Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2022-10-04 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 класса на основе авторской программы Т. Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками» для1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
· развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
· формировать прикладные умения и навыки;
· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС ННО. Поэтому в программу никаких изменений не внесено.
Общая характеристика курса.
Программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
|
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
■ творческого отношения к учению, труду, жизни;
■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
|
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
|
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
|
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульнoe оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей - не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1. дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2. в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3. все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4. выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
|
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 34 или на 51 час в год.
Планируемые результаты изучении курса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Содержание курса «Художественное творчество: станем волшебниками»
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы/раздела | Материалы | |
Раздел 1.Работа с бумагой и картоном. (по книгам серии «Любимый образ») - 20 часов | ||||
1 | 1 | Объемные изделия в технике оригами | Цветная бумага | |
2 | 1 | Симметричное вырезание | Цветная и белая бумага | |
3 | 1 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Картон, проволока | |
4 | 1 | Рисование ватой по бархатной бумаге | Бархатная бумага, вата | |
5 | 1 | Моделирование из конусов | Цветная бумага | |
6 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Гофрированная бумага, проволока | |
7 | 1 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | Гофрированная бумага | |
8 | 2 | Объемное конструирование из деталей оригами | Цветная бумага | |
9 | 5 | Моделирование из бумажных салфеток | Цветная бумага, салфетки | |
10 | 2 | Простое торцевание на бумажной основе | Гофрированная бумага, картон | |
11 | 2 | Многослойное торцевание | Гофрированная бумага, цветная бумага, картон | |
12 | 1 | Моделирование из фольги | Фольга, проволока | |
13 | 1 | Объемные украшения для костюма из бумаги | Гофрированная бумага, цветная бумага | |
Раздел 2.Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 2З часа | ||||
1 | 1 | Аппликация из резаных нитей | Шерсть, картон | |
2 | 2 | Нитяная бахрома | Шерсть, тесьма | |
3 | 3 | Моделирование из помпонов | Шерсть, картон, проволока | |
4 | 3 | Изонить | Картон, мулине | |
5 | 3 | Аппликация из нитяных валиков | Шерсть, картон | |
6 | 1 | Приклеивание ниток по спирали | Шерсть, картон | |
7 | 1 | Аппликация из распущенного трикотажа | Трикотаж, картон | |
8 | 1 | Вышивание по ткани | Ткань, мулине | |
9 | 1 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Ткань, бумага, тесьма | |
10 | 1 | Аппликация из жатой ткани | Ткань, бумага, картон | |
11 | 1 | Аппликация из ткани и ниток | Ткань, шерсть, картон | |
12 | 5 | Шитье по выкройкам | Ткань, шерсть, тесьма | |
Раздел З.Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 8 часов | ||||
1 | 1 | Раскатывание пластилина, получение плоских изображений | Пластилин, картон | |
2 | 2 | Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей | Пластилин, картон | |
3 | 1 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Пластилин, прозрачные крышки | |
4 | 2 | Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито | Пластилин, металлическое сито, картон | |
5 | 1 | Разрезание пластилина, аппликация | Пластилин, картон | |
6 | 1 | Лепка из теста на каркасе | Соленое тесто, фольга | |
Раздел 4.Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов | ||||
1 | 3 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Цветная, белая, упаковочная бумага | |
2 | 2 | Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля | Цветная и белая бумага | |
3 | 2 | Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | Цветная, гофрированная бумага | |
4 | 2 | Объемные изделия из треугольных модулей | Цветная бумага | |
5 | 6 | Художественные образы из треугольных модулей | Цветная и белая бумага | |
6 | 2 | Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru) | Различные виды бумаги | |
7. Тематическое планирование
Учебный план
(68 часов)
№ темы п/п | Кол-во часов | Название темы | Используемое пособие | Дата |
1 | 1 | Объемные изделия в технике оригами | Бабочки (с. 30-31) | |
2 | 2 | Объемное конструирование из деталей оригами | Деревья (с. 4-11) | |
3 | 1 | Симметричное вырезание | Бабочки (с. 28-29) | |
4 | 1 | Игрушки из картона с подвижными деталями | Собачки (с. 39) | |
5 | 1 | Моделирование из конусов | Кошки (с. 26) | |
6 | Художественные образы из треугольных модулей | Забавные фигурки (с. 32-35, 36-38) | ||
7 | 4 | Моделирование из бумаги и салфеток | Деревья (18-21) | |
8 | 3 | Квиллинг из салфеток | Деревья (с. 22-25) | |
9 | 2 | Многослойное торцевание. Коллективная работа | Деревья (с. 34) | |
10 | 1 | Надрезание бахромой, скручивание в жгут | Цветы (с. 32-33) | |
11 | 1 | Рисование ватой по бархатной бумаге | Кошки (с. 20) | |
12 | 1 | Изонить на картонной основе | Деревья (с. 44) | |
13 | 1 | Аппликация из резаных нитей | Собачки (с. 6-7) | |
14 | 2 | Нитяная бахрома | Собачки (с. 8-9) | |
15 | 1 | Аппликация из распущенного трикотажа | Кошки (с. 14) | |
16 | 1 | Мозаика из нитяных валиков | Бабочки (с. 39) | |
17 | 2 | Аппликация из нитяных валиков | Деревья (с. 35) | |
18 | 3 | Моделирование из проволоки и помпонов | Бабочки (с. 14-15) Собачки (с. 36-37) Кошки (с. 8-9) | |
19 | 1 | Украшения для костюма из бумаги | Цветы (с. 47) | |
20 | 2 | Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик | Забавные фигурки (с. 78-80) | |
21 | 1 | Моделирование из фольги | Цветы (с. 42-43) | |
22 | 1 | Приклеивание ниток по спирали | Кошки (с. 13) | |
23 | 1 | Аппликация из жатой ткани | Собачки (с. 10-11) | |
24 | 1 | Аппликация из ткани и ниток | Кошки (с. 12) | |
25 | 1 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | Бабочки (с. 46) | |
26 | 1 | Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы | Бабочки (с. 40) | |
27 | 3 | Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля | Забавные фигурки (с. 81-84) | |
28 | 1 | Шитье и аппликация. Коллективная работа | Цветы (с. 17) | |
29 | 4 | Шитье по выкройкам | Бабочки (с. 16) Цветы (с. 39) | |
30 | 1 | Раскатывание пластилина | Кошки (с. 36) | |
31 | 1 | Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе | Кошки (с. 38) | |
32 | 3 | Пластилиновые нити, продавливание через сито | Цветы (с. 14-16) | |
33 | 1 | Разрезание пластилина. Аппликация | Цветы (с. 8-9) | |
34 | 2 | Разрезание пластилина. Мозаика | Бабочки (с. 35) | |
35 | 1 | Лепка из соленого теста на основе из фольги | Собачки (с. 28-31) | |
36 | 2 | Торцевание на бумаге | Деревья (с. 28) | |
37 | 1 | Многослойное торцевание | Цветы (с. 26-27) | |
38 | 1 | Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе | Цветы (с. 28) | |
39 | 2 | Изонить на картонных шаблонах | Бабочки (с. 24) | |
40 | 2 | Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы | Забавные фигурки (с. 45-46) | |
41 | 2 | Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны | Забавные фигурки (с. 47-48) | |
42 | 2 | Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля | Забавные фигурки (с. 55-57) | |
43 | 2 | Дополнительные материалы по выбору | Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru) |
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Преснякова Т.Н. Бумажное волшебство: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2011. 64с.
Преснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
Преснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
■ проекционная техника;
■ компьютер.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 3 класса на основе авторской программы Т. Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками» для1-4 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.
Задачи курса:
· развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
· формировать прикладные умения и навыки;
· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС ННО. Поэтому в программу никаких изменений не внесено.
Общая характеристика курса.
Программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
■ патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
■ творческого отношения к учению, труду, жизни;
■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульнoe оригами».
Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей - не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.
Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:
1. дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;
2. в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3. все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4. выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.
Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блочный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 34 или на 51 час в год.
Место курса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:
1.Проснякова Т.Н. Бумажное волшебство: рабочая тетрадь по технологии для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,
2011. 64с.
2. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
3. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Предусмотрена групповая и индивидуальная работа обучающихся.
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Художественное творчество: станем волшебниками»
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают и
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!