Виленская Остробрамская икона — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Виленская Остробрамская икона

2022-10-04 20
Виленская Остробрамская икона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны.

Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках.

Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца.

В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских.

В апреле 1498 года при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, которые получили название «Острых ворот». Когда башня была кончена, икону поставили с южной ее стороны в киоте и приделали особый ход в виде лестниц.

При короле Сигизмунде Казимировиче, в начале XVI века, православная церковь в Литве особенно благоденствовала. В это время стараниями незабвенного поборника православия князя Константина Острожского в Вильне в Троицком монастыре воздвигнут был каменный храм. Но церковь православная начинала уже слабеть.

Часовня, в которой находилась Остробрамская икона, пустела, и жители Вильны направлялись к другой иконе — Одигитрии, привезенной в Вильну в 1495 году из Москвы.

В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.

В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору, на иконе можно было еще различить церковно-славянскую надпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Она ныне пребывает в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте, имея вышины немного более двух с половиной аршин и ширины два аршина. Написана икона на двух сплоченных дубовых досках. Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой ее к ризе прикреплена двуярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду. Под Виленским Остробрамским образом Богоматери устроен латинский престол, на котором каждый день совершается не менее двух литургий.

Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери.

По установившемуся в Вильне обычаю не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях.

Икона «Трех Радостей»

В начале XVIII столетия один благоговейный живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Священник впоследствии пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.

После этого прошло сорок лет, и благодать Божия прославила икону дивными знамениями.

С одной знатной женщиной случилось несколько несчастий, следовавших одно за другим. Мужа ее оклеветали недобрые люди, и он отправлен был в ссылку. Имение несчастной отобрано было в казну. В довершение всего этого мать лишилась и своей единственной опоры в жизни: ее горячо любимый сын во время войны взят был неприятелем в плен. В таком безвыходном горе бедная женщина, не нашедшая правды у людей, обратилась с молитвой к Царице Небесной, прося милостивого Ее заступления. И Владычица рода христианского услышала слезные моления несчастной знатной женщины.

Однажды во сне она услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго она искала образ по московским церквам и обрела его на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. После этого дивного заступления Богоматери и сама икона Ее получила наименование «Трех Радостей».

На этой иконе Богоматерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую сторону Божией Матери стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча. Оба с любовью взирают на Богомладенца.

Икона «Помощь в родах»

С незапамятных времен в минуты жесточайших страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах». На ней Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне. Этот образ напоминает несколько икону «Знамение». Существует еще древняя икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати». На ней Божия Матерь изображена с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звездочке. Нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.

«Блаженное Чрево»

Барловский список этой иконы явился 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование. В настоящее время Барловская икона находится в Благовещенском соборе в Московском Кремле.

Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы.

Байбузская икона

Этот чудотворный образ явился в Киево-Печерской лавре. Долгое время Байбузская икона находилась в Киевской губернии, Чигиринском уезде, в селе Байбуз, откуда и получила свое наименование. Празднование ей установлено 26 декабря в воспоминание совершившегося в этот день торжественного перенесения иконы из Байбуз на место явления ее в Киево-Печерскую лавру, где честный образ Царицы Небесной пребывает и доныне.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.