Заполняем таблицу 3 . Основные параметры косвенной речи. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Заполняем таблицу 3 . Основные параметры косвенной речи.

2022-10-05 100
Заполняем таблицу 3 . Основные параметры косвенной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План работы

  1. Повторить теоретический материал по теме, просмотрев видеоурок.
  2. Для закрепления выполнить упражнения 1, 2. При затруднении воспользоваться таблицей «Способы передачи чужой речи.»
  3. Повторить теоретический материал о косвенной речи по таблицам 2, 3, выписать вывод, выполнить упражнение 3
  4.  Ответить на вопросы теста.
  5. Переслать выполненные задания.

Упражнение 1 Переписать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

ПРИМЕР  «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».

  «П, - а, - п»

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

 5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

 6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

Упражнение 2

Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего
I. Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)»   II. Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… I. Косвенная речь [A], (косвенная речь)      (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ].
III. Примеры Николай Рубцов проникновенно восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). 2. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] 3. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

 

Таблица 2 Сравните предложения с прямой и косвенной речью

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»
«Который час?», - спросил я у соседа. У соседа я спросил, который час.  
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

Укажите способ передачи чужой речи в предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;

2) предложение с косвенной речью;

3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что;

2) союз-частицу ли;

3) союз чтобы.

План работы

  1. Повторить теоретический материал по теме, просмотрев видеоурок.
  2. Для закрепления выполнить упражнения 1, 2. При затруднении воспользоваться таблицей «Способы передачи чужой речи.»
  3. Повторить теоретический материал о косвенной речи по таблицам 2, 3, выписать вывод, выполнить упражнение 3
  4.  Ответить на вопросы теста.
  5. Переслать выполненные задания.

Упражнение 1 Переписать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

ПРИМЕР  «Позвольте, — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами».

  «П, - а, - п»

1. Она взглянула и воскликнула //Это Казбич//

2. Я в театр не пойду // неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот.

3. Скажи, пожалуйста, Ерофей // заговорил я // что за человек этот Касьян

4. Кондуктор // крикнул сердитый голос // Почему не даете билетов

 5. Смотрю я ему вслед и думаю // Зачем живут такие люди

 6. Я командовать приехал // заявил Чапаев //а не с бумажками возиться

Упражнение 2

Прочитайте небольшие истории из жизни замечательных людей. Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Прямая речь отделена от слов автора знаком: «//».

1) Один человек поспорил с Сократом (не)сдержался и ударил его. Когда он понял что натв(?)рил то (не)на шутку испугался. // Только (не)под(?)вай на меня в суд! // стал он ум(?)лять Сократа. // (Не)волнуйся // спокойно ответил мудрец. // Если меня лягнул осел разве я буду под(?)вать на него в суд?

2) Баснописец Крылов был очень полным. Однажды когда он прогуливался в парке один из встречных молодых людей решил пошутить. // Вот идёт туча // громко произнёс он. // Видно дождь будет // Ну да // ответил баснописец // оттого(то) и лягушки расквакались.

3) Писатель Аркадий Гайдар часто приезжал в гости в детский дом. Однажды когда он появился на пороге дома со старым потёртым чемоданом в руках один из ребят спросил // Как(же) так Аркадий Петрович Вы такой знаменитый а чемоданчик у вас так себе? // Это н(?)чего // улыбнулся Гайдар. // Гораздо хуже было(бы)если(бы) чемодан у меня был знаменитый а я — так себе.

Способы передачи чужой речи

С сохранением формы и содержания Без сохранения всех особенностей речи говорящего
I. Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)»   II. Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П… I. Косвенная речь [A], (косвенная речь)      (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные) II. Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III.Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [… _ _ _ ].
III. Примеры Николай Рубцов проникновенно восклицал: «Русь моя, люблю твои берёзы!» 1. Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси. [- =], (что - =). 2. По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси. [ +++, - = …] 3. Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

 

Таблица 2 Сравните предложения с прямой и косвенной речью

Предложения с прямой речью Предложения с косвенной речью
«Ребята, вы были на выставке камней?» – спросила учительница. Учительница спросила ребят, были ли они на выставке камней
«Возможно, я летом поеду в деревню», - сказала Мария. Мария сказала, что летом она, возможно, поедет в деревню.
Никита попросил меня: «Помоги, пожалуйста, решить задачу». Никита попросил, чтобы я помог ему решить задачу
«Прошу не умничать!- сказал я Савельичу. - Сейчас же неси сюда тулуп!» Я сказал Савельичу, чтобы он не умничал и нёс сейчас же сюда тулуп»
«Который час?», - спросил я у соседа. У соседа я спросил, который час.  
«Эх! Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков. Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил: «Я тебя ушиб, бедная? Ой, ну, не сердись! Не сердись!» Незнакомец нагнулся над Каштанкой и спросил, не ушиб ли он её и попросил не сердиться.

Заполняем таблицу 3. Основные параметры косвенной речи.

Характеристика Выводы
1. Место косвенной речи в предложении.  Всегда следует после авторских слов
2.  Какое это предложение по структуре.  Представляет СПП с придаточным изъяснительным [   ], (  )
3. Какие средства связи используются для присоединения косвенной речи в придаточном предложении В повествовательном - союз ЧТО В побудительном – союз ЧТОБЫ В вопросительном – частица ЛИ, союзные слова КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧТО
4. Какие изменения претерпевают обращения, междометия, экспрессивные повторы при замене прямой речи косвенной Обращения становятся дополнениями, либо опускаются вовсе, как и междометия, и экспрессивные повторы.
5. Как меняются личные и притяжательные местоимения Личные и притяжательные местоимения передаются от лица автора.

ВЫВОД:

 Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора.

Не сохраняются средства выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).

 Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.

Многие предложения полностью или частично утратили эмоциональную выразительность, стали холоднее, суше, логичнее. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа.

 Упражнение3  для закрепления   Замените прямую речь косвенной речью:

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!».

 2) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки.

 3) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

  • Переведите прямые вопросы в косвенные

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?»

2)  Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?»

ТЕСТ  по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;

2) сложносочинённое предложение;

3) сложноподчинённое предложение;

4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:

1) точек;

2) запятой;

3) вопросительного знака;

4) восклицательного знака.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.