Современный комусо или «монах пустоты» школы Фукэ практикует суйдзэн на фестивале в Химедзи . — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Современный комусо или «монах пустоты» школы Фукэ практикует суйдзэн на фестивале в Химедзи .

2022-09-01 27
Современный комусо или «монах пустоты» школы Фукэ практикует суйдзэн на фестивале в Химедзи . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С дзэн связаны следующие пути (до (исп.) русск.):

  • Кадо (путь цветка, связан с искусством икебаны) [259]
  • Кодо (путь благовоний)
  • Ногаку-до (путь театра но) [260] [70]
  • Сёдо (путь каллиграфии)
  • Тядо (путь чая, связан с чайной церемонией) [259]
  • Хотёдо (путь кухонного ножа в виде художественной разделки рыбы) [261]
  • Айкидо (путь энергии и гармонии) [262] [263] [264]
  • Дзюдо (мягкий путь) [263] [264]
  • Каратэ-до (путь пустой руки) [262] [263] [264]
  • Кэндо (путь меча) [264]
  • Кюдо (путь лука) [264]
  • Тхэквондо (путь ноги и кулака) [263]

Кроме того, к дзэнским искусствам относят создание сада камней и дзэнского сада, хайку, рэнга (букв. «совместное поэтическое творчество») [265] и литературу годзан бунгаку, оригами [261], искусство рисования тушью суми-е, искусство и практику «духового дзэн» суйдзэн, стиль оформления жилых помещений сёин-дзукури, боевые искусства кэндзюцу (искусство меча), иайдзюцу (искусство мгновенного обнажения меча) [266], у-шу (китайские боевые искусства), джиу-джитсу (искусство мягкости) [263] и другие искусства.

Эстетическое выражение дзэн в большом множестве путей и искусств не является чем-то побочным, а прямо связано с «самой сущностью учения» [191]. Дзэнский эстетический идеал находит гармонию между красотой и пользой и базируется на трёх понятиях [267]:

  • ваби — «красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность»;
  • саби — «прелесть старины, печать времени»;
  • югэн — «невыразимая словами истина, намёк, подтекст, недоговорённость».

Эстетическое мировоззрение ваби-саби («скромная простота», «дух простоты, просветлённого одиночества» [259]) также традиционно связывают с дзэнскими искусствами [268].

Все виды искусств, в которых практикуется дзэн, несут в себе признаки естественности, случайности и бесцельности [269]. Дзэнская эстетика в Японии выделяется скромностью, простотой, незаметностью и одинокостью. Такая эстетика отказывается от оппозиции «красивое-безобразное», тем самым эстетичной в дзэн считается не красивая вещь, а то, что «возникает как некое неповторимое, а зачастую и мгновенное, никогда более не повторяющееся со-бытие». Украшательство же, согласно учению, говорит о том, что последователь вносит в мир свои «установления и ухищрения», и поэтому не рекомендуется. В результате последователь традиции может созерцать как прекрасную картину или природное явление, так и старую дверь или треснувшую чайницу [270].

Кроме различных искусств с дзэн также связана японская традиция «любования», служащая источником вдохновения для поэтов, художников и других деятелей искусств. Традиция любования может проявляться в различных формах [271]:

  • момидзигари (любование осенними листьями клёна),
  • ханами (любование цветами, является основой искусства икебаны),
  • цукими (любование луной),
  • юкими (любование тихими снегами).

Обеты бодхисаттвы [ править | править код ]

Перед началом практики ученик, недавно вступивший в школу, даёт четыре обета бодхисаттвы, которые имеют важное значение и в современном дзэн. Эти обеты последователь дзэн также повторяет во время долгого периода практики [272] [273]:

Сколь бы бесчисленными ни были живые существа, обязуюсь спасти их всех.
Сколь бы ни были неистощимы страсти, обязуюсь устранить их все.
Сколь бы ни были неизмеримы дхармы, обязуюсь овладеть ими всеми.
Сколь бы ни была несравненной истина Будды, обязуюсь её достичь.

Практика дзэн[ править | править код ]

Сущность дзэн не зависит от методов, которые являются лишь вспомогательными средствами [274]. Она может быть определена лишь опытом человека, созерцающего свою природу [138]. К дополнительным средствам японский дзэн-буддолог Уи относит высказывания и действия мастеров дзэн, имеющие парадоксальный характер, в том числе битье палкой, крики и коаны [274]. Такие действия, указывающие на истину, мастер обычно выполняет только над достигшим определённой духовной зрелости учеником, чтобы помочь тому «вылупиться из скорлупы» [275]. Эти методы играли важную роль в школе Риндзай [276].

Удары учителя в школе чань рассматривались как сострадательно-милосердные и наиболее быстро ведущие к просветлению. Изредка в результате таких действий ученик умирал. Например, учитель Экидо убил ученика одним ударом палки, когда тот отвлёкся от практики, глядя на красивую девушку. После этого опекун ученика выразил благодарность наставнику за учение, а учитель продолжил себя вести так же, как вёл до смерти ученика: «Какая разница? Родится снова и продолжит своё изучение дзэн, а пока что ему „не повезло“», — выражает позицию учителя к. ф. н. С. В. Пахомов [277].

Также в дзэн существует практика поклонов [142], с помощью которой последователь «отказывается от своего „Я“» и своих «эгоцентрических идей» и «отдаёт поклон Будде», тем самым «кланяясь самому себе». Не только ученик совершает поклон учителю, но и учитель ученику, так как считается, что учитель, который не может поклониться ученику, «не сможет склониться и перед Буддой». Последователь традиции может поклониться не только другому человеку, но и собаке, кошке [278], муравью, дереву и всему мирозданию [142].

Дзэн использует медитации, но в понимании, отличном от понимания других буддийских школ. Те использовали медитацию в качестве инструмента прекращения психической деятельности и очищения сознания, дзэн же рассматривает медитацию как метод контактирования с реальностью. Данное различие послужило причиной малой популярности Бодхидхармы среди других буддистов Китая в V—VI веках, а также стало одной из причин расхождения между северной и южной чань-школами в Китае [279].

Основным условием для практики является нахождение в настоящем моменте, без стремления к прошлому или будущему, в частности, без стремления к опыту сатори [199].

Медитативная практика [ править | править код ]


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.