МН 42 Вераньджака сутта - Брахманы из Вераньджи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

МН 42 Вераньджака сутта - Брахманы из Вераньджи

2022-10-05 22
МН 42 Вераньджака сутта - Брахманы из Вераньджи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Схожая сутта с предыдущей)

 

(сутта идентична МН 41 за незначительными изменениями. Вместо "Сала" здесь идёт название селения "Вераньджа". Вместо фраз: "поведение, которое не соответствует Дхамме, неправедное поведение" и "поведение, которое соответствует Дхамме, праведное поведение" здесь идут фразы "тот, кто не соблюдает поведение, которое соответствует Дхамме, обладает неправедным поведением" и "тот, кто соблюдает…". Кроме того, здесь чуть иное вступление):

 

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И в то время некие домохозяева-брахманы из Вераньджи находились в Саваттхи по некоему делу...

 

МН 43 Махаведалла сутта - Большое собрание вопросов и ответов (перевод: SV)

(Достопочтенный Сарипутта подробно отвечает на вопросы по теме мудрости, правильных взглядов и высших медитативных достижений)

 

Я слышал, что однажды Благословенный проживал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда Достопочтенный Махакоттхита, выйдя из затворничества во второй половине дня, отправился к Достопочтенному Сарипутте и по прибытии обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом.

Мудрость

 

По мере того как он сидел там, он сказал Достопочтенному Сарипутте: «Друг, «человек со слабой мудростью, человек со слабой мудростью» – так говорят. В каком смысле, друг, говорится: «это человек со слабой мудростью»?

«Он не различает, он не различает» – вот как, друг, говорят о человеке со слабой мудростью. И что он не различает? Он не различает: «Это – страдание». Он не различает: «Это – причина страдания». Он не различает: «Это – прекращение страдания». Он не различает: «Это – путь, ведущий к прекращению страдания». «Он не различает, он не различает» – вот как говорят о человеке со слабой мудростью».

Сказав: «Очень хорошо, друг», Достопочтенный Махакоттхита, порадовавшись и одобрив утверждение Достопочтенного Сарипутты, задал ему следующий вопрос: «Различает, различает» – так говорят. В каком смысле, друг, говорится, что человек «различает»?

«Он различает, он различает» – вот как, друг, говорят о человеке, который различает. И что он различает? Он различает: «Это – страдание». Он различает: «Это – причина страдания». Он различает: «Это – прекращение страдания». Он различает: «Это – путь, ведущий к прекращению страдания». «Различает, различает» – вот как говорят о человеке, который различает».

 

Сознание

 

«Сознание, сознание» – так говорят. В каком смысле, друг, говорится, что это «сознание»?

«Оно познаёт, оно познаёт» – поэтому, друг, говорится, что это «сознание». И что оно познаёт? Оно познаёт: «приятно». Оно познаёт: «болезненно». Оно познаёт «ни приятно, ни болезненно». «Оно познаёт, оно познаёт» – поэтому говорится, что это «сознание».

«Мудрость и сознание, друг: эти качества соединены или разъединены? Возможно ли, отделив одно от другого, провести разницу между ними?»

«Мудрость и сознание соединены, а не разъединены, друг. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек различает, то он познаёт. Что он познаёт, то он различает. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними».

«Мудрость и сознание, друг: каково различие между этими качествами, которые соединены, а не разъединены?»

«Мудрость и сознание, друг: что касается этих качеств, которые соединены, а не разъединены, мудрость следует развить, а сознание – полностью постичь1».

 

Чувство

 

«Чувство, чувство» – так говорят. В каком смысле, друг, говорится, что это «чувство»?

«Оно чувствует, оно чувствует». Поэтому, друг, говорится, что это «чувство». И что оно чувствует? Оно чувствует удовольствие. Оно чувствует боль. Оно чувствует ни удовольствие, ни боль. «Оно чувствует, оно чувствует» – поэтому говорится, что это «чувство».

 

Восприятие

 

«Восприятие, восприятие» – так говорят. В каком смысле, друг, говорится, что это «восприятие»?

«Оно воспринимает, оно воспринимает». Поэтому, друг, говорится, что это «восприятие». И что оно воспринимает? Оно воспринимает голубое. Оно воспринимает жёлтое. Оно воспринимает красное. Оно воспринимает белое. «Оно воспринимает, оно воспринимает» – поэтому говорится, что это «восприятие».

«Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены или разъединены? Возможно ли, отделив одно от другого, провести разницу между ними?»

«Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними».

 

Чистое сознание ума

 

«Друг, что можно познать чистым сознанием ума, отделённым от пяти органов чувств?»

«Друг, чистым сознанием ума, отделённым от пяти органов чувств, можно познать сферу безграничного пространства как «безграничное пространство», сферу безграничного сознания можно познать как «безграничное сознание», сферу отсутствия всего можно познать как «здесь ничего нет».

«Чем человек знает [какое-либо] качество, которое можно знать?»

«Качество, которое можно знать, человек знает глазом мудрости».

«И в чём заключается назначение мудрости?»

«Назначение мудрости заключается в прямом знании, её назначение – полное постижение, её назначение – отбрасывание».

 

Правильные воззрения

 

«Друг, сколько всего условий для возникновения правильных воззрений?»

«Друг, есть два условия для возникновения правильных воззрений: голос другого и мудрое внимание. Таковы два условия для возникновения правильных воззрений».

«И в сопровождении скольких факторов правильные воззрения имеют освобождение ума своим плодом и наградой, и освобождение мудростью своим плодом и наградой?»

«В сопровождении пяти факторов правильные воззрения имеют освобождение ума своим плодом и наградой, и освобождение мудростью своим плодом и наградой. Вот правильные воззрения сопровождаются нравственностью, изучением, обсуждением, успокоением, прозрением. В сопровождении этих пяти факторов правильные воззрения имеют освобождение ума своим плодом и наградой, и освобождение мудростью своим плодом и наградой».

 

Становление

 

«Друг, сколько всего видов становления?»

«Друг, есть три вида становления: становление в мире чувств, становление в мире форм, становление в бесформенном мире».

«И как осуществляется дальнейшее становление в будущем?»

«Cущества, охваченные невежеством и скованные жаждой, наслаждаются то здесь, то там: вот как осуществляется дальнейшее становление в будущем».

«И как не осуществляется дальнейшее становление в будущем?»

«За счёт угасания невежества, появления ясного знания, и прекращения жажды – вот как не осуществляется дальнейшее становление в будущем».

 

Первая джхана

 

«Что такое, друг, первая джхана?»

«Вот, друг, монах, полностью оставивший чувственные удовольствия, оставивший неумелые качества, входит и пребывает в первой джхане: восторг и удовольствие, рождённые [этим] оставлением сопровождаются направлением ума [на объект] и удержанием ума [на объекте]. Это называется первой джханой».

«И сколько факторов присутствует в первой джхане?»

«В первой джхане присутствует пять факторов. Когда монах достиг пятифакторной первой джханы, то наличествует направление ума, удержание ума, восторг, счастье, и однонаправленность ума. Вот каким образом в первой джхане наличествуют пять факторов».

«И сколько факторов отброшены в первой джхане, и сколькими она наделена?»

«Пять факторов отброшены в первой джхане, и пятью она наделена. Когда монах достиг первой джханы, то чувственное желание отброшено, недоброжелательность отброшена, лень и апатия отброшены, неугомонность и сожаление отброшены, сомнение отброшено. И там присутствуют направленность ума, удержание ума, восторг, счастье и однонаправленность ума. Таким образом в первой джхане пять факторов отброшены, и пятью факторами она наделена».

Пять чувств

 

«Друг, есть вот эти пять качеств, каждое из которых имеет свою область, отдельную сферу, и они не переживают области и сферы друг друга. Это качество глаза... уха... носа... языка... тела. И что у этих пяти качеств – каждое из которых имеет свою область, отдельную сферу, которые не переживают области и сферы друг друга – имеется в качестве [их общего] судьи? Что испытывает [все] их области и сферы?»

«Друг, эти пять качеств – каждое из которых имеет свою область, отдельную сферу, которые не переживают области и сферы друг друга, [то есть] качество глаза... уха... носа... языка... тела – имеют сознание в качестве [их общего] судьи. Сознание – это то, что испытывает [все] их области и сферы».

«И что касается этих пяти качеств – качества глаза... уха... носа... языка... тела: за счёт чего они продолжают наличествовать?»

«Эти пять качеств – качество глаза... уха... носа... языка... тела – продолжают наличествовать за счёт жизненной силы2».

«А жизненная сила продолжает наличествовать за счёт чего?»

«Жизненная сила продолжает наличествовать за счёт тепла».

«А тепло продолжает наличествовать за счёт чего?»

«Тепло продолжает наличествовать за счёт жизненной силы».

«Друг Сарипутта, как мы поняли, ты сказал так: «Жизненная сила продолжает наличествовать за счёт тепла». И как мы поняли, ты сказал так: «Тепло продолжает наличествовать за счёт жизненной силы». Как следует понимать эти утверждения?»

«В этом случае, друг, я приведу тебе пример, поскольку бывает так, что благодаря примеру умный человек понимает значение сказанного. Представь себе горящую масляную лампу. Её свечение можно увидеть в зависимости от пламени, а пламя можно увидеть в зависимости от свечения. Точно также жизненная сила наличествует за счёт тепла, а тепло – за счёт жизненной силы».

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.