Понятие «интерес, познавательный интерес» . — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие «интерес, познавательный интерес» .

2022-02-11 37
Понятие «интерес, познавательный интерес» . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мастерство управления активной познавательной и развивающей деятельностью учащихся зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, внимание, мышление, волю. По мнению Щукиной Г.И., «в процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учителя в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее направленности».

Трудно сказать, по каким путям поведет школьника его естественный возрастной процесс активности, если он не будет направлен никакими умственными интересами. Об этом очень серьезно предупреждал в свое время учителей К.Д. Ушинский, считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Чтобы стимулировать активную познавательную и развивающую дея тельность учащихся необходимо формировать у школьников стойкий интерес.

Интерес - это весьма многоплановое и часто используемое в разных смыслах понятие. Им обозначается определенное отношение (оценочное отношение) к чему-либо, к кому-либо ("Это — интересная книга", "Саша - интересный человек").

Интерес может обозначать оценку некоторой деятельности, вызывающей у субъекта положительное эмоциональное переживание ("Катя с интересом работала на уроке", "Дима с интересом рассматривал картину" и т.д.). Такие интересы обычно сами по себе не вызывают какой-то деятельности, не являются побуждениями (мотивами) к деятельности. Но иногда в основе интереса лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, и тогда такой интерес является потребностью и служит весьма действенным мотивом к деятельности, которая приносит субъекту эти желанные переживания.

Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная врожденная и постоянно развивающаяся потребность в эмоциональном насыщении. Наши эмоции — это «продукты» нервных аппаратов, находящихся в коре головного мозга. Эти аппараты, как и все органы человека, нуждаются в регулярном функционировании. При этом потребность в функционировании эмоциональных аппаратов необходима для продуцирования не только положительных эмоций, но и отрицательных. Следует иметь в виду, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными эмоциями. Отрицательные эмоции - это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельная. Положительная эмоция сигнал возвращения благополучия. Отрицательные эмоции нужны человеку, они вредны лишь в избытке.

Для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм, смена отрицательных и положительных эмоций в рамках определенной для данного индивида интенсивности. Переживание положительных и отрицательных эмоций — это врожденная потребность. И наш мозг нуждается в напряжении, в тренировке, в закаливании в такой же мере, как и мышцы. Если такой тренировки, такого насыщения организма эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме чувств скуки и тоски.

Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес и его разновидность - склонность, обозначающая обычно сильное стремление к определенной деятельности. Интерес-потребность в определенных эмоциональных переживаниях, переходящая в склонность, является весьма важным и действующим мотивом соответствующей деятельности, необходимым и в учебно-воспитательном процессе. Недаром некоторые педагоги считают, что искусство воспитания есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов.

Примером интереса-потребности в эмоциональном насыщении может служить коллекционирование предметов (марок, открыток и т.д.), ибо в его основе лежит нужда в определенных эмоциональных переживаниях, связанных с самим процессом и результатом коллекционирования. Такой же потребностью является, например, интерес к решению задач, когда ученик решает задачи не потому, что этого требует учитель, а ради интереса, ради получения эмоционального удовлетворения от преодоления трудностей, ради радости от удачно найденного красивого решения. И в результате интерес перерастает в познавательный интерес.

Познавательный интерес – интерес к учению, который тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности.

(Харченко В.Д.).

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

(Маркова А.К.).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.