Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2022-09-01 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Монеты Тира и Сидона следовали греческим стандартам. Тирский серебряный шекель соответствовал греческой тетрадрахме. Согласно позднейшим свидетельствам, иудеи платили подать на Иерусалимский храм тирскими монетами. Статер, упомянутый в Мф 17:27, — это, по-видимому, тирский шекель, а дидрахма в Мф 17:24 — тирская монета в полшекеля. Под «серебряными монетами», которые получил Иуда, также, скорее всего, имеются в виду тирские шекели.
Самая мелкая монета, упомянутая в Новом Завете, называется ле́пта (греч. лепто́н — «мелочь»; Мк 12:42; Лк 12:59 и 21:2). Про нее говорится, что она равна половине квадранта.
Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.
Еврейские монеты
Самые древние еврейские монеты (с надписью «Иудея») датируются первой половиной IV в. до н. э. Эти монеты — серебряные. Затем чеканка монет в Иудее прекратилась и возобновилась лишь в конце II в. до н. э., при Хасмонеях.
Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66–73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.
СУТКИ, ДЕЛЕНИЕ ДНЯ И НОЧИ
При определении срока субботы и прочих праздников сутки у евреев считаются от одного захода солнца до другого. Таким образом, субботний покой начинается на закате в пятницу и заканчивается на закате в субботу. День Искупления — это десятый день седьмого месяца (Лев 16:29; Числ 29:7), но начинается он вечером девятого числа (Лев 23:32).
|
День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:
третий час — середина утра;
шестой час — полдень;
девятый час — середина вечера;
двенадцатый час — закат.
Ночь в эпоху Ветхого Завета делилась на три части — стражи (Исх 14:24; Суд 7:19; 1 Цар 11:11), а в начале н. э. — на четыре стражи (Мф 14:25).
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru
Оставить отзыв о книге
Все книги автора
[1] 1:6б ...жена Урии... — Вирсавия (см. 2 Цар 11:26, 27; 12:10, 15).
[2] 1:18, 19 По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора.
[3] 1:23 См. Ис 7:14.
[4] 2:1 ...при царе Ироде... — Имеется в виду Ирод Великий; правил Иудеей, Идумеей и Самарией с 37 по 4 гг. до н. э. Именно он построил грандиозный Иерусалимский храм.
[5] 2:1 ...звездочеты. — Это были жрецы древних языческих культов, занимавшиеся магией и астрологией.
[6] 2:2 Мы видели, как взошла Его звезда... — Возможен перевод: «Мы видели звезду Его на востоке».
[7] 2:6 См. Мих 5:2.
[8] 2:9 ...восход которой они видели... — Возможен перевод: «которую они видели на востоке».
[9] 2:15 См. Ос 11:1.
9a
2:18 См. Иер 31:15.
[10] 2:23 Назорей — то же, что «Назарянин». Пророк, сказавший это, неизвестен; предположительно здесь содержится аллюзия на Суд 13:5, 7 и Ис 11:1.
|
[11] 3:2 Царство Небес — это словосочетание встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий царь, Имя и т. д.
[12] 3:3 См. Ис 40:3.
[13] 3:6 ...крестил... — Традиционный перевод греческого глагола бапти́дзо, значение которого «погружать в воду». Возможно, уже в I в. язычники, принимавшие веру в единого Бога, наряду с обрезанием были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу.
[14] 3:11 ...недостоин даже сандалии Его нести. — Снимать и нести обувь хозяина-еврея входило в обязанности только раба-нееврея. ● ...огнем. — Огонь является символом Божьего Суда.
[15] 3:17 ...любимый... — Когда это слово относится к сыну или дочери, оно означает «единственный».
[16] 4:4 См. Втор 8:3.
[17] 4:10 См. Втор 6:13.
[18] 4:11 ...прислуживали... — Греческое слово диаконэо может употребляться как в самом общем смысле, так и в значении «прислуживать за столом, подавать пищу».
[19] 4:13 ...в земле Завулона и Неффалима. — В ветхозаветные времена эти племена обитали на севере Палестины, где в I в. н. э. жило много язычников.
[20] 4:15, 16 См. Ис 9:1, 2.
[21] 4:24 ...по всей Сирии. — Римская провинция со столицей в Антиохии, Иудея входила в ее состав.
[22] 5:3 Блаженны... — Т. е. «в высшей степени счастливы». Здесь это не пожелание чего-то еще не существующего, а утверждение уже существующего. В глазах Бога счастливы не богачи, а бедняки — те, кто всецело полагается на Него. ● ...нищие духом! — Буквально: «бедные духом, или в Духе, или ради, по причине Духа». Понимание этих слов зависит от того, какой дух имеется в виду: дух человеческий или Дух Божий. Если это человеческий дух, то речь идет о кротких, скромных, смиренных людях, сознающих свою греховность и беспомощность, свою незначительность и нужду в помощи Бога. Если это Дух Божий, то возможно значение: «бедные, которых такими сделал Божий Дух» или «добровольно отказавшиеся от имущества ради Духа, ради Бога». Ведь Иисус обращается здесь прежде всего к Своим ученикам, которые ради Него все оставили и стали бедняками. Ср. Лк 6:20: «Блаженны бедные».
|
[23] 5:5 ...кроткие! — В еврейском языке одно и то же слово значит и «бедный», и «кроткий»; оно подразумевало такие черты бедняков, как беззащитность, безропотность, терпеливое перенесение страданий. Ср. Пс 36:11: «Земля достанется беднякам». Под землей понимается уже не обетованная земля, но весь мир.
[24] 5:15 ...его не накрывают горшком... — Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком.
[25] 5:17 ...исполнить. — Может также означать «дополнить, восполнить» или «завершить». Все Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.
[26] 5:21 См. Исх 20:13; Втор 5:17.
[27] 5:26 ...гроша. — Греч. квадра́нт, римская медная монета, весом около 1 г.
[28] 5:27 См. Исх 20:14; Втор 5:18.
[29] 5:31 У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом; см. Втор 24:1, 2.
[30] 5:32 ...совершает тот же грех. — По представлениям того времени, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.
[31] 5:33 См. Лев 19:12; Числ 30:3.
[32] 5:38 См. Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21.
[33] 5:41 Римские воины на подвластной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние 1 мили (около 1,5 км).
[34] 5:43 См. Лев 19:18.
[35] 6:9 Да будет свято Имя Твое... — Буквально: «пусть Твое Имя станет святым». Имя здесь обозначает самого Бога, а страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является Он сам, так что возможен перевод: «Сделай Свое Имя святым». Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова «пусть освятится» означают «пусть прославится». Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал Свое Имя святым во всем мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8; см. также Ин 12:28).
|
[36] 6:13 ...от Злодея. — Другое возможное понимание: от зла. В ряде рукописей стих заканчивается словами: «потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь».
[37] 6:18 ...вознаградит тебя. — В некоторых поздних рукописях далее идет слово «явно».
[38] 6:27 ...хоть на час? — Другое возможное понимание: «кто может увеличить свой рост хотя бы на локоть?» Локоть — мера длины, равная примерно 45 см.
[39] 7:6 ...святыни... — В Писании так называлось жертвенное мясо. ● ...собакам... перед свиньями... — Эти животные считались нечистыми; так евреи называли язычников и отступников.
[40] 7:22 ...в тот День... — В День Суда.
[41] 8:11 ...с востока и с запада... — Имеются в виду все народы мира, т. е. язычники, которые, по мнению большинства евреев, не могли быть спасены.
[42] 8:16 С наступлением вечера... — Т. е. когда закончилась суббота. С заходом солнца у евреев заканчивался один день (в данном случае суббота) и начинался следующий. В субботу запрещались многие виды деятельности, в частности, лечение.
[43] 8:17 См. Ис 53:4.
[44] 8:28 ...Гадары... — Город Гадара входил в состав Десятиградия.
[45] 8:30 Свиньи у евреев считались нечистыми, следовательно, Иисус находился на языческой территории.
[46] 9:1 ...в городе, где Он жил. — В Капернауме.
[47] 9:9 Матфей (в Мк 2:14 и Лк 5:27 — Левий), вероятно, состоял на службе у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии.
[48] 9:10 ...грешников... — Т. е. тех, у кого были «нечистые» профессии.
[49] 9:11 Так как сборщики податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться за стол.
[50] 9:13 См. Ос 6:6.
[51] 9:15 ...на свадьбе... — Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения. Пост же был знаком раскаяния и печали.
[52] 9:16 ...из новой ткани... — Дословно: «из неотбеленной ткани». Такая ткань после первой стирки садилась.
[53] 9:20 Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права ни к кому прикасаться.
[54] 9:23 Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные) вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего.
[55] 9:37 ...жатва... — Явление Бога в конце времен и Его суд над человечеством (см. Ос 6:11; Иоил 3:13).
[56] 10:3 Фома — «близнец» (арам.); это не имя, а прозвище.
[57] 10:4 Кананит — «зелот» (арам.).
[58] 10:14 Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищаются от скверны язычников. Если этот жест был обращен к единоплеменникам, это значило, что их считают за язычников.
|
[59] 10:17 Местные суды были в каждом городе при синагогах, судьями там были старейшины. Отступников и еретиков наказывали тридцатью девятью палочными ударами.
[60] 10:28 ...Того, кто может... — Бога.
[61] 10:29 ...грош... — Дословно «асс»; римская медная монета, равная 1/16 денария, см. прим. к 18:28.
[62] 10:35, 36 См. Мих 7:6.
[63] 10:38 Казнь через распятие на кресте довольно часто применялась в Палестине времен римского владычества. Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Здесь в метафорическом смысле: ученик Христа должен быть готов к страданиям и даже смерти за свою веру.
[64] 11:3 ...Тот, кто должен прийти... — Один из титулов Помазанника.
[65] 11:10 См. Мал 3:1.
[66] 11:11 ...во всем роде человеческом... — Буквально: «среди рожденных женщинами»; это еврейское выражение, означающее: «среди смертных людей» (ср. Гал 4:4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника. ● ...кто всех меньше... — Вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство Бога, больше, чем Иоанн. Но возможно также понимание, что Иисус говорит здесь о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20:28; Флп 2:7), но Он больше Иоанна.
[67] 11:12 Один из трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований. В данном контексте, вероятно, речь идет о предстоящей смерти Иоанна от рук Ирода Антипы. Другое возможное понимание: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». См. также Лк 16:16.
[68] 11:21 Хорази́н и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума. ● ...в Тире и в Сидоне... — Ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. ● ...покаялись. — Греческий глагол метаноэо (буквально «менять образ мыслей») означает «отказываться от греха и обращаться к Богу». В знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали рубище — темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.
[69] 11:25 ...простым и малым... — Буквально: «детям»; здесь в переносном смысле: простые люди, кто принял Весть Бога о прощении грешников и стал учеником Иисуса. ● ...от мудрых и разумных! — Это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29:14 и 1 Кор 1:19).
[70] 11:28 Я дам вам отдых! — Субботний отдых, предписанный Законом Моисея, понимался как предварение вечного отдыха в Небесном Царстве (см. Евр 3:11; 4:1-11; Откр 14:13).
[71] 12:1 Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть зерна (ср. Втор 23:25).
[72] 12:2 Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.
[73] 12:4 ...жертвенный хлеб... — Ср. Лев 24:5-7. Во времена Давида его разрешалось есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже только священникам.
[74] 12:5 ...нарушают субботу... — Тем, что совершали жертвоприношения, но Храм считался важнее субботы.
[75] 12:7 См. Ос 6:6.
[76] 12:10 ...с сухой рукой. — С давно парализованной и уже атрофированной. В субботу запрещалось лечение, кроме случаев, требовавших срочной помощи.
[77] 12:18–21 См. Ис 42:1–4.
[78] 12:24 Вельзеву́л — точнее Баа́л–Зебу́л; вероятно, «хозяин дома», имя одного из главных нечистых духов или самого Сатаны.
[79] 12:39 ...безбожного... — Буквально: «неверного, развратного». В Ветхом Завете отношения между Богом и Израилем сравнивались с отношениями супругов: Израиль часто изображался неверной женой, изменявшей Ему с богами других стран (см. Ос 3:1).
[80] 12:41 Ниневия во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской империи, злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители ее, услышав его проповедь, могли раскаяться и спастись. ● ...нечто большее... — В некоторых рукописях: «некто больший».
[81] 12:42 Царица Юга... — Царица Савская (см. 3 Цар 10:1-10).
[82] 13:4–8 По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевали, а лишь потом вспахивали.
[83] 13:8 ...стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный. — Это невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай семикратный, а десятикратный считался богатым.
[84] 13:11 ...тайны Царства Небес... — Т. е. Божьи замыслы, известные только Ему.
[85] 13:14 Ушами будете слушать... — См. Ис 6:9–10; соответствующий еврейский текст может пониматься иначе: «Слушайте, слушайте — и не понимайте, смотрите, смотрите — и не разумейте!»
[86] 13:35 См. Пс 77:2.
[87] 13:54 ...в Свой родной город... — В Назарет.
[88] 13:55 В Евангелиях используются две формы имени: Мария и Мариам (точнее: Мирьям).
[89] 14:1 ...до тетрарха Ирода... — Имеется в виду Ирод Антипа, сын Ирода Великого; правил Галилеей и Переей с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э.
[90] 14:4 Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (см. Лев 18:16; 20:21).
[91] 14:34 ...в Геннисарете. — От евр. Генниса́р; так называлась долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок с таким же названием.
[92] 15:2 Не омывают рук перед едой... — Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного прикосновения к какой-либо скверне.
[93] 15:4 См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.
[94] 15:5 ...дар Богу... — Посвятив вещь или имущество Богу, люди потом уже не имели права пользоваться ими, даже для нужд своих родителей.
[95] 15:8, 9 См. Ис 29:13.
[96] 15:22 ...ханаанеянка... — Эта женщина была язычницей.
[97] 15:26 Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне. Жители Израиля называли язычников собаками, что считалось страшным оскорблением.
[98] 15:39 Местонахождение Магадана в Палестине не установлено.
[99] 16:13 Кесария Филиппова — город, расположенный у истока Иордана, на склонах горы Хермон.
[100] 17:5 Сияющее облако было знаком Богоприсутствия.
[101] 17:(21) В некоторых поздних рукописях имеется ст. 21: «Но такого рода бесов можно изгнать только молитвой и постом».
[102] 17:27 ...четыре драхмы. — В греческом тексте: стате́р — монета, равная четырем драхмам, см. также прим. к Лк 15:8.
[103] 18:6 ...простых и малых... — См. прим. к 11:25.
[104] 18:9 ...Жизнь... — Здесь то же, что «Царство Бога».
[105] 18:(11) В некоторых рукописях имеются слова: «Ведь Сын человеческий пришел спасти то, что пропало», а в некоторых: «Ведь Сын человеческий пришел разыскать и спасти то, что пропало».
[106] 18:16 См. Втор 19:15.
[107] 18:24 Талант — мера веса, равная 26 кг.
[108] 18:28 Денарий — римская монета, которая содержала в себе столько же серебра, что и греческая драхма (4,35 г). См. также прим. к Лк 15:8.
[109] 19:1 ...за Иорданом. — Эта область к востоку от Иордана называлась Переей, через нее обычно шли в Иерусалим паломники, не желавшие проходить через Самарию.
[110] 19:3 Закон Моисея разрешал развод, но среди учителей Закона шли споры о причине, делавшей развод возможным. Консервативная школа Шаммая считала, что развод допустим лишь в случае, если жена нарушила супружескую верность, а школа Гиллеля утверждала, что муж имеет право развестись с женой по любой причине.
[111] 19:4 См. Быт 1:27; 5:2.
[112] 19:5 См. Быт 2:24.
[113] 19:6 ...человек... — Имеется в виду муж, так как и по Закону Моисея, и по римскому законодательству в отношения между мужем и женой не должны были вмешиваться никакие внешние инстанции.
[114] 19:7 См. Втор 24:1, 2.
[115] 19:9 В некоторых рукописях стих заканчивается словами: «и кто женится на разведенной, нарушает верность».
[116] 19:17 Что ты спрашиваешь Меня о добром? — В некоторых рукописях: «Что ты называешь Меня добрым?» Кроме того, в ряде рукописей есть также слова: «Никто не добр, кроме одного только Бога».
[117] 19:18 См. Исх 20:13–16; Втор 5:17-20.
[118] 19:19 См. Исх 20:12; Втор 5:16.
[119] 20:2 ...по одному денарию... — См. прим. к 18:28. Денарий составлял обычную дневную плату поденщика.
[120] 20:16 В некоторых рукописях имеются также слова: «Ведь много званых, но мало избранных».
[121] 20:19 ...язычникам... — Т. е. римлянам, правившим тогда Иудеей.
[122] 20:22 ...предстоит выпить? — В некоторых рукописях далее следует: «или креститься крещением, которым Я крещусь?», см. Мк 10:38 и прим.
[123] 20:23 ...выпьете... — В некоторых рукописях далее следует: «и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», ср. Мк 10:39.
[124] 20:28 ...за множество жизней. — Буквально: «за многих». В еврейском языке слово «многие» употребляется в значении «очень большое количество», а не как в европейских языках, где у него есть дополнительный оттенок: «но не все».
[125] 21:5 См. Зах 9:9.
[126] 21:8 Так в древности встречали знаменитых людей.
[127] 21:12 ...менял... — Во Дворе язычников менялись римские и греческие деньги на специальную монету, которой платилась храмовая подать.
[128] 21:13 См. Ис 56:7; Иер 7:11.
[129] 21:16 См. Пс 8:3.
[130] 21:21 ...этой горе... — Горе Сион, на которой стоял Храм.
[131] 21:23 ...в Храм... — Во Двор для язычников.
[132] 21:25 От Бога... — Дословно: «с Неба» (см. прим. к 3:2).
[133] 21:33 См. Ис 5:1, 2.
[134] 21:42 См. Пс 117:22, 23.
[135] 21:(44) В ряде рукописей есть ст. 44: «Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит».
[136] 22:4 Непосредственно перед пиром было принято посылать гостям вторичное приглашение.
[137] 22:15–17 Этот вопрос представлял собой ловушку, так как любой ответ был опасен для Иисуса. Если бы Он сказал «да», Он потерял бы популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если бы Он сказал «нет», Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.
[138] 22:21 По представлениям того времени, все отчеканенные монеты принадлежали тому, кто их чеканил, в данном случае цезарю.
[139] 22:24 См. Втор 25:5.
[140] 22:32 См. Исх 3:6.
[141] 22:37 См. Втор 6:5.
[142] 22:39 См. Лев 19:18.
[143] 22:44 См. Пс 109:1.
[144] 22:45 По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка).
[145] 23:2 ...сели на Моисеево место. — Являются последователями Моисея и учителями Закона.
[146] 23:5 В знак исполнения заповеди (см. Исх 13:9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Фарисеи, вероятно, носили эти коробочки весь день, а не только во время молитвы. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти.
[147] 23:(14) В некоторых рукописях имеется ст 14: «Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дома вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!»
[148] 23:23 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.
[149] 23:24 Комара и верблюда евреи считали нечистыми.
[150] 23:27 Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.
[151] 23:35 Бытие, первая книга Священного Писания Ветхого Завета, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т. е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.
[152] 23:38 ...Дом... — Иерусалимский храм.
[153] 24:8 ...родовые схватки. — По представлениям, широко распространенным в те времена, перед наступлением грядущего века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками.
[154] 24:15 ...«мерзость осквернения»... — Дословно: «мерзость запустения»; евреи называли мерзостью поклонение языческим богам и их изображениям — идолам. Пророк Даниил назвал так алтарь Зевса, воздвигнутый Антиохом Эпифаном в 168 г. до н. э., что осквернило Храм и привело к «запустению», т. е. к прекращению в нем богослужений.
[155] 24:17 ...на крыше... — Дома в Палестине обычно имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница. На крыше люди проводили много времени: работали, молились, а в жаркое время года спали там.
[156] 24:20 ...не зимой... — Зимой был сезон дождей, когда разливались реки, что делало передвижение затруднительным.
[157] 24:29 В древности люди думали, что звезды — это некие духовные силы.
[158] 24:51 ...наказав его люто... — Буквально: «разрубив его надвое». Это может означать: а) действительную казнь; б) жестокое избиение (ср. Лк 12:47, 48).
[159] 25:1 ...жениха. — По обычаю жених отправлялся за невестой в дом ее родителей. Подруги невесты должны были сопровождать их в дом родителей жениха, где и проходили свадебные торжества.
[160] 25:3 Факел представлял собой палку с намотанными на нее промасленными тряпками.
[161] 25:13 ...ни часа. — В некоторых рукописях дальше следует: «когда вернется Сын человеческий».
[162] 25:15–28 ...пять талантов... два таланта... один... — Это была очень большая сумма денег: талант — примерно 26 кг серебра.
[163] 25:32 В Палестине днем овцы и козы паслись в одном стаде, но на ночь их разделяли.
[164] 26:5 ...не в праздник... — Греческое слово может означать также толпу паломников, пришедших на праздник.
[165] 26:6 ... прокаженного Симона... — Так как прокаженный был ритуально нечист и не мог принимать гостей, предполагается, что Симон болел проказой, но был исцелен или же заболел позже.
[166] 26:17 ...пасхального ягненка? — Буквально: «пасху». Этим словом назывался как сам праздник, так и главное блюдо пасхальной трапезы — ягненок или козленок, запеченный с горькими травами.
[167] 26:20 Когда наступил вечер... — Пасхальная трапеза начиналась вечером, с восходом первой звезды. ● ...сел за стол... — Буквально: «возлег». Обычно евреи ели сидя, но во время пиров, особенно во время пасхальной трапезы, они заимствовали эллинистический обычай — есть лежа на специальных обеденных ложах.
[168] 26:31 См. Зах 13:7.
[169] 26:60 По Закону Моисея, для того, чтобы приговорить человека к смерти, необходимо было не менее двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.
[170] 26:65 ...разодрал на себе одежды... — Услышав богохульство, человек обязан был в знак скорби разодрать на себе одежду.
[171] 26:73 Слышно по говору. — У галилеян был характерный акцент.
[172] 27:9, 10 ...Иеремию... — На самом деле эти слова принадлежат пророку Захарии (Зах 11:12, 13).
[173] 27:16 Бар–Абба — В переводе с арамейского: «сын отца»; это прозвище, а не имя.
[174] 27:25 Пусть вина... — Дословно: «Пусть кровь Его».
[175] 27:26 ...велел бичевать... — Бичевание было частью наказания: перед распятием осужденного бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла, иногда разрывавшими тело до костей. Бичевание применялось также при допросах подозреваемых и рабов.
[176] 27:34 ...с желчью. — В то время осужденным на казнь давали питье с каким-то горьким наркотическим веществом, притуплявшим боль. См. Пс 68:22.
[177] 27:38 ...два преступника... — Дословно: «два разбойника». Скорее всего, это были боевики, популярные в народе, которые вели террористическую войну с римлянами. См. Мк 15:7.
[178] 27:46 Эли, Эли... — Слова на еврейском языке. ● ...лема савахтани? — Слова на арамейском языке.
[179] 27:47 Имя Илия звучит по-арамейски как Эли́, что также значит «Боже мой».
[180] 27:48 ...в кислом питье... — Имеется в виду «поска» — напиток из воды с уксусом или кислым вином и яиц, хорошо утолявший жажду.
[181] 27:57–60 По еврейскому обычаю, умерший должен был быть похоронен в день смерти, тем более что вечером в пятницу начиналась суббота, день покоя. Кроме того, согласно Втор 21:22, 23, тело повешенного должно было быть снято и похоронено в тот же день.
[182] 27:60 Естественные или высеченные в скалах пещеры часто использовались в качестве гробниц. Камень приваливали, чтобы защитить тело умершего от хищников.
[183] 27:64 Под первой ложью они имели в виду то, что Иисус — Помазанник Божий.
[184] 1:3 См. Ис 40:3.
[185] 1:4 ...крестил водой... — См. прим. к Мф 3:6.
[186] 1:11 ...любимый... — См. прим. к Мф 3:17.
[187] 1:13 ...прислуживали... — См. прим. к Мф 4:11.
[188] 2:4 ...отверстие в крыше... — Проделать отверстие в крыше не составляло особого труда, так как крыши на Востоке покрывали камышом или хворостом и сверху заливали глиной.
[189] 2:13 ...к морю. — К Галилейскому морю.
[190] 2:21 ...из новой ткани... — См. прим. к Мф 9:16.
[191] 2:23 См. прим. к Мф 12:1.
[192] 2:24 См. прим. к Мф 12:2.
[193] 2:26 ...при первосвященнике Авиафаре... — Первосвященником был тогда отец Авиафара.
[194] 3:22 См. прим. к Мф 12:24.
[195] 4:3–8 См. прим. к Мф 13:3-8.
[196] 4:8 ...тридцатикратный, шестидесятикратный или стократный. — См. прим. к Мф 13:8.
[197] 4:12 См. Ис 6:9, 10.
[198] 4:21 См. прим. к Мф 5:15.
[199] 4:35 ...на тот берег. — На восточный берег Галилейского моря.
[200] 5:11 См. прим. к Мф 8:30.
[201] 5:25 См. прим. к Мф 9:20.
[202] 5:41 ...Талита, кум! — Слова на арамейском языке.
[203] 6:11 ...даже пыль с ног отряхните. — См. прим. к Мф 10:14. В некоторых более поздних рукописях этот стих заканчивается словами: «Говорю вам, Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам».
[204] 6:14 Ирод — Ирод Антипа; см. прим. к Мф 14:1.
[205] 6:18 См. прим. к Мф 14:4.
[206] 6:37 Денариев... на двести! — Это примерно годовая плата наемного работника, и такие деньги вряд ли были у учеников Иисуса, см. также прим. к Мф 18:28.
[207] 7:2 См. прим. к Мф 15:2.
[208] 7:6, 7 См. Ис 29:13.
[209] 7:10 См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.
[210] 7:11 ...посвящается Богу... — См. прим. к Мф 15:5.
[211] 7:(16) В некоторых рукописях имеется ст. 16: «У кого есть уши, пусть услышит!».
[212] 7:26 ...язычница... — Буквально: «гречанка»; во времена Нового Завета иудеи обычно называли язычников греками вне зависимости от их национальной принадлежности.
[213] 8:27 Кесария Филиппова — см. прим. к Мф 16:13.
[214] 8:34 ...возьмет свой крест... — См. прим. к Мф 10:38.
[215] 9:29 ...молитвой... — В некоторых рукописях: «молитвой и постом».
[216] 9:31 ...через три дня... — В некоторых рукописях: «на третий день».
[217] 9:42 См. прим. к Мф 11:25.
[218] 9:(44, 46) В ряде рукописей имеются стт. 44 и 46: «где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет».
[219] 10:4 См. Втор 24:1, 2.
[220] 10:6, 7 См. Быт 1:27; 5:2.
[221] 10:11 ...нарушив супружескую верность... — См. прим. к Мф 5:32.
[222] 10:19 См. Исх 20:12-16; Втор 5:16-20.
[223] 10:24 ...как трудно... — В некоторых рукописях: «как трудно надеющимся на богатство».
[224] 10:34 ...через три дня... — См. прим. к 9:31.
[225] 10:38 ...креститься крещением, которым Я крещусь? — Дословно: «погрузиться [в воду], как Я погружаюсь», что символизировало страдания и смерть; см. прим. к Мф 3:6 (ср. также Пс 41:8; Лк 12:50).
[226] 11:3 ...Он скоро его вернет. — В некоторых рукописях: «и он [тот человек] тотчас отправит его [к Иисусу]».
[227] 11:8 См. прим. к Мф 21:8.
[228] 11:17 См. Ис 56:7; Иер 7:11.
[229] 11:30 От Бога... См. прим. к Мф 3:2.
[230] 12:10, 11 См. Пс 117:22, 23.
[231] 12:13, 14 См. прим. к Мф 22:15-17.
[232] 12:16, 17 См. прим. к Мф 22:21.
[233] 12:19 См. Втор 25:5.
[234] 12:26 См. Исх 3:6.
[235] 12:29, 30 См. Втор 6:4, 5.
[236] 12:31 См. Лев 19:18.
[237] 12:32 См. Втор 4:35.
[238] 12:36 См. Пс 109:1.
[239] 12:37 См. прим. к Мф 22:45.
[240] 12:38 ...в длинных одеждах... — Имеются в виду талли́ты — длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову.
[241] 12:41 ...возле сокровищницы... — Во Дворе женщин стояли тринадцать больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм.
[242] 12:42 ...две медные монетки, лепты, — один квадрант... — Вес квадранта составлял 1 г, вес лепты — 0,5 г.
[243] 13:8 ...родовые схватки. — См. прим. к Мф 24:8.
[244] 13:14 «мерзость осквернения» — См. прим. к Мф 24:15.
[245] 13:15 ...кто на крыше... — См. прим. к Мф 24:17.
[246] 13:18 ...зимой. — См. прим. к Мф 24:20.
[247] 13:25 ...звезды... — См. прим. к Мф 24:29.
[248] 14:2 ...не в праздник... — См. прим. к Мф 26:5.
[249] 14:3 ...прокаженного... — См. прим. к Мф 26:6.
[250] 14:5 ...триста с лишним денариев... — Это годовая плата наемного работника, см. также прим. к Мф 18:28.
[251] 14:8 ...умастила... — По еврейскому обычаю тела умерших умащались благовонными маслами.
[252] 14:12, 14, 16 ...пасхального ягненка... — См. прим. к Мф 26:17.
[253] 14:17 Вечером... — См. прим. к Мф 26:20.
[254] 14:27 См. Зах 13:7.
[255] 14:56
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!