаазма.

Недалеко от п.Поросозеро есть местечко – Валаазма. Здесь в 18 веке существовал железоделательный завод, работающий на местном сырье – болотной руде. С тех времен на этом месте сохранились фундаменты домов; обжиговых печей; искусственно вырытый канал от реки Суна, по которому текла вода и вращала огромное деревянное колесо, приводящее в движение механизмы.

В Валазме 1868 году был построен казенный вспомогательный чугу­но-плавильный завод.Лили чугун для Александровского оружейного заво­да.67 человек работало на нем.В 1878 году лили 63099 пудов чугуна в год.Закрыли его в 1900 году,как убыточный.Горновой камень добывали в д.Клюшина Гора,параллельно ей в другой горе шла ломка камня в 2-х верстах от деревни(длина горы 3 версты,ширина 300 саженей) Там добыва­ли тальковый сланец (зеленовато-белый)открытым способом.

   

Палеонтологический объект.

Мыс Кинтсиниеми (50 га) находится в Суоярвском р-не на восточном побережье оз. Малое Янисъярви севернее п.Соанлахти (Суоярвский сельхоз, Вяртсильское л-во,кв.52)

Здесь взяты под охрану обнажения древних горных пород. В их составе - уникальный комплекс органических остатков верхнего ятулия (возраст 2 млрд. лет), аналогов которому пока не обнаружено. Пласты нижнеонежского подгоризонта выходят на поверхность в бортах доломитового карьера и береговых уступах речки Соанйоки. Составляющие их красноцветные и разнозернистые доломиты, а также розовые, темно-серые, светло-серые, зеленые, вишнево-серые сланцы и песчаники содержат окаменелые остатки древних водорослевых построек (онколиты и строматолиты). Разрез является эталонным. Мощность слоев - от 0,4 до 40 метров.

                            

 

Суйстамо.

Первые упоминания о Суйстамо относятся к XVI веку, когда территория эта относилась к Сортавальскому погосту. В 1589 году в Суйстамо была освящена православная часовня, а в 1650 году он стал центром самостоятельного прихода.

В 1721 году, после поражения Швеции в Северной войне, Выборгская и Ладожская Карелии (так называемая Старая Финляндия) были присоединены к России. Из них была образована Выборгская губерния.

                

Православная деревянная Никольская церковь была воздвигнута по чертежам выдающегося финского архитектора Йохана Карла Людвига Энгеля в 1844 году. Первоначально здание, выполненное в стиле классицизм, имело колокольню, не сохранившуюся до наших дней.

 

 

Выводы

· Собран и обобщён информационный материал об истории района, его природных особенностях, своеобразии населения и культуры.

· В ходе работы было описано 17 объектов природного, культурного и исторического наследия Суоярвского района.

· Подготовлена фотогалерея объектов предназначенных для посещения туристами.

· Составлены карты и схемы расположения исследуемых объектов.

· Сделана топографическая привязка на местности.

· Подготовлена компьютерная презентация.

· В администрацию района представлена информация о туристских возможностях Суоярвского района.

             

В перспективе, представленные нами экскурсионные объекты, могут быть использованы еденично или тематическими группами. Знакомство с достопримечательностями Суоярвского района будет осуществляться  посредством экскурсий, туров и туристских маршрутов различными группами населения в зависимости от интересов и подготовленности (школьники, семьи, молодёжь, люди среднего возраста, пенсионеры и даже инвалиды).

Заключение

Все объекты, представленные в нашей работе, имеют теоретическое и практическое обоснование (изучены архивные материалы и проведены работы на местности – походы, полевые лагеря, экспедиции). Исключение составляют два объекта: река Вяхерйоки и озеро Пизанец. Эти объекты прошли только первый подготовительный этап – теоретическое и картографическое обоснование. Они включены в экспедиционный блок, запланированный на середину лета 2021 года.

Данная работа может стать предпосылкой создания в районе туристских маршрутов, услуг и турпродукта. Привлечёт спонсоров и инвесторов в наш регион. Появятся частные или государственные структуры туристического направления: фирмы, агенства, операторы. А это новые рабочие места и доходы в местный бюджет.

Развитие инфраструктуры экологического туризма (оборудование стоянок, мест для костра, музеев под открытым небом) позволит привлечь путешественников в наш район, что даст дополнительные финансовые средства и рабочие места. Наш туристический клуб «Эдельвейс» мог бы стать координатором этой идеи.

 

   

 

Литература

· Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.

· Атлас Карельской АССР. М., 1989. 40 с.

· История Карелии XVI — XVII вв. в документах. III. Joensyy, Петрозаводск, 1991

· Кочкуркина С. И. Древняя корела. Л., 1982.

· Суоярвский район (Республика Карелия): экономика, ресурсы, охрана природы. Tacis CBCSPF/IMSEDIGIS/RK/9803/094. Петрозаводск, 2000. С. 104 — 108).

· Фриман А., Хогмандер Й. Стратегия развития туризма в карельской части Зеленого пояса Фенноскандии. Петрозаводск, 2001.

· Ютиккала Э. История Финляндии с древности до стабилизации самостоятельности в 1939 г. // Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995.

 

http://vezde.karelia.ru/okarelii/dostoprimechatelnosti-karelii

http://www.laidinen.ru/books.php?part=3756&code=3757&letter=%C3,

www.kirjazh.spb.ru/biblio/geolog/lak0

Республика Карелия

                                                 Суоярвский район

МОУ Лахколампинская СОШ

 

Достопримечательности Суоярвского района.

Туристский эколого-краеведческий путеводитель

 по Суоярвскому району.

 

                                                                   Выполнил: Степанищева Софья

                                                                                        ученица 9 класса

                                                              Руководитель: Бутин А.А. – педагог  дополнительного  образования 

МОУ Лахколампинская СОШ

 

Лахколампи

2020г.

 

Оглавление:

Введение...........................................................................................................3

 

Основная часть……………………………………………………………….4

 

 Результаты исследований...............................................................................5

                           

 Выводы.............................................................................................................8

 

 Заключение.......................................................................................................8

 

Литература…………………………………………………………………….9

 

Введение

Особенностью Суоярвского района является то, что в разное историческое время данная территория принадлежала то Финляндии, то России, то Швеции.

На сегодняшний день в Суоярвском районе  нет предприятия, которое создаёт туристский продукт.

Наша деятельность в проекте прежде всего направлена на развитие природного, экологического и образовательного туризма.

Возможность создания эколого-краеведческого путеводителя по территории Суоярвского района обусловлена наличием следующих важных факторов:

1.транспортная доступность, наличие автомагистралей и трёх железнодорожных веток: на Костомукшу, Петрозаводск и Санкт-Петербург.

2.выгодное геополитическое расположение территории, наличие государственной границы с Финляндией.

3.благоприятные условия климата центральной Карелии.

5.уникальные возможности для проведения различных видов эколого-краеведческого туризма: спортивного, познавательного, этнического, паломнического, научного, фототуризма и другие.

6.богатое разнообразие живописных ландшафтов, наличие нетронутых, «диких» уголков природы.

7. разнообразие растительного и животного мира.

Цели: разработать туристско-краеведческий путеводитель по Суоярвскому району.

Задачи:

1. собрать и обобщить информацию об истории района, его природных особенностях, своеобразии населения и культуры;

2. описать объекты природного, культурного и исторического наследия данного региона;

3. сделать фотографии, составить картосхемы, подготовить компьютерную презентацию;

4. Подготовить материал о туристских возможностях данного района.

 

Основная часть

Игнойла. ГЭС.

ГЭС Игнойла была построена финскими специалистами в 1936 году. Техническую базу гидростанции составлял один поворотно-лопастной гидроагрегат, работающий при расчетном напоре в восемь метров. Четырехлопастная гидротурбина с диаметром рабочего колеса в 2,7 м изготовлена шведским концерном KMW, а генератор — компанией ASEA.

В годы Великой Отечественной войны плотина гидроэлектростанции была разрушена, ее восстановление закончилось к 1946 году. В 1976 году плотина Игнойла ГЭС была передана на баланс Суоярвской картонной фабрике и начала участвовать в регулировании стока реки Шуя. В конце XX века при создании региональных компаний станция вошла в состав энергетической системы «Карелэнерго».

С 1996 по 2002 год был произведен капитальный ремонт всех гидротехнических сооружений и модернизирован гидроагрегат с заменой камеры рабочего колеса.

Осенью 2007 года на Игнойла ГЭС закончено строительство четырехступенчатого рыбохода лестничного типа, предназначенного для пропуска лососевых рыб к нерестилищам.

В 2008 году был осуществлен капитальный ремонт гидроагрегата и проведена реконструкция систем его температурного контроля.

Игнойльский “везувий”.

Древний палеовулкан. Все, что от него осталось в настоящее время, – это некк (подводящий канал), обнаженный прямо в русле реки Шуя. А сам вулкан вместе с кратером был срезан ледником и разрушен под воздействием процессов выветривания.

Возраст андезитов, из которых состоит игнойльский Везувий, примерно 3 миллиарда лет, это один из самых древних палеовулканов в Карелии. Застывший поток лавы можно проследить на сотни метров от центрального жерла вулкана, а еще дальше (в радиусе около километра) обнаружить слои туфов и туфопесчаников, образовавшихся в результате оседания на земную поверхность вулканического пепла и пыли после извержения вулкана, с последующим смешением с другим осадочным материалом и окаменением в процессе геологической истории этих мест.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.