Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся.

2022-02-11 54
Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 4.

Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся.

План.

1. Понятие «интерес, познавательный интерес».

2. Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся.

3. Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности.

4. Активизации познавательной деятельности учащихся.

 

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся.

Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия.

Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса:

q взаимодействие познавательных процессов и состояний;

q роль установки на уроке, занятии;

q организация восприятия и наблюдения;

q организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать);

q тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал;

q развития мышления учащихся;

q развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки;

q интеллектуальная активность и самостоятельность:

- стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример);

- учет индивидуальных способностей учащихся;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях;

q развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта);

q наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;

q учет этапов организации познавательной деятельности учащихся:

- обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения;

- организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся;

- закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся.

Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов?

Как учитель-мастер формирует их у учащихся?

Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались?

Как управляет опытный педагог развитием содержательного отношения к учению?

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

 

ПЗ 3.

Фототерапия.

Психологические функции данной разновидности:

1. Фокусирующая (актуализирующая) функция: связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию происходивших ранее событий.

2.Стимулирующая функция: происходит активизация различных сенсорных систем – прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.

3. Удерживающая функция: фотография удерживает чувства в их бессознательном реагировании в реальности.

4. Защитная функция: обеспечивает дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний и определенную степень их контроля.

Методики фототерапии: оформление фотоальбома или фотоколлажа, составление плаката. Для развития социальной компетентности рекомендуется составление карт района, города, поселка, дома, сада, магазина и пр. Для укрепления образа «Я», осмысления или переоценки смыслов жизни могут использоваться, например, темы «Жизненный путь», «Линия жизни», «Воспоминания детства», «Грани моего детства» и т. п.

Сказкотерапия.

В самом общем виде сказкотерапия (сказкокоррекция) – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений и на этой основе коррекция своего понимания мира и собственного отношения к нему. Кроме того, сказкотерапия позволяет активизировать ресурсы и потенциал личности для улучшения внутреннего мира и природы вокруг.

В коррекционной работе сказки могут выполнять следующие функции.

1. Функция зеркала: содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир ребенка, облегчая таким образом процесс идентификации с ним.

2. Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают различные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом помогают учиться на основе сказочной модели.

3. Функция опосредования: сказка выступает в качестве посредника между ребенком и взрослым, снижая сопротивление.

4. Функция хранения опыта: сказки продолжают действовать в жизни ребенка даже после завершения работы над ней.

5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности.

6. Функция изменения позиции: сказки неожиданно вызывают у ребенка новое переживание, изменяющее позиции в его сознании.

В сказкотерапии используются сказочная имидж-терапия: ребенок добровольно принимает на себя образ того или иного сказочного героя, корректируя свое поведение. Коме того, - сказочная куклотерапия: воплощение сказочных образов с помощью кукл-марионеток, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, теневые куклы.

Игротерапия.

Не менее эффективные и различные виды игротерапии.

Например, песочная терапия – игры с песком: ожитворение абстрактных символов (геометрических фигур, букв, цифр, различных фигурок и т. п.) или пуговичное ожерелье, родовое дерево, игры со спичками и т. п.

Гарденотерапия.

Это особое направление психосоциальной, трудовой и профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Разновидности: работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики или фитодизайна).

Компьютерные технологии.

Компьютерные технологии важны, прежде всего, как источник информации при использовании сети Интернет.

 

 

Тема 4.

Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся.

План.

1. Понятие «интерес, познавательный интерес».

2. Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся.

3. Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности.

4. Активизации познавательной деятельности учащихся.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.