Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-05 | 100 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
План работы
Упражнение 1 Переписать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.
ПРИМЕР «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
«П, - а, - п»
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
Упражнение 2
Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».
1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?
2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.
|
3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.
Способы передачи чужой речи | |
С сохранением формы и содержания | Без сохранения всех особенностей речи говорящего |
I. Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» II. Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… | I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ]. |
III. Примеры Николай Рубцов проникновенно восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» | 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). 2. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] 3. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси. |
Таблица 2 Сравните предложения с прямой и косвенной речью
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню. |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп» |
«Который час?», - спросил я у соседа. | У соседа я спросил, который час. |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек. |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» | Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться. |
Укажите способ передачи чужой речи в предложении
|
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
1) союз что;
2) союз-частицу ли;
3) союз чтобы.
План работы
Упражнение 1 Переписать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.
ПРИМЕР «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».
«П, - а, - п»
1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//
2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.
3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян
4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов
5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди
6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться
Упражнение 2
Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».
1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?
|
2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.
3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.
Способы передачи чужой речи | |
С сохранением формы и содержания | Без сохранения всех особенностей речи говорящего |
I. Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» II. Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… | I. Косвенная речь [A], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ]. |
III. Примеры Николай Рубцов проникновенно восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» | 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). 2. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] 3. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси. |
Таблица 2 Сравните предложения с прямой и косвенной речью
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. | Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней |
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. | Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню. |
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». | Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу |
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» | Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп» |
«Который час?», - спросил я у соседа. | У соседа я спросил, который час. |
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. | Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек. |
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» | Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться. |
Заполняем таблицу 3. Основные параметры косвенной речи.
|
№ | Характеристика | Выводы |
1. | Место косвенной речи в предложении. | Всегда следует после авторских слов |
2. | Какое это предложение по структуре. | Представляет СПП с придаточным изъяснительным [ ], ( ) |
3. | Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении | В повествовательном - союз ЧТО В побудительном – союз ЧТОБЫ В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО |
4. | Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной | Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы. |
5. | Как меняются личные и притяжательные местоимения | Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора. |
ВЫВОД:
Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.
Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.
Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.
Упражнение3 для закрепления Замените прямую речь косвенной речью:
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».
2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.
|
3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»
2) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»
ТЕСТ по теме «Способы передачи чужой речи»
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!