Монеты городов восточного Средиземноморья — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Монеты городов восточного Средиземноморья

2022-09-01 22
Монеты городов восточного Средиземноморья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Монеты Тира и Сидона следовали греческим стандартам. Тирский серебряный шекель соответствовал греческой тетрадрахме. Согласно позднейшим свидетельствам, иудеи платили подать на Иерусалимский храм тирскими монетами. Статер, упомянутый в Мф 17:27, — это, по-видимому, тирский шекель, а дидрахма в Мф 17:24 — тирская монета в полшекеля. Под «серебряными монетами», которые получил Иуда, также, скорее всего, имеются в виду тирские шекели.

Самая мелкая монета, упомянутая в Новом Завете, называется ле́пта (греч. лепто́н — «мелочь»; Мк 12:42; Лк 12:59 и 21:2). Про нее говорится, что она равна половине квадранта.

Пересчет древних денежных единиц в современные очень условен. Точкой отсчета может служить то, что средняя плата поденщика в начале н. э. составляла один денарий в день.

 

 

Еврейские монеты

 

Самые древние еврейские монеты (с надписью «Иудея») датируются первой половиной IV в. до н. э. Эти монеты — серебряные. Затем чеканка монет в Иудее прекратилась и возобновилась лишь в конце II в. до н. э., при Хасмонеях.

Иудейские правители из династий Хасмонеев и Иродов, а также сменившие их римские наместники Иудеи чеканили только мелкие медные монеты. Во время войны с Римом (66–73 гг. н. э.) еврейские повстанцы выпускали собственные серебряные монеты. Это было знаком независимости и открытым вызовом империи; по понятным причинам чеканка этих монет длилась недолго.

 

 

СУТКИ, ДЕЛЕНИЕ ДНЯ И НОЧИ  

 

При определении срока субботы и прочих праздников сутки у евреев считаются от одного захода солнца до другого. Таким образом, субботний покой начинается на закате в пятницу и заканчивается на закате в субботу. День Искупления — это десятый день седьмого месяца (Лев 16:29; Числ 29:7), но начинается он вечером девятого числа (Лев 23:32).

День (от рассвета до заката) делится в Библии, согласно вавилонскому обычаю, на 12 частей («часов»). Однако при отсутствии инструментов для точного определения времени такое деление оказывалось слишком дробным. В Новом Завете используется следующее (приблизительное) деление дня:

третий час — середина утра;

шестой час — полдень;

девятый час — середина вечера;

двенадцатый час — закат.

Ночь в эпоху Ветхого Завета делилась на три части — стражи (Исх 14:24; Суд 7:19; 1 Цар 11:11), а в начале н. э. — на четыре стражи (Мф 14:25).

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]  1:6б ...жена Урии... — Вирсавия (см. 2 Цар 11:26, 27; 12:10, 15).

 

[2]  1:18, 19 По еврейскому брачному закону обручение длилось год, а жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в родительском доме. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и в древности каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные же времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора.

 

[3]  1:23 См. Ис 7:14.

 

[4]  2:1 ...при царе Ироде... — Имеется в виду Ирод Великий; правил Иудеей, Идумеей и Самарией с 37 по 4 гг. до н. э. Именно он построил грандиозный Иерусалимский храм.

 

[5]  2:1 ...звездочеты. — Это были жрецы древних языческих культов, занимавшиеся магией и астрологией.

 

[6]  2:2 Мы видели, как взошла Его звезда... — Возможен перевод: «Мы видели звезду Его на востоке».

 

[7]  2:6 См. Мих 5:2.

 

[8]  2:9 ...восход которой они видели... — Возможен перевод: «которую они видели на востоке».

 

[9]  2:15 См. Ос 11:1.

 

9a

  2:18 См. Иер 31:15.

 

[10]  2:23 Назорей — то же, что «Назарянин». Пророк, сказавший это, неизвестен; предположительно здесь содержится аллюзия на Суд 13:5, 7 и Ис 11:1.

 

[11]  3:2 Царство Небес — это словосочетание встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий царь, Имя и т. д.

 

[12]  3:3 См. Ис 40:3.

 

[13]  3:6 ...крестил... — Традиционный перевод греческого глагола бапти́дзо, значение которого «погружать в воду». Возможно, уже в I в. язычники, принимавшие веру в единого Бога, наряду с обрезанием были обязаны совершить особый ритуал: омовение с полным погружением в воду, что символизировало смерть для старой жизни и рождение для новой. Иоанн, призывая народ Израиля совершить такое же омовение, не делал различия между язычниками и теми, кто по праву рождения принадлежал к Божьему народу.

 

[14]  3:11 ...недостоин даже сандалии Его нести. — Снимать и нести обувь хозяина-еврея входило в обязанности только раба-нееврея. ● ...огнем. — Огонь является символом Божьего Суда.

 

[15]  3:17 ...любимый... — Когда это слово относится к сыну или дочери, оно означает «единственный».

 

[16]  4:4 См. Втор 8:3.

 

[17]  4:10 См. Втор 6:13.

 

[18]  4:11 ...прислуживали... — Греческое слово диаконэо может употребляться как в самом общем смысле, так и в значении «прислуживать за столом, подавать пищу».

 

[19]  4:13 ...в земле Завулона и Неффалима. — В ветхозаветные времена эти племена обитали на севере Палестины, где в I в. н. э. жило много язычников.

 

[20]  4:15, 16 См. Ис 9:1, 2.

 

[21]  4:24 ...по всей Сирии. — Римская провинция со столицей в Антиохии, Иудея входила в ее состав.

 

[22]  5:3 Блаженны... — Т. е. «в высшей степени счастливы». Здесь это не пожелание чего-то еще не существующего, а утверждение уже существующего. В глазах Бога счастливы не богачи, а бедняки — те, кто всецело полагается на Него. ● ...нищие духом! — Буквально: «бедные духом, или в Духе, или ради, по причине Духа». Понимание этих слов зависит от того, какой дух имеется в виду: дух человеческий или Дух Божий. Если это человеческий дух, то речь идет о кротких, скромных, смиренных людях, сознающих свою греховность и беспомощность, свою незначительность и нужду в помощи Бога. Если это Дух Божий, то возможно значение: «бедные, которых такими сделал Божий Дух» или «добровольно отказавшиеся от имущества ради Духа, ради Бога». Ведь Иисус обращается здесь прежде всего к Своим ученикам, которые ради Него все оставили и стали бедняками. Ср. Лк 6:20: «Блаженны бедные».

 

[23]  5:5 ...кроткие! — В еврейском языке одно и то же слово значит и «бедный», и «кроткий»; оно подразумевало такие черты бедняков, как беззащитность, безропотность, терпеливое перенесение страданий. Ср. Пс 36:11: «Земля достанется беднякам». Под землей понимается уже не обетованная земля, но весь мир.

 

[24]  5:15 ...его не накрывают горшком... — Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд, наполненный оливковым маслом. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком.

 

[25]  5:17 ...исполнить. — Может также означать «дополнить, восполнить» или «завершить». Все Священное Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества Своей жизнью и смертью.

 

[26]  5:21 См. Исх 20:13; Втор 5:17.

 

[27]  5:26 ...гроша. — Греч. квадра́нт, римская медная монета, весом около 1 г.

 

[28]  5:27 См. Исх 20:14; Втор 5:18.

 

[29]  5:31 У евреев право на развод имел только муж. Закон Моисея, обязывая мужа дать свидетельство о разводе, защищал права жены, которая в таком случае могла получить часть имущества, а также снова вступить в брак, что не считалось грехом; см. Втор 24:1, 2.

 

[30]  5:32 ...совершает тот же грех. — По представлениям того времени, только жена нарушала супружескую верность. Муж, вступая в связь с другой женщиной, не совершал греха против своей жены.

 

[31]  5:33 См. Лев 19:12; Числ 30:3.

 

[32]  5:38 См. Исх 21:24; Лев 24:20; Втор 19:21.

 

[33]  5:41 Римские воины на подвластной территории имели право обязать любого человека нести их поклажу на расстояние 1 мили (около 1,5 км).

 

[34]  5:43 См. Лев 19:18.

 

[35]  6:9 Да будет свято Имя Твое... — Буквально: «пусть Твое Имя станет святым». Имя здесь обозначает самого Бога, а страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является Он сам, так что возможен перевод: «Сделай Свое Имя святым». Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что слова «пусть освятится» означают «пусть прославится». Первое прошение молитвы Господней обращено к Богу, чтобы Он сделал Свое Имя святым во всем мире, что станет возможным после наступления Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8; см. также Ин 12:28).

 

[36]  6:13 ...от Злодея. — Другое возможное понимание: от зла. В ряде рукописей стих заканчивается словами: «потому что Твое навеки Царство, и сила, и слава. Аминь».

 

[37]  6:18 ...вознаградит тебя. — В некоторых поздних рукописях далее идет слово «явно».

 

[38]  6:27 ...хоть на час? — Другое возможное понимание: «кто может увеличить свой рост хотя бы на локоть?» Локоть — мера длины, равная примерно 45 см.

 

[39]  7:6 ...святыни... — В Писании так называлось жертвенное мясо. ● ...собакам... перед свиньями... — Эти животные считались нечистыми; так евреи называли язычников и отступников.

 

[40]  7:22 ...в тот День... —  В День Суда.

 

[41]  8:11 ...с востока и с запада... — Имеются в виду все народы мира, т. е. язычники, которые, по мнению большинства евреев, не могли быть спасены.

 

[42]  8:16 С наступлением вечера... — Т. е. когда закончилась суббота. С заходом солнца у евреев заканчивался один день (в данном случае суббота) и начинался следующий. В субботу запрещались многие виды деятельности, в частности, лечение.

 

[43]  8:17 См. Ис 53:4.

 

[44]  8:28 ...Гадары... — Город Гадара входил в состав Десятиградия.

 

[45]  8:30 Свиньи у евреев считались нечистыми, следовательно, Иисус находился на языческой территории.

 

[46]  9:1 ...в городе, где Он жил. — В Капернауме.

 

[47]  9:9 Матфей (в Мк 2:14 и Лк 5:27 — Левий), вероятно, состоял на службе у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии.

 

[48]  9:10 ...грешников... — Т. е. тех, у кого были «нечистые» профессии.

 

[49]  9:11 Так как сборщики податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться за стол.

 

[50]  9:13 См. Ос 6:6.

 

[51]  9:15 ...на свадьбе... — Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения. Пост же был знаком раскаяния и печали.

 

[52]  9:16 ...из новой ткани... — Дословно: «из неотбеленной ткани». Такая ткань после первой стирки садилась.

 

[53]  9:20 Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права ни к кому прикасаться.

 

[54]  9:23 Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные) вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего.

 

[55]  9:37 ...жатва... — Явление Бога в конце времен и Его суд над человечеством (см. Ос 6:11; Иоил 3:13).

 

[56]  10:3 Фома — «близнец» (арам.); это не имя, а прозвище.

 

[57]  10:4 Кананит — «зелот» (арам.).

 

[58]  10:14 Когда евреи возвращались из-за границы, они отряхивали пыль, приставшую к их одежде и обуви, в знак того, что очищаются от скверны язычников. Если этот жест был обращен к единоплеменникам, это значило, что их считают за язычников.

 

[59]  10:17 Местные суды были в каждом городе при синагогах, судьями там были старейшины. Отступников и еретиков наказывали тридцатью девятью палочными ударами.

 

[60]  10:28 ...Того, кто может... — Бога.

 

[61]  10:29 ...грош... — Дословно «асс»; римская медная монета, равная 1/16 денария, см. прим. к 18:28.

 

[62]  10:35, 36 См. Мих 7:6.

 

[63]  10:38 Казнь через распятие на кресте довольно часто применялась в Палестине времен римского владычества. Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Здесь в метафорическом смысле: ученик Христа должен быть готов к страданиям и даже смерти за свою веру.

 

[64]  11:3 ...Тот, кто должен прийти... — Один из титулов Помазанника.

 

[65]  11:10 См. Мал 3:1.

 

[66]  11:11 ...во всем роде человеческом... — Буквально: «среди рожденных женщинами»; это еврейское выражение, означающее: «среди смертных людей» (ср. Гал 4:4). Иоанн — величайший из людей, потому что ему доверил Бог весть о приходе Помазанника. ● ...кто всех меньше... — Вероятно, любой, даже самый незначительный, удостоенный войти в Царство Бога, больше, чем Иоанн. Но возможно также понимание, что Иисус говорит здесь о себе самом: Он пришел в мир как слуга (ср. 20:28; Флп 2:7), но Он больше Иоанна.

 

[67]  11:12 Один из трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований. В данном контексте, вероятно, речь идет о предстоящей смерти Иоанна от рук Ирода Антипы. Другое возможное понимание: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». См. также Лк 16:16.

 

[68]  11:21 Хорази́н и Вифсаида — города неподалеку от Капернаума. ● ...в Тире и в Сидоне... — Ветхозаветные пророки гневно обличали жителей этих городов за то, что они отвергали Бога и Его волю. ● ...покаялись. — Греческий глагол метаноэо (буквально «менять образ мыслей») означает «отказываться от греха и обращаться к Богу». В знак раскаяния и сокрушения о своих грехах люди надевали рубище — темную одежду из грубой шерсти или мешковины и посыпали голову пеплом.

 

[69]  11:25 ...простым и малым... — Буквально: «детям»; здесь в переносном смысле: простые люди, кто принял Весть Бога о прощении грешников и стал учеником Иисуса. ● ...от мудрых и разумных! — Это фарисеи и религиозная верхушка, отказавшиеся принять волю Бога (ср. Ис 29:14 и 1 Кор 1:19).

 

[70]  11:28 Я дам вам отдых! — Субботний отдых, предписанный Законом Моисея, понимался как предварение вечного отдыха в Небесном Царстве (см. Евр 3:11; 4:1-11; Откр 14:13).

 

[71]  12:1 Закон Моисея разрешал проголодавшимся путникам срывать в поле колосья и есть зерна (ср. Втор 23:25).

 

[72]  12:2 Фарисеи сочли действия учеников жатвой и молотьбой, что было запрещено в субботу.

 

[73]  12:4 ...жертвенный хлеб... — Ср. Лев 24:5-7. Во времена Давида его разрешалось есть всякому, кто не был ритуально осквернен, но позже только священникам.

 

[74]  12:5 ...нарушают субботу... — Тем, что совершали жертвоприношения, но Храм считался важнее субботы.

 

[75]  12:7 См. Ос 6:6.

 

[76]  12:10 ...с сухой рукой. — С давно парализованной и уже атрофированной. В субботу запрещалось лечение, кроме случаев, требовавших срочной помощи.

 

[77]  12:18–21 См. Ис 42:1–4.

 

[78]  12:24 Вельзеву́л — точнее Баа́л–Зебу́л; вероятно, «хозяин дома», имя одного из главных нечистых духов или самого Сатаны.

 

[79]  12:39 ...безбожного... — Буквально: «неверного, развратного». В Ветхом Завете отношения между Богом и Израилем сравнивались с отношениями супругов: Израиль часто изображался неверной женой, изменявшей Ему с богами других стран (см. Ос 3:1).

 

[80]  12:41 Ниневия во времена пророка Ионы была столицей Ассирийской империи, злейшего врага Израиля. Бог послал туда Иону, чтобы жители ее, услышав его проповедь, могли раскаяться и спастись. ● ...нечто большее... — В некоторых рукописях: «некто больший».

 

[81]  12:42 Царица Юга... — Царица Савская (см. 3 Цар 10:1-10).

 

[82]  13:4–8 По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевали, а лишь потом вспахивали.

 

[83]  13:8 ...стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный. — Это невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай семикратный, а десятикратный считался богатым.

 

[84]  13:11 ...тайны Царства Небес... — Т. е. Божьи замыслы, известные только Ему.

 

[85]  13:14 Ушами будете слушать... — См. Ис 6:9–10; соответствующий еврейский текст может пониматься иначе: «Слушайте, слушайте — и не понимайте, смотрите, смотрите — и не разумейте!»

 

[86]  13:35 См. Пс 77:2.

 

[87]  13:54 ...в Свой родной город... — В Назарет.

 

[88]  13:55 В Евангелиях используются две формы имени: Мария и Мариам (точнее: Мирьям).

 

[89]  14:1 ...до тетрарха Ирода... — Имеется в виду Ирод Антипа, сын Ирода Великого; правил Галилеей и Переей с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э.

 

[90]  14:4 Закон Моисея запрещал жениться на жене брата и рассматривал такой брак как кровосмешение (см. Лев 18:16; 20:21).

 

[91]  14:34 ...в Геннисарете. — От евр. Генниса́р; так называлась долина на западном берегу озера. Возможно, там был и поселок с таким же названием.

 

[92]  15:2 Не омывают рук перед едой... — Имеется в виду ритуальное омовение рук с целью очистить их от возможного прикосновения к какой-либо скверне.

 

[93]  15:4 См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.

 

[94]  15:5 ...дар Богу... — Посвятив вещь или имущество Богу, люди потом уже не имели права пользоваться ими, даже для нужд своих родителей.

 

[95]  15:8, 9 См. Ис 29:13.

 

[96]  15:22 ...ханаанеянка... — Эта женщина была язычницей.

 

[97]  15:26 Детьми, или сыновьями Божьими, назывались израильтяне. Жители Израиля называли язычников собаками, что считалось страшным оскорблением.

 

[98]  15:39 Местонахождение Магадана в Палестине не установлено.

 

[99]  16:13 Кесария Филиппова — город, расположенный у истока Иордана, на склонах горы Хермон.

 

[100]  17:5 Сияющее облако было знаком Богоприсутствия.

 

[101]  17:(21) В некоторых поздних рукописях имеется ст. 21: «Но такого рода бесов можно изгнать только молитвой и постом».

 

[102]  17:27 ...четыре драхмы. — В греческом тексте: стате́р — монета, равная четырем драхмам, см. также прим. к Лк 15:8.

 

[103]  18:6 ...простых и малых... — См. прим. к 11:25.

 

[104]  18:9 ...Жизнь... — Здесь то же, что «Царство Бога».

 

[105]  18:(11) В некоторых рукописях имеются слова: «Ведь Сын человеческий пришел спасти то, что пропало», а в некоторых: «Ведь Сын человеческий пришел разыскать и спасти то, что пропало».

 

[106]  18:16 См. Втор 19:15.

 

[107]  18:24 Талант — мера веса, равная 26 кг.

 

[108]  18:28 Денарий — римская монета, которая содержала в себе столько же серебра, что и греческая драхма (4,35 г). См. также прим. к Лк 15:8.

 

[109]  19:1 ...за Иорданом. — Эта область к востоку от Иордана называлась Переей, через нее обычно шли в Иерусалим паломники, не желавшие проходить через Самарию.

 

[110]  19:3 Закон Моисея разрешал развод, но среди учителей Закона шли споры о причине, делавшей развод возможным. Консервативная школа Шаммая считала, что развод допустим лишь в случае, если жена нарушила супружескую верность, а школа Гиллеля утверждала, что муж имеет право развестись с женой по любой причине.

 

[111]  19:4 См. Быт 1:27; 5:2.

 

[112]  19:5 См. Быт 2:24.

 

[113]  19:6 ...человек... — Имеется в виду муж, так как и по Закону Моисея, и по римскому законодательству в отношения между мужем и женой не должны были вмешиваться никакие внешние инстанции.

 

[114]  19:7 См. Втор 24:1, 2.

 

[115]  19:9 В некоторых рукописях стих заканчивается словами: «и кто женится на разведенной, нарушает верность».

 

[116]  19:17 Что ты спрашиваешь Меня о добром? — В некоторых рукописях: «Что ты называешь Меня добрым?» Кроме того, в ряде рукописей есть также слова: «Никто не добр, кроме одного только Бога».

 

[117]  19:18 См. Исх 20:13–16; Втор 5:17-20.

 

[118]  19:19 См. Исх 20:12; Втор 5:16.

 

[119]  20:2 ...по одному денарию... — См. прим. к 18:28. Денарий составлял обычную дневную плату поденщика.

 

[120]  20:16 В некоторых рукописях имеются также слова: «Ведь много званых, но мало избранных».

 

[121]  20:19 ...язычникам... — Т. е. римлянам, правившим тогда Иудеей.

 

[122]  20:22 ...предстоит выпить? — В некоторых рукописях далее следует: «или креститься крещением, которым Я крещусь?», см. Мк 10:38 и прим.

 

[123]  20:23 ...выпьете... — В некоторых рукописях далее следует: «и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», ср. Мк 10:39.

 

[124]  20:28 ...за множество жизней. — Буквально: «за многих». В еврейском языке слово «многие» употребляется в значении «очень большое количество», а не как в европейских языках, где у него есть дополнительный оттенок: «но не все».

 

[125]  21:5 См. Зах 9:9.

 

[126]  21:8 Так в древности встречали знаменитых людей.

 

[127]  21:12 ...менял... — Во Дворе язычников менялись римские и греческие деньги на специальную монету, которой платилась храмовая подать.

 

[128]  21:13 См. Ис 56:7; Иер 7:11.

 

[129]  21:16 См. Пс 8:3.

 

[130]  21:21 ...этой горе... — Горе Сион, на которой стоял Храм.

 

[131]  21:23 ...в Храм... — Во Двор для язычников.

 

[132]  21:25 От Бога... — Дословно: «с Неба» (см. прим. к 3:2).

 

[133]  21:33 См. Ис 5:1, 2.

 

[134]  21:42 См. Пс 117:22, 23.

 

[135]  21:(44) В ряде рукописей есть ст. 44: «Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит».

 

[136]  22:4 Непосредственно перед пиром было принято посылать гостям вторичное приглашение.

 

[137]  22:15–17 Этот вопрос представлял собой ловушку, так как любой ответ был опасен для Иисуса. Если бы Он сказал «да», Он потерял бы популярность у народа, видевшего в подушной подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если бы Он сказал «нет», Его можно было бы выдать римским властям как мятежника, подбивающего народ к отпадению от Рима.

 

[138]  22:21 По представлениям того времени, все отчеканенные монеты принадлежали тому, кто их чеканил, в данном случае цезарю.

 

[139]  22:24 См. Втор 25:5.

 

[140]  22:32 См. Исх 3:6.

 

[141]  22:37 См. Втор 6:5.

 

[142]  22:39 См. Лев 19:18.

 

[143]  22:44 См. Пс 109:1.

 

[144]  22:45 По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше, а отец (предок) всегда важнее сына (потомка).

 

[145]  23:2 ...сели на Моисеево место. — Являются последователями Моисея и учителями Закона.

 

[146]  23:5 В знак исполнения заповеди (см. Исх 13:9) евреи во время молитвы надевали на лоб и на левую руку маленькие кожаные коробочки, которые содержали в себе отрывки из Книги Исхода и Второзакония. Фарисеи, вероятно, носили эти коробочки весь день, а не только во время молитвы. Кроме того, благочестивые люди должны были нашивать на края верхней одежды кисти.

 

[147]  23:(14) В некоторых рукописях имеется ст 14: «Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пожираете дома вдов, а потом напоказ долго молитесь! Вас ждет самое суровое наказание!»

 

[148]  23:23 Разрешалось есть лишь ту пищу, с которой была уплачена десятина. В Законе Моисея не упомянуты пряные травы, что говорит о сверхщепетильности фарисеев.

 

[149]  23:24 Комара и верблюда евреи считали нечистыми.

 

[150]  23:27 Гробницы обычно белили, чтобы люди могли их заметить и случайно к ним не прикоснуться, потому что прикосновение к трупу или к гробнице делало человека ритуально нечистым.

 

[151]  23:35 Бытие, первая книга Священного Писания Ветхого Завета, повествует об убийстве Авеля — первом убийстве на земле, а в книге, которая в еврейской Библии считается последней, т. е. 2 Паралипоменон, рассказывается об убийстве пророка Захарии.

 

[152]  23:38 ...Дом... — Иерусалимский храм.

 

[153]  24:8 ...родовые схватки. — По представлениям, широко распространенным в те времена, перед наступлением грядущего века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками.

 

[154]  24:15 ...«мерзость осквернения»... — Дословно: «мерзость запустения»; евреи называли мерзостью поклонение языческим богам и их изображениям — идолам. Пророк Даниил назвал так алтарь Зевса, воздвигнутый Антиохом Эпифаном в 168 г. до н. э., что осквернило Храм и привело к «запустению», т. е. к прекращению в нем богослужений.

 

[155]  24:17 ...на крыше... — Дома в Палестине обычно имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница. На крыше люди проводили много времени: работали, молились, а в жаркое время года спали там.

 

[156]  24:20 ...не зимой... — Зимой был сезон дождей, когда разливались реки, что делало передвижение затруднительным.

 

[157]  24:29 В древности люди думали, что звезды — это некие духовные силы.

 

[158]  24:51 ...наказав его люто... — Буквально: «разрубив его надвое». Это может означать: а) действительную казнь; б) жестокое избиение (ср. Лк 12:47, 48).

 

[159]  25:1 ...жениха. — По обычаю жених отправлялся за невестой в дом ее родителей. Подруги невесты должны были сопровождать их в дом родителей жениха, где и проходили свадебные торжества.

 

[160]  25:3 Факел представлял собой палку с намотанными на нее промасленными тряпками.

 

[161]  25:13 ...ни часа. — В некоторых рукописях дальше следует: «когда вернется Сын человеческий».

 

[162]  25:15–28 ...пять талантов... два таланта... один... — Это была очень большая сумма денег: талант — примерно 26 кг серебра.

 

[163]  25:32 В Палестине днем овцы и козы паслись в одном стаде, но на ночь их разделяли.

 

[164]  26:5 ...не в праздник... — Греческое слово может означать также толпу паломников, пришедших на праздник.

 

[165]  26:6 ... прокаженного Симона... — Так как прокаженный был ритуально нечист и не мог принимать гостей, предполагается, что Симон болел проказой, но был исцелен или же заболел позже.

 

[166]  26:17 ...пасхального ягненка? — Буквально: «пасху». Этим словом назывался как сам праздник, так и главное блюдо пасхальной трапезы — ягненок или козленок, запеченный с горькими травами.

 

[167]  26:20 Когда наступил вечер... — Пасхальная трапеза начиналась вечером, с восходом первой звезды. ● ...сел за стол... — Буквально: «возлег». Обычно евреи ели сидя, но во время пиров, особенно во время пасхальной трапезы, они заимствовали эллинистический обычай — есть лежа на специальных обеденных ложах.

 

[168]  26:31 См. Зах 13:7.

 

[169]  26:60 По Закону Моисея, для того, чтобы приговорить человека к смерти, необходимо было не менее двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.

 

[170]  26:65 ...разодрал на себе одежды... — Услышав богохульство, человек обязан был в знак скорби разодрать на себе одежду.

 

[171]  26:73 Слышно по говору. — У галилеян был характерный акцент.

 

[172]  27:9, 10 ...Иеремию... — На самом деле эти слова принадлежат пророку Захарии (Зах 11:12, 13).

 

[173]  27:16 Бар–Абба — В переводе с арамейского: «сын отца»; это прозвище, а не имя.

 

[174]  27:25 Пусть вина... — Дословно: «Пусть кровь Его».

 

[175]  27:26 ...велел бичевать... — Бичевание было частью наказания: перед распятием осужденного бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла, иногда разрывавшими тело до костей. Бичевание применялось также при допросах подозреваемых и рабов.

 

[176]  27:34 ...с желчью. — В то время осужденным на казнь давали питье с каким-то горьким наркотическим веществом, притуплявшим боль. См. Пс 68:22.

 

[177]  27:38 ...два преступника... — Дословно: «два разбойника». Скорее всего, это были боевики, популярные в народе, которые вели террористическую войну с римлянами. См. Мк 15:7.

 

[178]  27:46 Эли, Эли... — Слова на еврейском языке. ● ...лема савахтани? — Слова на арамейском языке.

 

[179]  27:47 Имя Илия звучит по-арамейски как Эли́, что также значит «Боже мой».

 

[180]  27:48 ...в кислом питье... — Имеется в виду «поска» — напиток из воды с уксусом или кислым вином и яиц, хорошо утолявший жажду.

 

[181]  27:57–60 По еврейскому обычаю, умерший должен был быть похоронен в день смерти, тем более что вечером в пятницу начиналась суббота, день покоя. Кроме того, согласно Втор 21:22, 23, тело повешенного должно было быть снято и похоронено в тот же день.

 

[182]  27:60 Естественные или высеченные в скалах пещеры часто использовались в качестве гробниц. Камень приваливали, чтобы защитить тело умершего от хищников.

 

[183]  27:64 Под первой ложью они имели в виду то, что Иисус — Помазанник Божий.

 

[184]  1:3 См. Ис 40:3.

 

[185]  1:4 ...крестил водой... — См. прим. к Мф 3:6.

 

[186]  1:11 ...любимый... — См. прим. к Мф 3:17.

 

[187]  1:13 ...прислуживали... — См. прим. к Мф 4:11.

 

[188]  2:4 ...отверстие в крыше... — Проделать отверстие в крыше не составляло особого труда, так как крыши на Востоке покрывали камышом или хворостом и сверху заливали глиной.

 

[189]  2:13 ...к морю. — К Галилейскому морю.

 

[190]  2:21 ...из новой ткани... — См. прим. к Мф 9:16.

 

[191]  2:23 См. прим. к Мф 12:1.

 

[192]  2:24 См. прим. к Мф 12:2.

 

[193]  2:26 ...при первосвященнике Авиафаре... — Первосвященником был тогда отец Авиафара.

 

[194]  3:22 См. прим. к Мф 12:24.

 

[195]  4:3–8 См. прим. к Мф 13:3-8.

 

[196]  4:8 ...тридцатикратный, шестидесятикратный или стократный. — См. прим. к Мф 13:8.

 

[197]  4:12 См. Ис 6:9, 10.

 

[198]  4:21 См. прим. к Мф 5:15.

 

[199]  4:35 ...на тот берег. — На восточный берег Галилейского моря.

 

[200]  5:11 См. прим. к Мф 8:30.

 

[201]  5:25 См. прим. к Мф 9:20.

 

[202]  5:41 ...Талита, кум! — Слова на арамейском языке.

 

[203]  6:11 ...даже пыль с ног отряхните. — См. прим. к Мф 10:14. В некоторых более поздних рукописях этот стих заканчивается словами: «Говорю вам, Тиру и Сидону будет легче в День Суда, чем вам».

 

[204]  6:14 Ирод — Ирод Антипа; см. прим. к Мф 14:1.

 

[205]  6:18 См. прим. к Мф 14:4.

 

[206]  6:37 Денариев... на двести! — Это примерно годовая плата наемного работника, и такие деньги вряд ли были у учеников Иисуса, см. также прим. к Мф 18:28.

 

[207]  7:2 См. прим. к Мф 15:2.

 

[208]  7:6, 7 См. Ис 29:13.

 

[209]  7:10 См. Исх 20:12; 21:17; Лев 20:9; Втор 5:16.

 

[210]  7:11 ...посвящается Богу... — См. прим. к Мф 15:5.

 

[211]  7:(16) В некоторых рукописях имеется ст. 16: «У кого есть уши, пусть услышит!».

 

[212]  7:26 ...язычница... — Буквально: «гречанка»; во времена Нового Завета иудеи обычно называли язычников греками вне зависимости от их национальной принадлежности.

 

[213]  8:27 Кесария Филиппова — см. прим. к Мф 16:13.

 

[214]  8:34 ...возьмет свой крест... — См. прим. к Мф 10:38.

 

[215]  9:29 ...молитвой... — В некоторых рукописях: «молитвой и постом».

 

[216]  9:31 ...через три дня... — В некоторых рукописях: «на третий день».

 

[217]  9:42 См. прим. к Мф 11:25.

 

[218]  9:(44, 46) В ряде рукописей имеются стт. 44 и 46: «где непрестанно точит червь и где огонь не гаснет».

 

[219]  10:4 См. Втор 24:1, 2.

 

[220]  10:6, 7  См. Быт 1:27; 5:2.

 

[221]  10:11 ...нарушив супружескую верность... — См. прим. к Мф 5:32.

 

[222]  10:19 См. Исх 20:12-16; Втор 5:16-20.

 

[223]  10:24 ...как трудно... — В некоторых рукописях: «как трудно надеющимся на богатство».

 

[224]  10:34 ...через три дня... — См. прим. к 9:31.

 

[225]  10:38 ...креститься крещением, которым Я крещусь? — Дословно: «погрузиться [в воду], как Я погружаюсь», что символизировало страдания и смерть; см. прим. к Мф 3:6 (ср. также Пс 41:8; Лк 12:50).

 

[226]  11:3 ...Он скоро его вернет. — В некоторых рукописях: «и он [тот человек] тотчас отправит его [к Иисусу]».

 

[227]  11:8 См. прим. к Мф 21:8.

 

[228]  11:17 См. Ис 56:7; Иер 7:11.

 

[229]  11:30 От Бога... См. прим. к Мф 3:2.

 

[230]  12:10, 11 См. Пс 117:22, 23.

 

[231]  12:13, 14 См. прим. к Мф 22:15-17.

 

[232]  12:16, 17 См. прим. к Мф 22:21.

 

[233]  12:19 См. Втор 25:5.

 

[234]  12:26 См. Исх 3:6.

 

[235]  12:29, 30 См. Втор 6:4, 5.

 

[236]  12:31 См. Лев 19:18.

 

[237]  12:32 См. Втор 4:35.

 

[238]  12:36 См. Пс 109:1.

 

[239]  12:37 См. прим. к Мф 22:45.

 

[240]  12:38 ...в длинных одеждах... — Имеются в виду талли́ты — длинные шали, которыми благочестивые евреи накрывают во время молитвы голову.

 

[241]  12:41 ...возле сокровищницы... — Во Дворе женщин стояли тринадцать больших сосудов, по форме напоминавших рог, куда опускались пожертвования на Храм.

 

[242]  12:42 ...две медные монетки, лепты, — один квадрант... — Вес квадранта составлял 1 г, вес лепты — 0,5 г.

 

[243]  13:8 ...родовые схватки. — См. прим. к Мф 24:8.

 

[244]  13:14 «мерзость осквернения» — См. прим. к Мф 24:15.

 

[245]  13:15 ...кто на крыше... — См. прим. к Мф 24:17.

 

[246]  13:18 ...зимой. — См. прим. к Мф 24:20.

 

[247]  13:25 ...звезды... — См. прим. к Мф 24:29.

 

[248]  14:2 ...не в праздник... — См. прим. к Мф 26:5.

 

[249]  14:3 ...прокаженного... — См. прим. к Мф 26:6.

 

[250]  14:5 ...триста с лишним денариев... — Это годовая плата наемного работника, см. также прим. к Мф 18:28.

 

[251]  14:8 ...умастила... — По еврейскому обычаю тела умерших умащались благовонными маслами.

 

[252]  14:12, 14, 16 ...пасхального ягненка... — См. прим. к Мф 26:17.

 

[253]  14:17 Вечером... — См. прим. к Мф 26:20.

 

[254]  14:27 См. Зах 13:7.

 

[255]  14:56


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.441 с.