Привидения: ХРОНИКИ БЕЛОЙ ЛАМЫ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Привидения: ХРОНИКИ БЕЛОЙ ЛАМЫ

2022-10-04 31
Привидения: ХРОНИКИ БЕЛОЙ ЛАМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Привидения яв­ля­ют­ся только тем, кто дол­жен их ви­деть

А. ДЮ­МА-отец

 

Громада тем­но­го зам­ка, где нам предс­то­яло про­вес­ти ночь и про­ве­рить на се­бе ле­ген­ды о мест­ном ду­хе мерт­вой Да­мы, ед­ва прос­мат­ри­ва­лась в сгу­ща­ющем­ся сум­ра­ке, но здесь, на ули­це, все ми­фы про зло­ве­щий Гольшанс­кий мо­нас­тырь ка­за­лись детс­ки­ми смеш­ны­ми ис­то­ри­ями-стра­шил­ка­ми. Мы, я и нес­колько сов­ре­мен­ных охот­ни­ков за при­ви­де­ни­ями, за­дер­жа­лись все­го на па­ру ми­нут, что­бы наб­рать во­ды из ко­лод­ца.

«Посмотри, пос­мот­ри!» - тол­каю в бок на­пар­ни­ка по бу­ду­щей охо­те на при­ви­де­ние, и все вчет­ве­ром ед­ва сдер­жи­ва­ем смех. Кар­ти­на слов­но из па­ро­дий­но­го фильма: две да­мы чин­но и с дос­то­инст­вом вы­гу­ли­ва­ют на по­вод­ке - нет, не по­ро­дис­то­го ко­бе­ля - а здо­ро­вен­ную чер­ную свинью! Без еди­но­го зву­ка про­цес­сия прос­ле­до­ва­ла из мо­нас­ты­ря в сто­ро­ну зам­ка, только тут лов­лю се­бя на мыс­ли, что, разг­ля­ды­вая пар­но­ко­пыт­но­го, я сов­сем не разг­ля­дел жен­щин. Со спи­ны уви­деть ли­ца не­воз­мож­но, у обе­их чер­ные (как мо­на­шес­кие) ка­пю­шо­ны и длин­ная та­кая же чер­ная одеж­да. Сза­ди чис­то внеш­не од­на из жен­щин по­че­му-то ка­жет­ся мо­ло­дой, вто­рая - глу­бо­кой ста­ру­хой!

Обсуждая здеш­ние стран­ные обы­чаи, пос­ле ус­лов­лен­но­го сту­ка в дверь вхо­дим в мо­нас­тырс­кую оби­тель. «У вас имен­но так при­ня­то сви­ней пе­ред сном вы­гу­ли­вать?» - спра­ши­ваю при­вет­ли­во­го сто­ро­жа. «Как вы­гу­ли­вать?» - не по­ни­ма­ет сто­рож Анд­рей. «По ули­це на по­вод­ке!» - «На по­вод­ке? Свинью? Ка-а-акую свинью?» - удив­ля­ет­ся Анд­рей и улыб­ка спол­за­ет с его ли­ца. «Чер­ную свинью!» - «Да нет у нас в ок­ру­ге ни у ко­го чер­ных сви­ней!..» Гля­дя, как пок­ры­ва­ет­ся ис­па­ри­ной его лоб, я на­чи­наю смут­но о чем-то до­га­ды­ваться. Все бро­са­ют­ся к ок­нам - смот­реть на до­ро­гу, по ко­то­рой уш­ли чер­ные жен­щи­ны с чер­ной свиньей. Тщет­но, на ули­це не еди­но­го огонька. Вы­хо­жу на по­рог, вок­руг в гря­зи пос­ле све­же­го дож­дя только на­ши сле­ды, ниг­де сле­дов ко­пыт не вид­но.

- Хорошее на­ча­ло ночи, - ду­маю я и на вся­кий слу­чай зад­ви­гаю тя­же­лый за­сов на во­ро­тах. Нес­ма­зан­ный ме­талл страш­но скре­же­щет, за­тем нас­ту­па­ет не ме­нее мрач­ная ти­ши­на. Хо­чу вер­нуться к то­ва­ри­щам, но тут у ме­ня гас­нет све­ча…

Призраки бро­дят га­ло­пом по ев­ро­пам

У при­ви­де­ний вплоть до эпо­хи те­ле­ви­де­ния прос­ле­жи­вал­ся чет­кий аре­ал су­щест­во­ва­ния, сов­па­да­ющий с гра­ни­ца­ми расп­рост­ра­не­ния ка­то­ли­циз­ма и про­тес­тантст­ва. Ко­неч­но, в пра­вос­лав­ных и му­сульмайс­ких стра­нах то­же не­ред­ко ви­де­ли «что-то не­по­нят­ное», но «культу­ры» джентльменс­ко­го поч­ти­тельно­го стра­ха пе­ред при­ви­де­ни­ями на Вос­то­ке с дав­них вре­мен не прос­ле­жи­ва­лось. На Ру­си бы­ли и приз­ра­ки, и страх пе­ред ни­ми, и по­лу­шут­ли­вое па­ниб­ратс­кое с ни­ми сот­руд­ни­чест­во - все что угод­но, а серьезнос­ти и поч­те­ния к при­ви­де­ни­ям, как на За­па­де, не бы­ло.

Согласно стро­гой ста­тис­ти­ке, по ко­ли­чест­ву офи­ци­ально за­ре­гист­ри­ро­ван­ных слу­ча­ев наб­лю­де­ний приз­ра­ков жи­те­ли Бри­танс­ких ост­ро­вов на пер­вом мес­те: они встре­ти­лись с 147 при­ви­де­ни­ями, что подт­верж­да­ют по­ка­за­ния сви­де­те­лей, дос­той­ных до­ве­рия, и по­ли­цейс­кие про­то­ко­лы. На вто­ром мес­те - Ис­па­ния (99), да­лее - Фран­ция (48) и Бельгия (32). На­именьшие шан­сы уви­деть ду­ха име­ют сей­час скан­ди­на­вы - в трех стра­нах опи­са­ны лишь 14 ис­то­рий, приз­нан­ных прав­ди­вы­ми, и лишь еди­нич­ные слу­чаи - в Вос­точ­ной Ев­ро­пе.

Католики мо­гут ос­па­ри­вать связь мис­ти­ки и ре­ли­гии, но про­ве­ря­ет­ся она дос­та­точ­но прос­то - дос­та­точ­но на кар­те СССР/СНГ обоз­на­чить мес­та ста­рых (под­черк­нем - ста­рых, до XX ве­ка) по­яв­ле­ний при­ви­де­ний. Эти точ­ки чет­ко сов­па­дут со сред­не­ве­ко­вы­ми зам­ка­ми и хра­ма­ми, пост­ро­ен­ны­ми в мес­тах мак­си­мально­го про­ник­но­ве­ния ка­то­ли­чест­ва на вос­ток. Бли­же все­го к нам - это За­пад­ная Бе­ло­рус­сия и Польша.

Вот ту­да, на за­пад­ные ру­бе­жи Сод­ру­жест­ва, а так­же и за них мы и отп­ра­ви­лись. Охо­титься за при­ви­де­ни­ями. Точ­нее, по­пы­таться с при­бо­ра­ми подт­вер­дить или оп­ро­верг­нуть на­ли­чие или от­сутст­вие в при­ро­де та­ко­го стран­но­го и уди­ви­тельно­го яв­ле­ния, как при­ви­де­ния.

Видели ли вы ки­но и мультсе­ри­ал «Охот­ни­ки за при­ви­де­ни­ями» с бес­страш­ны­ми ге­ро­ями, во­ору­жен­ны­ми са­мы­ми сов­ре­мен­ны­ми ви­да­ми пси­хо­ки­не­ти­чес­ко­го ору­жия и разъезжа­ющи­ми на спе­цав­то­мо­би­ле с жут­кой си­ре­ной? Те­перь мыс­лен­но пе­ре­не­си­те эту кар­ти­ну на на­шу рос­сийс­кую поч­ву. То, что у них в фан­тас­ти­чес­ких фильмах, у нас на­ко­нец-то по­яви­лось на­яву: по­хо­жие це­ли, по­хо­жие ге­рои, нет только ма­шин с си­ре­на­ми, да и во­ору­же­ние - не про­то-но­вые пуш­ки и ло­вуш­ки для при­ви­де­ний (та­кие по­ка изоб­ре­те­ны только в фильме), а бо­лее ба­нальные при­бо­ры, ко­то­рые, впро­чем, со сто­ро­ны не­тех­на­рям по­ка­жут­ся ни­чем не ху­же мультяш­но­го во­ору­же­ния. Вот те­перь, ког­да вы это предс­та­ви­ли, кар­ти­на на­шей в ме­ру аван­тюр­ной за­теи по­охо­титься на при­ви­де­ния по­ка­жет­ся вам дос­та­точ­но пол­ной.

Осталось только до­ба­вить, что мы - это 9 че­ло­век, фи­зи­ков, ин­же­не­ров и иных спе­ци­алис­тов из ис­сле­до­ва­тельской груп­пы «Па­ра­мир» (Го­мель) и ис­сле-до­ва­тельско-экспе­ди­ци­он­но­го объеди­не­ния «Кос­мо-по­иск» (Моск­ва). Дол­го вы­би­ра­ли мес­то и вре­мя «охо­ты», по­ка из длин­ной ве­ре­ни­цы бес­ко­неч­ных упо­ми­на­ний о по­яв­ле­ни­ях и наб­лю­де­ни­ях приз­ра­ков не ос­та­но­ви­лись на нес­кольких ста­рин­ных за­пад­но­бе­ло­рус-ских и вос­точ­но­польских зам­ках. К пер­во­му из них, Ольшанс­ко­му, как и по­ло­же­но по за­ко­ну жан­ра, мы пос­ле дол­го­го пу­ти по про­сел­кам по­доб­ра­лись поч­ти в пол­ной тем­но­те.

 

Души ольшанские

 

По ле­ген­де, Ольшанс­кий за­мок на этой зем­ле ос­но­вал еще в на­ча­ле XI­II ве­ка князь Гольша. В сред­ние ве­ка муж­чи­ны это­го ро­да прос­ла­ви­ли се­бя как пос­лы, по­ли­ти­ки, дип­ло­ма­ты, а рож­дав­ши­еся в зам­ке де­вуш­ки ста­но­ви­лись же­на­ми пра­ви­те­лей.

Одна из них, кня­ги­ня Софья Гольшанс­кая, яви­лась ис­то­рии как ос­но­ва­тельни­ца зна­ме­ни­той ди­нас­тии Ягел­ло­нов, хо­тя ед­ва за это не ли­ши­лась го­ло­вы. В 1420-х го­дах ее в ка­чест­ве чет­вер­той же­ны прис­ва­тал 74-лет­ний польский ко­роль Ягай­ла. В ка­чест­ве сва­та выс­ту­пил со­пер­ник Ягай­лы князь Ви­вовт, весьма тон­кий ход про­вер­нул стер­вец, под­су­нув кра­си­вую мо­ло­ду­ху по­жи­ло­му ве­ли­чест­ву. Бы­ла у юной Софьюшки стар­шая сест­ра, и ее по всем пра­ви­лам ро­да на­до бы­ло вы­дать за­муж пер­вой, но льсти­вый Ви­вовт быст­ренько спро­ва­дил за­муж и стар­шую дочь за под­вер­нув­ше­го­ся кня­зя. Да­ле­ко иду­щий за­мы­сел свой он раск­рыл че­рез нес­колько лет. Сна­ча­ла с его по­да­чи по­полз слу­шок, что мо­ло­ду­ха прос­то не мо­жет не из­ме­нять поч­ти не­мощ­но­му восьми­де­ся­ти­лет­не­му стар­цу! Ули­ки бы­ли поч­ти на­ли­цо: у Ягай­лы кро­ме Софьи бы­ло еще 3 же­ны, за дол­гую суп­ру­жес­кую жизнь они не су­ме­ли ро­дить от тог­да еще мо­ло­до­го ко­ро­ля, а Софьюшка по­да­ри­ла ко­ро­лю-ста­ри­ку од­но­го за дру­гим двух нас­лед­ни­ков и уж за­бе­ре­ме­не­ла в тре­тий раз. Ког­да слу­хи об из­ме­не (и не­ле­ги­тим­нос­ти бу­ду­щих прес­то­ло­нас­лед­ни­ков) сов­сем ок­реп­ли, свод­ник Ви­вовт пря­мо на сей­ме (вер­хов­ном со­ве­те) на­шел в се­бе наг­лость отк­ры­то наз­вать ко­ро­ля ро­га­тым. А нас­та­вил их яко­бы не­кий Ген­рик из мес­теч­ка Ро­го­ва. Взбе­шен­ный Ягай­ла ед­ва не отп­ра­вил и суп­ру­гу, и из­лов­лен­но­го Ген­ри­ка на пла­ху, но к счастью для Софьи ее мни­мый или ре­альный лю­бов­ник да­же под страш­ны­ми пыт­ка­ми бор­мо­тал лишь: «Ко­ро­ле­ва не из­ме­ня­ла ко­ро­лю…» Се­мей­ный скан­дальчик за­мя­ли, тем бо­лее что Софья раз­ро­ди­лась третьим нас­лед­ни­ком. Ко­ро­ле­ва пе­ре­жи­ла сво­его суп­ру­га поч­ти на 30 лет, а под ко­нец жиз­ни, ког­да все вро­де бы на­ча­ли ве­рить в ее не­по­роч­ность, вдруг отк­ры­то приб­ли­зи­ла к се­бе то­го са­мо­го Ген­ри­ка из Ро­го­ва… А тре­тий ее сын (сын ко­ро­ля?) стал ве­ли­ким кня­зем Ли­товс­ким и ко­ро­лем Польским Ка­зи­ми­ром.

Такие вот страс­ти тво­ри­лись в Ольшанс­ком зам­ке, хо­зя­ином ко­то­ро­го с 1525 го­да стал род Са­пе­гов.

Сколько еще ро­га­тых пе­ре­бы­ва­ло в его тем­ных алько­вах, сколько кня­зей бы­ло от­рав­ле­но, за­ре­за­но и «по­гиб­ло на охо­те», сколько за­губ­лен­ных душ взы­ва­ли к по­том­кам об отм­ще­нии - об этом ис­то­рия мол­чит. Пе­рест­ро­ен­ный Са­пе­га­ми за­мок, ко­то­рый поз­же пи­са­тель Вла­ди­мир Ко­рот­ке­вич наз­вал «Чер­ным», нес­мот­ря на не­доб­рую сла­ву, сов­ре­мен­ни­ки счи­та­ли са­мым кра­си­вым на тер­ри­то­рии Лит­вы и Бе­ло­рус­сии. И од­ним из са­мых страш­ных. В его тем­ных пе­ре­хо­дах, по мне­нию мно­го­чис­лен­ной че­ля­ди, прос­то не мог­ли не ви­тать ду­хи и ду­ши не­вин­но уби­ен­ных кня­жи­чей.

Однако жи­те­ли зам­ка больше бо­ялись не их, а ду­ха без­род­ной, бед­ной и скром­ной де­вуш­ки.

 

Женщина в белом

 

Вся ее ви­на бы­ла в том, что хо­те­ла как луч­ше на­кор­мить сво­его му­жа-стро­ите­ля. А по­лу­чи­лось как всег­да.

В тот судьбо­нос­ный для Чер­но­го зам­ка свет­лый день в оче­ред­ной раз стран­ным об­ра­зом об­ва­ли­лась од­на из стен в стро­ящем­ся не­по­да­ле­ку кос­те­ле. Сте­на бы­ла слов­но прок­ля­та, са­мые опыт­ные ка­мен­щи­ки вновь и вновь вос­ста­нав­ли­ва­ли сте­ну, но кам­ни бесп­ри­чин­но ру­ши­лись вниз. А вре­мя сда­чи объекта на удар­ной сред­не­ве­ко­вой строй­ке уж бли­зи­лось. На­до ска­зать, что в ка­то­ли­чес­ких стра­нах в то вре­мя был ши­ро­ко расп­рост­ра­нен обы­чай - во вре­мя ре­мон­та зда­ний вму­ро­вы­вать в сте­ну вся­кую жив­ность, и хо­ро­шо, ес­ли только ко­шек. Счи­та­лось, что по­ка му­мия за­жи­во за­му­ро­ван­но­го на­хо­дит­ся внут­ри зда­ния, она сво­ей пси­хи­чес­кой энер­ги­ей убе­ре­жет кам­ни от раз­ру­ше­ния. По­это­му ни­че­го уди­ви­тельно­го не бы­ло в том, что волх­вы, к ко­то­рым об­ра­ти­лись не хо­тев­шие прос­лыть бра­ко­де­ла­ми стро­ите­ли, по­со­ве­то­ва­ли за­му­ро­вать в сте­ну мо­ло­дую жен­щи­ну (строй­ка важ­ная, тут кош­кой не от­де­ла­ешься).

Где мир­ным ка­мен­щи­кам взять оную? Не в раз­бой же уда­ряться?! По­ре­ши­ли, что по­жерт­ву­ют чьей-ли­бо из жен, а что­бы страш­ный жре­бий са­мим не тя­нуть, жерт­ву долж­на бы­ла выб­рать судьба - пусть ею бу­дет та, кто пер­вой при­дет на строй­ку. Тер­тые жизнью и ворч­ли­вы­ми же­на­ми про­ра­бы зна­ли, что их бла­го­вер­ные не бу­дут спе­шить. А кто зна­ет, мо­жет, каж­дый из них втай­не меч­тал впол­не ле­гально и за­кон­но из­ба­виться от сво­ей же­ны… но пер­вой к фи­ни­шу приш­ла са­мая мо­ло­дая.

Тело нес­част­ной и бро­си­ли в ды­ру в сте­не. Сте­на «успо­ко­илась», а стро­ите­ли ра­пор­то­ва­ли о сда­че объекта.

 

Кости несчастной вопиют

 

…Минут че­рез де­сять - я уже ду­мал, что зво­нок не ра­бо­та­ет - мас­сив­ная дверь от­во­ри­лась, и ксендз на рус­ском язы­ке с польским ак­цен­том по­ин­те­ре­со­вал­ся, ка­кие тяж­кие гре­хи за­ве­ли нас в час не­уроч­ный в божью оби­тель. Тер­пе­ли­во выс­лу­ши­вал и участ­ли­во стал на­зи­дать нас не ве­рить сказ­кам и сом­ни­тельным слу­хам. «Я и не ве­рю, падре, - молв­лю в ответ. - По­то­му и со­би­ра­ем­ся с ва­ше­го доз­во­ле­ния при­бо­ра­ми про­ве­рить на­ли­чие ано­ма­лий и до­ка­зать пол­ное их от­сутст­вие. Вы только сте­ну по­ка­жи­те, где де­вуш­ку за­му­ро­ва­ли…»

Ксендз мор­щит­ся - не­го­же оза­бо­чен­ным по­ис­ка­ми де­ву­шек со­ваться за этим в храм. Но не ука­зы­ва­ет гре­хо­вод­ни­кам на дверь, а лишь тер­пе­ли­во и внят­но вновь и вновь объясня­ет, как вред­но та­ким большим в сказ­ки ве­рить. Вот при­хо­ди­те ут­ром на служ­бу, там грех-то и сни­ме­те с се­бя. А по­ка дверь хра­ма зак­ры­ли от гре­ха по­дальше.

Мирянин, ра­бо­тав­ший во дво­ре и став­ший сви­де­те­лем раз­го­во­ра, ти­хонько по­со­ве­то­вал: «А вы обой­ди­те храм с дру­гой сто­ро­ны, там од­но кры­ло зда­ния до сих пор за­ни­ма­ет му­зей. Там, кста­ти, мой сын с пол­го­да на­зад и ви­дел Бе­лую Да­му… Только фа­ми­лию мою не пи­ши­те…»

С той сто­ро­ны хра­ма воз­ле обыч­ных де­ре­венс­ких са­ра­ев нам по­пал­ся уже бо­лее раз­го­вор­чи­вый муж­чи­на, Алек­сандр Вин­цен­то­вич ЛЕС­НИЦ­КИЙ. Уз­нав о це­ли на­ше­го при­ез­да, он стал де­ло­ви­то, как при за­пол­не­нии ми­ли­цейс­ко­го про­то­ко­ла, объяснять - где, ког­да и при ка­ких обс­то­ятельствах встре­чал­ся с приз­ра­ком. «А еще был слу­чай, око­ло ча­са но­чи здесь возв­ра­щал­ся до­мой, ду­мал, что кто-то пок­ра­сил из­вестью де­ре­во от вре­ди­те­лей, под­хо­жу - а это де­вуш­ка, вся в бе­лом платье до пят, вмес­то ли­ца тем­ное пят­но. Ви­сит над тро­ту­аром и чуть ко­лы­шет­ся от вет­ра. Ле­вую ру­ку под­ня­ла и по­ма­ни­ла ме­ня. Жут­кое де­ло, убе­жал я… А по­том еще мой друг ее ви­дел, она и его пальцем ма­ни­ла… А еще…» Дол­го тер­петь мы не мог­ли, ес­ли та­кие де­ла тво­рят­ся, то на­до то­ро­питься…

И уже че­рез нес­колько ми­нут мы бе­се­до­ва­ли с ди­рек­то­ром На­ци­онально­го ху­до­жест­вен­но­го му­зея Чес­ла­вой АКУ­ЛЕ­ВИЧ. Ей с хо­ду пон­ра­ви­лась са­ма идея про­ве­рить при­бо­ра­ми от­сутст­вие (те­перь мы так и ска­за­ли, что хо­тим, как лю­ди серьезные, оп­ро­верг­нуть все слу­хи) Бе­лой Да­мы.

- Только по­че­му от­сутст­вие?

- Да раз­ве те­перь мож­но най­ти хоть ка­кие-то сле­ды?

- Я то­же по­на­ча­лу не верила, - пе­ре­хо­дит на ше­пот Чес­ла­ва Францевна. - По­ка нес­колько лет на­зад са­ма не уви­де­ла. Бы­ла в келье од­на, вдруг из сте­ны вы­рас­та­ет се­рая та­кая по­луп­роз­рач­ная ру­ка и на­жи­ма­ет на вык­лю­ча­тель све­та!

Неожиданно при этих сло­вах гас­нет свет во всем му­зее ра­зом. Се­кун­ды че­рез две с ули­цы до­но­сит­ся гро­хот мол­нии. По­ни­маю, что это гро­зо­вой раз­ряд уго­дил где-то ря­дом в подс­тан­цию, но все рав­но по спи­не ве­ет хо­лод­ком. Свет за­жи­га­ет­ся - на­ша тех­ни­ка сильнее вся­кой там мис­ти­ки. За ок­на­ми бу­шу­ет осен­няя гро­за, и я про се­бя от­ме­чаю, что рас­став­лять па­лат­ку те­перь при­дет­ся только внут­ри по­лу­раз­ру­шен­но­го зам­ка, пусть там гу­ля­ют сквоз­ня­ки и при­ви­де­ния, но за­то это - единст­вен­ное су­хое мес­то в ок­ру­ге.

Уговаривать дол­го ди­рек­то­ра не приш­лось, собст­вен­но, те­перь ди­рек­тор уго­ва­ри­ва­ла нас - как единст­вен­ную свою на­деж­ду из­ба­виться от приз­ра­ка («а то пси­хи­ка на пре­де­ле, жен­щи­ны у нас увольня­ют­ся, да­же муж­чи­ны-архе­оло­ги от­ка­зы­ва­ют­ся ра­бо­тать!»). Спус­ка­ем­ся по хлип­кой лест­ни­це в за­ва­лен­ный стро­ительным му­со­ром под­вал. Храб­рая Чес­ла­ва Фран­цев­на ру­ко­во­дит свер­ху все­ми на­ши­ми пе­ред­ви­же­ни­ями и на­во­дит на цель. «Вот здесь, ког­да рас­чи­ща­ли под­вал, двое на­ших ра­бо­чих в 1997 го­ду и наш­ли ске­лет де­вуш­ки. По­че­му ре­ши­ли, что ее за­му­ро­ва­ли? Ске­лет был в стран­ной по­зе - по­лу­си­дя, но­ги - под сте­ной…»

- А где сам скелет? - спра­ши­ваю не­до­вер­чи­во.

- Строители слы­ша­ли про зак­ля­тие и ре­ши­ли по­хо­ро­нить. Об­ра­ти­лись в обе на­ши церк­ви, там от­петь те­ло от­ка­за­лись. По­хо­ро­ни­ли са­ми, от­нес­ли кос­точ­ки на клад­би­ще в ко­роб­ке и за­ко­па­ли, ду­ма­ли свя­щен­ни­ки по­том упо­ко­ят ду­шу.

- И упо­ко­или?

- Не. Мес­то по­те­ря­ли. Оба стро­ите­ля, что схо­ро­ни­ли кос­точ­ки, са­ми вско­ре, бук­вально в те­че­ние нес­кольких не­дель или ме­ся­цев, по­мер­ли, их и упо­ко­или. А кро­ме них точ­но мес­то ник­то не знал… Вот пос­ле это­го, кста­ти, здесь приз­ра­ков и ста­ли ви­деть.

- Что-то не схо­дит­ся, Чес­ла­ва Фран­цев­на. Ес­ли бы это бы­ли кос­точ­ки той са­мой Бе­лой Да­мы, то сте­на долж­на бы­ла бы раз­ру­шиться - зда­ние-то за­го­ва­ри­ва­ли на жерт­ву, ко­то­рой сей­час нет.

- А вы пос­ве­ти­те фо­на­рем вверх!.. С тех пор мы и му­ча­ем­ся, все деньги как в прор­ву на ре­монт ухо­дят.

От мес­та, где ле­жа­ли кос­точ­ки уби­ен­ной, до по­тол­ка (как вы­яс­ни­лось поз­же, и до са­мой кры­ши) вверх, из­ви­ва­ясь, идет чер­ная тре­щи­на. По зап­лат­кам вид­но, что за­де­лы­вать ее пы­та­лись не раз. «И как те­перь ду­ма­ете спа­сать зда­ние?» Я имел в ви­ду тех­ни­чес­кую сто­ро­ну рес­тав­ра­ции, но раз­вол­но­вав­ша­яся Аку­ле­вич по­ня­ла все по-сво­ему: «Те­перь мы, ес­ли кос­ти в под­ва­ле на­хо­дим, больше не хо­ро­ним. Все ос­тан­ки по­ка здесь. И, кста­ти, все ске­ле­ты мужс­кие… Ког­да под­ни­маться бу­де­те, эти ящи­ки удоб­нее под лест­ни­цу прис­ло­нить!..»

Пять ящи­ков (ка­жет­ся, из-под по­ми­до­ров) бы­ли, слов­но ко­роб­ки с рас­сып­ной мо­за­икой, до­вер­ху на­пол­не­ны по­тем­нев­ши­ми от вре­ме­ни кос­тя­ми. Свер­ху опять гро­мых­ну­ло, и свет по­гас, те­перь окон­ча­тельно. В ис­то­рии бы­ло мно­го тем­ных стра­ниц - за эти­ми свет­лы­ми мыс­ля­ми я и не за­ме­тил, как выб­рал­ся на­верх, не вос­пользо­вав­шись ни ящи­ка­ми, ни лест­ни­цей.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.