Упражнения для работы с подростками — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Упражнения для работы с подростками

2022-10-05 20
Упражнения для работы с подростками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения для работы с подростками

(Все представленные упражнения предназначены для работы в группе)

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»

Упражнение «Угадай качество»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.

Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них. Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.

Упражнение «Синонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:

§ насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие

§ застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность

§ общительность — открытость — откровенность

§ жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм

§ импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность

§ упрямство — настойчивость — твердость — строгость

§ рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие

§ эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность

При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств. После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.

Упражнение «Антонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.

Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:

§ рациональность — импульсивность, эмоциональность

§ уступчивость — властность, настойчивость

§ лживость — честность, искренность

§ сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность

§ мечтательность — практичность, здравомыслие

Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены. Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество. В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним». Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.

Упражнение: Чай вдвоем

Цели: Выполняя это увлекательное упражнение, подростки смогут подумать о том, какие люди им интересны, на какие темы они любят разговаривать, чему бы хотели научиться у значимых для них людей и, в конце концов, что они могут дать другим. Возраст участников: с 14 лет. Продолжительность: примерно 45 минут.

Материалы: Рабочий листок «Чай вдвоем».

Инструкция: Сегодня я хочу предоставить вам возможность мысленно пообщаться с самыми разными людьми. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас на это есть полчаса.

Пожалуйста, вернитесь в круг. Решите для себя, с кем из выбранных вами семерых людей вам хотелось бы поужинать больше всего, и расскажите нам об этом. Кто хотел бы начать?

Подведение итогов:

•Понравилось ли мне это упражнение?•Легко ли мне было выбрать семерых человек?•Кто мне пришел на ум первым, а кто последним?•Сложно ли мне было выделить то, что может быть привлекательным для моих гостей?•Чем я руководствовался при составлении меню?•Какие люди вызывают у меня любопытство, и как я удовлетворяю свое любопытство?•Кто в моей семье самый любознательный?•Чему меня научили мои родители в этом плане?•Хотел бы я когда-нибудь стать знаменитым? В какой области?•Какие преимущества и недостатки есть в том, чтобы быть знаменитым?•Научился ли я чему-либо новому в ходе этого упражнения?•Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Это очень увлекательное упражнение. Вы можете обогатить его, если предоставите подросткам возможность сыграть того или иного из своих гостей. Другой подросток должен в таком случае исполнить роль принимающей стороны. Это позволит участникам не только лучше понять и почувствовать других, но и пообщаться с известной личностью и, может быть, позаимствовать некоторые из ее черт.

Рабочий листок «Чай вдвоем»

Представь себе, что у тебя есть семь талонов, по которым ты сможешь оплатить ужин на двоих в любом ресторане мира. У тебя есть возможность на каждый день недели пригласить любого человека — он может быть знаменитостью, а может быть просто твоим знакомым.

Кого ты выберешь? Начни с воскресенья и расскажи, кого бы ты пригласил и почему ты хотел бы поужинать с этим человеком. Скажи, что тебя привлекает в твоем госте. Что бы ты хотел узнать о нем? Чему бы ты хотел у него научиться? Чему бы он мог научиться у тебя? О чем бы ты хотел с ним поговорить? Скажи еще, где бы ты хотел поужинать и что бы ты заказал? Потом подумай о понедельнике и т.д.

Воскресенье.................................Понедельник.................................Вторник...................................Среда.....................................Четверг...................................Пятница...................................Суббота....................................

Упражнение: Нужные мне люди

Цели: Все мы в той или иной степени нуждаемся в том, что предоставляют нам другие люди: в определенных услугах, товарах, в эмоциональной близости, в обмене опытом и т.п. Иногда мы воображаем, что нам кто-то нужен для достижения цели, а на самом деле мы могли бы прекрасно справиться сами. В других случаях нам действительно кто-то нужен, так как соответствующие «товары» важны для нас и мы не в состоянии их самостоятельно раздобыть, а эмоциональные отношения могут устанавливаться только между по меньшей мере двумя людьми. Это простое упражнение помогает участникам осознать, какие категории людей важны для них по той или иной причине. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут.          

Материалы: Рабочий листок «Нужные мне люди». Инструкция: Я хотел бы с помощью этого упражнения дать вам возможность осознать, в каких людях вы действительно нуждаетесь. Каждый из нас имеет дело со многими людьми, которые в разной степени важны для него. В каких-то людях я нуждаюсь редко, в каких-то — часто, и лишь один человек мне нужен постоянно: я сам. Я подготовил для вас Рабочий листок, который вы должны заполнить. У вас есть на это 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Легко ли мне было выделить шесть основных групп?

•Получаю ли я от людей, относящихся к важным для меня категориям, то, что мне хочется от них получить?

•Каким ценностям соответствует каждая из шести выбранных мной категорий?

•Как я справляюсь с ситуациями, когда рядом нет значимых для меня людей или категорий людей?

•Могу ли я иногда быть один?

•Что является самым важным из того, что мне нужно в жизни?

Комментарий: Следите за тем, чтобы подростки четко осознавали, какие ценности символизирует для него каждая группа людей. Например, булочник, у которого подросток каждое утро покупает булочку с шоколадом, может ассоциироваться, скорее, с исполнением прихоти, чем с утолением голода.

Рабочий листок: Нужные мне люди

Ниже ты найдешь перечень различных категорий людей, достаточно значимых для мира, в котором мы живем. Прочитай этот список и подчеркни, пожалуйста, те, которые важны для тебя. Когда ты это сделаешь, составь из выбранных тобой категорий последовательность, нумеруя их по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки.

(...) Деятели искусства(...) Родители(...) Пилоты(...) Автомеханики(...) Пекари(...) Уборщицы(...) Врачи(...) Аптекари и фармацевты(...) Нефтяники(...) Сапожники(...) Продавцы(...) Футболисты(...) Адвокаты(...) Актеры(...) Музыканты(...) Судьи(...) Политики(...) Священники(...) Бабушки и дедушки(...) Шахтеры(...) Работники милиции(...) Двоюродные братья и сестры(...) Психологи(...) Учителя(...) Крестьяне(...) Инженеры(...) Опекуны(...) Забойщики скота(...) Медсестры(...) Водители автотранспорта(...) Сотрудники уголовного розыска(...) Обслуживающий персонал в гостиницах(...) Ученые(...) Бездомные(...) Социальные работники(...) Тюремные служащие(...) Воспитатели в детских садах(...) Владельцы ресторанов(...) Братья и сестры(...) Прочие родственники(...) Правительственные чиновники

Из составленной последовательности выбери шесть наиважнейших категорий, запиши их здесь еще раз и укажи, какими благами тебя обеспечивают представители данных групп. Опиши, с какими последствиями тебе придется столкнуться, если не будут удовлетворены эти твои потребности.

1.....................................2.....................................3.....................................4.....................................5.....................................6.....................................

Упражнение: Нужные мне вещи

Цели: Продуманное отношение к имуществу является одним из показателей личностной зрелости. С самого момента появления человечества имущество относится к средствам, обеспечивающим выживание, и в то же время оно делает наше существование приятнее. Непростая задача каждого человека заключается в том, чтобы понять, чем стоит владеть, что для него значит собственное имущество, какую цену он должен за него заплатить, что он должен делать для сохранения этого имущества и как он может справиться с неизбежным риском возможных потерь. Выполняя это упражнение, подростки смогут уделить этим темам больше внимания, чем обычно. Возраст участников: начиная с 14 лет. Продолжительность: примерно 35 минут.           

Материалы: Рабочий листок «Нужные мне вещи». Инструкция: В жизни нам необходимы отношения с другими людьми и в каком-то смысле — с имуществом. В этом упражнении я хотел бы предложить вам обратить внимание на то, какие вещи вы считаете важными, и что они для вас значат. Я подготовил Рабочий листок, который вам надо заполнить. На это у вас есть 30 минут. Теперь остановитесь и вернитесь в большой круг. К чему вы пришли?

Подведение итогов:

•Насколько мне понравилось это упражнение?

•С кем я разговариваю на тему имущества?

•Какое имущество является самым важным для моего отца?

•Какое — для моей матери?

•Достаточно ли у меня имущества для удовлетворения моих потребностей? Или его у меня слишком много? Или слишком мало?

•Как бы выглядела жизнь, если бы каждый человек владел только тремя самыми важными для него вещами?

•У кого из моих знакомых, по моему мнению, образцовое отношение к имуществу?

•Кто в группе обладает потребностями, схожими с моими?

•Что бы я еще хотел сказать?

Комментарий: Вы можете разнообразить упражнение: можно предложить нескольким добровольцам идентифицировать себя с какими-нибудь предметами и выступить перед группой от имени той или иной вещи. Например, участник может сказать: «Я пылесос. Я заглатываю крошки и грязь, забочусь о том, чтобы пол в твоей комнате был все время чистым. Тебе не нужно подметать. Нажми на кнопку — и я буду готов взять эту работу на себя».

Рабочий листок: Нужные мне вещи

Ниже ты найдешь список вещей, которые многие люди считают важными, чтобы жить, быть успешными, счастливыми и хорошо себя чувствовать. Подчеркни те вещи, которые ты сам считаешь важными, и составь из них последовательность, нумеруя вещи по убывающей важности и занося соответствующее число в скобки:

(...) Самолет(...) Топор(...) Футбольный мяч(...) Кровать(...) Мотоцикл(...) Теннисная ракетка(...) Обувь(...) Веник(...) Календарь(...) Мобильный телефон(...) Стиральная машина(...) Часы(...) Пылесос(...) Картины(...) Музыкальный инструмент(...) Удочка(...) Книги(...) Телевизор(...) Собственный дом(...) Тонометр(...) Радиоприемник(...) Своя комната(...) Телефон(...) Ручка(...) Велосипед(...) Лопата(...) Яхта(...) CD/МР3-плейер(...) Зубная щетка(...) Компьютер(...) Одежда(...) Украшения(...) Фотографии(...) Нож(...) Автомобиль(...) Письменный стол

Теперь сосредоточься на трех самых важных вещах и попробуй вкратце описать, что они для тебя значат. При этом учитывай следующие вопросы:

•Какую потребность удовлетворяет эта вещь?•Какие чувства она в тебе вызывает?•Откуда эта вещь взялась?•Что тебе надо сделать, чтобы ее заполучить?•Какую цену тебе надо заплатить, чтобы получить ее в безраздельное пользование?•Как бы ты отреагировал на ее потерю?•Что бы смогло ее заменить?

Запиши сюда названия трех самых важных вещей:

1.....................................2.....................................3.....................................

Упражнения для работы с подростками

(Все представленные упражнения предназначены для работы в группе)

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Е. Лепешовой «Развитие личности школьника»


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.