Место курса «Художественное творчество: станем волшебниками» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Место курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

2022-10-04 40
Место курса «Художественное творчество: станем волшебниками» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Художественное творчество: станем вол­шебниками» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 3 класса на основе авторской программы Т. Н. Просняковой «Художественное творчество: станем вол­шебниками» для1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

· развить творческий потенциал детей средствами художе­ственного труда;

· формировать прикладные умения и навыки;

· воспитывать интерес к активному познанию истории ма­териальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС ННО. Поэтому в программу никаких изменений не внесено.

Общая характеристика курса.

Программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по дан­ному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в со­ответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возмож­ности для самореализации и самовыражения, познания и рас­крытия собственных способностей, проявления инициативнос­ти, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма - через активное познание истории матери­альной культуры и традиций своего и других народов;

■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

■ творческого отношения к учению, труду, жизни;

■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художествен­ными ценностями материального мира, эстетической вы­разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения кол­лективных художественных проектов);

■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, живот­ных и др.);

■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необхо­димости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творче­ство: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей для формирования це­лостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современ­ного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенство­вание определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне­урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Прог­раммой предусматриваются тематические пересечения с таки­ми дисциплинами, как математика (построение геометричес­ких фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас­чет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чте­ние и русский язык (внимательное отношение к слову, точ­ность формулировок, понимание значения и назначения инст­рукций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя раз­витие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуа­лизацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы­брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с анало­гичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образова­тельного учреждения и возможностей современного школьни­ка. В программу включены задания, направленные на актив­ный поиск новой информации - в книгах, словарях, справоч­никах. Передача учебной информации производится различ­ными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, услов­ные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляет­ся за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учеб­ном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориента­ция содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружаю­щем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положи­тельного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобрета­тельность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Под­держанию интереса способствует то, что учебные пособия со­держат разного рода информацию, расширяющую представле­ния об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учеб­ными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изобра­жение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы ра­боты и их последовательность, обучаясь при этом навыкам са­мостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и мето­ды, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее изве­стных приемов, а не точное повторение поделки, предложен­ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учиты­вать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замы­сел. Следует организовывать работу по поиску альтернатив­ных возможностей, подбирать другие материалы вместо задан­ных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшеб­ные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульнoe оригами».

Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Техно­логия», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в рабо­те с учащимися, занимающимися по другим программам.

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом изда­нии рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, де­ревья), но сделать это разными способами, при помощи раз­ных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предус­мотрена интеграция различных предметных областей - не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностя­ми, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказка­ми и легендами о создаваемых персонажах, что дает возмож­ность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необхо­дим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же сред­ства художественной выразительности, которые дети осваива­ют на уроках изобразительного искусства.

Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсце­нировки, коллективные игры и праздники.

Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, поз­воляющий решать ряд дидактических и развивающих задач:

1. дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

2. в конце каждой темы имеется раздел «Мои достиже­ния», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчест­во), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоана­лизом, дети глубже осознают процесс учения;

3. все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;

4. выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирова­ние, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

     Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержа­щая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, тка­ни) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.

       Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвяще­на работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смо­гут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

           Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связан­ными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-стра­нички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».

          Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блоч­ный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 34 или на 51 час в год.

 

Планируемые результаты изучении курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Содержание курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

№ темы п/п Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы

Раздел 1.Работа с бумагой и картоном. (по книгам серии «Любимый образ») - 20 часов

1 1

Объемные изделия в технике оригами

Цветная бумага
2 1

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага
3 1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока
4 1

Рисование ватой по бархатной бумаге

Бархатная бумага, вата
5 1

Моделирование из конусов

Цветная бумага
6 1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока
7 1

Надрезание бахромой, скручивание в жгут

Гофрированная бумага
8 2

Объемное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага
9 5

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки
10 2

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон
11 2

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон
12 1

Моделирование из фольги

Фольга, проволока
13 1

Объемные украшения для костюма из бумаги

Гофрированная бумага, цветная бумага

Раздел 2.Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 2З часа

1 1

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон
2 2

Нитяная бахрома

Шерсть, тесьма
3 3

Моделирование из помпонов

Шерсть, картон, проволока
4 3

Изонить

Картон, мулине
5 3

Аппликация из нитяных валиков

Шерсть, картон
6 1

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон
7 1

Аппликация из распущенного трикотажа

Трикотаж, картон
8 1

Вышивание по ткани

Ткань, мулине
9 1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма
10 1

Аппликация из жатой ткани

Ткань, бумага, картон
11 1

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон
12 5

Шитье по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма

Раздел З.Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 8 часов

1 1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений

Пластилин, картон
2 2

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей

Пластилин, картон
3 1

Обратная аппликация

из пластилина на прозрачной

основе

Пластилин, прозрачные крышки
4 2

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

Пластилин, металлическое сито, картон
5 1

Разрезание пластилина, аппликация

Пластилин, картон
6 1

Лепка из теста на каркасе

Соленое тесто, фольга

Раздел 4.Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов

1 3 Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля

Цветная, белая, упаковочная бумага

2 2 Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля

Цветная и белая бумага

3 2 Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля

Цветная,

гофрированная бумага

4 2 Объемные изделия из треугольных модулей

Цветная бумага

5 6 Художественные образы из треугольных модулей

Цветная и белая бумага

6 2 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)

Различные виды бумаги

         

7. Тематическое планирование

Учебный план

(68 часов)

№ темы п/п Кол-во часов Название темы Используемое пособие   Дата
1 1 Объемные изделия в технике оригами Бабочки (с. 30-31)  
2 2 Объемное конструирование из деталей оригами Деревья (с. 4-11)  
3 1 Симметричное вырезание Бабочки (с. 28-29)  
4 1 Игрушки из картона с подвижными деталями Собачки (с. 39)  
5 1 Моделирование из конусов Кошки (с. 26)  
6   Художественные образы из треугольных модулей Забавные фигурки (с. 32-35, 36-38)  
7 4 Моделирование из бумаги и салфеток Деревья (18-21)  
8 3 Квиллинг из салфеток Деревья (с. 22-25)  
9 2 Многослойное торцевание. Коллективная работа Деревья (с. 34)  
10 1 Надрезание бахромой, скручивание в жгут Цветы (с. 32-33)  
11 1 Рисование ватой по бархатной бумаге Кошки (с. 20)  
12 1 Изонить на картонной основе Деревья (с. 44)  
13 1 Аппликация из резаных нитей Собачки (с. 6-7)  
14 2 Нитяная бахрома Собачки (с. 8-9)  
15 1 Аппликация из распущенного трикотажа Кошки (с. 14)  
16 1 Мозаика из нитяных валиков Бабочки (с. 39)  
17 2 Аппликация из нитяных валиков Деревья (с. 35)  
18 3 Моделирование из проволоки и помпонов Бабочки (с. 14-15) Собачки (с. 36-37) Кошки (с. 8-9)  
19 1 Украшения для костюма из бумаги Цветы (с. 47)  
20 2 Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик Забавные фигурки (с. 78-80)  
21 1 Моделирование из фольги Цветы (с. 42-43)  
22 1 Приклеивание ниток по спирали Кошки (с. 13)  
23 1 Аппликация из жатой ткани Собачки (с. 10-11)  
24 1 Аппликация из ткани и ниток Кошки (с. 12)  
25 1 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу Бабочки (с. 46)  
26 1 Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы Бабочки (с. 40)  
27 3 Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля Забавные фигурки (с. 81-84)  
28 1 Шитье и аппликация. Коллективная работа Цветы (с. 17)  
29 4 Шитье по выкройкам Бабочки (с. 16) Цветы (с. 39)  
30 1 Раскатывание пластилина Кошки (с. 36)  
31 1 Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе Кошки (с. 38)  
32 3 Пластилиновые нити, продавливание через сито Цветы (с. 14-16)  
33 1 Разрезание пластилина. Аппликация Цветы (с. 8-9)  
34 2 Разрезание пластилина. Мозаика Бабочки (с. 35)  
35 1 Лепка из соленого теста на основе из фольги Собачки (с. 28-31)  
36 2 Торцевание на бумаге Деревья (с. 28)  
37 1 Многослойное торцевание Цветы (с. 26-27)  
38 1 Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе Цветы (с. 28)  
39 2 Изонить на картонных шаблонах Бабочки (с. 24)  
40 2 Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы Забавные фигурки (с. 45-46)  
41 2 Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны Забавные фигурки (с. 47-48)  
42 2 Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля Забавные фигурки (с. 55-57)  
43 2 Дополнительные материалы по выбору Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru)  

 

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Учебные пособия:

Преснякова Т.Н. Бумажное волшебство: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Фе­доров»: Издательство «Учебная литература»,

2011. 64с.

Преснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

Преснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Специфическое сопровождение (оборудование):

■ проекционная техника;

■ компьютер.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Художественное творчество: станем вол­шебниками» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 3 класса на основе авторской программы Т. Н. Просняковой «Художественное творчество: станем вол­шебниками» для1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

· развить творческий потенциал детей средствами художе­ственного труда;

· формировать прикладные умения и навыки;

· воспитывать интерес к активному познанию истории ма­териальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС ННО. Поэтому в программу никаких изменений не внесено.

Общая характеристика курса.

Программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по дан­ному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в со­ответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возмож­ности для самореализации и самовыражения, познания и рас­крытия собственных способностей, проявления инициативнос­ти, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

■ патриотизма - через активное познание истории матери­альной культуры и традиций своего и других народов;

■ трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

■ творческого отношения к учению, труду, жизни;

■ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художествен­ными ценностями материального мира, эстетической вы­разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения кол­лективных художественных проектов);

■ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, живот­ных и др.);

■ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необхо­димости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творче­ство: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей для формирования це­лостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современ­ного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенство­вание определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне­урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Прог­раммой предусматриваются тематические пересечения с таки­ми дисциплинами, как математика (построение геометричес­ких фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас­чет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чте­ние и русский язык (внимательное отношение к слову, точ­ность формулировок, понимание значения и назначения инст­рукций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя раз­витие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуа­лизацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы­брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с анало­гичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образова­тельного учреждения и возможностей современного школьни­ка. В программу включены задания, направленные на актив­ный поиск новой информации - в книгах, словарях, справоч­никах. Передача учебной информации производится различ­ными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, услов­ные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляет­ся за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учеб­ном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориента­ция содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружаю­щем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положи­тельного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобрета­тельность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Под­держанию интереса способствует то, что учебные пособия со­держат разного рода информацию, расширяющую представле­ния об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учеб­ными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изобра­жение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы ра­боты и их последовательность, обучаясь при этом навыкам са­мостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и мето­ды, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее изве­стных приемов, а не точное повторение поделки, предложен­ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учиты­вать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замы­сел. Следует организовывать работу по поиску альтернатив­ных возможностей, подбирать другие материалы вместо задан­ных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшеб­ные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульнoe оригами».

Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Техно­логия», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в рабо­те с учащимися, занимающимися по другим программам.

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом изда­нии рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, де­ревья), но сделать это разными способами, при помощи раз­ных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предус­мотрена интеграция различных предметных областей - не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностя­ми, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказка­ми и легендами о создаваемых персонажах, что дает возмож­ность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необхо­дим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же сред­ства художественной выразительности, которые дети осваива­ют на уроках изобразительного искусства.

Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсце­нировки, коллективные игры и праздники.

Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, поз­воляющий решать ряд дидактических и развивающих задач:

1. дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

2. в конце каждой темы имеется раздел «Мои достиже­ния», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчест­во), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоана­лизом, дети глубже осознают процесс учения;

3. все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;

4. выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирова­ние, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

     Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержа­щая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, тка­ни) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.

       Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвяще­на работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смо­гут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

           Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связан­ными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-стра­нички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».

          Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). Однако программа имеет блоч­ный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 34 или на 51 час в год.

 

Место курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Из расчёта 66 часов в 1 классе и 68 часов в 2-4 классах. Темы, попадающие на праздничные дни, планирую изучить за счёт объединения тем.

Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:

1.Проснякова Т.Н. Бумажное волшебство: рабочая тетрадь по технологии для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Фе­доров»: Издательство «Учебная литература»,

2011. 64с.

2. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

3. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

 Предусмотрена групповая и индивидуальная работа обучающихся.

 

 

4. Ценностные ориентиры содержания курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают и


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.