Кружка « приглашение в мир общения » — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кружка « приглашение в мир общения »

2022-10-05 43
Кружка « приглашение в мир общения » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа

Кружка «ПРИГЛАШЕНИЕ В МИР ОБЩЕНИЯ»

По социальному направлению

Класс: 1-4

Составитель: педагог-психолог Веренкова Елена Олеговна

 

МБОУ «СШ№10»

Учебный год


Пояснительная записка.

Направленность программы:

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Ее реализация способствует формированию важных коммуникативных качеств детей, умению ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей, развитие их самосознания, положительной самооценки и позитивного эмоционального состояния, создание чувства эмоционального комфорта детей, их уверенности в своих силах.

Актуальность программы:

В младшем школьном возрасте особенно важными являются задачи формирования у детей коммуникативных навыков, эмоциональной рефлексии, умений общаться с другими и понимать свой собственный внутренний мир. Также очень важно, чтобы ребёнок в своей социальной среде чувствовал себя эмоционально комфортно, относился как к себе, так и другим положительно. И здесь важны роль взрослого, таких специальных занятий, которые позволяют обучающимся приобрести такие навыки. Данная программа разработана с целью формирования у учащихся таких навыков.

В концепции А.Г.Асмолова универсальные учебные действия коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: со-действиеи со-трудничествовыступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский). В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представим далее кратко возрастные особенности развития выделенных аспектов. При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

— приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

— ориентация на партнера по общению;

— умение слушать собеседника.

Отличительными особенностями программы являются:

Использование в ходе групповых занятий активных форм и методов работы с учащимися, таких как групповое коллективное дело, интерактивные игры, дискуссии, которые носят характер свободного обсуждения, размышления о сделанном задании, рассматриваемой проблеме.

Принципиально важным моментом программы является то, что новые знания должны приходить к детям через осознание ими собственного опыта, в том числе полученного в ходе выполнения социально-психологических заданий, через анализ различных ситуаций, а не в форме нравоучений и истин, высказанных взрослыми.

Программа составлена на основе программ Пилипко Н.В. «Приглашение в мир общения

Адресат программы: программа рассчитана наобучающихся 1 – 4 классов.

Цель программы:

·Формирование коммуникативных навыков учащихся (умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию), способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»

·Улучшение социальной адаптации детей к школе и школьному обучению за счет сплочения классного коллектива, и нормализации отношений между обучающимися;

·Развитие таких качеств обучающихся, как уверенность в себе, открытость, чувство юмора, понимание и сопереживание другому;

·Информирование детей о различных способах эффективной коммуникации и тренировка навыков эффективного общения в пространстве тренинга.

·Сохранение психологического здоровья младших школьников.

Задачи программы:

· Познакомить участников с основными правилами эффективной коммуникации;

· Создать условия для тренировки коммуникативных навыков учащихся (атмосфера доверия, игры-упражнения, психотехники направленные на развитие коммуникабельности);

· Провести параллель между общением и эмоциональной жизнью человека, познакомить участников с различными эмоциями, их положительными и отрицательными влияниями на отношения между людьми;

· Познакомить участников со способами управления своим эмоциональным состоянием;

· Познакомить учащихся с понятием «конфликт», со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, рассказать о правилах примирения.

· Создать условия для самораскрытия и самопознания учащихся, а также для проживания негативных эмоциональных состояний.

· Создать условия для формирования у обучающихся следующих умений и способностей:

 - осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Описание места предмета в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов (1 кл. – 33 часа в год; 2 кл. – 34 часов в год; 3 кл. – 34 часов в год; 4 кл. – 34 часов в год.

Планируемые результаты: реализация мероприятий программы позволит:

- повысить уровень развития навыков общения учащихся, самооценку;

- развить навыки рефлексии своего поведения, эмоционального состояния, развить чувство эмпатии у детей, умений понимать других;

- обучить детей навыкам конструктивного взаимодействия и поведения в общении и конфликтных ситуациях. 

- улучшить межличностные отношения в коллективе сверстников.

Требования к результатам освоения учебного предмета.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

УУД

Класс

1 2 3 - 4
Регулятивные Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми; умение извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; строить речевое высказывание в устной форме. Учиться отреагировать свои чувства в отношении взрослого и одноклассников; учиться прогнозировать последствия своих поступков; определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации; строить речевое высказывание в устной форме. Осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением; извлекать необходимую информацию из текста и др. источников; определять и формулировать цель в совместной работе; учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях; осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит; реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми; планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого; соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные Умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя; учиться исследовать свои качества и свои особенности; учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя; учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя. Умение находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото; видео); делать выводы в результате совместной работы в группе; учиться графически оформлять изучаемый материал; моделировать различные ситуации; усваивать разные способы запоминания информации. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать; сравнивать по признакам, сопоставлять; иметь представление о собственных возможностях и способностях; учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости; учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта; находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото, видео, интернет); перерабатывать информацию; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные Учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах учиться работать в паре и в группе выполнять различные роли слушать и понимать речь других ребят осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. Учиться позитивно проявлять себя в общении учиться договариваться и приходить к общему решению учиться понимать эмоции и поступки других людей овладевать способами позитивного разрешения конфликтов   Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Особенности организации образовательного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые занятия (не более 15 чел). Также предполагается проведение индивидуальных занятий с обучающимися нуждающимися в отработке важных моментов поведения и деятельности, которые по тем или иным причинам небыли усвоены в группе или имеют нарушения развития. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Фарма организации внеурочной деятельности: кружок.

В структуре каждого занятия выделяются основные этапы работы:

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.

4. Основное содержание занятия (введение в тему, развёртывание темы, индивидуализация темы).

5. Рефлексия текущего занятия.

6. Прощание.

 

Основная литература:

Учебно-методическое пособие: Пилипко Н.В. Приглашение в мир общенияРазвивающие занятия по психологии для младших классов.–М.: УЦ «Перспектива», 2007.

Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Шпаргалка для взрослых. Методические рекомендации по психологии. –М.: УЦ «Перспектива», 2006.

 

Дополнительная литература:

1. Безруких М.М., Макеева А.Г. Учебно-методическое пособие:. Все цвета кроме черного.- М., 2003.

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 352с.

3. Ветрова В.В. «Уроки психологического здоровья». М., Педагогическое общество России, 2000-192с.

4. Кривцова С.В.Учебно-методическое пособие: Жизненные навыки: уроки психологии 1 -4 кл. М:Генезис, 2009.

5. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?». М. Генезис, 1998 – 160с.


Содержание программы «Приглашение в мир общения. 1 класс» (33 ч., 1 ч. в неделю)

 

Главная их особенность первоклассников – первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и память пока еще в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

Одной из  первых тем, изучаемой на занятиях по психологии, является тема «Я – школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в занятие, а тихонько порисовать.

Раздел 5. Заключение.. (3 час.)

 


Календарно-тематическое планирование 1 класс.

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудит-х занятий

Знакомство

    Знакомство. Тренинговое упражнение. Беседа. 1 0
    Знакомство друг с другом. Тренинговое упражнение. Беседа. Игра. 1 0
    Знакомство с настроением. Беседа. Упражнение. Рисунок настроения. Анализ сказки. 1 0
    Замечательные помощники человека. Тренинговое упражнение. Беседа. Игра. Рисунок. Анализ стихотворения. Просмотр отрывка мультфильма. 3 0
    Я – школьник. Рисунок «Портрет ученика». Беседа. Диагностика самооценки. Упражнение «Я могу. Я должен.» 2 0
    Подводим итоги. Беседа. Рефлексия. 1 0

Учимся работать дружно

    Дружба. Тренинговое упражнение. Беседа. Игра. Рисунок «Мои друзья», «Подарок другу» 1 0
    Совместные дела. Тренинговое упражнение «Путешествие». Беседа. Игра. Рисунок «Мои любимые дела». Упражнение «Только вместе» 3 0
    Играем по правилам. Беседа. Игра «Лабиринт». Анализ ситуации. 2 0
    Как работать вместе и не ссориться. Беседа. Игра. Рисунок. Обсуждение правил «Как работать вместе и не ссориться» 2 0
    Подводим итоги. Беседа. Рефлексия. 1 0

Доброе слово.

    Вежливые слова Анализ рассказа «Ценная бандероль». Беседа. Рисунок «Доброе слово». 2 0
    Комплимент Упражнение «Комплимент». Рисунок «Цветок добрых слов». 1 0

Заключение.

    Чему я научился? Задание опиши картинку. Беседа. 1 0
    Собираем урожай Рисунок «Корзина моих знаний». Беседа. 1 0
    До новых встреч!  Упражнение «Письмо». Беседа. 1 0

 

 

Рабочая программа

кружка «ПРИГЛАШЕНИЕ В МИР ОБЩЕНИЯ»

По социальному направлению

Класс: 1-4


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.