Раздел 3.Теоретическое наследие Фёдора Лопухова — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел 3.Теоретическое наследие Фёдора Лопухова

2022-10-05 63
Раздел 3.Теоретическое наследие Фёдора Лопухова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова ………………………....6

1.1. Биография Федора Лопухова……………………...…………….6

1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия.….10

1.3 Балеты наиболее значимые для будущего: «Ледяная дева» музыка Э.Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена………………………………15

Раздел 2. Экспериментальные балеты Федора Лопухова ………...….…...………………………………………………15

2.1. Революционный балет «Красный вихрь» Дешевова…………………………………………………….….17

2.2. Опера балет «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского.…………………………………………………………….15

2.3. Хореографический спектакль «Болт» Шостаковича..…………………………………………………….……..23

2.4. Комедийный балет «Светлый ручей»Шостаковича

Раздел 3.Теоретическое наследие Фёдора Лопухова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………27

Список источников ………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Фёдор ВасильевичЛопухов – русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист и заслуженный балетмейстер РСФСР.

На творчестве Фёдора Лопухова выросло не одно поколение балетмейстеров.

Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета. Балетмейстер Фёдор Лопухов внес большой вклад в развитиемирового хореографического искусства. Ведь именно в его творчестве наблюдались экспериментальные балеты. Так, например, балет «Величие мироздания» (музыка: Четвертая симфония Бетховена, 1922 год) -здесь классический танец стал основой совершенно новой балетной формы – танцсимфонии.Впоследствии, такие известные балетмейстеры, как Леонид Мясин, Джордж Баланчин создают симфонический балет.

Именно по этим причинам мною была выбрана данная тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова».

Цель: познакомиться с биографией Федора Васильевича Лопухова, изучить его творчество, при этом особое внимание уделить его экспериментальным балетам.

Задачи:

- Познакомиться с биографией и творческой деятельностью,

- Выявить этапы становления Федора Васильевича Лопухова, как большого мастерахореографического искусства;

-Проанализировать экспериментальные постановки балетмейстера;

- Рассмотреть подробнее наиболее значимые постановки Федора Васильевича.

В данной работе основным объектом исследования являются особенности творчества ФедораВасильевича Лопухова.

Предмет исследования: экспериментальные балеты Федора Лопухова.

В работе для достижения поставленных цели и, задач использованы следующие методы исследования:

- Анализ тематической литературы;

- Обобщение;

- Наблюдение;

- Описание.

 

Значение исследования творчества Федора Васильевича Лопухова и, в особенности, его экспериментальных балетов заключается в важности новшеств, введенных балетмейстером, в том числе его экспериментов. Также нельзя забывать, что его творчество актуально и в настоящее время. В отличие от многих других балетмейстеров, Лопухов прославился как в практике, так и в теории хореографического искусства. Доказательством этому является теоретический материал, который он оставил после себя.

Данная исследовательская работа состоит из трёх разделов.

В первом разделе будет описана биография великого балетмейстера (начиная с его рождения и до последних его дней) и рассмотрено его творчество в общих чертах. Изучена работа Лопухова, как балетмейстера-реставратора балетов классического наследия. Особое внимание будет уделено балетам «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена.

 

Второй раздел работы будет посвящен экспериментальным балетам Федора Васильевича Лопухова. Здесь будут подробно рассматриваться введенные им новшества, ведь о них очень важно знать и помнить, так как его находки живут в постановках молодых хореографов. Ну и, конечно же, для закрепления понимания понятия «экспериментальные балеты» в этом разделе будут изучены некоторые постановки: революционный балет «Красный вихрь» композитора Владимира Дешевова, «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» на музыку Игоря Стравинского, хореографический спектакль «Болт» Дмитрия Шостаковича и комедийный балет «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича.

В третьем разделе будет рассказано о теоретическом наследии Фёдора Лопухова.

В заключительной части исследовательской работы будут подведены итоги по проделанной работе, отражены результаты исследования

.

 

 

Биография Федора Лопухова

Федор Васильевич Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, был крестьянином Тамбовской губернии, окончил сельскую школу, а затем был взят в солдаты. Дослужившись до унтер-офицера лейб0гвардии Московского полка, стоявшего в Петербурге, Василий Лопухов получил возможность уйти в отставку и предпочел не возвращаться в деревню, а остаться в столице.

Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для своего ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером [18, с. 27].

 

В 1899 году Лопухов получил свою первую самостоятельную роль, а не массовую роль, которой стал Мальчик-с-пальчик балет «Спящая красавица» хореограф М.Петипа, музыка П.Чайковского.

Федор Васильевич окончил в 1905 году Петербургское театральное училище и был зачислен в кордебалет Мариинского театра. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Федор Васильевич впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал получать лишь в начале своего второго сезона.

В 1909 году Лопухов перешел на московскую сцену.. Московская школа балета казалась Федора Васильевичу более плодотворной, чем петербургская. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Федор Васильевич начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия [7, с. 6].

Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Васильевич определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене.

В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра музыкальной школы,Петроградкак балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках. На протяжении 1918 – 1920 годов Федор Лопухов создал огромное количество концертных номеров:балет «Сон» Н.В. Щербачева и «Мексиканский кабачек» Л.И. Гончарова (1918)

Постепенно он переходит на постановку одноактных балетов [20, с. 172].

 7 марта 1923 года в Государственном академическом театре оперы и балета, Петроград (бывший Мариинский театр) состоялась премьера балета «Величие мироздания»

 

Революционный балет «Красный вихрь» был поставлен 29 октября 1924 в Петроградском театре оперы и балета.

 

В 1925 году появилась книга Федора Васильевича «Пути балетмейстера». Это был необычный случай – теория намного опережала практику и становилась не результатом обобщения, а, наоборот, направляла его.

Премьера балета «Ледяная дева»состоялась 27 апреля 1927 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета (Мариинский театр),в этом же году состоялась премьера оперы балета «Байка про Лису, Петуха, Кота да барана»

 

В 1931 году состоялась премьера балета «Болт» на музыку Шостаковича. После чего Лопухова обвиняли в любовании прогульщиками и бюрократами – слишком уж яркими получились их сценические образу. После организованной прессой травли Федор Васильевич был отстранен от занимаемой должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За четыре года работы с этим балетным коллективом (1932-1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балеты:«Светлый ручей» Шостаковича,который вскоре был перенесен в Большой театр. Со временем в одной из газет появились разгромные статьи о музыке к данному балету, а сам спектакль был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению. Федор Васильевич покинул столицу [19, с. 73].

После начала Великой Отечественной Войны, Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, затем перебрался в Ашхабад, а потом –в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк». После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы. Требовалось возобновление репертуарных спектаклей данного театра.

Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе.

Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года [4].

 

1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия

С 1920-х годов Федор Лопухов ставил и возобновлял многие спектакли классического наследия во многих театрах.

Его работа над реставрацией классических спектаклей началась с балета «Спящая красавица». Потом Лопухов принялся за работу над балетом «Раймонда». Он сохранил в неприкосновенности хореографию этого спектакля, лишь добавив в него несколько сочиненных им эпизодов.

Кроме работы над двумя этими балетами, в сезоне 1922 – 1923 годов, Федор Васильевич Лопухов занимался также восстановлением спектаклей «Конек-Горбунок», «Щелкунчик», «Эсмеральда», «Корсар», а на следующий год проделал огромную работу по реставрации балета «Дон Кихот» [21, с. 233].

В «Дон Кихоте» Лопухов постарался восстановить подлинного Горского, так как он знал этот спектакль и в Петербурге, и в Москве.

При восстановлении «Конька-Горбунка» Горского (он создал оригинальную редакцию для Мариинского театра, отличавшуюся от редакции Большого театра) Лопухов сохранил все фрагменты Сен-Леона, Иванова, Петипа и Горского, какие знал. Роль Федора Васильевича была очень скромной: ему надо было тщательно отрепетировать весь спектакль, возродить забытые и обветшалые пантомимные сцены, восстановить в деталях замечательную вариацию Царь-девицы на музыку Чайковского, поставленную Горским. Но лично Лопухову в этом возобновлении принадлежат только две сценки: на музыку вступления и заключения он собрал детей вокруг старика, который как бы рассказывал им сказку.

Тогда же Федор Васильевич полностью восстановил «Раймонду».

О восстановлении балета «Щелкунчик» Лопухов писал следующее: «В трудное положение я попал с возобновлением «Щелкунчика». Но всё же самая большая и сложная работа выпала Лопухову при возобновлении «Спящей красавицы».

Федор Васильевич говорил: «Восстановление старого репертуара далось нелегко. Трудно сказать, что было прискорбней – обвинение меня в кощунстве или то, что я прослыл консерватором, ретроградом. Даже некоторые друзья мои и те не понимали, зачем я «вожусь со старьем», занимаюсь «починками» и томуподобное. Так, Голейзовский обвинял меня в печати, что я, как руководитель, тяну балет Мариинского театра вспять, к «давно минувшим временам». На что я ответил ему, что я всегда был и буду в числе защитников старого репертуара, несмотря на то, что я в своем творчестве примыкаю к левым. Создавайте новые произведения. Я, как хореограф, буду бесконечно рад каждому новому звену в хореографической цепи, но не надо плевать в тот колодец, откуда мы пили и, я не сомневаюсь, пьем и сейчас. Ибо создание нового возможно лишь при познании старого, ибо в старом есть предпосылки нового» [15, с. 231].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении десятилетия (1921 – 1931) Федор Васильевич Лопухов поставил в бывшем Мариинском театре десять новых балетов и танцы в ряде опер.

Это немного в условиях нормального функционирования театра. Это очень много в условиях театра 20-х годов, когда каждая постановка (будь то новинка или возобновление старого) становилась тяжким испытанием для более чем скромного бюджета театра. А ведь наряду с постановкой десяти новых балетов было восстановлено около двух десятков старых.

Новинки в большинстве своем были одноактные, что объяснялось необходимостью использовать главным образом готовую музыку: на заказ новой не было средств, да и желающих сочинять ее в те годы почти не находилось. Однако, обращаясь к готовой музыке, Лопухов руководствовался не материальными соображениями, хотя и вынужден был считаться с ними.

Его постановки свидетельствуют о поисках нехоженых троп. Почти каждая работа Федора Васильевича, если вдуматься в нее, была для балетмейстера проверкой того, насколько удается ему осуществить насущные требования советского балета.

В новых спектаклях бросается в глаза явное пристрастие к национальным сюжетам, вводящим в балетный театр фольклор. Русские сюжеты, русские танцы составляют ведущую линию балетмейстерского творчества Лопухова 20-х годов. И позже Лопухов оставался вере этой линии, расширяя круг своих интересов за счет украинской и белорусской сюжетики («Ночь перед рождеством» на музыку Б.Асафьева, «Тарас Бульба» В.Соловьева-Седого и «Соловей» М.Крошнера). К этому следует добавить танцы в операх на русские фольклорные мотивы, «Казачий пляс» из оперы «Орлиный бунт».

В новых балетах остродраматическиеколлизии борьбы и разрыва играли большую роль, а для них требовались особые танцевальные средства. Тем самым советские балетмейстеры обретали в постановке Федора Лопухова опору для своих опытов.

Федор Васильевич Лопухов успешно продолжил поиски, начатые Горским и Фокиным. Три, по меньшей мере, новых вида танцевальной речи, предложенные Фокиным (характерный танец, слившийся с классическим; классический, обогатившийся за счет бытовых пластических интонаций; классический, обогатившийся за счет фольклора), развились и умножились в творчестве Лопухова. Одним из первых он попытался выращивать характеристический образ героя не из классического, а из характерного танца, а порой и непосредственно из народной пляски.

Национальному балету – национальные формы танца, в частности русскому – русский! На этой идее Федора Васильевича, плодотворность которой показана им. И основана дальнейшая практика советского балета. Балетмейстер делает все «в духе фольклора», то есть сочиняет его балетный образ.

Если женский танец в постановках Лопухова приобретал элементы мужественности, энергии, напористости, то мужской он окончательно восстановил в правах. В лопуховских миниатюрах 20-х годов возникают предпосылки для создания «полнометражных» балетов о герое – мужских балетов, которые, начиная с первых постановок Чабукиани, придадут новое качество всему театру.

«В поисках нового Федор Васильевич был преимущественно разведчиком, а не эксплуатационником. С этой точки зрения проект был для балетмейстера даже дороже его реализации. Поражения и неудачи он переживал очень тяжело, тем не менее, слыша свист в зрительном зале, с удовольствием отмечал реакцию аудитории: ведь происходящее на балетной сцене ранее оставляло людей равнодушными. Когда искренне и нелицеприятно его новую постановку ругали, он, «странное дело, радовался, что вызвал споры: значит, задел за живое, взволновал. Лопуховские эксперименты расширили сферу балета и в жанровом отношении. Он возродил комедийный жанр в новом качестве; пантомимные по преимуществу в XIX веке комедии стали теперь танцевальными.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Жизненный путь и творчество Федора Лопухова ………………………....6

1.1. Биография Федора Лопухова……………………...…………….6

1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия.….10

1.3 Балеты наиболее значимые для будущего: «Ледяная дева» музыка Э.Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена………………………………15

Раздел 2. Экспериментальные балеты Федора Лопухова ………...….…...………………………………………………15

2.1. Революционный балет «Красный вихрь» Дешевова…………………………………………………….….17

2.2. Опера балет «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» Стравинского.…………………………………………………………….15

2.3. Хореографический спектакль «Болт» Шостаковича..…………………………………………………….……..23

2.4. Комедийный балет «Светлый ручей»Шостаковича

Раздел 3.Теоретическое наследие Фёдора Лопухова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………27

Список источников ………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Фёдор ВасильевичЛопухов – русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист и заслуженный балетмейстер РСФСР.

На творчестве Фёдора Лопухова выросло не одно поколение балетмейстеров.

Его находки живут в постановках молодых хореографов. А восстановленные им танцы вошли в золотой фонд классического балета. Балетмейстер Фёдор Лопухов внес большой вклад в развитиемирового хореографического искусства. Ведь именно в его творчестве наблюдались экспериментальные балеты. Так, например, балет «Величие мироздания» (музыка: Четвертая симфония Бетховена, 1922 год) -здесь классический танец стал основой совершенно новой балетной формы – танцсимфонии.Впоследствии, такие известные балетмейстеры, как Леонид Мясин, Джордж Баланчин создают симфонический балет.

Именно по этим причинам мною была выбрана данная тема: «Экспериментальные балеты Федора Лопухова».

Цель: познакомиться с биографией Федора Васильевича Лопухова, изучить его творчество, при этом особое внимание уделить его экспериментальным балетам.

Задачи:

- Познакомиться с биографией и творческой деятельностью,

- Выявить этапы становления Федора Васильевича Лопухова, как большого мастерахореографического искусства;

-Проанализировать экспериментальные постановки балетмейстера;

- Рассмотреть подробнее наиболее значимые постановки Федора Васильевича.

В данной работе основным объектом исследования являются особенности творчества ФедораВасильевича Лопухова.

Предмет исследования: экспериментальные балеты Федора Лопухова.

В работе для достижения поставленных цели и, задач использованы следующие методы исследования:

- Анализ тематической литературы;

- Обобщение;

- Наблюдение;

- Описание.

 

Значение исследования творчества Федора Васильевича Лопухова и, в особенности, его экспериментальных балетов заключается в важности новшеств, введенных балетмейстером, в том числе его экспериментов. Также нельзя забывать, что его творчество актуально и в настоящее время. В отличие от многих других балетмейстеров, Лопухов прославился как в практике, так и в теории хореографического искусства. Доказательством этому является теоретический материал, который он оставил после себя.

Данная исследовательская работа состоит из трёх разделов.

В первом разделе будет описана биография великого балетмейстера (начиная с его рождения и до последних его дней) и рассмотрено его творчество в общих чертах. Изучена работа Лопухова, как балетмейстера-реставратора балетов классического наследия. Особое внимание будет уделено балетам «Ледяная дева» на музыку Эдварда Грига и «Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л. Бетховена.

 

Второй раздел работы будет посвящен экспериментальным балетам Федора Васильевича Лопухова. Здесь будут подробно рассматриваться введенные им новшества, ведь о них очень важно знать и помнить, так как его находки живут в постановках молодых хореографов. Ну и, конечно же, для закрепления понимания понятия «экспериментальные балеты» в этом разделе будут изучены некоторые постановки: революционный балет «Красный вихрь» композитора Владимира Дешевова, «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» на музыку Игоря Стравинского, хореографический спектакль «Болт» Дмитрия Шостаковича и комедийный балет «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича.

В третьем разделе будет рассказано о теоретическом наследии Фёдора Лопухова.

В заключительной части исследовательской работы будут подведены итоги по проделанной работе, отражены результаты исследования

.

 

 

Биография Федора Лопухова

Федор Васильевич Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года. Его отец, Василий Лопухов, был крестьянином Тамбовской губернии, окончил сельскую школу, а затем был взят в солдаты. Дослужившись до унтер-офицера лейб0гвардии Московского полка, стоявшего в Петербурге, Василий Лопухов получил возможность уйти в отставку и предпочел не возвращаться в деревню, а остаться в столице.

Педагогом Лопухова был Николай Легат – убежденный хранитель традиций классического танца. Свой предмет он знал безупречно и на всю жизнь остался для своего ученика образцом учителя. Именно Легату Лопухов был обязан своим глубоким знанием классического танца – кроме новаторских постановок, Федор Лопухов был прекрасным классическим балетмейстером [18, с. 27].

 

В 1899 году Лопухов получил свою первую самостоятельную роль, а не массовую роль, которой стал Мальчик-с-пальчик балет «Спящая красавица» хореограф М.Петипа, музыка П.Чайковского.

Федор Васильевич окончил в 1905 году Петербургское театральное училище и был зачислен в кордебалет Мариинского театра. По своим данным он не мог рассчитывать на роль премьера, однако, как и всякий танцовщик, Лопухов мечтал о сольных партиях. Правда, и кордебалет пригодился ему впоследствии в его балетмейстерской деятельности. Обладая великолепной сценической памятью, Федор Васильевич впоследствии поражал артистов знанием мельчайших деталей хореографического рисунка того или иного балета. Сольные партии Лопухов начал получать лишь в начале своего второго сезона.

В 1909 году Лопухов перешел на московскую сцену.. Московская школа балета казалась Федора Васильевичу более плодотворной, чем петербургская. Там он смог воочию увидеть работу Александра Горского, которая его очень интересовала. Но он уже тогда с неодобрением относился к вольному обращению Горского с классическим наследием. Именно тогда Федор Васильевич начал задумываться о праве балетмейстера на переделку спектаклей, вошедших в сокровищницу балетного наследия [7, с. 6].

Первая мировая война прервала беззаботную жизнь. Лопухов был мобилизован в первый же месяц, однако в солдатских казармах он пробыл недолго. Через некоторое время Федор Васильевич определен в санитарный поезд великой княгини Марии Павловны. В Петербург он стал попадать лишь изредка, но во время пребывания в городе был совершенно свободен и продолжал выступать на сцене.

В 1920 году Лопухов упоминается в документах театра музыкальной школы,Петроградкак балетмейстер, в 1922 году он назначен балетмейстером-руководителем, а в 1925 году занимает и пост управляющего труппой. Теперь и художественное, и административное руководство было сосредоточено в его руках. На протяжении 1918 – 1920 годов Федор Лопухов создал огромное количество концертных номеров:балет «Сон» Н.В. Щербачева и «Мексиканский кабачек» Л.И. Гончарова (1918)

Постепенно он переходит на постановку одноактных балетов [20, с. 172].

 7 марта 1923 года в Государственном академическом театре оперы и балета, Петроград (бывший Мариинский театр) состоялась премьера балета «Величие мироздания»

 

Революционный балет «Красный вихрь» был поставлен 29 октября 1924 в Петроградском театре оперы и балета.

 

В 1925 году появилась книга Федора Васильевича «Пути балетмейстера». Это был необычный случай – теория намного опережала практику и становилась не результатом обобщения, а, наоборот, направляла его.

Премьера балета «Ледяная дева»состоялась 27 апреля 1927 года в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета (Мариинский театр),в этом же году состоялась премьера оперы балета «Байка про Лису, Петуха, Кота да барана»

 

В 1931 году состоялась премьера балета «Болт» на музыку Шостаковича. После чего Лопухова обвиняли в любовании прогульщиками и бюрократами – слишком уж яркими получились их сценические образу. После организованной прессой травли Федор Васильевич был отстранен от занимаемой должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За четыре года работы с этим балетным коллективом (1932-1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балеты:«Светлый ручей» Шостаковича,который вскоре был перенесен в Большой театр. Со временем в одной из газет появились разгромные статьи о музыке к данному балету, а сам спектакль был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению. Федор Васильевич покинул столицу [19, с. 73].

После начала Великой Отечественной Войны, Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, затем перебрался в Ашхабад, а потом –в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк». После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы. Требовалось возобновление репертуарных спектаклей данного театра.

Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе.

Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года [4].

 

1.2. Федор Васильевич – реставратор балетов классического наследия

С 1920-х годов Федор Лопухов ставил и возобновлял многие спектакли классического наследия во многих театрах.

Его работа над реставрацией классических спектаклей началась с балета «Спящая красавица». Потом Лопухов принялся за работу над балетом «Раймонда». Он сохранил в неприкосновенности хореографию этого спектакля, лишь добавив в него несколько сочиненных им эпизодов.

Кроме работы над двумя этими балетами, в сезоне 1922 – 1923 годов, Федор Васильевич Лопухов занимался также восстановлением спектаклей «Конек-Горбунок», «Щелкунчик», «Эсмеральда», «Корсар», а на следующий год проделал огромную работу по реставрации балета «Дон Кихот» [21, с. 233].

В «Дон Кихоте» Лопухов постарался восстановить подлинного Горского, так как он знал этот спектакль и в Петербурге, и в Москве.

При восстановлении «Конька-Горбунка» Горского (он создал оригинальную редакцию для Мариинского театра, отличавшуюся от редакции Большого театра) Лопухов сохранил все фрагменты Сен-Леона, Иванова, Петипа и Горского, какие знал. Роль Федора Васильевича была очень скромной: ему надо было тщательно отрепетировать весь спектакль, возродить забытые и обветшалые пантомимные сцены, восстановить в деталях замечательную вариацию Царь-девицы на музыку Чайковского, поставленную Горским. Но лично Лопухову в этом возобновлении принадлежат только две сценки: на музыку вступления и заключения он собрал детей вокруг старика, который как бы рассказывал им сказку.

Тогда же Федор Васильевич полностью восстановил «Раймонду».

О восстановлении балета «Щелкунчик» Лопухов писал следующее: «В трудное положение я попал с возобновлением «Щелкунчика». Но всё же самая большая и сложная работа выпала Лопухову при возобновлении «Спящей красавицы».

Федор Васильевич говорил: «Восстановление старого репертуара далось нелегко. Трудно сказать, что было прискорбней – обвинение меня в кощунстве или то, что я прослыл консерватором, ретроградом. Даже некоторые друзья мои и те не понимали, зачем я «вожусь со старьем», занимаюсь «починками» и томуподобное. Так, Голейзовский обвинял меня в печати, что я, как руководитель, тяну балет Мариинского театра вспять, к «давно минувшим временам». На что я ответил ему, что я всегда был и буду в числе защитников старого репертуара, несмотря на то, что я в своем творчестве примыкаю к левым. Создавайте новые произведения. Я, как хореограф, буду бесконечно рад каждому новому звену в хореографической цепи, но не надо плевать в тот колодец, откуда мы пили и, я не сомневаюсь, пьем и сейчас. Ибо создание нового возможно лишь при познании старого, ибо в старом есть предпосылки нового» [15, с. 231].

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.