Тема 50. Авторское право и смежные права. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 50. Авторское право и смежные права.

2022-02-10 53
Тема 50. Авторское право и смежные права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 50. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

Вопрос 1. Понятие авторства.

Автором произведения науки, литературы или искусства, согласно ст. 1257 ГК РФ, признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

 

Вопрос 2. Понятие соавторства.

Статья 1258 ГК регулирует отношения, возникающие по поводу соавторства. В соответствии с данной статьей граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. При наличии последнего условия часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению.

 

Вопрос 3. Объекты авторских прав.

Существенное значение имеет определение круга объектов авторских прав (ст. 1259 ГК). Такими объектами являются следующие произведения независимо от их достоинств и назначения, а также способа выражения:

• литературные произведения;

• драматические, музыкальные и хореографические произведения;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, скульптуры, другие произведения изобразительного искусства и т.д.

К объектам авторских прав относятся также программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся:

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Согласно ст. 1260 ГК переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

 

Вопрос 4. Личные неимущественные права автора.

Личными неимущественными правами автора являются право авторства и право на имя. Общие определения понятий этих прав даны в ст. 1265 ГК. Под правом авторства понимается право признаваться автором произведения, под правом автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Указанные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ФОРМЕ АКТИВНО-ИГРОВОГО СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ 50: «АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА».

ЗАДАНИЕ 1.

1.Вопросы лекции для рассмотрения: «Понятие авторства. Понятие соавторства. Объекты авторских прав».

 

2. Практические ситуации.

1. Дочь фотографа Александра Геринаса Елена обратилась с иском о защите нарушенного авторского права. Геринас – отец истицы, автор фотографии, на которой запечатлена восьмимесячная Елена Геринас, и которая в 1962 г была опубликована на обложке журнала "Здоровье". В 1965 г. фабрикой "Красный Октябрь" было начато производство шоколада "Аленка", на этикетке которого, по мнению истицы, содержалась копия данной фотографии. Истица и ее представители в судебном заседании ссылались на то, что ответчиком были нарушены, принадлежащие ей по праву наследования, имущественные права, а именно - исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом: право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт. Ответчик ОАО "МКФ "Красный Октябрь" - иск не признал.

Какие действия по закону признаются воспроизведением произведения? Являются рисунок с фотографии творчески самостоятельным произведением?

 Принадлежит ли лицу, использовавшему чужое произведение для создания нового, авторское право на созданное им произведение?

Какое решение должен вынести суд?

2. Карагиоз в своей монографии многократно цитировал небольшую по формату, но широко нашумевшую научную статью Силина. Ознакомившись с монографией, Силин пришел к выводу, что его статья, разбитая на цитаты, в полном объеме присутствует в работе Карагиоза. Силин обратился в суд с требованием о выплате вознаграждения.

Какое решение должен вынести суд?

3. Артур Конан Дойл познакомился с конюхом по фамилии Баскервиль в имении своего друга Флетчера Робинсона, который рассказал ему старинную девонширскую легенду об адской собаке. Писатель счёл помощь друга столь существенной, что сначала подписал рукопись своей и Флетчера фамилиями, но, затем, по требованию редакции, вычеркнул имя друга, однако внёс в рукопись авторскую благодарность «мистеру Робинсону, который мне помогал». Впрочем, уже из второго издания «Собаки Баскервилей» эта надпись исчезла. Тогда Робинсон публично обвинил Дойла в плагиате.

 Кто из них, согласно действующему российскому законодательству, прав?

ЗАДАНИЕ 2.

1.Вопросы лекции для рассмотрения: «Личные неимущественные права автора. Право на неприкосновенность произведения. Право на обнародование произведения».

 

2. Практические ситуации.

1. Москвич Фархад Ильясов обратился в Мосгорсуд с требованием отменить регистрацию Юрия Лужкова в качестве кандидата в мэра столицы, так как тот использовал на своих листовках символику Мосгоризбиркома, тем самым, нарушив закон об авторских правах. Ильясов подчеркивал в своем заявлении, что знак Мосгоризбиркома - это дизайнерская работа и не может передаваться частным лицам. Суд отклонил заявление гражданина Ильясова. Каковы должны быть основания для принятия этого судебного решения?

2. Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым во время дополнительного сна после завтрака в первой половине дня 17 февраля 1869 года. Такую легенду он сам придумал и поддерживал. Проснувшись, Менделеев записал таблицу с заголовком "Опыт системы элементов, основанный на их атомных весах и химическом сходстве", проставил дату: 17 февраля 1869, затем отпечатал текст на русском и французском языках в количестве 150 и 50 экземпляров, соответственно, и отправил по почте своим коллегам в России и за рубежом.

Зачем он это сделал?

 Требуется ли регистрация или соблюдение, каких либо формальностей для возникновения и осуществления авторского права?

Мог ли бы в наше время Д.И.Менделеев запатентовать свою таблицу?

ЗАДАНИЕ 3.

1.Вопрос лекции для рассмотрения: «Исключительное право на произведение. Договор авторского заказа. Понятие смежных прав».

 

2. Практические ситуации.

1. Художник Кузнецов, человек далёкий от бизнеса, нарисовал картину и, реализуя своё исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом (Ст. 16. Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), сдал её на реализацию в магазин «Художественный салон». Картина была продана. Магазин оставил себе торговую наценку, с которой уплатил все положенные налоги. Кузнецов получил на руки 100 тыс. рублей. С этих денег он уплатил, установленный подоходный налог - 13%.

В чём заключается правонарушение Кузнецова?

Что изменилось бы, если, кроме Кузнецова, его соавторами были бы художники Крылов и Николаев?

Что ему необходимо сделать, чтобы не входить в противоречие с уголовным кодексом?

2. В начале 1928 года почти никому не известный 23-летний писатель М.Шолохов опубликовал первую книгу своего произведение под названием «Тихий дон». Авторство Шолохова относительно "Тихого Дона" долгое время оспаривалось, утверждалось, что настоящий автор - неизвестный казачий офицер или писатель Федор Крюков.

Обязан ли был в этой ситуации Шолохов в суде доказывать своё авторство, чтобы прекратить эти кривотолки?

С какого момента возникло авторское право Шолохова на «Тихий Дон»? Имел ли право кто-либо в средствах массовой информации высказывать сомнения в авторстве Шолохова?

ЗАДАНИЕ 4.

1.Вопросы лекции для рассмотрения: «Объекты смежных прав. Право на исполнение. Право на фонограмму и другие смежные права».

 

2. Практические ситуации.

1. Творческая доработка российским композитором Р. Щедриным произведения французского композитора 19 в. Ж. Бизе привела к созданию коллективного произведения, названного им «Кармен-сюита».

Дайте правовую оценку такому соавторству.

2. На сцене театра был поставлен водевиль по пьесе иностранного автора. Пьесу перевел на русский язык Барышников. Спустя два года после первой постановки пьесы поэты Семенов и Насонкин предъявили иск к Барышникову о признании их соавторами сценической редакции пьесы и взыскании в их пользу части выплаченного переводчику вознаграждения. Одновременно к Барышникову предъявил иск Слуцкер с требованием признать его соавтором перевода пьесы, поскольку им был переведен ее первый акт. Экспертиза по делу установила, что с одобрения автора, пьеса подверглась в процессе постановки значительной литературной и сценической переработке. Поэты по заказу театра написали стихи для песен, созданных композитором Апариным и ставших неотъемлемой частью либретто. Эти песни в значительной мере определили общий тональный стиль спектакля. За стихи и музыку поэты и композитор получили гонорар, установленный договором с театром. Анализ текстов переводов пьесы, представленных Барышниковым и Слуцкером, показ, что пьеса поставлена театром полностью по переводу Барышникова.

Кого закон признает соавтором?

Каковы права переводчика?

Как может быть разрешен спор?

3. В феврале 2000 г. безработная москвичка Быстрова приобрела на рынке у ДК имени Горбунова 200 контрабандных видеокассет с популярными фильмами - "Фанат", "Стриптиз", "Аляска" и прочие, заплатив за каждую 100 рублей. На Митинском радиорынке она стала продавать кассеты по 150 рублей. Исключительные права на фильмы принадлежали московской фирме "WestVideo".

Дайте гражданско-правовую оценку ситуации.

 

 

ТЕМА 50. АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.