Подхода: 1- хелла зиглера, 2- ломова — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Подхода: 1- хелла зиглера, 2- ломова

2022-02-10 28
Подхода: 1- хелла зиглера, 2- ломова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критерии оценки теории личности

Баррес Фредерик Скиннер: личность и научение.

Бихевиоральная терапия. Набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения

Безусловная реакция. Невыученная реакция, которая автоматиче ски следует за безусловным стимулом.

Биологическая обратная связь. Тип бихевиоральной терапии, в которой клиент учится контролировать некоторые функции своего организма (например, артериальное давление) при помощи специального оборудования, которое обеспечивает информацию о внутренних процессах тела.

 

Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения.

 

 

Курт Левин: теория психологического поля.

Левин: гештальт -психология.. Категория настоящего – личность живет здесь и теперь. Гештальтпсихология: образ мира – гештальт (сразу, не сумма); образ – в данный момент; изоморфизм (тождество закономерностей в разных науках). Наличие насыщаемых и не насыщаемых потребностей; истинные (профессиональные, самоутверждение) и псевдо (квази) – возникает напряжение – валентность. Эффект Зейгарник. Полезависимое (наличие потребности; зависит от объектов) поведение, если нет временной перспективы. Ригидность – фиксация на 1 объекте.

Потребность – удовлетворение или поле. Замещающее действие: разрядка Е в схожих обстоятельствах. Типы: эквивалентные, действий в направлении первоначальной цели (идет по нужной улице, потом разрядка – забыл за чем шел), нереальный (Дембо). Замещение – перемещение Е, а у Фрейда – либидозное. Если испытуемого прерывают и предлагают аналогичную деят-ть, то он не возвращается (Овсянкина). Потребности коммуницируют. Умственно отсталые возвращаются к действиям, даже если они были схожие (ригидность, не коммуницируют потребности). Жизненное пространство – поле и личность. Еда – поленезависимое поведение (волевое поведение).

Разные элементы поля, обладают разными притегательными системами (например, то что нравится притягивает, что противно не притягивает)

Смешанная валентность (когда притегательно что-то, но из-за определенной ситуации не притягаткльно, например не хочешь вкусной еды так как уже наелся или не голоден)

 

Предправосхищение событий(идеальные мотивы, волевое поведение (встраивается в ситуацию -делаю как все или как надо по правилам) полевое поведение-действовать, как не требует система

 

Гештальт - терапия Фредерика Перлза.

Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу.

 

Система отношений в структуре личности по Владимиру Николаевичу Мясищеву.

Критерии оценки теории личности

подхода: 1- хелла зиглера, 2- ломова

 

в хелла зиглере критерии:

1- верифицированность, любая теория личности должна быть проверяема другими исследованиями.

2-эвристическая ценность, то на сколько данная теория пораждает других исследователей проводить дальнецшие исследования, то на сколько она обладает ценностью развиваться

3- внутренняя согласованность, чтобы внутри теории не было противоречий

4- экономичность, чем проще теория тем лучше.

5- широта охвата, противоречит 4 пункту, чем больше феноменов описывает тем шире она по охвату

6 - функциональная значимость, насколько теория полезна для практики в первую очередь

 

Критерии оценки по ломову

-обобщенносиь

-добротные постулаты (опоры на предыдущих авторах и материалах)

-прогнастическая ценность (

-примеряемая (

-соответсвовать факту

 

3. Классификация теорий личности.

К настоящему времени число теорий личности в зарубежной персонологии (от англ. personality – личность, индивидуальность) исчисляется сотнями, и все они существенно зависят от теоретической ориентации их авторов. Теории личности в зарубежной психологии в большинстве своем отражают содержание наиболее распространенных на западе психодинамического, экзистенциально– гуманистического и поведенческого направлений в психологии. Такое многообразие концепций личности является следствием недостаточности методологических основ психологии, отсутствием единства мнений психологов по вопросу понимания предмета, методов и задач психологии как науки.В отечественной психологии, которая на протяжении значительного исторического отрезка времени развивалась самостоятельно, также сформировалось несколько теорий личности, которые хотя и по-разному решают эту проблему, но исходят из основного положения марксисткой философии о том, что личность человека обусловлена общественными, социальными условиями, причем личность не является простой проекцией этих условий, она сама их создает и творит.

!!!Представители первой тенденции отстаивали возможность дать строго научное объяснение поведению человека. Причем если одни из них главные причины поступков и поведения человека усматривали во внешней ситуации, т.е. действии окружающей среды – социодинамические теории,

  то другие – считали главными детерминантами человеческого поведения внутренние факторы и свойства личности – психодинамические теории.

Промежуточная точка зрения основана на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальным поведением человека (интеракционисткие теории).

 

4. Зигмунд Фрейд и психоанализ.

 

Фрейд. Психодинамическая теория личности.

 

Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Мотивация – инстинкты (врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки).

3 типа тревоги: реалистическая (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролировать Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго).

Защитные механизмы: вытеснения, проекция, замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.

Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал)

 

5. Карл Густав Юнг и аналитическая теория личности.

Юнг:психоаналитический подход

Биография:до 9 лет замкнутый ребенок, интерес к духовной проблематикой и изучал монологи. Юнг работал с детьми эмигрантов, обнаружил образы из их культуры, которую они не видели, из этого сделал вывод, что в сознании живут образы (в культурах много схожих образов)

Теория коллективное бессознательное-самвй глубокий уровень личности, содержит воспоминание и образы передаываеиые от предков (наследие культурной эволюции). Содержание колл. Бессознательного. -архитип(образ или символ содержащий в к. Б, который предспологает чел чувствовать, думать образами в культуре)

Архитипы структуры личности:-(рис.схема)

-персона (архитип отражающий стиль в котором мы общаемся, что мы показываем людям(публичное лицо)). -анима и анимус(что мы показываем, но не осознаем, ж-анимус(как мужчины девушки, и м- анима м, как девушки),в любой девушки, есть что-то противоположное мужское.

Персона это то, что мы показываем при общение осознанное (наше публичное лицо). Тень это противоположное, то что мы показываем не осознанно (подавляет в себе, но это выходит после более агрессивно)

Самость -ядро личности, которое объединения и сознательное и бессознательное. Если мы не будем бороться с тенью она нам будет помогать(тень может быть ценна, она например спасает). Эго и самость связаны и объединяют сознат. И бесознат....(человек может решить, что он может развить и исправить).

6. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера.

Компенсация чувства неполноценности, испытываемого в детстве. Уникальности стиля жизни каждого. Типы личности связанные со стилями жизни: управляющий (активны, но не в социальном плане), берущий (паразитическое отношение), избегающий тип (нет ни интереса, ни активности), социально полезный (зрелость, социальная ориентированность, высокий уровень активности). 3 задачи: работа, дружба, любовь. Порядковая позиция ребенка в семье: первенец (интеллект развит), единственный, средний и последний (алкоголик). Социальный интерес – внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. И степень выраженности этого явления – показатель здоровья. Потом жизненные цели (задачи) – у Франкла. Препятствия к личностному росту: органическая неполноценность, избалованность, отверженость.

 

7. Карен Хорни: социокультурная теория личности.

в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между мужчиной и женщиной; не признает существование психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – социальные отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.

 

8. Гуманистический психоанализ Эриха Фромма.

Гуманистический психоанализ. Сформулированная Э. Фроммом

теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивидуума.

Типы характера по Фрому

1. Продуктивный тип характера. В теории Фромма – это цельный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

2. Рецептивный тип характера. Для такого человека источник благ – вне личности. Контакт с миром сводится к пассивным попыткам завладеть людьми и вещами. Самооценка занижена.

3. Рыночный тип характера. Тип, при котором человек оценивает себя как товар, который можно выгодно продать или обменять; предельно отчужденный от других

4. Эксплуатирующий тип характера. Тип, при котором человек добивается от других желаемого силой или обманом. Проявляется агрессивность по отношению к людям

5. Накапливающий тип характера. У такой личности ведущее стремление – сохранить то, что есть в наличии, в любви – безраздельно владеть партнером. Предпочитает жить воспоминаниями о прошлом.

Экзистенциальные дихотомии. Противоречия, коренящиеся в самом существовании человека, которые он не может устранить, но на которые человек может реагировать различными способами соответственно своему характеру и культуре.

Экзистенциальные потребности. Специфические, присущие только человеку потребности. Только они могут подтолкнуть нас на путь воссоединения с природой. Существуют позитивные и негативные способы удовлетворения человеческих потребностей(см.таб)

Инцестуальный симбиоз. Чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет. Привязанность к матери, по Э. Фромму, основана на потребности в безопасности (а не на сексуальной потребности). Индивид испытывает сильную тревогу и страх, если отношениям с человеком, заменяющим мать, что-то угрожает.

Злокачественный нарциссизм. Одно из расстройств личности. Повышенное внимание к собственной персоне, своему телу. Индивид игнорирует все, не имеющее к нему отношения. Внимание сосредоточено на себе, отсюда – ипохондрия, чувство вины за свои прошлые прегрешения. Сопротивление критике в свой адрес.

 

Некрофилия. Одно из расстройств личности. Стремление ко всему мертвому, болезненному; желание живое превратить в неживое; страсть к разрушению ради разрушения. Интерес ко всему механическому

 

 

Злокачественный нарциссизм. Одно из расстройств личности.

Повышенное внимание к собственной персоне, своему телу. Индивид

игнорирует все, не имеющее к нему отношения. Внимание сосредоточено на себе, отсюда – ипохондрия, чувство вины за свои прошлые

прегрешения. Сопротивление критике в свой адрес.

9. Вильгельм Райх и психосоматика.

Психосоматика — направление в медицине и психологии, которое изучает, как чувства и переживания влияют на физическое здоровье человека.

Психологические причины, которые могут вызывать соматические болезни: Нехватка положительных эмоций (возникновение сниженного настроения, тревоги, депрессии, стресса).

Телесный (физический) панцирь. Хронические мышечные напряжения, физическое проявление личностного панциря индивида.

В. Райх выделял семь панцирных сегментов, связывая их с подавлением сильных эмоций (в первую очередь – это основные биологические виды возбуждения: тревога, гнев и половое возбуждение): 1) глазной (связан с восприятием холодных, агрессивных или вызывающих страх

проявлений окружения); 2) оральный (сдерживаются чувства, выражающиеся плачем, пронзительным криком, гримасами); 3) шейный (подавляются гнев и плач); 4) грудной (удерживаются смех, ярость, печаль, страстное желание); 5) диафрагменный (подавление сильного гнева и ярости); 6) брюшной (подавление злости, неприязни); 7) тазовый (сдерживание сексуального возбуждения, гнева, удовольствия).

Расслабление мышечных зажимов сегментов, высвобождает соответствующие эмоции.

Характер. Защитная структура, формирующаяся в ответ на тревогу, вызванную интенсивными сексуальными переживаниями.

Поскольку защитные механизмы постепенно начинают действовать автоматически, они преобразуются в устойчивые черты характера, которые и составляют систему характерного панциря индивида. Характерный (личностный) панцирь. Врожденный защитный механизм. Характерный панцирь формируется из защитных реакций Эго, которые стали хронически активными, автоматическими. Проявляется в чертах характера, формирующихся под влиянием ограничений общества, социальных норм. Составляет с телесным панцирем единое целое. «Именно “как”, т. е. форма поведения и общения гораздо более важна, нежели содержание того, о чем пациент рассказывает аналитику. Слова лгут. Способ их подачи – никогда.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.