Практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Практикум по теме «Синтаксис и пунктуация»

2022-10-04 45
Практикум по теме «Синтаксис и пунктуация» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

                Заместитель директора по УВР

                                Макушинский многопрофильный филиал

 ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»                                                                                             

                                        __________________________М.А. Щекутьева

       «____» __________2019 г.

 

 

Практикум по теме «Синтаксис и пунктуация»

  по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

Сестринское дело»

Базовый

 

Макушино, 2019

 

Практикум по теме: Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Простое предложение). Составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень подготовки программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык».

Составитель:  В.Ф. Волосникова - преподаватель дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» Макушинский многопрофильный филиал ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»

                       

 

 

Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 2019г.

Председатель ЦМК ________________________ М.С. Сурикова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....................... с. 4 - 5

 

2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ................................................................................................. с. 6 - 11

 

3.  ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ............................................................................................. с. 12 – 14

 

3.1. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………. с. 14 - 25

3.2. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………… с. 25 - 30

 

4.  ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…....................................................................... с. 30 – 32

 

5. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. с. 32 -34

 

6. ОСЛОЖНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………. с. 34 - 40

 

 

Введение

     Предлагаемый практикум по дисциплине ОД 1 «Русский язык и литература. Русский язык» для обучающихся 1 курса специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень. Составлен в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования Российской Федерации. Практикум соответствует примерной программе по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», рабочей программе и календарно-тематическому плану, рассчитан на …….

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Одна из главнейших задач современного образования – научить студентов самостоятельно учиться. Это требование диктуется современной реальностью: какие бы знания и в каком объёме ни получали обучающиеся, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо формировать и развивать у обучающихся умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения.

Важность самостоятельной деятельности отмечали педагоги еще прошлых столетий. Еще Коменский призывал коллег к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а обучающиеся больше бы учились. Однако проблема, обозначенная много десятилетий назад, до сих пор является актуальной.

В данном пособии содержатся материалы для практических работ  по русскому языку на 2 семестр, пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по дисциплине. Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов.  

Практические занятия – это такая форма организации учебной деятельности, которая проходит с наименьшим участием преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных действий.  Такая структура учебного пособия позволяет не только закрепить приобретенные знания и умения, но и, существенно углубив их, способствовать совершенствованию навыков владения русским языком.

 Немаловажной причиной создания данного практического пособия является малое количество упражнений в учебнике по русскому языку  

        Практикум   ставит своей целью отработку навыка употребления языковых средств русского языка. Представленный комплекс практических заданий способствует активному овладению нормами  русского литературного языка.

       Практикум предназначен как для проверки, так и для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель пособия – оказать помощь студентам  систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по  дисциплине.

  

 

СИНТАКСИС — раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Образец разбора

Язык есть вековой труд 4 целого поколения (Даль).

          какой?
Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

 

Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

 

4. Тестовые задания

1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?

а) вьющиеся растения

б) любой человек

в) изумительной красоты

г) в третьем классе

2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?

а) иди гулять

б) сделать случайно

в) ушел не попрощавшись

г) выбегая навстречу

3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?

а) крайне недовольный

б) практически не выполнимо

в) огорченно прошептал

г) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

а) разговор по душам

б) прийти поговорить

в) близко от нас

г) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

а) яйца всмятку

б) вернуться к полуночи

в) приказал отступать

г) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

а) рисовать красиво

б) желание уехать

в) идти по бульвару

г) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

а) наши шефы

б) быстро доехать

в) прогулка верхом

г) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

а) немного странно

б) забыл рассказать

в) таять во мгле

г) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

а) бутылка из-под молока

 

б) говорить по-французски

в) тринадцатая глава

г) глядеть по сторонам

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

5. Нормы управления

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.
2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.
3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то.

ЗАПОМНИТЕ: характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе гордиться кем/чем: гордиться внуком задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
4. Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.
ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (творительный падеж)
(в связи с выборами)

В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля.
При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В ИЗ НА С

Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.
5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

ЗАПОМНИТЕ:

беспокоиться о ком тревожиться за кого
идентичный чему сходный с чем
надеть что на что одеть кого во что
обращать внимание на что уделять внимание чему
отзыв о чем рецензия на что
превосходство над чем преимущество перед чем
предостеречь от чего предупредить о чем
препятствовать чему тормозить что
уверенность в чем вера во что
уплатить за что оплатить что

Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

6. Тестовые задания

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

а) поражаться — кому? чему?

б) восхищаться — кем? чем?

в) возмущаться — кем? чем?

г) удивляться — на кого? что?

2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

а) рад — кому? чему?

б) обеспокоен — кем? чем?

в) доволен — за кого? что?

г) спокоен — за кого? что?

3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

а) отзыв — на что?

б) вера — во что?

в) рецензия — на что?

г) уверенность — в чем?

4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
б) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
в) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
г) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
а) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
б) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.

в) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.

г) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

а) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

б) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

в) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

г) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
а) Девочка очень бережно относилась с книгами.

б) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
в) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
г) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
а) препятствовать (развитие)

б) примириться (недостатки)

в) отчитаться (работа)

г) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
а) поздравить (награда)

б) уклониться (ответ)

в) разочароваться (профессия)

г) убедиться (правота)

10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

а) родительного падежа

б) винительного падежа

в) дательного падежа

г) творительного падежа

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение — это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью. В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные. Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Порядок слов в предложении

Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания. Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

Упр. 6. Исправьте текст. Объясните ошибки в предложениях.

1. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 2. Среди жителей уже в Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. 3. Под мощной кроной вымахавшего дуба к небу любил сидеть Иван Сергеевич. 4. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов. 5. Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками. 6. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.

Тестовые задания

  1. В каком предложении нарушен порядок слов?

а) Облака надвигались на друг друга.

б) Он очень выразительно читает стихи.

в) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.
г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

  1. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

а) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.
б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.

в) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.
г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.

Главные члены предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

Слова и словосочетания, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — образуют грамматическую основу предложения (его предикативный центр).

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Согласование сказуемого с подлежащим

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе. Например: Детвора весело резвил а сь на лужайке (но не детвора резвил и сь); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.
2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы, например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы. Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.
3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2. Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.
4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.
5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа. Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре). Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

ЗАПОМНИТЕ: при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу. Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.
7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Упр. 9. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим. Объясните выбор формы сказуемого.

1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И. А. Бунина, пройд..т в Ельце, Воронеже, Орле. 2. В группу студентов, направленных на полевую практику, вход..т сорок один человек. 3. Несколько наших старшеклассников принимал.. участие в городской олимпиаде. 4. Ко мне пришли те, кто был.. рядом последние несколько лет. 5. Подавляющее большинство слушателей показал.. на экзаменах глубокие знания. 6. Ряд специалистов направлен.. на заводы Урала, часть инженеров командиру..тся в Сибирь. 7. В памяти всех, кто близко знал.. Платонова, он остался великим жизнелюбом.

Упр. 10. В каких предложениях допущены ошибки? Исправьте их.

1. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 2. Часть студентов уже сдала экзамены по специальности. 3. Двадцать человек стояли в стороне. 4. Ряд столов находились посредине большой комнаты. 5. Те, кто не изучили самих себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 6. Множество темноватых туч неясно расползлось по небу. 7. Десять учащихся окончило школы с похвальными грамотами по русскому языку.

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд»). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.
ЗАПОМНИТЕ: как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным. Например: Озеро Байкал — cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

ЗАПОМНИТЕ: если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.

Упр. 11. Выберите нужную форму сказуемого, обоснуйте выбор.

1. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 2. Завод-лаборатория (выполнил, выполнила) срочный заказ. 3. В музее (открыт, открыта) выставка-просмотр новых картин. 4. Газета «Ведомости» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 5. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

Упр. 12. Правильно согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Река Дон широко разлил.. прошлой весной. 2. Гора Эльбрус высок... 3. Телекомпания «REN-TB» начал.. цикл передач, посвященный годовщине Победы. 4. Стоянка неандертальцев Костенки-1 был.. разработ.. в конце прошлого века. 5. Музей-квартира писателя будет открыт.. для посетителей в конце года. 6. Письмо-квитанция доставлен.. адресату.

Тестовые задания

1. В каком случае в предложении сказуемое требует формы единственного числа?
а) Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел.. в ветвях акации.

б) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.

в) Студенчество города принимал.. участие в восстановлении церкви.
г) Миллионы огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

 2.В каком случае в предложении сказуемое требует формы множественного числа?

а) Ряд столов стоял.. посредине аудитории.

б) Прошл.. сто лет.

в) На совещание прибыл.. тридцать один делегат.

г) К семи часам пришл.. только трое гостей.

3. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением правил согласования подлежащего со сказуемым?

а) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.
б) Этим летом будут реализованы пятьдесят четыре путевки.
в) Установлено три новых олимпийских рекорда.

г) Сорок четыре депутата поддержали выступающего.

4. В каком предложении сказуемое имеет форму мужского рода?
а) Известн.. кутюрье был.. приглашен.. в Москву.

б) ООН объявил.. о внеочередном совещании.

в) СНГ объединил.. несколько бывших республик СССР.

г) Кольраби получил.. распространение не только в Европе.

5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

а) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.

б) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
в) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
г) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

а) При подготовке к экзаменам я изучил много специальной литературы.
б) В настоящее время граждане России получают паспорт в 14 лет.
в) Двоеточие ставится не только в сложном предложении, но и в простом.
г) Все, кто оказались на спектакле, были очень довольны.

 

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

Тире между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим и сказуемым может стоять лишь один знак препинания — тире.

Тире ставится Тире не ставится
Если подлежащее и сказуемое выражены: • именами существительными в именительном падеже: Лондон — столица Великобритании; • именами числительными в именительном падеже: Трижды девять — двадцать семь; • неопределенной формой глаголов: Учить дураков — не жалеть кулаков. Если один из главных членов предложения выражен существительным в именительном падеже, а другой — неопределенной формой глагола или числительным в именительном падеже: Его цель — сделаться героем романа. Если подлежащим является личное местоимение: Я художник. Если сказуемым является прилагательное: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Если перед сказуемым есть отрицание не, сравнительный союз, вводное слово или частица: Бедность не порок; Дом как дворец; Он, по-видимому, умный человек.

ЗАПОМНИТЕ: тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Речевая культура человека — это зеркало его духовной жизни (Сухомлинский); Любить — значит жить жизнью того, кого любишь (Паустовский).
Следует иметь в виду, что тире может стоять и в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого: Озера привлекают нас своей гладью, моря — простором, реки — движеньем (Залыгин).

Упр. 13. Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).
II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).

Упр. 14. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Тестовые задания

  1. В каком предложении не ставится тире?

а) Грузинские деревни__это сплошные сады.

б) Прилет журавлей__есть признак весны.

в) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.

г) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

  1. В каком предложении не ставится тире?

а) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
б) Наш долг__совершенствовать знания.

в) Эти равнины__словно море бескрайнее.

г) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

  1. В каком предложении ставится тире?

а) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.

б) Этот яркий свет__словно ливень золотой.

в) Наш край__богат и прекрасен.

г) Снег__словно шелк.

  1. В каком предложении ставится тире?

а) Одна беда еще__не беда.

б) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.

в) Сегодня небо__как море.

г) Превосходная должность__быть на земле человеком.

5.В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
а) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
б) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.

в) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.

г) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
а) Лето припасает — зима поедает.

б) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
в) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
г) Жизнь — подарок, которого мы не просили.

 

  1. Второстепенные члены предложения

Теоретические сведения и языковой анализ

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. Традиционно среди второстепенных членов предложения выделяют определение, дополнение и обстоятельство.

 

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей? который? Определение подчинено существительному, называющему характеризуемый предмет или явление. В соответствии со способом грамматического выражения и характером связи с определяемым существительным выделяются согласованные и несогласованные определения. Согласованные определения связаны с определяемым словом по типу связи — согласование и способны уподобляться ему в числе и падеже (в единственном числе — и в роде).

Согласованные определения

1. Прилагательное в полной форме
2. Причастие в полной форме
3. Местоимение- прилагательное
4. Числительное: а) порядковое; б) количественное (один)
<

Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.