Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

2022-02-10 39
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение «Чудесный мешочек»

 

Описание игры: Дети встают полукругом напротив педагога.

Педагог предлагает им рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, на­зывают ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

Примечание. Задание можно усложнить, предложив детям:

- достать определенную игрушку;

- предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а за­тем найти ее и достать.

Упражнение «Добавь слово»

 

Описание игры: Дети встают в круг.

Один из детей, держа в руках мяч, произносит какое- либо слово, а затем передает мяч другому участнику. Тот, в свою очередь, называет подходящее по смыслу слово, составляя таким образом распространенное предложение, и передает мяч следующему ребенку.

Упражнение «Все наоборот»

Описание игры: Педагог говорит: -Сейчас я произнесу слово и брошу мяч, а поймавший его скажет слово, противоположное тому, которое я назову. Например, горячий - холодный, ночь - день. Примечание. Упражнение лучше проводить в быстром темпе.

 

Упражнение «Моя семья»

Все встают в круг, произносят текст и выполняют движения:

 

Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-это я.
Вот и вся моя семья!

Поочередно загибают пальцы на ведущей руке.

 Показывают пальчики, сжатые в кулак.

 Педагог предлагает детям повторить упражнение на другой руке, а затем одновременно двумя руками.

Упражнение «Сказочная шкатулка»

 

Описание игры: Все садятся в круг на ковер.

Педагог, держа в руках шкатулку с несколькими мелкими предметами, говорит:

Вы любите сказки?.. Ребята, эта шкатулка необыч­ная: в ней хранятся сказки (педагог достает из шкатул­ки один из предметов и показывает его детям). Давайте придумаем про этот предмет удивительную и необычную историю.

Педагог первым начинает сказку.

Дети по очереди придумывают ее продолжение, переда­вая предмет друг другу.

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, понравились ли им получившаяся сказка и сам процесс сочинения.

Упражнение «Мой лучший друг»

Описание игры: Дети встают полукругом напротив педагога. Педагог говорит:

- Закройте глаза и вспомните всех своих друзей... А теперь тот, кто получит мячик, скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет.

Педагог первым рассказывает о друге.

Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

Упражнение «Одуванчики»

Описание игры: Дети встают в круг и садятся, на корточки.

Педагог говорит: На лесной поляне выросли одуванчики (дети встают). Это были прекрасные цветы с яркими желтыми головками. Солнышко касалось своими теплыми лучами каждого одуванчика. А цветы грелись и от удовольствия поворачивали свои золотистые головки за солнцем (плавно поворачивают головы вправо-влево). Но вот их головки покрылись белыми пушинками и стали похожи на шарики (складывают ладошки над головой). Поднялся ветер (психолог звенит бубном), головки одуванчиков рассыпались на маленькие пушинки (дети разводят руки в стороны) и пушинки полетели над землей (бегают по комнате). Ветер утих (звуки бубна затихают), пушинки легли на травку (дети ложатся на ковер и закрывают глаза).

Педагог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

 

Упражнение «Волшебная палочка»

Описание игры: Педагог говорит: Спортсмены устали и им нужно отдохнуть. Я коснусь каждого из вас «волшебной палочкой», и вы заснете.

После прикосновения дети ложатся на ковер и закрывают глаза. Звучит колыбельная музыка.

Психолог следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Упражнение «Дровосеки»

Описание игры: Дети выходят в центр комнаты. Педагог говорит:

-Сейчас мы будем рубить дрова для костра. Давайте нарубим много дров, чтобы получился большой и красивый костер. Встаньте так, чтобы не касаться друг друга... Расставьте ноги пошире... Изобразите, как вы берете топор в руки, поднимаете его вверх, замахиваетесь, а потом с силой опускаете его вниз. Педагог демонстрирует описываемые движения, сопровождая их звуком «Ха!». Дети повторяют. По окончании упражнения дети рассказывают, сколько «дров они нарубили».

Упражнение «Комплименты».

Описание игры: Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

                                         

 Упражнение «Я знаю».

Описание игры: Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами одобрения:

«Я знаю, ты можешь... (хорошо дружить, быстро бегать и т.п.)»

При возникновении затруднений, педагог предлагает свою помощь.

 

Упражнение «Пожелания».

Описание игры: Дети садятся в круг и передавая мяч («волшебную палочку», сердечко, сшитое из ткани), высказывают друг другу пожелания, например:

— Желаю тебе хорошего настроения.

— Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым...), как сейчас. И т.п.

 

Упражнение «Зеркало».

Описание игры: Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала» — повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями.

После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть — ребенком или зеркалом? Почему?»

Упражнение “Волшебные очки”

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Описание игры: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

Упражнение “Это здорово!”

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Описание игры: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

Упражнение «Знакомство»

Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.

Описание игры: Педагог сообщает детям о том, что к ним сегодня в группу пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает детям следующие вопросы, предложив предварительно внимательно посмотреть на новенькую:

— Как бы вы оценили ее внешний вид? (Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)

— Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают жестом и движением.)

— Что бы вы спросили у девочки, когда впервые ее увидели?

После небольшого обсуждения педагог предлагает детям распределиться по парам и попробовать познакомиться друг с другом.

Упражнение «Улыбка»

  Описание игры: Дети замыкают круг, касаясь, друг друга рукой, плечом, глядя в глаза, друг другу, улыбаясь, произносят слова:

Улыбнись побыстрее ты мне, Улыбнусь я тебе. Здравствуй, солнышко ясное,   Здравствуй, небо прекрасное! Мы приносим за все благодарность, Природа, Тебе!  

Упражнение «Доброта»

  Описание игры: Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ребёнок творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу?

Упражнение «Добрые слова»

  Описание игры: Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

 

Упражнение «Солнышко»

Описание игры:  — Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Упражнение «Я — доктор»

Описание игры:   Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса ребёнка, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции, работы функциональных систем организма. Ее можно проводить в подготовительной к школе группе на любых занятиях и вне – них.

Каждый ребёнок входит в образ доктора — целителя будущего, которому все подвластно.

Доктор «лечит»: пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:

— Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым!

— Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма!

— Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точно и в нужное время!

Далее дети садятся в позу «факира», расслабляются; перед ними чашки с тёплой, кипячёной водой. Они делают пассы над чашками — вдох свободный, на выдохе медленно и протяжно произносят: «А-у-м». Продолжая делать пассы, дети говорят:

— Водичка, чистая, здоровая, я никогда не буду болеть, я всегда буду весёлым, милым, красивым. Этой «заряженной» водой дети затем полощут горло. Постепенно температуру воды можно понижать, что способствует эффективному закаливанию.

 

 

Игры – «мирилки»

Полуплоскостная игрушка – мирилка «Доброе солнышко», представляет собой мягкую игрушку с вязанными разноцветными ладошками, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостности;

 

«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к Солнышку и рассказать ему, как и из – за чего у них произошла ссора. После этого дети прикладывают руки на любую ладошку солнышка и вместе проговаривают мирилку.

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем.

Следует похвалить за состоявшееся примирение и предложить детям если они станут свидетелями ссоры друзей, помочь им помириться с помощью «мирилки», как сделали это они.

Пойми меня»

Цель: развитие у детей способности принимать общие решения в затруднительных условиях общения.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Участники объединяются в подгруппы по три человека. Ведущий дает задание: каждая подгруппа должна выработать общее решение, договориться о каком-либо действии. Например, выйти из комнаты в коридор или встретиться в следующее воскресенье в два часа на Дворцовой площади. Но при этом у каждого участника (конечно, условно) есть серьезные проблемы, которые затрудняют для него общение с остальными. Первый не видит (ему завязывают глаза), но слышит и говорит. Второй все видит и слышит, но не может говорить и двигаться (сидит на стуле). Третий абсолютно не слышит (затыкает уши), зато может видеть и двигаться. Участники договариваются о распределении ролей. После этого ведущий сообщает задание каждой тройке.

Методические указания. По окончании упражнения дается время на обсуждение. Выясняется, сколько времени понадобилось участникам на выработку общего решения, какую стратегию они избрали в достижении цели, какие чувства испытывает человек с какой-либо проблемой и как можно помочь таким людям.

Запомни имя»

Цель: развитие воображения, двигательной памяти.

Количество игроков — 6—10.

Инструкция. Участники группы встают в круг. Один из них делает шаг вперед, называет свое имя, любимый вид спорта и показывает движения, характерные для этого вида спорта. Следующий участник повторяет его имя и показанные движения. Затем называет свое имя и «демонстрирует» свой любимый вид спорта. И так далее по кругу. В конце упражнения выясняется, что все участники знают друг друга по именам и даже помнят, каким видом спорта увлекается каждый.

Методические указания. Эту игру не следует проводить со слепыми или слабовидящими детьми.

Разноцветные движения»

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Количество игроков — б—10.

Инструкция. Из числа играющих выбирается водящий, которому предлагается на несколько минут выйти из аудитории. За это время участники придумывают, как можно движением изобразить цвет. Сначала загадывается какой-либо из простых цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Когда все готовы, приглашают водящего и сообщают ему, что группа выбрала один из четырех цветов. Изображают его движением, каждый по-своему.

Успешное проведение игры во многом зависит от того, удастся ли группе преодолеть своеобразный психологический барьер.

 

 

 Взрослому руководителю необходимо помочь группе добиться первого успеха. Первую попытку следует предоставить наиболее изобретательному участнику игры, а водящим назначить того, кто способен фантазировать и не растеряется в этой роли.

Вариант: если будут отгадыватъся почти все задуманные цвета, задание можно усложнить или немного изменить: вместо цвета задумать и показать вкусовые ощущения (горький, сладкий, кислый, соленый), звуки музыкальных инструментов и т.п. Можно изменять и «язык», на котором выражается задуманное понятие, — это могут быть позы, прикосновения, мимика, взгляд, изменение голосовой интонации и др.

Методические указания. В условия этого упражнения включается правило: прямых подсказок быть не должно. Например, нельзя изображать предмет, окрашенный в задуманный цвет, или жестом указывать на него. В движениях нужно попытаться изобразить характер, ощущение этого цвета. Так, большинство людей красный цвет ощущают как резкий, сильный, возбуждающий. Это может быть выражено энергичными, резкими движениями. Синий цвет, напротив, чаще связывают с движениями мягкими, плавными, замедленными.

Обычно после объявления этого задания участники говорят, что не знают, как это сделать, что это просто невозможно. Если ни один человек не решается попробовать первым, следует для начала сделать попытку всей группой. Когда задуманный цвет наконец впервые угадан, участники с увлечением начинают придумывать «разноцветные движения».

Зоопарк»

Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

Количество игроков — А—20.

Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2—3 человека. Ведущий, указывая

на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают — какое.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз.

Видеотелефон»

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Инструкция. Участники выстраиваются в одну колонну. Ведущий тихо называет последнему в колонне какое-либо слово (либо показывает карточку со словом). Игрок придумывает, как это слово можно передать невербально (с помощью движений, жестов, мимики), затем касается плеча впереди стоящего. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего». Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения. Методические указания. По окончании передачи следует обсуждение и анализ работы всей группы. Выясняется, верно ли было передано слово или же где-то произошел сбой.

Покажи сказку»

Цель: развитие творческих способностей, раскованности в движениях.

Количество игроков — 4—20.

Инструкция. Участники объединяются в две подгруппы — команды. В каждой команде игроки договариваются, сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители полностью просматривают подготовленный спектакль-пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

Методические указания. После просмотра второй сказки участники обсуждают свои спектакли, отмечают наиболее удачные сценки и предлагают свои версии пантомимы.

Попробуй повторить»

Цель: развитие слуховой памяти, четкости речи. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Ведущий предлагает повторить за ним скороговорки, количество слов в которых постепенно увеличивается:

· Дарья дарит Дине дыню.

· Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

· В ночи не кирпичи лопочут на печи. Лопочут на печи в опаре калачи.

 

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания

· Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

· Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

· Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

 

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, мотор­ной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на­встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в про­пасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мо­стик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мости­ку», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны до­говориться о темпе движения, следить за синхроннос­тью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать другдруга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Ириш­ка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обя­зательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь этоигра. Завершать игру обя­зательно хорошими словами: «А ты, Маринка — кар­тинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго за­думываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отво­рачивается к стене и громкосчитает до 10. Пока водя­щий считает, дети передают друг другу игрушку. Ког­даведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрываеттигра ладошками и вы­тягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же.Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во вре­мя игры у аутичных детей, потому им можно разре­шить сначала присмотреться к тому, как играют дру­гие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно труд­но для детей-дошкольников.

Но в игровой форме этому можно научить.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и,намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-ни­будь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишь­ся). Ребенок ловит клубочек,наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передаваяклубок следующему игроку. Если ребенок затрудняет­ся с ответом, он возвращаетклубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает опреде­лить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточ­но легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуника­тивных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чув­ства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «ка­стрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрос­лый, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

Газета (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре­одоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное че­тырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газе­ту, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышеч­ный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газе­ту они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возмож­ность почувствовать поддержку соседа.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязы­вания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей ста­новятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побе­седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно по­тренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоот­ношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны со­блюдать правила.

Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок (груп­па детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, каран­даши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет­ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добав­ляет одну или несколько деталей и возвращает рису­нок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие не­сколько детей, их можно расположить по кругу и пред­ложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему ри­сунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

 

 

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «До­тронься до... (глаза, колес а, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки раз­виты плохо, на начальных этапах игры могут разви­ваться конфликты. Но в дальнейшем, при системати­ческом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, нахо­дить общий язык.

Ау! (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кри­чит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хо­рошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем осталь­ным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в ко­манде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с рус­ской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды бе­рутся за руки, образуя круги, и под музыку идут впра­во. Как только музыка смолкает, они останавливают­ся и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками го­лову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у де­тей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои дей­ствия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:

· как говорят плечи "Я не знаю”;

· как говорит палец "Иди сюда”;

· как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”;

· как говорит голова "Да” и "Нет”;

· как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”.

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развивать невербальные способы общения.

Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.

Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«Разговор сквозь стекло»

Цель: развитие умения вести диалог не вербально.

Описание игры: воспитатель помогает детям разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой ждем его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стек­ло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель выбирает ребенка и пытается объяснить ему жестами, что гот должен купить, а потом спрашивает его, все ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает парам, у которых что-то не получается. Затем можно по­меняться ролями.

 

«День наступает, всё оживает..»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Описание игры: ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники "отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Описание игры: тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чём спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Описание игры: дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, кот


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.