Использование учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Использование учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения

2022-10-05 31
Использование учебного диалога как средства формирования у младших школьников действия обобщения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ научной литературы позволил определить значимость развития когнитивных действий, а также наличие всех необходимых внутренних ресурсов в психическом развитии младших школьников, которые могут обеспечить эффективное формирование выделенных действий в учебной деятельности в рамках начальной школы. Формирование действия обобщения как одного из видов когнитивных действий у младших школьников в учебном процессе может происходить за счет учебного диалога, как пишет об этом исследователь Т.А. Флоренская [48, с. 187].

Учебный диалог – особая формаобучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников к общемудля всех познавательному результату. Главное его назначение в обучении ивоспитании – стимулирование познавательного интереса, вовлечение класса вактивное обсуждение спорных вопросов, формирование нравственного выбораи умение оценивать других, как определяет данный метод обучения исследователь В. Абасов[1, с. 43].

Для учебного диалога характерны следующие особенности, согласно характеристике исследователя М.С. Байтматовой:

– наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

– наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием;

– возможность свободного изложения материала;

– наличие обратной связи;

– наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником [5, с. 13].

В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога: учитель-класс, ученик-класс, ученик-ученик, учитель-ученик.Распространенный вид диалога в начальной школе учитель-класс требуетк себе определенного мастерства от педагога. Он характерен для беседы.

Структура учебного диалога учитель-класс может быть представлена следующей тематикой:

- сообщение темы;

- постановка учебной задачи;

- совместный поиск решения учебной задачи;

- выслушивание разных точек зрения собеседников;

- корректировка;

- получение совместного окончательного решения;

- обобщение [8, c. 13].

Данный вид учебного диалога выступает в качестве образцового, так как мыслительные операции, производимые учителем при исследовании мнения класса, а также при определении качества их работы, представляет собой процесс обобщения тех сведений и действий, которые происходили в классе. Тем не менее, несмотря на его универсальность, данный вид учебного диалога является наиболее императивным, так как ведущая роль здесь принадлежит учителю, в то время как ученики скорее слушатели, нежели равноправные собеседники.

Второй вид учебного диалога – диалог ученик-класс (межструктурный диалог), как выделяет его исследователь С.В. Белова [9, c. 31]. Перед одним учеником иклассом встает проблема, единое решение которой идет с учетом мнения своихединомышленников. Цель такого диалога – нахождение компромисса,определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенноважно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему егоглазами. Этот вид диалога реализуется в таких его формах как дискуссия,групповой диалог.

Еще один вид учебного диалога, который может быть использован для средств формирования действия обобщения у младших школьников– это диалог ученик-ученик (внутриструктурный диалог). Это форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения,удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшейсовместной деятельности, как определяет ее исследователь Р.И. Виноградов [14, c. 34].

Характерные особенности такого диалога:

- наличиеидей у участников;

- полнота используемой информации, ее достоверность;

- четкая аргументированность суждений.

Данный вид диалога используется в следующих формах: работа в парах, групповой и коллективный диалоги, спор. В подобном парном и групповом подходе формирование умения обобщения достигается за счет выделения нескольких суждений как со стороны самого ученика, так и со стороны его одноклассников.

Учебный диалог учитель-ученик подразумевает овладение и учащимся, и учителем специальными технологиями самопонимания и саморегуляции в общении. Этойформе общения свойственны личное равенство педагога и воспитанника,«субъект-субъектные» отношения; сотрудничество и согласие; свободадискуссии, как характеризует данный вид диалога исследователь М.П. Воронина [16, c. 47]. Существуют три формы диалогового взаимодействия учителя иучащихся – непродуктивная, предпродуктивная и продуктивная. Вид диалогаучитель-ученик характерен для беседы, дискуссии при активном участиисамого учителя.

Для целей формирования действия обобщения данный вид диалога является одним из наиболее эффективных на начальных этапах формирующей работы в данном направлении, так как, во-первых, позволяет включить в дискуссию учителя и представить образец алгоритма действия обобщения. Во-вторых, роли, которые занимает учитель и ученик, являются равноправными, что подразумевает достаточную самостоятельность ученика в познавательной деятельности, что наиболее благотворно для развития его когнитивной сферы.

Существует еще одинвид учебного диалога: ученик-учебный материал. Здесь происходит встреча субъектного «Я» образовывающегося и нового учебногоматериала, как пишет о данном виде учебного диалога Ю.И. Зуев. «Встреча «Я» до знакомства с «Я» после знакомства, котороесопровождается самостоятельным осмыслением теоретического материала,осознанием своего уровня, радостью или смятением» [28, c. 115].Данный вид учебного диалога предоставляет максимальную самостоятельность ученика при формировании действия обобщения, что, с одной стороны, выступает в качестве наилучшего результата в процессе формирующей работы и, с другой стороны, требует высокого процента сознательности и самостоятельности ученика. Исходя из этого, мы можем охарактеризовать данный вид учебного диалога как один из наиболее эффективных, но ограниченных в отношении применения ко всем ученикам одного класса.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что учебный диалог – особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение егоучастников к общему для всех познавательному результату. Для средств формирования действия обобщения целесообразно использовать все выделенные типы учебного диалога в следующей последовательности: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, ученик-учебный материал.

Использование учебного диалога для средств формирования действия обобщения представляет собой достаточно обширное проблемное поле, которое может быть решено посредством применения различных технологий использования учебного диалога для целей формирования действия обобщения. По преобладающему (доминирующему) методу технологии учебного диалога исследователь С.Ю. Курганов делит на: догматические, репродуктивные, проблемного обучения, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, развивающего обучения,саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые,творческие информационные (компьютерные) и другие технологии[33,c. 72].

При организации учебного диалога используют диалогические технологии обучения. Мы рассмотрим две наиболее яркие диалогические технологии, которые, на наш взгляд, наиболее полно отвечают требованиям формирования действия обобщения в начальной школе.

Технология «Школа диалога культур» разработана В. С. Библером и С. Ю. Кургановым в России во второй половине XX века. Она содержитиндивидуальное сознание в форме внутреннего диалога. Диалог выступает вэтой системе и как форма организации обучения, и как принцип организациисамого содержания науки[11, c. 93].

Технология проблемно-диалогического обучения разработана Е.Л. Мельниковой. В определении «проблемно-диалогическое» первая частьозначает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаныдва звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово«диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решенияученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используютсядва вида диалога: побуждающий и подводящий [38, с. 259].

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапепостановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученикиосознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировалипроблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть ипроверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб иошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышлениеучеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учениковк формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическуюцепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения,обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредствомспециально организованного учителем диалога. Учитель сначала впобуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам разрешитьучебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос дляисследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу,формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего илиподводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие»нового знания. При этом достигается подлинное понимание ученикамиматериала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Как мы видим, для средств формирования действия обобщения проблемный подход наиболее применим, так как позволяет учащимся, во-первых, определить существующее противоречие, сформулировать гипотезу на основе отдельных сведений, а затем сформировать единое представление, используя действие обобщения. Данная технология учебного диалога включает в себя как активное сопровождение класса учителем, так и творческую деятельность учащихся, что позволяет достичь максимально положительных результатов в области развития когнитивных действий младших школьников.

Представим методику организации учебного диалога на уроке в начальной школе. Методика предложена А.С. Львовой [38, c. 84].

1. Вхождение в тему диалога.

Учитель представляет одну или несколько проблемных тем, которые предстоит разрешить во время диалогового взаимодействия с учащимися на данном уроке. Темы могут быть записаны на доске либо представлены посредством мультимедийных средств. Для формирования действия обобщения возможна проблемная подача темы диалога: выделение существенных признаков, ознакомившись с которыми, учащиеся сформулируют обобщенную тему диалога.

2. Разработка и систематизация аргументов.

На этом этапе учащиеся должны собрать аргументы. Так как ученики хотят, чтобы мнение каждого было принято серьёзно, они стараются найти только те аргументы, которые действительно помогут им обосновать своё мнение («за» или «против»). При академической формулировке заданий, когда один и тот же учащийся должен подобрать аргументы к двум разным точкам зрения, с самого начала теряется сам процесс диалога.

3. Осуществление непосредственно учебного диалога.

Учащиеся представляют собственные точки зрения в отношении изучаемой темы предмета по специфике диалога. Они помечают в тексте аргументы, приводимые с помощью средств речи: «Это верно, но…», «У меня другое мнение…». Учитель стимулирует активность учеников в противоположной группировке, просит предоставить альтернативные точки зрения, согласиться или не согласиться с выступающим и т.д. Затем учитель выделяет более чётко выражения и аргументы, закрепляет их в письменной форме на доске.

4. Завершение диалога с подведением вывода.

Учащиеся благодарят своих соперников из другой группы за предложенные мнения. Затем учитель объединяет все группы в одну и обращает их внимание на доску. Происходит совместное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы с позиций рациональности, правильности, соответствия природе изучаемого явления. По достижению единого мнения результат учебного диалога фиксируется в тетрадях, либо в форме отдельного плаката, и впоследствии помещается в классную комнату.

Таким образом, мы определили, что учебный диалог представляет собой коммуникативно-организованный процесс познания, представленный в форме последовательного выявления противоречий, выдвижения мнений и точек зрения и последующего формирования единого представления о характере того или иного изучаемого явления. В педагогической практике учебные диалоги допускают то или иное участие как учителя, так и учеников, однако для специфики начальной школы приемлемым вариантом является первичное участие учителя и последующее стороннее руководство диалогами учащихся с целью определения проблемы и ее решения. Для средств формирования действия обобщения учебный диалог выступает в качестве наиболее эффективного метода в обучении.

Выводы по первой главе

Завершая исследование в рамках теоретического раздела данной выпускной квалификационной работы, мы готовы сформулировать следующие выводы:

1. Когнитивные действия, развивающиеся в младшем школьном возрасте, представляют собой мыслительные подходы к получению, обработке и усвоению информации из окружающего образовательного пространства, основывающиеся на процессах обобщения, либо сегментации изучаемого материала для формирования представления о содержании того или иного явления.

2. Так как когнитивные действия наиболее тесно связаны с ведущим видом деятельности данного возраста – с учебной деятельностью, они также становятся критерием развития личностной, мотивационной сферы ребенка, где успех в учении определяется как наиболее значимое достижение. Соответственно, когнитивные действия необходимо формировать для предоставления детям возможности быстро и легко обрабатывать и усваивать информацию и достигать значительных достижений в обучении на этапе начальной школы.

3. В период младшего школьного возраста развитие когнитивных действий представляет собой максимально сензитивный образ обучения, так как в психике ребенка большинство психических функций приобретают ускоренный характер развития и позволяют расширить познавательную сферу ребенка. Формирование когнитивных действий происходит в самостоятельной деятельности ученика, когда им предпринимаются конкретные попытки к обработке и получению информации, формированию собственных суждений и проверке истинности этих представлений в совместной деятельности с одноклассниками и учителем.

4. Учебный диалог представляет собой коммуникативно-организованный процесс познания, представленный в форме последовательного выявления противоречий, выдвижения мнений и точек зрения, и последующего формирования единого представления о характере того или иного изучаемого явления. В педагогической практике учебные диалоги допускают то или иное участие как учителя, так и учеников, однако для специфики начальной школы приемлемым вариантом является первичное участие учителя и последующее стороннее руководство диалогами учащихся с целью определения проблемы и ее решения. Для средств формирования действия обобщения учебный диалог выступает в качестве наиболее эффективного метода в обучении.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.