Словарь терминов и мифологических имен — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Словарь терминов и мифологических имен

2022-09-01 76
Словарь терминов и мифологических имен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

абхивадана (abhivadana) — почтительное приветствие, включающее обращение по имени или титулу и сообщение приветствующим своего имени. ApDhS [2.5.17 предписывает при ответе на абхивадану для первых трех варн удлинять конечную гласную имени того, к кому обращаются. В «Апастамба-грихьясутре» этот термин не встречается.

абхишаста (abhi<asta) в дхармасутрах под абхишастой понимается: 1) убийца брахмана, даже еще не родившегося (зачатого им плода или жены брахмана по окончании ее месячных); 2) убийца кшатрия, изучившего Веду или инициированного для жертвоприношения сомы. ApDhS 1.10.28.17 называет абхишастой также того, «кто убивает себя или другого». В метрических дхармашастрах термин «абхишаста» встречается довольно часто, но в более широком значении: обвиняемый в грехе; привлекаемый по судебному делу и т.п. В «Апастамбагрихьясутре» не встречается.

Агни (agni) — огонь и бог огня во всех его проявлениях, но прежде всего бог жертвенного огня, уносящий жертву богам. Агни — один из основных ведийских богов, практически лишен антропоморфного облика и, как правило, описывается метафорически. Среди его многочисленных эпитетов встречаются: Агни-Свиштакрит (agni-svistakrt) — букв. «Агни, хорошо исполняющий жертвоприношение»; «Пожирающий» (kravyad).

Агни-Свиштакрит см. Агни агнихотра (agnihotra) один из важнейших ведийских ритуалов, сохранившийся в индуизме, представляет собой жертвенные возлияния в огонь, совершаемые ежедневно утром и вечером (нитья), а также по желанию (камья). В «Апастамба-грихьясутре» не упоминается.

агньядхея (agnyadheya) — или агньядхана (agnyadhana), обряд возжигания трех жертвенных огней, предшествующий даже самому простому

из шраута-ритуалов — агнихотре. Совершивший этот обряд становился ахитагни (ahitagni) и получал право совершать ритуалы шраута.

аграхаяни (agrahayani) название жертвоприношения, проводится в день полнолуния месяца маргаширша, который также называется аграхаяни, отсюда и название жертвоприношения. Большинство грихьясутр объединяют аграхаяни с обрядом опускания ложа пратьяварохана и включают в число семи пакаяджн.

аграяна (agrayana) — ритуал подношения первых плодов урожая, является шраута-жертвоприношением; не совершив его, ахитагни не мог употреблять в пищу продукты нового урожая.

аджья (ајуа) — очищенное топленое масло, важнейший компонент жертвенных возлияний в огонь. Если не уточняется, что используется в качестве жертвенных возлияний, используется аджья. Согласно kSS 1.8.36, слово «аджья» означает «гхрита» (ghrta).

аджьябхага (ajyabhaga) — обычно два возлияния (6jyabh6gau) топленым маслом в огонь Агни и Соме, предшествующие основным возлияниям.

Адити (aditi, букв. «несвязанность», «бесконечность») — богиня, упоминаемая уже в Ригведе, мать группы богов Адитьев. Персонифицирует абстрактный принцип, в Ведах может выступать в образе коровы, иногда отождествляется с Землей. В послеведийской мифологии — одна из дочерей Дакши, жен Кашьяпы.

адхарма (a-dharma) понятие, противоположное дхарме: нарушение должного, беззаконие, упадок нравов, анархия и т.п.

анахитагни (anahitagni) — поддерживающий один домашний огонь, т.е. домохозяин; ср. ахитагни.

анвахарьяпачана (anvaharyapacana) — другое название священного жертвенного огня дакшинагни.

анваштака (anva$aka) — день, следующий за днем аштака, т.е. 9-й день после полнолуния, а также название церемонии подношения предкам (по типу месячной шраддхи), которая выполнялась в этот день. В «Апастамба-дхармасутре» не встречается.

анджали (a6jali) сложенные вместе ладони рук; жест, выражающий почтение; горсть, пригоршня.

аннапрашана (annapraSana) — обряд первого кормления твердой пищей.

анувака (anuvaka) секция или глава текста, например в Ригведе. «Апастамба-грихьясутра» (3.9.9) называет ануваками канды «Мантрапатхи».

Анумати (anumati, букв. «согласие», «расположенность») персонификация абстрактного принципа в виде богини.

ануштубх (anustubh) — название стихотворного размера — четыре восьмисложные пады, разделенные на два полустишия. Долгота первых четырех слогов восьмисложной пады — произвольная, оставшиеся, как правило, имеют ямбическую структуру. В Ригведе ануштубх в 2 раза менее употребителен, чем другой восьмисложный размер — гаятри

(три восьмисложные пады). Ануштубх является основным стихотворным размером Атхарваведы, в дальнейшем из него развивается эпический размер шлока (Sloka).

апупа (арйра) — ритуальная лепешка, упоминается со времен Ригведы (RV III.52.l,7; VIII.91.2; выпекалась из четырех чашек (шарава) риса или ячменя на восьми глиняных черепках (капала), использовалась для подношений в огонь и угощения брахманов.

артха (artha) — польза, материальная выгода и успех; согласно традиционным представлениям, одна из «трех жизненных целей человека» (триварга) наряду с дхармой и камой (в качестве четвертого элемента иногда добавляется мокша — освобождение).

Атман (atman) одно из ключевых понятий в религиозно-мифологической системе индуизма. В нетерминологическом значении употребляется как возвратное местоимение («сам», «себя» и т.п.). В индуистской мифологии и философии Атман — всеобщая основа и первопричина, пронизывающая все сущее, он непостижим, не имеет каких-либо конкретных характеристик и выступает как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном плане.

ахавания (ahavaniya) — название одного из трех основных священных жертвенных огней, а также алтаря квадратной формы, где этот огонь помещается. Располагается на востоке и возжигается от огня гархапатья, в него совершаются основные жертвоприношения, на нем может готовиться жертвенная пища. Огонь ахавания отождествлялся с «огнем» пищеварения гостей.

ахитагни (ahitagni, букв. «поддерживающий жертвенные огни») тот, кто совершил обряд установления жертвенных огней агньядхея (agnyadheya) и может совершать жертвоприношения шраута. Ср. анахитагни.

ачамана (асатапа) наиболее распространенная церемония очищения перед началом и после завершения большинства ритуально-значимых действий (чтение Вед, жертвоприношение, принятие пищи и т.п.), а также после произнесения лживых слов, соприкосновения с ритуально нечистыми предметами или человеком. Выполняется путем «отглатывания» воды мелкими глотками из ладони, может также сопровождаться и рядом других действий: чтением соответствующих мантр, прикосновением к различным частям тела и т.п.

ачарья (acarya) — обучающий правилам праведного поведения (ачара, acara), т.е. воспитатель, наставник, а также знаток различных искусств, наук и ремесел. В дхармашастрах ачарья приравнивается к гуру наиболее почтенному учителю, который, совершив обряд посвящения — упанаяну, принимал мальчика в ученичество и передавал ему священное знание Вед и ритуала. Хотя в этом значении слово «ачарья» является более древним и встречается уже в Атхарваведе и «Шатапатха-брахмане», где слово «гуру» в этом значении даже не упоминается, позднее термин «ачарья» отходит на второй план. Изначально слово «гуру» означало «почтенные старшие» — отец, свекор и т.д. (guru — этимологически значит «тяжелый», ср. представление о весе (gravitas) богов в античной литературе), и иногда бывает трудно отличить, кто имеется в виду: учитель или почтенные старшие в общем значении. Несмотря на то что слово «гуру» часто используется как синоним слова «ачарья» (у Апастамбы эта тенденция выражена наиболее ярко), у них имеются некоторые различия. Гуру может быть только один, ученик живет в доме гуру после упанаяны. В отличие от «гуру», слово «ачарья» может употребляться в звательном падеже и во множественном числе, а также присоединяться к имени. Слово «гуру» во множественном числе обычно означает почтенных старших. В «Апастамба-дхармасутре» слова «гуру» и «ачарья» встречаются около сорока и пятидесяти раз, соответственно, в «Апастамба-грихьясутре» только по одному разу.

ашадха ($6dha) — июнь—июль, в этот месяц луна при полнолунии может находиться в созвездии Ашадха (asadha).

ашрама (a<rama) — стадии, на которые делилась жизнь представителей трех высших варн: брахманов, кшатриев и вайшьев. В сложившемся виде это четыре стадии: ученик (брахмачарин), домохозяин (грихастха), лесной отшельник (ванапрастха) и аскет (санньясин). Слово aSrama достаточно позднее, оно не встречается в ведийских самхитах, брахманах и ранних упанишадах; неоднократно упоминаясь в «Махабхарате», не встречается в «Бхагавадгите» и лишь один раз его можно обнаружить в «Рамаяне». В ранних дхармасутрах система ашрам только обозначена, но еще до конца не сформировалась и в текст не интегрирована, а лишь упоминается или примыкает к основному тексту (некоторое исключение представляет «Васиштха-дхармасутра»). См. [01ivelle 1993].

аштака (аяаКа) — 8-й день после полнолуния, в этот день совершалась аштака-шраддха.

бали (bali) одно из обязательных ежедневных жертвоприношений, предписываемых домохозяину; заключается в подношении пищи духам-бхутам, животным и птицам.

бархис (barhis) — покрывающая место обряда подстилка из травы куша или дарбха, которую по его окончании сжигают на жертвенном огне.

Брахма (brahma) — один из трех верховных богов индуистского пантеона, абсолютный дух, порождающий все сущее; упоминается уже в Ведах. Брахма воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души. В индуистской иконографии Брахма изображается сидящим на лотосе, вырастающем из пупа покоящегося Вишну. Его супруги: персонификация одноименного священного гимна — Савитри и богиня мудрости Сарасвати. У оз. Пушкара в окрестностях Аджмера (Раджастхан) сохранился единственный храм, посвященный Брахме. Его эпитеты: Праджапати, Сваямбху (Самосущий) и др.

брахмачарин (brahmacarin) — ученик, изучающий Веды под руководством наставника и соблюдающий соответствующие обеты, важнейшим из которых является обет целомудрия; находящийся на первой из четырех жизненных стадий (ашрама); соблюдающий обет целомудрия.

брахмачарья (brahmacarya) — первая из четырех стадий (ашрама) жизни дваждырожденного; период ученичества, в течение которого юноша живет в доме своего наставника, изучает Веды и соблюдает соответствующие обеты; обет целомудрия; целомудренная жизнь. брахма-яджна (brahma-yaj6a) см. пять великих жертвоприношений.

Брихаспати (brhaspati) — ведийское божество, «владыка молитвы», богпокровитель священного слова и жертвоприношения, божественный прототип земного учителя и жреца. В послеведийской мифологии жрец и наставник богов, воплощение мудрости и проницательности, олицетворение планеты Юпитер.

бхуты (bh6ta) — демонические существа, которые, по поверьям индийцев, насылают несчастья и болезни на людей, порчу на скот, губят урожай и т.п. Чтобы умилостивить бхутов, им приносят жертвы — бали. Часто бхутами считаются духи умерших насильственной смертью или тех, для кого не были проведены погребальные обряды.

«Вашат!» (vasat) — ритуальный возглас жреца-хотара, под который жрецадхварью бросает жертву в огонь.

веданги (ved66ga) — вспомогательные науки, дополнение к Ведам; предназначены для помощи в чтении, толковании и правильном применении Вед при жертвоприношении. Насчитывается шесть веданг: шикша (Siksa) — фонетика, чхандас (chandas) — метрика, вьякарана (vyakaraпа) — грамматика, нирукта (nirukta) — этимология, джьётиша (jyotiэа) — астрономия и кальпа (Кафа) — ритуал.

веди (vedi) — жертвенный алтарь, примыкающий к алтарю ахавания, представляет собой небольшое углубление или ограждение продолговатой формы — узкое посередине и расширяющееся к краям (считается, что веди имеет форму молодой женщины с широкими бедрами и узкой талией). На веди, покрытом травой дарбха, располагают ритуальную посуду и принадлежности.

Вишва-девы (viSve devah) — «Все-Боги», единое групповое божество, иногда— обозначение Марутов.

«Вьяхрити» (vyah!tT) — воззвания bh6rbhuvahsva\l («бхур, бхувах, свах», букв. «Земля, Воздушное пространство, Небеса!»). ViSmr 55.15 (= М II.81)

 

 

называет эти воззвания тремя «великими вьяхрити» (махавьяхрити). ApDhS 1.4.12.5 предписывает произносить: bh6r bhuvah suvah satyalP Ирађ, т.е. пять воззваний. Некоторые другие дхармашастры называют семь воззваний (BauDhS П.7.7, 17.36 и др.; VaiDhS 1.116.2-5, 2.127.35 и др.), которые произносятся в определенном порядке: bh6r bhuvah svar mahar ришэађ / janas tapas satya. «Гаутама» называет пять воззваний: «начинающиеся с Ом и оканчивающиеся satya» (GDhS 1.51 • 25.8). Эти воззвания считаются священными и могущественными, их произнесение — неотъемлемая составляющая большинства ритуалов.

гарбхадхана (garbhadhana) обряды, совершаемые с целью успешного зачатия и развития зародыша.

гархапатья (garhapatya) — «огонь главы семьи», священный огонь, хранимыЙ в семействах и переходящий из поколения в поколение. Один из трех основных священных жертвенных огней, а также алтарь круглой формы, где этот огонь помещается. Располагается на западе, от него возжигаются другие жертвенные огни, на нем готовится жертвенная пища.

«Гаятри» (gayatri) — другое название «Савитри».

годана (godana, букв. «дарение коровы») — ритуальная церемония первого бритья бороды, проводилась, когда мальчику исполнялось 16 лет. Важная составляющая обряда — по его окончании дарение гуру коровы, отсюда и название. В некоторых текстах эта церемония может называться «кешанта» (keSanta).

готра (gotra, букв. «коровье стойло») — экзогамный род, ведущий свое происхождение по непрерывной мужской линии от одного предка, иногда мифического. гуру (guru) см. ачарья дакшина (dak$ina) благодарственный дар, вознаграждение жрецамбрахманам за совершение жертвоприношений или присутствие при религиозной церемонии; благодарственный дар учителю после окончания периода ученичества.

дакшинагни (daksipagni) — южный огонь, другое название анвахарьяпачана, один из трех основных священных жертвенных огней, а также алтарь полукруглой формы, где этот огонь помещается. Располагается рядом с огнем гархапатья с юго-восточной стороны, в него совершаются жертвоприношения, предназначенные для духов предков и бога Ямы, также на нем может готовиться жертвенная пища.

даршан (darSana, букв. «вйдение») — лицезрение образа бога, святого или гуру.

джапа бара, букв. «бормотание», «шептание») — определенная духовная практика, заключающаяся в многократном повторении мантры или имени бога с целью сосредоточения на их сущности. Традиция разли-

З 44

 

чает три вида джапы: mandra — выполняется вслух, upamSu — шепотом и manasa — мысленно. Наиболее благотворной считается манасаджапа. Вспомогательным средством для джапы являются четки, изготовляемые из различных пород деревьев в зависимости от того, имя какого бога повторяется.

джата (jati) — волосы, собранные в узел на макушке.

джатакарма (jatakarma) — церемонии, связанные с рождением.

«Джая» (јауа, букв. «победа») — жертвенные возлияния в огонь, которые совершались после основных подношений в огонь и сопровождались произнесением 13 мантр из TS III.4.4: cittam са cittiS cak6tam cak6tiSca и далее. «Апастамба-грихьясутра», упоминая возлияния «Джая» достаточно часто, не содержит предписаний их проведения. Описание проведения этих возлияний и сопровождающие их мантры даются в HirGS I.13.9 и PaGS [5.9.

Джаянта (jayanta, букв. «победитель») — имя сына Ишаны.

дрона (&оџа) — мера зерна; в дхармасутрах встречается только в ApDhS ll.8.20.l, где предписывается использовать дрону кунжута при ежемесячной шраддхе; в дхармашастрах упоминается лишь в тождественных фрагментах М XI.133, Y6j6Smr III.274, ViSmr 50.37 (которые предписывают дать дрону кунжута при убиении куропатки), в М VII. 126 и ViSmr 23.36. Комментаторы обычно определяют дрону как 4 adhaka. В комментарии на ViSmr 23.37 Нандапандита поясняет, что 4 adhaka — 1024 mu$ti (пригоршни) и в разных странах может различаться. Согласно MW, adhaka примерно соответствует З фунтам и 11 унциям, т.е. приблизительно 3,5 кг, и дрона соответственно равна 14 кг.

дхарма (dharma) — ключевое понятие индийской культуры, «то, на чем держится мир»: «закон Истины» как основа мироздания; «праведность»; «долженствование», т.е. совокупность правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Концепция дхармы занимает центральное место не только в брахманистской и индуистской традициях, но также в буддизме и джайнизме.

Инвака (invaka) — созвездие Мригаширас.

Индротсава (indrotsava) — весенний праздник в месяце ашадха. Ишана (тёапа) — одно из имен Шивы.

йога (yoga, букв. «соединение») — соединение с божественным Абсолютом: 1) путем обретения «истинного знания» природы и божественного Абсолюта (Брахмана) — джнана-йога; 2) путем добродетельного исполнения своего долга и религиозных обрядов — карма-йога; З) путем преданного служения божеству — бхакти-йога.

Кама (Ката, букв. «желание», «страсть») — имя бога любви.

канда/кханда/кандика (kanda/khar)da/kandika) — часть, раздел, глава.

криччхра (lqcchra) обобщающее название для покаяний, ограничивающих приемы пищи. В дхармасутрах криччхра — это 12-дневное покаяние, в ViSmr 46.10 и метрических дхармашастрах оно представлено как покаяние праджапатья.

Кшетрапати (ksetrapati, букв. «господин поля», «повелитель поля») второстепенное божество, встречается со времен Ригведы. Кшетрапати — бог-охранитель, к нему обращаются в гимне «К божествам поля» (RV IV.57), первые две строфы этого гимна приводятся в Мр П. 18.47— 48.

магха (magha) — январь—февраль, в этот месяц луна при полнолунии может находиться в созвездии Магха (magha).

мадхупарка (madhuparka) — медовая смесь, предлагалась гостю во время ритуала приема почетного гостя; являясь важной составляющей ритуала, иногда обозначает и весь обряд. Обычно это смесь меда и простокваши или меда, простокваши и топленого масла; при отсутствии меда он может быть заменен топленым маслом. Иногда может добавляться зерно, вода, сакту и др.

мантры (mantra) — священные формулы, молитвы и заклинания, как правило, из ведийских самхит.

Манью (тапуи) — в ведийской мифологии божество воинственного гнева, ярости и неистовства.

маргаширша (marga<irsa), другое название аграхаяна (agrahaya№/agrahayaпа), — 10-й, а позднее — 1-й месяц года, соответствует ноябрю—декабрю. В этот месяц луна при полнолунии может находиться в созвездии Мригаширас.

муни (muni) — отшельник, мудрец.

мухурта (muh6rta) — промежуток времени равный суток или 48 минутам.

накшатра (naksatra, букв. «звезда, планета, созвездие») одна из 27 частей лунного зодиака; созвездие, через которое проходит луна, «лунный дом». В солнечном календаре насчитывается 12 накшатр, а в лунном — 27 или 28.

намакарана (namakarana) — наречение именем.

одана (odana) — каша из риса (реже из другого зерна), приготовленная на молоке или воде, часто приправленная топленым маслом. Зерно обмолачивали, провеивали в корзине, толкли в ступке пестиком и варили. Иногда название несет в себе уточнение, как приготовлена одана: сваренная на молоке (ksraudana), сваренная на воде (udaudana), с добавлением топленого масла (gh(taudana), одана из бобов (mungaudana) и т.д. Оданой совершали жертвоприношения, оставшуюся часть ели. Это блюдо известно с ведийских времен, его восхвалению посвящен длинный заговор Атхарваведы XI.3), а также гимн AVS Х]. 1. В «Апастамба-грихьясутре» одана встречается несколько раз (ApGS 6.16.1; 7.17.13; 7.20.4, 5; 8.22.5), однако комментаторы не проясняют, как она приготовлена, очевидно предполагается, что это хорошо известно.

(АpGS 8.22.5 говорит об одане с мясом (mamsodana); ApGS 7.19.7, 7.2().7 предписывает пинды из оданы (odanapi(lda). «Апастамбадхармасутра» одану не упоминает.

Ом (от) священное слово. Произносится в начале и в конце молитв и при различных ритуалах, часто ставится в начале и конце санскритских текстов.

павитра (pavitra, букв. «очищающий», «средство очищения») — цедилка, фильтр и т.п. Делалась из двух стеблей с нерасщепленными концами травы дарбха одинаковой ширины, длиной в пядь (pradeSa), использовалась для очищения и окропления.

пакаяджна (раКауајба) — жертвоприношение вареной пищей, совершаемое на домашнем огне. В текстах нет единого перечня пакаяджн. BauGS 1.1.1—12 называет семь видов пакаяджны: хута (huta, букв. «сжигаемое») — предназначенное для жертвоприношения бросается в огонь (свадьба и симантоннаяна); прахута — дарение брахманам после совершения жертвоприношения в огонь (джатакарма и чаула), ахута (6huta) — получение подарков после совершения жертвоприноШеНИЯ в огонь и дарения брахманам (упанаяна, самавартана); шулагава (S61agava) — жертвоприношение приготовленного мяса быка, посвященного Шиве; бали-жертвоприношение (baliharana); пратьяварохана (pratyavarohana) — опускание ложа; аштакахома (a$akahoma) жертвоприношение пищей, приготовленной в день экаштака. GDhS 8.18 также называет семь видов, но других (astaka, parvana, Sraddha, SravanT, agrahaya(li, caitri, 6Svayuji).

нарван (parvan, букв. «узел») — дни перехода луны из одной фазы в другую. Парваном называют дни новолуния и полнолуния; день новолувия, 8-й день после новолуния, день полнолуния и 14-й день после полнолуния (между полнолунием и новолунием темная (неблагоприятная) половина месяца, поэтому, очевидно, 8-й день после полнолуния опускается). В индийской традиции эти дни считаются священными и часто совпадают с днями традиционных праздников, поэтому слово «парван» может употребляться в значении «праздник». Дхармашастры предписывают в эти дни избегать жертвоприношений, сексуальных связей, рекомендуют поститься и исполнять обряды умиротворения. BauDhS 1.2122 приводит цитату: «Восьмой день убивает учителя, четырнадцатый — ученика, пятнадцатый день убивает знание, поэтому следует избегать [обучения] в дни парван». А также говорит: «...известно, что в дни парван бесчинствуют ракшасы и пишачи» (BauDhS 1.21.19). пинда (pinda) — шарик из вареного риса, приносимый в жертву предкам.

пишачи (piSaca) — злые духи, людоеды и оборотни, разновидность демонов.

прадакшина (pradak$i(la) — почтительный обход вокруг образа божества, священного места или другого сакрального объекта, совершаемый «по ходу солнца», т.е. слева направо — по часовой стрелке; а также выполнение других ритуальных действий в этом направлении. Обход и ритуальные действия в противоположном направлении — элемент погребальных обрядов.

Праджапати (prajapati, букв. «повелитель рожденных», «владыка живых существ» и т.п.) — древнее божество, бог-создатель. В Ведах занимал второстепенное место, позднее сливается с другими богами-творцами (Вишвакарман, Дхатар); начиная с сутр, отождествляется с Брахмой как верховным божеством, творцом земли и неба, в эпосе и в других индуистских памятниках становится эпитетом или одним из имен этого бога.

пранава (pra\1ava) — священный слог Ом.

пранаяма (pranayama, букв. «задержка дыхания») управление дыханием, сводится главным образом к замедлению дыхания и увеличению интервалов между вдохом и выдохом. Пранаяма является четвертой ступенью восьмиступенчатой йоги Патанджали и наряду с асаной (третьей ступенью) лежит в основе хатха-йоги. Согласно дхармашастрам, «пранаямой называется трехкратное произнесение [священных воззваний] „Вьяхрити” с [предшествующей] пранавой, „Гаятри” и „Ширас“ при сдерживании дыхания» (VisSrnv 55.9 = VaDhS 25.13; BauDhS IV.128).

пратика (pratika) — начальные слова мантры.

пратьяварохана (pratyavarohana, букв. «опускание») — обряд опускания ложа, которое поднималось в день полнолуния месяца шравана из-за боязни укусов змей. Обряд пратьяварохана совершался зимой, а точнее, в день полнолуния месяца маргаширша.

праяшчитта (praya<citta) — специально совершаемые покаяния с целью искупления ритуальной нечистоты.

прохладный сезон ("ira) — прохладный сезон (ранняя весна) длится два месяца: магха (magha) и пхалгуна (phalguna) (с середины января до середины марта).

пумсавана (pumsavana/pumsuvana) — предродовой обряд с целью получения мужского потомства.

пурохита (purohita, букв. «поставленный впереди») — домашний жрец царя, самое близкое к царю лицо.

Пушан (рйэап) — вероятно, от риэ — «расцветать»; древнее ведийское солярное божество, покровитель скота, дорог, богатства и благополучия. Его атрибут — стрекало, колесницу влекут козы. В послеведийской мифологии заметной роли не играет; включается в группу Адитьев.

пхалгуна (phalguna) — февраль—март, в этот месяц луна при полнолунии может находиться в созвездии Пхалгуни (phalguni).

пять великих жертвоприношений (рабса-таћауајба) — пять жертвоприношений, которые предписывалось ежедневно совершать домохозяину: брахма-яджна (brahma-yaj6a) — жертвоприношение Ведам (ежедневное изучение Вед — свадхьяя); дева-яджна (deva-yaj6a) — жертвоприношение богам (хома); питри-яджна (pit!-yaj6a) — поминальные жертвоприношения предкам; бхута-яджна (bh6ta-yaj6a) — жертвоприношение бхутам (бали); манушья-яджна (тапиэуа-уајба) — жертвоприношение людям (гостеприимство).

ракшасы (raksas) — демоны, живущие в лесах, порождение тьмы; пожирают людей и приносят всяческий вред.

ритуалы шраута (<rauta-karnmi) — или жертвоприношения шраута, обряды, которые возводятся к шрути. Ритуалы шраута объясняются в брахманах, а их подробное описание дается в шраутасутрах. Ритуалы шраута проводятся на трех жертвенных огнях (vitana, отсюда их название — вайтаника, vaitanika) в течение длительного срока (несколько дней и более), иногда для их проведения требуется большое количество специально подготовленных жрецов.

ритуалы грихья (grhya-kan•nani) или «домашние обряды», обряды, основанные на предании (smrti), отсюда другое название — смарта (smarta-karmani). Они проводятся домохозяином на домашнем огне, их описание составляет содержание грихьясутр.

риши (($i) — певцы и создатели священных гимнов Ригведы, хранившие их в своих семьях и передававшие из поколения в поколение; посредники между богами и людьми. В более поздней мифологии — мудрецы и провидцы. В зависимости от происхождения делятся на три класса: девариши — божественные мудрецы, брахмариши — риши брахманского происхождения и раджариши — великие святые царского происхождения или древние цари, прославившиеся своим благочестием и заслугами.

Рудра (rudra) — ведийское божество, олицетворяющее разрушительные силы, но одновременно и исцелитель; связан с идеей плодородия и жизни. Рудра — прототип Шивы, супруг Сати и отец Марутов.

сабха (sabha) — зал собраний, собрание, царский двор, зал суда. Согласно «Апастамба-дхармасутре», сабха располагалась к югу от города. Двери сабхи должны были выходить на юг и на север, чтобы можно было видеть и то, что снаружи, и то, что внутри. В этом помещении должны были непрерывно поддерживаться огни и постоянно совершаться агнипуджа, как при домашнем жертвоприношении. Сабха использовалась как место для игры в кости, а во времена сутр и для исцеления с их ПОМОЩЬЮ (ApDhS I.l.3.12).

Савитар (savitar, букв. «побудитель») — в Ригведе бог, олицетворяющий животворную силу солнца, однако заметного места в пантеоне не занимаст, в послеведийской мифологии включается в группу Адитьев.

«Савитри» (savitrT), другое название «Гаятри» наиболее священная мантра, является частью гимна RV III.62.10, обращенного к богу солнца Савитару: tat savitur varel)yarp bhargo devasya dhimahi / dhiyo уо пађ pracodayat Н. Мантра составлена ведийским стихотворным размером гаятри (три восьмисложные пады) и считается «Матерью Вед». Согласно традиции, Праджапати извлек ее, взяв по одной стопе из каждой Веды, и брахман, изучивший Веды, произнося ее вместе со слогом Ом на рассвете и на закате, обретает благочестивую заслугу, как при чтении Вед (ViSmu 55.1 1—12 = М П. 77—78). В дхармашастрах неоднократно встречается прославление этой мантры (ViSmr 55.12—17; 6439). Практически все дхармасутры и дхармашастры (кроме BauDhS П. 17.14, которая ее воспроизводит) упоминают эту мантру только по названию («Савитри» или «Гаятри») или по пратике tat, предполагая ее знание. Иногда слово «Савитри» используется для обозначения обряда упанаяны, так как церемония посвящения этой мантрой являлась центральной частью обряда. Именно инициация мантрой «Савитри» считалась истинным рождением, а ачарья (или гуру), который проводил — отцом (ViSmr 30.46 = М П. 148). Мантра может быть произносима только дваждырожденными, они должны повторять ее во время ежедневных ритуалов. Принято считать, что она обладает мощным очистительным действием, и часто предписывается при очистительных церемониях. Полностью мантра приводится в SV II.812, в самхитах Яджурведы и в других ведийских текстах. По пратике tat savitutl упоминается в ХХ.24.6; ApGS.4.11.9; MaGS 1.23; 4.4, 8; 5.2; и др. (подробнее см. [Bloomfeld 1906]).

саготра (sagotra) — человек, принадлежащий к той же готре.

сакту (saktu, хинд. satt6) крупа или мука грубого помола из обжаренных зерен ячменя, а также приготовленное из нее блюдо. Простая грубая пища, как противоположность пище изысканной. Могла употребляться в виде шариков (pindi) или каши, использовалась в качестве жертвоприношения и угощения брахманов. Могла добавляться в мадхупарку пятым компонентом (ApGS 5.13.12). Впервые упоминается в Ригведе (RV Х.71.2) в значении неочищенная крупа/мука грубого помола (saktum iva titauna pundntal) — «очищая как муку через сито»).

самавартана (samavartana) обряд окончания ученичества, после которого ученику разрешалось возвратиться домой, жениться и стать домохозяином. Обряд также назывался снана (snana), реже аплавана (6plavaпа) букв. «омовение», так как ритуальное омовение было важной частью обряда.

саманы (saman) — «песнопения», священные тексты или стихи, предназначенные для сакрального пения, гимны Самаведы.

сандал (candana) — древесина сандалового дерева или приготовленные из нее притирания. Поскольку притирания из сандала высоко ценились, слово сандал стало означать лучшие ароматные притирания.

сандхья (saidhya) — соединение дня и ночи, т.е. утренние и вечерние сумерки, реже, соединение трех частей дня (утро, полдень и вечер). Это время считается самым благоприятным для выполнения ежедневных утренних и вечерних обрядов и молений (сандхья-упасана). Глава 7 второй книги Баудхаяны целиком посвящена обрядам сандхья-упасаны. Подробнее см. [Капе 1968—1977, П: 312—320]. Определение дает GarPur 1.213.63.

санскары (saiskara) — в широком смысле общее обозначение ритуальных церемоний, включая жертвоприношения и предваряющие их действия, способствующие ритуальному очищению. В узком смысле под санскарами понимаются обряды, которые совершаются в определенные периоды жизни человека и подготавливают или «очищают» его, порождая новые качества, дающие возможность выполнения следующих обрядов жизненного цикла. Не делая различия между санскарами и обетами, а также жертвоприношениями, основная цель которых умилостивить богов, GDhS 8.14—22 называет 40 санскар (catvarim<atsamskirah): гарбхадхана, пумсавана, симантоннаяна, джатакарма, намакарана, аннапрашана, чаула, упанаяна; 4 ведийских обета (catvari vedavratani); снана (т.е. самавартана); свадьба (sahadharmacarinisamyoga, букв. «соединение с женой для исполнения дхармы»); пять |великих] жертвоприношений; 7 пакаяджн; 7 хавиръяджн (haviryaj6a — возлияние топленого масла, риса, ячменя, плодов); 7 жертвоприношений сомы.

сапинды (sa-pir)da) — близкие родственники, приносящие поминальную жертву (пинду) общему предку. В текстах нет единодушия в определении отдаленности этого общего предка, еще больший разброс наблюдается в комментаторской традиции, где и слово «пинда» трактуется по-разному. Большинство текстов считает сапиндами родственников до седьмого колена (по восходящей и по нисходящей линии).

Сарасвати (sarasvati) — богиня мудрости и красноречия, покровительница наук и искусств; почитается как супруга (или дочь) Брахмы (хотя есть и другие предания о ее происхождении и другие изображения). В поздневедийской литературе отождествляется с богиней священной речи Вач (vac).

сатгра (sattra) — разновидность обряда жертвоприношения сомы продолжительностью от 12 дней до года и более без участия яджаманы (уајатапа, жертвователь — устроитель или учредитель жертвоприношений шраута), его роль выполняют все жрецы, участвующие в жертвоприношении. Однако ApDhS 1.4.12.14 и некоторые другие тексты (например, SaBr 11.5.6.1) «Великими сатграми» считают и пять великих жертвоприношений. сатья (satya) — Истина.

«Свадха!» (svadha) — ритуальный возглас, произносимый при подношении жертв во время проведения заупокойных обрядов. М III.252 указывает: «... произнесение „Свадха!” высшее благо при всех обрядах в честь предков». «Свадха» также может означать и приносимую жертву (букв. «собственная доля» жертвы) богам или предкам (см., например, MBh XIV.2.3). Однако в подобном значении это слово в дхармашастрах не встречается.

свадхьяя (svadhyaya, букв. «самообучение», «чтение для себя») — обязательная ежедневная рецитация Веды своей школы (S6kh6), а также изучение священных текстов. В дхармашастрах понимается как брахмаяджна.

Сваха! (svaha) — «su-aha» — «На благо!», ритуальный возглас во время бросания в огонь жертвенной пищи, приглашающий богов вкусить жертву.

Свиштакрит (svi¶alq-t) см. Агни.

симантоннаяна (simantonnayana) — «расчесывание волос», обряд, совершаемый на четвертом месяце беременности при первом зачатии.

снатака (snataka, букв. «омывшийся») — ученик, совершивший обряд окончания ученичества самавартана (samavartana), после которого ученику разрешалось возвратиться домой, жениться и стать домохозяином.

Сома (soma) — один из основных богов Ригведы, олицетворение священного растения и напитка сомы; позже — бог Луны, по одним мифам появился на свет при пахтании океана богами и асурами, по другим — сын Дхармы или риши Атри. При описании идеальной свадьбы в Ригведе (RV Х.85) и Атхарваведе xw.1-2) — образца, которому должны следовать все свадьбы, Сома — жених Сурьи (s6ry6), дочери солярного божества Савитара. Здесь Сома ассоциируется с луной, но это отождествление не является характерным для Ригведы. Большинство мантр гимна RV Х.85 и свадебной книги AVS XIV.l—2 совпадают и фактически без изменений приводятся в «Мантрапатхе» в связи с описанием свадьбы «Апастамба-грихьясутрой». В Индии и в настоящее время эти мантры рецитируются при проведении свадебной церемонии индуистов.

сома (soma) — важнейшее в ведийском ритуале священное растение и ритуальный напиток, изготовлявшийся из сока этого растения; воспевается во многих гимнах Ригведы, часто отождествляется с напитком бессмертия — амритой, иногда с богом Сомой.

срува (sruva) — малая деревянная жертвенная ложка для возлияния масла в жертвенный огонь.

сруч (sruc) — большая короткая или длинная деревянная жертвенная ложка для возлияния масла в жертвенный огонь.

стхалипака (sthalipaka, букв. «приготовленное в спали») основная разновидность домашних жертвоприношений, а также сваренная и подготовленная для этого жертвоприношения пища. Рис или ячмень варился в глиняной миске стхали (sthali) и возливался в огонь в соответствии с определенными предписаниями, которые в грихьясутрах могут несколько отличаться. Подробное описание жертвоприношения стхалипака дается в ApGS 3.7, ASGS 1.10 и др., с него начинает свое изложение PaGS.

сура (sura) — крепкий спиртной напиток, известный с древнейших времен; часто — общее наименование спиртных напитков. Сура обычно готовилась из ячменя или риса, иногда использовалась и пшеница (см., например, Car 1.27.185). ViSmr 22.82 (= М XI.95) утверждает, что сура бывает трех видов: гауди — напиток типа рома, возгоняемый из патоки сахарного тростника; мадхви — напиток, изготовлявшийся из меда, винограда или цветов мадхука, и пайшти — водка из риса или других зерновых. сутракара (sjtrakara)— составитель сутр.

тапас (tapas, букв. «жар», «пыл») — система аскезы с целью накопления магического жара (тапаса) посредством жестокого самоистязания: отказ от пищи, неподвижное стояние с поднятыми вверх руками, чрезмерное нагревание и охлаждение (в жаркое время дня и года тапасвин сидит под палящим солнцем в окружении четырех костров, в прохладный сезон и холодными ночами надевает на себя мокрую одежду или забирается в водоем и стоит по горло в воде), нанесение себе ран, отсечение от тела кусков плоти и сжигание их в огне и т.п.; тапас — духовная энергия, наращиваемая путем подвижничества.

тапасвин (tapasvin) — подвижник, удаляющийся в лес или горы для совершения аскезы с целью накопления магического жара (тапаса).

теджас (tejas, букв. «жар», «сияние», «энергия») — тонкая психическая энергия, проявляющаяся сиянием облика, духовным пылом, энергичностью и общим экзистенциальным величием. Традиция часто наделяег теджасом риши, подвижников и героев.

топленое масло — из коровьего молока, реже — из молока буйволицы. Очищенное специальным образом топленое масло (см., например, ApSS II.6.1—7) традиционно считается обладающим мощной очистительной силой (в магическом смысле) и с древних времен используется в качестве подношения


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.