Еще суждено тебе много страдать. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Еще суждено тебе много страдать.

2022-10-04 45
Еще суждено тебе много страдать. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема   Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме.

 

Н.А. Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Поэт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произведения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

 

«ДОВОЛЬНО ДАЖЕ НАМ ПОЭТОВ, НО НУЖНО, НУЖНО НАМ ГРАЖДАН!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новые направления в лирике.
Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Что же можно противопоставить традиции?
Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, такими как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!

В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
Питая ненавистью грудь,
Ус та вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:
Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. В стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков...
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела...
Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...

«Блажен незлобивый поэт»

Вопросы для анализа(устно):

1. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

2. В чем особенности композиции стихотворения? Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике "незлобивого поэта" и его поэтического оппонента, который, "уста вооружив сатирой", проповедует любовь "враждебным словом отрицанья"?

3. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику "нет пощады у судьбы"? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?

«Поэт и гражданин»

Вопросы для анализа (устно):

1. Почему, по-вашему, стихотворение "Поэт и гражданин" было напечатано более крупным шрифтом и в начале его первого издания стихотворений, вышедшего 19 октября 1856 года?

2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?

3. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

4. Кого призывает автор устами Гражданина идти "в огонь за честь отчизны"? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?

5. Каков символический смысл образа бури на море?

6. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?

7. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?

8. Прочитайте стихотворение Некрасова "Замолкни, муза мести и печали...". (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности). Сопоставьте его со стихотворением "Поэт и гражданин". Нет ли в них противоречия?

9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?

10. С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение "Поэт и гражданин" со стихотворением Пушкина "Поэт и толпа".

Тема родины и народа

 «Я лиру посвятил народу своему» (Н.Некрасов)

Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его «первые университеты» оказались очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов навсегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

В минуты унынья,

О родина -мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Но ты не погибнешь, я знаю.

Произведения Некрасова наполнены страстной мечтой о лучшем будущем народа. Многие писатели, такие как Толстой и Тургенев, Герцен и Салтыков-Щедрин, всегда видели в нем борца за народное дело. Боль за угнетенный народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других. Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Когда над Русью безмятежной

Все, что имела, отдавала

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Своих покорных сыновей.

Некрасов отмечал в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхвалял ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, в то же время он пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. «Вы еще не в могиле, вы живы», - обращался он к русским людям. «Суждены вам благие порывы», - утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: «Но свершить ничего не дано...» В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской, общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма «Дедушка», в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе

Пел о свободном народе

И о народе-рабе...

Некрасов никогда не сомневался в счастливом будущем своей страны. Эта вера в будущее определяет настрой всех его стихотворений. Описывает ли поэт пахоту, сенокос, жизнь «забытой деревни» или крестьянских детей, он неизменно призывает "к борьбе за счастье родины. Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было «не слышно кипенья человеческой крови и слез». И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ.

Анализ стихотворения «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»)

Вопросы для анализа (устно):

1. Почему стихотворение называется "Элегия"? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века?

2. Почему поэт называет страдания народа "старой темой"? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

3. Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?

4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина?

6. Сопоставьте стихотворения "Элегия" с одним из стихотворений Пушкина: "Деревня", "Поэту", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Из Пиндемонти". Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?

7. Есть ли разница в понятиях "народ" и "толпа" в стихах Пушкина и Некрасова?

8. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?

 

Любовная лирика

Направление, жанр, размер

§ Жанровая принадлежность произведения — эпическая поэма. Ее отличают такие признаки, как линейная композиция, сюжет, охватывающий целую эпоху, обилие героев и сюжетных линий, впечатляющий объём.

§ Направление, в рамках которого поэт развивал своё дарование, называется «реализм», однако в данном произведении очевидны фольклорные мотивы. Так, в первой части поэмы сконцентрированы сказочные и былинные символы: магические числа 7, 14, 3, говорящие животные, наделённые волшебными качествами, характерные совпадения места и времени (темная ночь в глухой чаще).Однако дальше герои сталкиваются только с явлениями из реального мира, и все, что напоминает о лесной волшбе, умещается на скатерти-самобранке. Описания деревенской жизни изображены настолько подробно и честно, что изящная поэзия едва ли сглаживает общее впечатление: пьяные до горячки мужчины валяются в яме, их примеру следуют и некоторые женщины, распевающие пахабные песни. В другой главе мальчика съедают свиньи. Словом, автор не скупится на реализм, его сколько угодно. Таким образом, направление, характерное для поэмы «Кому на Руси жить хорошо», точнее определить так — «мистический реализм». Это понятие сочетает в себе все упомянутые выше признаки: и фантастические народные мотивы, и детальное изображение реальной действительности, в нем есть и фантастика, и реализм.

§ Род поэмы «Кому на Руси жить хорошо» лирика и эпос. От поэмы в нём присутствует стихотворная форма, поэтические символы и авторские отступления. Но в тоже время в наличии чёткая сюжетная линия и множество персонажей, а действия героев представляются, как нечто влиятельное и масштабное, что роднит творение Некрасова с эпической литературой. В этом и заключается жанровое своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо»: это не просто большое стихотворение, а лиро-эпическая поэма.

§ Поэма написана ямбом, автор старался придать ей простонародные черты с помощью особого ритма, языка, изобилующего народными словесными оборотами.

Композиция

Проблема композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо» обусловлена её незаконченностью. Изначально произведение должно было быть в два раза больше итогового результата. Из-за близкой смерти Некрасов был вынужден сократить объём поэмы.

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Структура «Кому на Руси жить хорошо» — это не следствие работы писателя, а выбор его друзей. Он ушел из жизни настолько внезапно, что даже не успел внести определенный порядок в рукописи. Но его близкие люди помнили, как важно было это творение для поэта, и собрали главы в единое произведение уже после смерти автора. Этим объясняется нелогичность и фрагментарность некоторых эпизодов. Между ними нет законченной и основательной связи.

Темы

Тематика в поэме «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека:

1. Счастье – Поиск и достижение счастья ставиться Некрасовым и его персонажами на первое место. Несмотря на все ужасы и несправедливости жизни, писатель верил, что рано или поздно русский народ сможет построить новый счастливый мир.

2. Патриотизм – Любовь к родине Некрасова выражается в беззаветном служении простым людям. Только тот, кто ради счастья своего народа готов пожертвовать собой, является настоящем патриотом своей страны.

3. Родина – Служение своему отечеству и народу – высшая добродетель, по мнению Некрасова. Русь нуждается в своих героях, и она достойна их помощи. Она богата и изобильна, щедра и покладиста, красива и величественна. На этой земле можно и нужно жить хорошо.

4. Тема народа – Русские люди в поэме представлены бедными, усталыми, угнетаемыми и забитыми, однако в то же время народ сохранил в себе отзывчивость, стремление к справедливости и взаимопомощи. Некрасов верил, что русский народ находится в начале новой лучшей эпохи, где не будет угнетения и несправедливости.

5. Тема дороги – Путешествие семи мужиков по дорогам России символизирует собой долгий путь, который ещё только предстоит пройти русскому народу, чтобы реализовать свой потенциал.

6. Пейзаж – В поэме Некрасов тяготеет к пейзажам провинциальной крестьянской России. Бескрайние поля, тёмные леса и унылые деревеньки погружают нас в быт простых русских тружеников того времени. Природа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» становится верной подругой крестьян. Так, именно наедине с лесом и полем Матрена находила душевное равновесие и силы продолжать тяжелую жизнь.

7. Великодушие – Русский крестьянин показан, как искренний великодушный человек, который готов прийти на помощь попавшему в беду и даже пожертвовать своим благополучием, чтобы помочь ближнему. Таков, например, эпизод, когда Павел Веретенников отдает Вавиле деньги на подарок внучке.

8. Тема изгнания тоже нашла свое отражение в тексте. Так, именно изгнанием на каторгу наказываются народные заступники — Савелий и (в перспективе) Григорий. Это указывает на то, что самое большое горе для русского человека — это разлука с родной землей.

Нравственные уроки поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — это призыв к справедливости и гуманности, обращенный ко всем сословиям, но больше всего — к дворянам, которые близки к государю и могут повлиять на судьбу народа.

Основные проблемы

Социальная и нравственная проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» демонстрирует вечные вопросы, на которые русские люди до сих пор ищут ответы. Многие проблемы не имеют решения до сих пор.

1. Социальная несправедливость – В поэме остро понимается вопрос социального неравенства в Российской империи. Мы видим, что большая часть населения страны, несмотря на отмену крепостного права продолжает жить рабской безрадостной жизнью.

2. Рабство – По мнению Некрасова, крепостное право оставило глубочайший след в сознании Русского народа. Поэт показывает нам, как дезориентированных внезапной свободой крестьян, так и привилегированное меньшинство, которое противится переменам и хочет вернуть старую крепостную Россию. Поэт считал, что, только переборов свою природу, русский народ сможет обрести счастье.

3. Тирания – Писатель демонстрирует не только ужасы тирании дворян над крепостными людьми, но и тиранию крестьян друг над другом. Например, он рассказывает историю о предателе, который согласился за вознаграждение наследника уничтожить завещание хозяина, чтобы не освобождать крестьян.

4. Женская доля – На примере Корчагиной Некрасов рассказывает нам об угнетённом положении русских женщин в патриархально обществе. Они не освободились даже после отмены крепостного права и продолжают быть рабынями в собственных семьях, где от них требуют и работы, и ухода за детьми, и забот о хозяйстве.

5. Невежество – Писатель очень негодует на необразованность русского народа. Только когда крестьяне начнут читать стоящие книги, развивать себя, учиться, российское общество измениться по-настоящему. А пока любой приказчик может обмануть неграмотных и глупых тружеников.

6. Пьянство – Некрасов осуждает алкоголизм, распространённый среди крестьян, однако в то же время он оспаривает тезис о поголовном пьянстве русских. Писатель утверждает, что среди крестьян есть огромное количество непьющих, однако живут они ничуть не лучше пьющих. Некрасов считал, что, повысив благосостояние людей, можно будет навсегда истребить пьянство. Оно являлось следствием неизбывного горя.

7. Бунт – Некрасов описывает недовольство, разрастающееся внутри русского крестьянства. Вчерашние крепостные уже не готовы терпеть дворян-паразитов. В то же время мужицкий бунт остаётся всё таким же бессмысленным и беспощадным.

8. Реформа. Освобождение крестьян — благо для России, но поэт обращает внимание читателя и на отрицательные стороны реформы. Разорвавшись, вековая цель «ударила одним концом по барину, другим — по мужику». То есть ее необходимо корректировать и менять, ведь люди оказались не готовы к радикальным переменам.

Смысл

В своей поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

С одной стороны, мы видим дворянские пережитки и следы крепостничества, которые уродуют русский народ, превращают его в аморфную массу невежественных рабов. С другой же, мы видим, как постепенно в мужиках проявляются зачатки самосознания, как появляются настоящие патриоты своей Родины, вроде Гирина и Добросклонова. Это и есть основная идея поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — показать глобальные изменения в России и вдохновить читателей на совершенствование страны.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!..

В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:

«сто дней хирел да сох»

В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.

Критика

«Кому на Руси жить хорошо» была бурно встречена читателями и критиками.

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Даже немногих строк, выписанных нами, достаточно для того, чтобы читатель мог видеть, как Некрасов в последнем своем произведении остался верен всегдашней своей идее: возбуждать сочувствие высших классов к простому люду, его нуждам и потребностям…» (М. Велинский, ««Кому на Руси жить хорошо» Некрасова», «Киевский телеграф», 1869 г., 19 мая, №57)

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

«Поэма эта несколько растянута, в ней вы встречаете многие сцены совершенно излишние, мешающие общему впечатлению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся…» («Новое время», 22 апреля 1870 г., №109)

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Ни одна народная книга, написанная со специальной целью поучать народ, не будет ему так понятна, как «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо». А все потому что каждый крестьянин найдет в них отголосок своих понятий и стремлений; все потому что он почует в них свое простое, безыскусственное, человеческое чувство, переданное характерным и родным ему языком; все потому что поэт научил народ наш и знает его, как никто.» (критик под псевдонимом А. С., «Новое время», 1873 г., №61)

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

«Кому на Руси жить хорошо» – вовсе не сатирическая поэма, это нормальный народный эпос. Эпос странствия, русская «Одиссея», поделённая на семерых, потому что в одиночку в России странствовать невозможно. Мало того, что ты не выживешь, но тебе не с кем выпить, не с кем поговорить.

«Кому на Руси жить хорошо» считается одним из самых известных и значимых произведений русской литературы, знаковым в творчестве великого поэта Некрасова.

 

 

Домашнее задание:

1. Составить конспект (10.11.2021).

2. Выучить теоретический материал по теме(до следующего учебного занятия).

3. Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (до следующего учебного занятия)

 

 

Тема   Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме.

 

Н.А. Некрасов - один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Поэт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произведения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

 

«ДОВОЛЬНО ДАЖЕ НАМ ПОЭТОВ, НО НУЖНО, НУЖНО НАМ ГРАЖДАН!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новые направления в лирике.
Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Что же можно противопоставить традиции?
Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.
Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, такими как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой. Еще в ранний период творчества Некрасов не сомневается:
Кто у одра страдающего брата
Не пролил слез, в ком состраданья нет,
Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!

В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива:
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят...

Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья:
Питая ненавистью грудь,
Ус та вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином:
Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

призывает Гражданин — один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе — Музе. В стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы. Его Муза другая:
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков...
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела...
Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова — простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа (стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом...”, “О Муза! наша песня спета”, “О Муза! я у двери гроба!”):
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...

«Блажен незлобивый поэт»

Вопросы для анализа(устно):

1. Какие два пути могут быть избраны поэтом на его творческом поприще?

2. В чем особенности композиции стихотворения? Какая лексика и поэтические интонации преобладают при характеристике "незлобивого поэта" и его поэтического оппонента, который, "уста вооружив сатирой", проповедует любовь "враждебным словом отрицанья"?

3. Почему писателю-обличителю, писателю-сатирику "нет пощады у судьбы"? Какие поэтические образы стихотворения созвучны его общественной позиции?

«Поэт и гражданин»

Вопросы для анализа (устно):

1. Почему, по-вашему, стихотворение "Поэт и гражданин" было напечатано более крупным шрифтом и в начале его первого издания стихотворений, вышедшего 19 октября 1856 года?

2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении? Какие призывы Чернышевского о служении искусства трудовому народу звучат в словах Гражданина?

3. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

4. Кого призывает автор устами Гражданина идти "в огонь за честь отчизны"? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?

5. Каков символический смысл образа бури на море?

6. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?

7. Какой оттенок приобретает образ музы в финале стихотворения?

8. Прочитайте стихотворение Некрасова "Замолкни, муза мести и печали...". (Это стихотворение было поставлено последним в том же сборнике стихов 1856 года. В этом году Некрасов уехал лечиться за границу и сам рассматривал свои стихи как рубеж между двумя периодами его поэтической деятельности). Сопоставьте его со стихотворением "Поэт и гражданин". Нет ли в них противоречия?

9. Какие черты характера Поэта созвучны самокритичной оценке Некрасова?

10. С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение "Поэт и гражданин" со стихотворением Пушкина "Поэт и толпа".

Тема родины и народа

 «Я лиру посвятил народу своему» (Н.Некрасов)

Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его «первые университеты» оказались очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов навсегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

В минуты унынья,

О родина -мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать.

Но ты не погибнешь, я знаю.

Произведения Некрасова наполнены страстной мечтой о лучшем будущем народа. Многие писатели, такие как Толстой и Тургенев, Герцен и Салтыков-Щедрин, всегда видели в нем борца за народное дело. Боль за угнетенный народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других. Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.