Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8.

2022-02-10 56
Формирование: ОК 1., ОК 2., ОК 4, ОК 8. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План занятия

Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «ценности», «личностный смысл».

Основные потребности личности (пирамида А. Маслоу).

Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение».

Полимотивированность профессиональной деятельности медицинского работника.

Соотношение интересов, мотивов и потребностей.

Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности.

Эмоции и воля

1. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях, которых ему недостает. Доминирующая в конкретный момент времени потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности человека. Потребности человека формируются в процессе воспитания, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.

Мотивы - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотивация - динамический процесс внутреннего психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, то есть совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия, организованность.

Ценность – это объект, который имеет жизненно важное значение для субъекта. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом. В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение.

2. Абрахам Маслоу считал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на основные категории:

В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач (каждый человек стремится к уверенности в себе, завтрашнем дне, должен иметь дом-крепость)

3. Потребность в принадлежности и любви (быть любимым, желанным, иметь семью, принадлежать к к-л роду, т.д)

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание (хотим, чтобы нас хвалили, замечали успехи, карьера, т.п)

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать (стремление к изучению нового, неизвестного)

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности (творчество, развитие, личностный рост, совершенствование себя)

 

Выглядит иерархия потребностей в виде пирамиды - от низших к высшим:

 

3. Социальная установка – мотив, побуждающий личность к деятельности. Д. Узнадзе определил установку состоянием готовности к определенной активности. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, определяющих процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации. Они охарактеризовали обе стороны вышеприведенного отношения понятиями «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). Аттитюд – «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Функции аттитюд:
1) приспособительная (адаптивная) – направление субъекта к объектам, служащим достижению его целей;
2) функция знания – выработка способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (функция саморегуляции) - освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
4) функция защиты – разрешение внутренних конфликтов личности.
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда:
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека.
В результате стереотипизации формируется социальная установка.
Социальные установки обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации и познания. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.
Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.
На смысловом уровне установки определяют отношение личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны со стремлением довести начатое до конца (эффект незавершенного действия (К. Левин, В. Зейгарник). На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения на основе прошлого опыта.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
1) до 12 лет – установки соответствуют родительским моделям;
2) с 12 до 20 лет – установки связаны с усвоением социальных ролей;
3) с 20 до 30 лет происходит формирование на основе установок системы убеждений.

Каждый человек подвержен тем или иным стереотипам – неким устоявшимся картинкам действительности, устойчивым убеждениям, поменять которые в нашем сознании удается далеко не всем. Кто-то относится с предубеждением к противоположному полу, кто-то наделяет типичными характеристиками представителя определенной национальности или религиозной принадлежности.

Впервые термин «стереотип» использовал американский политолог У.Липман в начале прошлого столетия. Он считал, что жизнь в стереотипах очень удобна – так эти «картинки мира» экономят усилия при понимании и восприятии сложных объектов (вещей или людей). Существует сотни стереотипов в сознании людей. «Пожилые люди не умеют разбираться в компьютерах», «женщины не способны хорошо управлять автотранспортом», «мужчины не любят так своих детей, как слабый пол», «отдых в карпатах зимой лучше, чем летом», «немцы излишне скупы, японцы – скрытны, а русские – ленивы» и еще масса шаблонов, которыми ежедневно руководствуется подавляющее число жителей нашей планеты. Очевидно, что стереотипы – часто ложное представление людей о действительности (ложное убеждение).

4. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций). При этом в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие - подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь комплекс мотивов, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, то есть в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности, в форме общего эмоционального настроения субъекта. Виды мотивов:

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.