В конце этого доклада упоминаются три его работы последнего времени) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В конце этого доклада упоминаются три его работы последнего времени)

2022-02-11 22
В конце этого доклада упоминаются три его работы последнего времени) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анонимные Алкоголики — это название группы бывших алкогоı ликов, успешно борющихся с алкоголизмом с помощью терапевтичесı кой программы, которая включает в себя определенные религиозные элементы. Группа появилась благодаря усилиям одного человека — наı зовем его «мистер Х», который в 1934 г. сумел решить свою алкогольı ную проблему с помощью собственного религиозного опыта. Ему удаı лось облечь этот опыт в слова, имеющие глубокий смысл и для других. С тех пор многие алкоголики сумели обрести трезвость, используя этот подход.

Деятельность Анонимных Алкоголиков складывается из трех асı пектов. Воıпервых, члены группы собираются еженедельно, делятся опытом и обсуждают свои проблемы. Воıвторых, всем настоятельно рекомендуется прочитать книгу «Анонимные Алкоголики», где излагаı ются основные принципы этого сообщества; эту книгу необходимо проı читать, чтобы понять принцип действия их реабилитационной програмı мы. Вıтретьих, члены АА работают с новичками, только что пришедшиı ми в группу. Помощь другим приносит двойную пользу: это не только поддержка новичка в его первых шагах, но и поддержка для наставника, т.к. помогает ему самому сохранять трезвость.

По данным штабıквартиры АА в НьюıЙорке деятельность АА хаı рактеризуется следующими показателями:


 

1 Доклад сделан на 99ıом ежегодном заседании Американской психиı атрической ассоциации, которое проходило в Детройте, штат Мичиı ган, 10–13 мая 1943 г.

309


 


5 выздоровевших к концу 1ıго года; 15 выздоровевших к концу 2ıго года;

40 выздоровевших к концу к концу 3ıго года; 100 выздоровевших к концу 4ıго года;

400 выздоровевших к концу 5ıго года; 2000 выздоровевших к концу 6ıго года; 8000 выздоровевших к концу 7ıго года.

Анонимные Алкоголики утверждают, что процент выздоровления среди тех, кто поıнастоящему использует эту методику, составляет 75. Эта цифра в сочетании с очень высокими темпами распространения АА вызывает уважение и требует объяснения.

Я вполне разделяю моральные ценности этого товарищества, знаю о поддержке, которую извлекает каждый член группы из собственной помощи новичкам, и об общей атмосфере надежды и воодушевления, которую создает каждый успешный случай излечения больного, но счиı таю все эти элементы дополнительными по отношению к главной исцеı ляющей силе, каковой является религия. Я надеюсь, что это открытие, к которому я пришел в результате многих продолжительных бесед с мı ром Х, станет понятным к концу данного доклада.

Мое первое знакомство с этой группой произошло благодаря 34ı летней женщине, которая в течение нескольких месяцев была моей пациенткой в Блитвуде. Она была хроническим алкоголиком с многоı летним стажем и, несмотря на свой интеллект, семейное положение и былые успехи, опустилась буквально на самое дно и в итоге осталась без гроша в кармане. Несмотря на то, что она отчаянно хотела выздороı веть, как ни один другой пациент, и оказывала мне полное содействие в осуществлении лечения, результаты были совершенно неудовлетвориı тельными. В конце концов, стало ясно, что она обладала особой струкı турой характера, которая оставалась непоколебимой, несмотря на все ее и мои усилия, что и обусловливало неудачу в лечении. Однажды мне в руки попал экземпляр книги «Анонимные Алкоголики», которая тогда еще даже не была издана типографским способом. Прочитав ее, я обнаı ружил в ней очень точное описание проблемы, которую я наблюдал в характере моей пациентки. Пытаясь немного встряхнуть ее, я дал ей эту книгу. К моему удивлению, книга произвела на нее такое глубокое впечатление, что она договорилась о встрече с Анонимными Алкоголиı ками и вскоре стала активным и очень успешным членом этой группы. С еще большим удивлением я обнаружил, что по мере усвоения ею этой программы, структура ее характера, ранее блокировавшего люı бую помощь, претерпела такие основательные изменения, что теперь его владелица могла оставаться трезвой.


На моих глазах произошло нечто такое, что невозможно было ни оспорить, ни объяснить простым совпадением. Передо мной встал вопı рос: Что же произошло? Я отвечаю на него следующим образом: пациı ентка обрела религиозный или духовный опыт. Однако такой ответ не слишкомıто проливал свет на проблему, и только гораздо позже я приı шел к пониманию его истинного смысла.

Прежде чем пытаться объяснить, как я пришел к пониманию важı ности религиозного фактора, необходимо поговорить о структуре хаı рактера, претерпевающей полное изменение. Несмотря на многие раı боты, где утверждается обратное, сегодня растет понимание опредеı ленных общих качеств, обычно присущих алкоголикам, за исключением случаев, явно обусловленных психическим состоянием. Для так называı емого типичного алкоголика характерно присутствие нарциссического эгоцентрического ядра, где доминируют чувство собственного всемогуı щества и намерение любой ценой сохранить свою внутреннюю неприı косновенность. Эти качества встречаются и при других расстройствах, но у подавляющего большинства алкоголиков они присутствуют поı чти в чистом виде. Как отметил недавно дıр Силлман на основании результатов наблюдения за целым рядом пациентов, ему не удалось определить общую структуру характера у «проблемных» алкоголиı ков, стремящихся уйти от эмоционального стресса, поэтому он исı пользовал такие определения как «непримиримая индивидуальность» и «претенциозность» в качестве наиболее подходящих для комплексноı го описания ряда качеств, присущих таким алкоголикам. Мне кажется, это очень точные определения. Алкоголик в душе не выносит никакого контроля со стороны людей или Бога. Он, алкоголик, сам является хозяı ином своей судьбы и должен оставаться им впредь. Он будет отстаивать эту точку зрения, во что бы то ни стало.

Учитывая более или менее постоянное присутствие подобных черт характера, легко понять, почему такому человеку трудно признать приı мат Бога и религии. Религия, которая требует от человека признать существование Бога, противоречит самой природе алкоголика. Но с другой стороны, и это самый основной момент в моем докладе, если алкоголик сможет поıнастоящему признать существование Силы боı лее могущественной, чем он сам, то уже тем самым он вносит изменеı ние (хотя бы временное, но, возможно, и постоянное) в свою глубинı ную внутреннюю структуру, а когда он сделает это без сопротивления или борьбы, он уже более не будет являться типичным алкоголиком. Самое странное то, что если в алкоголике будет сохраняться это внутı реннее чувство признания Бога, он может и будет оставаться трезвым до конца своей жизни. В глазах его семьи и друзей он обрел религию! В глазах психиатров это является формой самовнушения, или называйı


 


те это как хотите. Независимо от того, что же на самом деле произошло в душе алкоголика, отныне он может оставаться трезвым. Такова точка зрения Анонимных Алкоголиков, и я полагаю, что она подкрепляется фактами.

Давайте вернемся к случаю с моей пациенткой и попытаемся опиı сать ее состояние после ее знакомства с Анонимными Алкоголиками. Изначально она полностью соответствовала вышеприведенному опиı санию структуры характера алкоголика. После того, как она попала под влияние Анонимных Алкоголиков, личностные изменения в ней стали очевидными. Агрессивность ощутимо уменьшилась, исчезло чувство дисı гармонии с окружающим миром, а вместе с ним исчезла и подозрительı ность к другим людям и мотивам их поведения. Появилось ощущение мира и покоя, с реальным снижением внутреннего напряжения; черты ее лица смягчились, и оно стало добрее. Жесткое внутреннее ядро поı степенно изменилось настолько, что пациентка смогла оставаться трезı вой в течение пяти лет.

Какова природа опыта, полученного у Анонимных Алкоголиков и оказавшего столь сильное воздействие на эту пациентку? Очевидно, каı кимıто образом произошло пробуждение религиозных или духовных сил. Мıр Х отмечает, что успех группового воздействия на любого пациı ента зависит от того, насколько сильной будет его внутренняя трансı формация или степень духовного пробуждения. Его собственный опыт носил чрезвычайно мощный, захватывающий характер и извлек его из трясины уныния, вознеся к вершинам восторженной радости и счастья, и в таком состоянии он оставался в течение нескольких часов. Затем на смену ему пришло чувство спокойствия, умиротворения и глубокого убеждения, что он освободился от пут алкоголя. Он утверждает, что около 10 тех, кто приходит к Анонимным Алкоголикам, накануне этого пережили такое же состояние. Остальные 90, которым удается обрести трезвость, приходят к аналогичному результату медленно и постепенно, развивая духовную сторону своей личности посредством ряда специальных шагов, указанных в вышеупомянутой программе. Исходя из опыта, накопленного Анонимными Алкоголиками, скорость духовного пробуждения не является показателем глубины или беспоı воротности исцеления. Начальный религиозный толчок, каким бы маı лым он ни был, кладет начало процессу, а программа АА помогает довеı сти его до успешного завершения.

Что же, в таком случае, представляет собой духовное пробуждеı ние? Здесь нам опять может помочь личный опыт мıра Х. Примерно до 40 лет он был очень способным, энергичным и инициативным человеı ком, но постепенно алкоголь связал его по рукам и ногам. В течение пяти лет или более того он безуспешно пытался противостоять собı


ственной деградации. За 2 недели до его последнего поступления в клиı нику его посетил бывший хронический алкоголик, обретший трезвость по методу Фрэнка Бучмана. Мıр Х безуспешно пытался воспользоваться учением своего друга и, в конце концов, решил лечь в известную наркоı логическую клинику, где он надеялся прочистить свои мозги от алкогоı ля и получить возможность опробовать идеи своего друга по собственı ной системе, когда он будет свободен от воздействия алкоголя. Он был подавлен, измучен тщетной борьбой и находился в отчаянии. Он был готов пробовать любые методы лечения, так как знал, что альтернатиı вой является помещение в государственную больницу и жизнь в состоı янии постоянного безумия. В первый же вечер пребывания мıра Х в клинике к нему снова пришел его друг и снова подробно изложил те принципы, которые, по его мнению, помогли ему выздороветь. После его ухода мıр Х впал в еще более глубокую депрессию, которую он описывает как «глубокое чувство меланхолии и полной безнадежносı ти». Находясь в этой душевной агонии, он внезапно выкрикнул: «Если Бог существует, пусть Он явится мне сейчас!» И с этой мольбы начался его религиозный опыт. Мıр Х отмечает, и, поıмоему, совершенно спраı ведливо, что только тогда, когда к нему пришло полное смирение, он сумел обратиться к Богу за помощью, которая была ему дарована.

Иными словами, исходя из опыта мıра Х, религиозное или духовı ное пробуждение начинается тогда, когда человек перестает надеяться на собственное всемогущество. Непокорная личность отказывается от вызывающего поведения и принимает помощь, руководство и контı роль со стороны. И по мере того, как человек освобождается от негаı тивного и агрессивного отношения к себе и к жизни, он переполняется такими чрезвычайно позитивными чувствами, как любовь, дружелюı бие, умиротворенность и глубокое удовлетворение, что является полı ной противоположностью прежнему беспокойству и раздражительноı сти. Важным фактором является то, что в этом новом душевном состоı янии у человека больше нет никаких стимулов к пьянству.

Еще более глубокое понимание феномена духовных перемен приı шло ко мне благодаря другому пациенту, о котором я хочу сейчас расı сказать. Этому человеку немногим за сорок, он из богатой семьи, где был младшим из нескольких детей, очень избалованным своей матеı рью, страдавшей неврозами и ипохондрией. Он начал пить еще в юносı ти. Почти сразу же он приучился прибегать к алкоголю для решения своих проблем с обществом, и с годами эта зависимость стала все более выраженной. В конце концов, после одного продолжительного запоя он был помещен в Блитвуд.

Он был чрезвычайно восприимчивым пациентом, с готовностью приı знавал свою алкогольную зависимость и быстро заинтересовался Аноı


 


нимными Алкоголиками. Пробыв у нас около месяца, он выписался с убеждением, что справился со своей проблемой. Однако вскоре он вновь начал попивать, а спустя четыре месяца снова поступил к нам после проı должительного запоя. Он опять с готовностью вступал в беседы, но теı перь было ясно, что настоящая борьба еще впереди, и что это такая же борьба, которую вела первая из описанных мной пациентов. Отмеченı ные выше черты создавали непреодолимый барьер для лечения.

В течение недель, пока мы с ним разговаривали об этих барьерах, пациент снова начал украдкой попивать и, в конце концов, ушел в наı стоящий запой. Для купирования запоя он опять был помещен в Блитı вуд. Как это обычно бывает со всеми алкоголиками, протрезвев, он был переполнен раскаянием, чувством вины и глубокого унижения. Крайı ности собственного поведения смяли эту непокорную личность и, нахоı дясь в таком состоянии, он был абсолютно уверен, что больше не возьмет в рот ни капли. Однако на третий день после выхода из запоя, он сказал во время нашей беседы, что мне надо бы принять какиеıнибудь меры против «этого», а когда я спросил, что он подразумевает под «этим», он ответил: «На меня накатывает прежнее чувство. Я чувствую, как закрыı ваюсь от Вас, и это случилось только что». Его безразличие к собственı ной проблеме, вызывающая самоуверенность, полное отсутствие подı линного смирения и чувства вины — все эти черты, которые у него ассоı циировались с настроением, приводящим к запою, снова возвращались и вытесняли чувства, мысли и даже ощущения, которые переполняли его, когда он вышел из последнего запоя. Он знал, что если эти чувства окончательно вернутся и возобладают внутри него, то рано или поздно он снова уйдет в запой. Он понимал, что ему необходимо какимıто обı разом удержать в себе тот настрой, который был в нем сразу после выхода из запоя.

На следующий день он начал наш разговор с заявления: «Док, у меня получилось». Затем он рассказал о том, что пережил прошлой ночью. За неимением лучшего термина, я назову это переживание «псиı хологическим пробуждением». А случилось то, что совершенно внезапı но к нему вдруг пришло правильное осознание собственной личности. Это произошло около 11 часов вечера, и затем он лежал без сна до 4 часов утра, пытаясь привыкнуть к этим новым открытиям и прозрениı ям относительно себя самого.

События, которые произошли с ним за эти пять часов, не очень легко реконструировать, однако они представляли собой величайшее переживание в жизни этого пациента и привели его к правильной оценı ке себя как алкоголика. Более того, впервые в жизни он взглянул на свое привычное поведение со стороны и почувствовал, каким человеком он должен стать, если сможет оставаться трезвым. Еще не осознавая этого


в тот момент, он перешел от полностью эгоцентричного субъективного восприятия к объективному зрелому осознанию себя и своего отношеı ния к жизни.

Глядя назад, становится ясно, что пациент осознал свою эгоцентриı ческую сущность. Впервые он сумел пробиться через барьер собственı ных умопостроений и защитных реакций и понять, что раньше он всеı гда ставил себя на первое место. Он буквально не отдавал себе отчета в существовании других людей, если они непосредственно не затрагивали его интересов. Ему никогда не приходило в голову, что у них тоже есть своя жизнь, похожая, но и отличная от него. Теперь же он больше не ощущал себя всесильным человеком, для которого весь мир сосредотоı чен только на нем одном. Вместо этого он смог увидеть себя по отношеı нию к этому миру и понять, что он всего лишь маленькая частичка вселенной, населенной многими другими индивидуумами. Он мог деı лить жизнь с другими. Ему больше не надо было доминировать и боı роться за сохранение господствующего положения. Он мог расслабитьı ся и не переживать.

Его новые взгляды лучше всего описать его собственными словами. Он сказал так: «Док, Вы знаете, я всю жизнь был обманщиком и не подозревал об этом. Я думал, что интересуюсь людьми, но в действиı тельности, это было не так. Я не думал о своей матери как о больном человеке. Я даже не понимал, что она может страдать как личность; я думал только о том, что будет со мной, когда ее не станет. Люди называı ли меня преданным сыном и ставили в пример, и я верил им. Но на самом деле все было не так. Мне всего лишь хотелось, чтобы она оставаı лась рядом, потому что в ее присутствии мне было легче. Она никогда не критиковала меня, и с ней я всегда чувствовал, что любой мой поступок был хорошим».

Благодаря этим прозрениям он поıновому взглянул на свои преı жние отношения с людьми. В связи с этим он заметил: «Вы знаете, я становлюсь ближе к людям. Иногда у меня получается думать о них. И еще мне стало легче в их присутствии. Возможно, это оттого, что я больше не считаю, будто они действуют против меня, так как я больше не чувствую, что должен противостоять им. Я теперь думаю, что, может быть, они поıнастоящему любят меня».

Можно процитировать и другие открытия, сделанные им относиı тельно себя и своих отношений с окружающим миром, но они лишь снова подтвердят, что впервые за всю жизнь этого пациента у него поı явилось поıнастоящему позитивное мышление. Однако переход к объекı тивности — это лишь полдела. В связи с этим переходом произошло не менее разительное изменение преобладающего эмоционального тона ощущений. Слова, которыми этот пациент описывал свой новый психоı


 


логический настрой, напоминали описание своего духовного опыта мı ром Х: «Я чувствую себя превосходно, но не так, как при употреблении алкоголя, совсем поıдругому. Я чувствую себя спокойным, не волнуюсь, и мне не хочется суетиться. Я теперь согласен никуда не рваться, и не собираюсь ни о чем беспокоиться. Я нахожусь в расслабленном состояı нии, но чувствую, что могу лучше справляться с жизнью, чем когдаıлибо раньше». Затем он продолжал: «Я поıдругому отношусь к Богу. Я соглаı сен думать, что Ктоıто наверху управляет вещами, которыми не хочу управлять я сам. По сути, я даже рад, что ощущаю присутствие Всевышı него, который может присмотреть за всем. Возможно, это чтоıто вроде религиозного чувства, о котором все говорят. Что бы это ни было, я надеюсь, оно никуда не исчезнет, потому что мне еще никогда в жизни не было так спокойно».

Это утверждение пациента демонстрирует его изменившееся отı ношение к Богу, а также то, что он осознает факт прекращения своих усилий по сохранению собственной индивидуальности, и что теперь он может расслабиться и наслаждаться жизнью тихо, но с огромным удоı вольствием. Он признает, что такие чувства имеют явно религиозную окраску, и его оценка была верной, потому что ему удается сохранять трезвость уже около года. Переход к объективности и изменение эмоı ционального тона ощущений оказались именно тем, что ему требуется для сохранения трезвости. Несмотря на то, что этот период трезвости пока относительно короток, пациент чувствует под ногами гораздо боı лее твердую почву. Прежде в периоды трезвости он постоянно боролся с желанием выпить. Сейчас в его душе царит полный покой, так как он знает, что от него требуется для сохранения трезвого образа жизни.

Я привел этот случай, поскольку он демонстрирует возможность очень быстрой психологической переориентации человека, в резульı тате которой совершенно меняется его жизненный уклад и взгляды на жизнь. Можно задаваться вопросом относительно долговечности этих изменений, но нельзя подвергать сомнению факт обретения дуı ховного опыта.

Еще более важным обстоятельством в рамках данного доклада является то, что пациент, обретший такой духовный опыт, использовал те же слова для описания своих новых ощущений, что и мıр Х при опиı сании своего религиозного опыта, и другая моя пациентка после того, как с ней начали работать активисты из Анонимных Алкоголиков. Мıр Х сообщил мне, что из тех 10 процентов, у которых происходит быстрое пробуждение, некоторые достигают его на базе подлинно религиозноı го переживания, а другие — в результате захватывающего психологиı ческого переживания, как это произошло с моим пациентом. Остальı ные 90 процентов приходят к тому же результату постепенно, как та


моя пациентка. Независимо от того, каким путем был достигнут реı зультат, представляется бесспорным, что в конечном итоге все обретаı ют чувство покоя и безопасности, и они связывают это с развитием духовной жизни. Происходит подавление нарциссической составляюı щей характера, по крайней мере, на какоеıто время, и вместо этого возникает гораздо более зрелая и объективная личность, способная поı зитивно и конструктивно воспринимать жизненные ситуации, не приı бегая к помощи алкоголя. По словам мıра Х, все члены товарищества Анонимных Алкоголиков, которым удается сохранять трезвость, рано или поздно претерпевают такие же личностные изменения. Им необхоı димо избавиться от нарциссизма навсегда, в противном случае програмı ма Анонимных Алкоголиков будет действовать только в течение какоı гоıто периода времени.

Здесь позвольте мне поделиться еще двумя наблюдениями. Воıперı вых, существует громадная разница между подлинным, эмоциональı ным религиозным чувством и нечетким, смутным, скептическим рассуı дочным верованием, которое многие люди принимают за религиозное чувство. Независимо от того, что именно вкладывает человек в понятие Высшей Силы, до тех пор, пока со временем он не начнет ощущать ее реальность и близость, его эгоцентрическая натура будет снова выдвиı гаться на первый план с той же силой, и он снова начнет пить. Воıвторых, большинство из тех, кто в конце концов достигает необходимого духовı ного состояния, делают это исключительно в результате следования программе Анонимных Алкоголиков, а не потому, что им когдаıто удаı лось осознанно пережить внезапный подъем религиозных чувств. Взаı мен этого они медленно, но уверенно приходят к такому состоянию души, пребывая в котором, они спустя некоторое время начинают резı ко осознавать огромную разницу между ним и их прежним состояниı ем. К своему удивлению, они обнаруживают, что их взгляды и мнения приобрели очень отчетливую религиозную окраску.

Следовательно, эффективность программы Анонимных Алкоголиı ков, в первую очередь, связана с развитием религиозного чувства, котоı рое становится непосредственным нейтрализатором эгоцентрических элементов в характере алкоголика. В случае если это чувство полностью интегрируется в новые поведенческие навыки, пациент будет сохранять трезвость. Мıр Х говорит, что такой процесс интеграции занимает опреı деленный период времени, и что если структура личности не претерпеı вает заметных изменений в течение полугода, то есть вероятность, что духовность в конечном итоге будет побеждена подавленной на какоеı то время сущностью алкоголика. Иначе говоря, если религиозный имı пульс, который обеспечивают Анонимные Алкоголики, не вызовет изı менений в более глубинных составляющих личности, то эффект проı


 


граммы будет недолговременным. Важно заметить, что эти изменения, которые типичны для излечившихся алкоголиков, происходят без вмеı шательства психиатра, но, судя по описаниям мıра Х, они обладают теми характеристиками, которые мы, психиатры, надеемся обнаружить у своих пациентов в результате нашего лечения. Вкратце он суммирует свои наблюдения следующим образом: «Алкоголик должен обрести объективность и зрелость, иначе он не сможет оставаться трезвым».

Я убежден, что терапевтическая ценность подхода, используемого Анонимными Алкоголиками, базируется на религиозной или духовной силе, способной сокрушить доминирующий нарциссизм алкоголика. По мере укоренения духовного чувства в душе алкоголика, к нему прихоı дят совершенно новые позитивные мысли и ощущения, способствуюı щие его взрослению и дальнейшему духовному росту. Иными словами, группа АА полагается на силу эмоционального воздействия и религию для достижения результата в эмоциональной сфере, что подразумевает избавление от негативных и враждебных эмоций и их замещение набоı ром позитивных эмоций, в присутствии которых человеку больше не надо отстаивать свою непокорность, а вместо этого он может жить в покое и гармонии со своим внутренним миром и окружающими, своı бодно общаясь и сотрудничая с ними.

Еще одно последнее замечание. Современная психиатрия сдержанı но относится к чисто эмоциональным методам воздействия. Метод счиı тается подозрительным, если он не привязан к рассудку и интеллекту. Сегодня для выявления причин, препятствующих синтезу, под котоı рым подразумевается такое эмоциональное состояние, когда человек не страдает от конфликтов и напряжения, упор делается на анализ, опиı рающийся на рассудок. При этом предполагается, что если с помощью такого анализа выявить и высвободить блокирующие эмоции, то на их месте возникнут позитивные синтетические эмоции. Однако не менее логично вызывать замену эмоций с помощью других эмоций, а затем, когда такая замена произойдет, подключить рассудок и интеллект, чтоı бы закрепить этот новый ряд эмоций в структуре личности. В опредеı ленном смысле, это именно то, что происходит среди Анонимных Алкоı голиков: религия воздействует на нарциссизм и нейтрализует его, приı водя к состоянию синтеза. Говоря о собственном религиозном переживании, мıр Х часто называет его «замечательным синтезируюı щим опытом, когда впервые в жизни мне все стало ясно, как будто рассеялось гигантское облако и все осветилось неземным светом». Мой второй пациент, говоря о том же самом, отметил следующее: «Теперь я чувствую цельность внутри себя. Во мне есть внутренняя гармония, меня больше не раздирают противоречивые чувства и желания». И именно на фоне этих новых эмоций пациент смог более адекватно участвовать


в обсуждении своих предыдущих проблем и действий, которые необхоı димо предпринять, чтобы в будущем избежать повторения подобных проблем. Пережив синтезирующий опыт, пациент впервые в жизни смог честно и поıнастоящему проделать работу, необходимую для самопоı нимания.

Это представляется мне вполне очевидным уроком для психиатı ров. Хотя предполагается, что мы и занимаемся эмоциональными проı блемами, в целом мы все же проповедуем интеллектуальный подход и слишком мало доверяем эмоциям. Мы ощущаем неловкость и смуı щение, когда нам приходится опираться на эмоции, и всегда извиняı емся перед своими коллегами, если нам кажется, что они могут посчиı тать наши методы чересчур эмоциональными. А тем временем друı гие люди, менее скованные традициями, продолжают использовать такие методы и достигают результатов, нам недоступных. Поскольку мы считаем себя непредубежденными и неконсервативными специаı листами, нам совершенно необходимо осуществить грамотное и проı должительное изучение результатов, которых достигают неспециалиı сты в нашей области деятельности. Возможно, мы зашорены гораздо сильнее, чем нам кажется.

Последние работы дıра Тьебу:

«Роль психиатрии в области лечения алкоголизма», 1951.

«Сравнительный анализ капитуляции и уступчивости в терапии», 1953.

«Факторы эго в процессе капитуляции алкоголиков», 1954.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ «Е:с»


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.