Истории села Новаоалександровка — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Истории села Новаоалександровка

2022-10-05 115
Истории села Новаоалександровка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

объект культурного наследия регионального значения

 

«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы», 1909 г.

 Красноярский край, Уярский район, с. Новоалександровка

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Содержание________________________________________стр. 2

2. История Уярского района____________________________стр. 4-7

3. История села Новоалександровка______________________стр. 8-19

4. Статья «Не исчезай, село мое родное», газета «Земля Уярская» № 7 от 31.07.2008_______________________________________________стр. 20

5. Статья «Не исчезай, село мое родное», газета «Земля Уярская» № 6 от 24.06.2008_______________________________________________стр. 21

6. О строительстве Покровской церкви села Новоалександровка стр. 22-25

7. Архитектурное описание Покровской церкви____________стр. 26-27

8. Исторические фотогафии Покровской церкви 1970 гг.____стр. 28-30

9. Клировые ведомости 1912, 1913, 1915, 1916 гг. (ГАКК)___стр. 35-71

10. О строительстве деревянных церквей Приенисейского края (по материалам К.Ю. Шумова к исторической записки к проекту реставрации Покровской церкви в с. Большой Балчуг)____________________стр. 72-90

11. Перечень сохранившихся деревянных церквей \красноярского края стр. 78-91

12. Храмы – аналоги. Стр. 92-95

 

 

История Уярского района

Статус: муниципальный район
Дата образования: 4 апреля 1924 г.
Численность населения: 21268 чел.

Площадь территории: 2,196 тыс кв км
Удаленность от центра муниципального района до Красноярска: 95 км
Административный центр: г. Уяр

Число городских поселений: 1
Число сельских поселений: 9
Всего населенных пунктов: 32
в том числе сельских: 31
Границы и статус установлены Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3040 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Уярский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований"

 

История возникновения Уярского района и его административного центра имеет две версии. Современниками много лет использовалась первая версия. Но в результате работы краеведа Георгия Григорьевича Мосунова в архивах, выдвинута другая версия.

Первая версия. Известен Уяр с 1760 г., когда отставной солдат Иван Талалеев из Симбирской губернии поставил на берегу неизвестной реки, близ глинистого яра свою избу. Неподалёку от его дома позже были построены почтовая станция и ямская изба. Поселение разрасталось за счёт переселенцев из Латвии, Украины, Поволжья, Орловской губернии и др.

Вторая версия. 16 марта 1733 года Правительственный Сенат издаёт Указ о строительстве самого большого и длинного в мире колёсного тракта. Вскоре после Сенатского Указа началось устройство дороги на территории Красноярского уезда Енисейской губернии. Были определены места для строительства станций  и зимовий на восток от Красноярска. От Красноярска до Иркутской границы на расстоянии 450 вёрст было размещено четыре станции: Кускун, Балай (Никольское), Рыбное, Канск. Кроме того, восемь зимовий, до десяти поселений – «кормилиц». Балайский (Никольский) стан был построен в 1735 г. Вслед за ним, примерно в это же время, на берегу безымянной речки появляются станок – зимовье и ямская изба, получившие название «У Яра». Таким образом, Уяр, как населённый пункт возник в 1735 – 1737 гг.

Как утверждают письменные источники, отставной солдат Иван Талалеев и его соседи строили свои избы в 1760 году уже рядом с существующими строениями ссыльных поселенцев, станком и ямской избой. Видно и впрямь столь удобно да удачно было место, что не стал Иван – солдат дальше счастья пытать, а поставил здесь избу добротную, крепкую, не на временное поселение рассчитанную, а на долгие годы жизни. Помимо занятий промыслом таёжным, держал Иван Талалеев и почтовый ям «станец». Станция такая представляла собой большую избу из 2 – 3 комнат, хозяйственные постройки для лошадей и хранения фуража и сена. Все постройки огораживались высоким сплошным забором (заплотом) из лиственных и сосновых плах – от гостей непрошенных: лесных зверей да лихих людей.

В последующие годы заселение Уяра продолжалось, и к 1762 году уярцев было 72 человека. Соседствовали рядом как вольные переселенцы «самоходы», так и ссыльные поселенцы. К 1781 году сложилась на месте малого Уярского поселения деревня Уярская в 30 дворов. Промышляли зверя, ловили рыбу, собирали грибы, орехи да ягоды… Селились вдоль тракта и по берегу реки Уярки «тогда она называлась Кожевня», а на восток стало строиться другое поселение Преображенское. Со временем эти два поселения слились в одно. К 1840 году в Уяре проживало 544 жителя, в Преображенском – 523 жителя.

Жили сытно, привольно – земли то вокруг полно, не ленись только, обрабатывай, да тайга рядом – раздолье охотничье. Новое освоение богатейших земель Восточной Сибири началось именно с того, что пролёг по этим землям самый длинный в мире Московско – Сибирский тракт, и переселение в эти места приняло массовый характер. До Уяра тракт дошёл в 1809 году.

Около 80000 подвод ежегодно проходило по дороге, пролегающей по территории нынешнего Уярского района. На запад везли богатства из сибирского края: пушнину, орехи, кожу, масло, соль, мёд, мясо и многое другое. Из Китая обозы в 100 и более подвод шли с чаем, пролетали почтовые тройки с государственными Указами и губернаторскими Приказами. Жил тракт шумной, круглосуточно не утихающей жизнью, а вместе с ним оживлялись, расширялись, обустраивались притрактовые поселения, к которым и относилась деревня Уярская. Численность населения начала быстро расти. Народ проживал в селе разный: крестьяне, ремесленники, купцы, чиновники – каждому находилось дело по способностям и потребностям.

Переселенцы и ссыльные были разных национальностей. В центральной России вспыхивали различные мятежи, восстания, и всех осужденных отправляли  в Сибирь, поэтому наша Сибирь стала второй родиной людям разных национальностей и вероисповеданий. Переселенцы добровольно и вынужденно шли большими семьями и на новом месте старались поселиться все вместе. Переселенцы принесли с собой и свои обычаи, и нравы, ремесла, новую культуру земледелия.

Надо сказать, что пользовалось село Уяр в те давние времена и дурной славой. Среди добрых промыслов был у наших земляков – предков промысел особый – разбойный. Ограбленных и убитых купцов да почтовиков нередко находили в Разбойном логу у ручья, за что он и получил своё название – ручей Разбойный (в просторечии «Разбойка». И хотя времена те давно прошли, а название сохранилось до сих  пор, как память о прошлом, в котором и светлых и тёмных страниц немало было. Даже проезжавший на Сахалин писатель А. П. Чехов, остановившись на одну ночь в Уярском селе, оставил в своём дневнике путешествий краткую заметку – памятку о тех лихих временах.

Жило село своей жизнью. Выглядело оно, как и большинство сибирских сёл того времени: не мощёные улицы, крепкие и добротные дома. Появились и 2-х этажные купеческие особняки. В 1872 году на стыке двух  поселений была построена не большая деревянная церковь, а раньше на этом месте стояла часовня, в ней отпевали умерших на этапе каторжников. К сожалению, вскоре церковь сгорела, но уже в 1874 году была восстановлена в больших размерах. Тогда же был здесь основан православный Приход храма Спасо – Преображения. Кстати, наша церковь сегодня – единственная сохранившаяся деревянная действующая церковь в крае. Построена по типовому проекту в стиле русского классицизма на средства и пожертвования сибирского Енисейского казачества, в чьи обязанности входили охрана и сопровождение ссыльных каторжан.

В Уяре был этапный казённый дом с арестантскими камерами, конвойная команда, дом для охраны.

В 80-х годах девятнадцатого века Уяр получил статус волостного села. Число населения было 1360 мужчин, да 1387 женщин. А ребятишек – то и не считал никто. Много их было, почти каждая семья детьми богата была.  

В 1885 году в церкви была создана церковно – приходская школа на три класса. Училось в ней 22 ученика, среди них 2 девочки. Первой учительницей была Суханова Лидия Алексеевна – дочь священника. И стояла эта школа сразу за переездом, сейчас там пустырь.

Мирную спокойную жизнь села нарушила нежданная и страшная беда – в ночь на 23 мая 1892 года случился сильный пожар. Огнём была уничтожена четвёртая часть села, более 50 семей остались без крова. После долгой переписки с чиновниками 12 октября 1892 года был утверждён губернатором проектный план по застройке села Уярского. Началось интенсивное строительство жилых домов и подворий, торговых лавок, кустарных и прочих сооружений. Основное строительство было сосредоточено вдоль речки Уярки и близ тракта.

Промышленных предприятий в девятнадцатом веке в селе ещё не было. Жители занимались крестьянским трудом, извозом, охотой да рыбалкой. Грянуло событие, изменившее спокойную размеренную жизнь села Уярского – строительство железной дороги. Первая одноколейка строилась через Ольгино и станция была построена в Ольгино. Строительство шло быстро, а уж посмотреть прибытие на станцию первого паровоза сбежались все – и стар и млад, не только из Уярского, но и со всех почти окрестных деревень, заимок и хуторов. Произошло это событие 16 февраля 1897 года. На станцию Ольгинскую прибыл первый товарно – пассажирский поезд № 4, следовавший от ст. Правый берег Енисея (Красноярск) до ст. Канск. В составе находились: пассажирский вагон, разделённый на 1 и 2 классы, два вагона 3 класса и 15 вагонов с табличкой «40 человек – 8 лошадей». Поезд стоял всего 5 минут, но в истории нашего района это было огромное событие. Старики крестились и обзывали приземистый и с огромной трубой паровоз «нечистой силой», молодёжь ликовала, а уже восторгу ребятишек предела не было.

В 1908 году в связи с переустройством железной дороги возникла станция Клюквенная и пристанционный посёлок. У названия «Клюквенная» есть две версии его возникновения. По первой, название произошло от места расположения станции. Было, мол, там много клюквы. А вторая версия гласит, что название дано по имени дорожного инженера Клюквина, который руководил стройкой на нашем участке дороги. Какая из этих версий правильнее, достоверно не знает никто. Железная дорога перевернула всю жизнь села, придала ей совсем иной ритм и послужила толчком к дальнейшему интенсивному развитию.

Своеобразным символом железнодорожной станции можно назвать водонапорную башню. Строило эту башню почти всё население тогдашнего  села. Механизмов никаких не было, и строительство велось вручную. Носильщики, подававшие кирпичи, имели специальное приспособление с «державами» на плечах, которое называлось «козуля». Помещалось на эту козулю 12 кирпичей. И носили  их с утра до вечера наверх по специальным сходням.

На месте нынешнего переходного моста через железную дорогу в те времена была деревянная эстакада. Два коня в специальной упряжке с помощью длинного троса перетягивали на неё вагонетки с углём, который затем загружали в тендеры паровозов. Удивлялся сельский народ, привычный к ручному труду, этой «механизации».

Село Уяр и ст. Клюквенная стояли сначала отдалённо друг от друга, но, быстро расстраиваясь, скоро соединились в один населённый пункт. Проживало в конце девятнадцатого века 4708 человек. И в то время было 737 дворов. Появились торговые лавки – монопольки, создавались артели. Построили народный дом и контору мирового судьи. В селе Уяр появились две школы, двухлетнее училище, общественная библиотека, почтовое и телеграфное отделение, мельницы, кузницы. Открылось сельскохозяйственное общество.

Родственники

  • жена — Пыльнева Анна Ивановна
  • дочь — Пыльнева Валентина Митрофановна (род. 13.01.1914)

Места служения / Должности

Дата начала Дата окончания Место служения, сан, должность
не позднее 1914 27.5.1916 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Канский уезд, с. Хайдакское, Троицкая церковь, священник
27.5.1916 1919 Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Канский округ, с. Ново-Александровское, священник
1919   Енисейская и Красноярская епархия, Енисейская губ., Канский уезд, с. Ольгинское, священник (переведен на место «с предупреждением прихожан: в случае неисполнения ими своих обязанностей, — это им будет последний священник»)

Другие сведения

Восприемниками при Крещении 31 января 1914 дочери Валентины были учитель с. Хайдакского Аарон Алексеевич Руммель и Агния Смарагдовна Вологодская, жена священника с. Вершино-Рыбинского Михаила Вологодского.

Архивные источники

  • Метрическая книга Троицкой церкви с. Хайдакского Канского уезда за 1914 г. // Государственный архив Красноярского края. Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 300. Л. 4 об. – 5

Литература

  • Енисейские епархиальные ведомости. 1916. № 12. С. 2
  • Енисейские епархиальные ведомости. 1919. № 4. С. 57–58

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

объект культурного наследия регионального значения

 

«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы», 1909 г.

 Красноярский край, Уярский район, с. Новоалександровка

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Содержание________________________________________стр. 2

2. История Уярского района____________________________стр. 4-7

3. История села Новоалександровка______________________стр. 8-19

4. Статья «Не исчезай, село мое родное», газета «Земля Уярская» № 7 от 31.07.2008_______________________________________________стр. 20

5. Статья «Не исчезай, село мое родное», газета «Земля Уярская» № 6 от 24.06.2008_______________________________________________стр. 21

6. О строительстве Покровской церкви села Новоалександровка стр. 22-25

7. Архитектурное описание Покровской церкви____________стр. 26-27

8. Исторические фотогафии Покровской церкви 1970 гг.____стр. 28-30

9. Клировые ведомости 1912, 1913, 1915, 1916 гг. (ГАКК)___стр. 35-71

10. О строительстве деревянных церквей Приенисейского края (по материалам К.Ю. Шумова к исторической записки к проекту реставрации Покровской церкви в с. Большой Балчуг)____________________стр. 72-90

11. Перечень сохранившихся деревянных церквей \красноярского края стр. 78-91

12. Храмы – аналоги. Стр. 92-95

 

 

История Уярского района

Статус: муниципальный район
Дата образования: 4 апреля 1924 г.
Численность населения: 21268 чел.

Площадь территории: 2,196 тыс кв км
Удаленность от центра муниципального района до Красноярска: 95 км
Административный центр: г. Уяр

Число городских поселений: 1
Число сельских поселений: 9
Всего населенных пунктов: 32
в том числе сельских: 31
Границы и статус установлены Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3040 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Уярский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований"

 

История возникновения Уярского района и его административного центра имеет две версии. Современниками много лет использовалась первая версия. Но в результате работы краеведа Георгия Григорьевича Мосунова в архивах, выдвинута другая версия.

Первая версия. Известен Уяр с 1760 г., когда отставной солдат Иван Талалеев из Симбирской губернии поставил на берегу неизвестной реки, близ глинистого яра свою избу. Неподалёку от его дома позже были построены почтовая станция и ямская изба. Поселение разрасталось за счёт переселенцев из Латвии, Украины, Поволжья, Орловской губернии и др.

Вторая версия. 16 марта 1733 года Правительственный Сенат издаёт Указ о строительстве самого большого и длинного в мире колёсного тракта. Вскоре после Сенатского Указа началось устройство дороги на территории Красноярского уезда Енисейской губернии. Были определены места для строительства станций  и зимовий на восток от Красноярска. От Красноярска до Иркутской границы на расстоянии 450 вёрст было размещено четыре станции: Кускун, Балай (Никольское), Рыбное, Канск. Кроме того, восемь зимовий, до десяти поселений – «кормилиц». Балайский (Никольский) стан был построен в 1735 г. Вслед за ним, примерно в это же время, на берегу безымянной речки появляются станок – зимовье и ямская изба, получившие название «У Яра». Таким образом, Уяр, как населённый пункт возник в 1735 – 1737 гг.

Как утверждают письменные источники, отставной солдат Иван Талалеев и его соседи строили свои избы в 1760 году уже рядом с существующими строениями ссыльных поселенцев, станком и ямской избой. Видно и впрямь столь удобно да удачно было место, что не стал Иван – солдат дальше счастья пытать, а поставил здесь избу добротную, крепкую, не на временное поселение рассчитанную, а на долгие годы жизни. Помимо занятий промыслом таёжным, держал Иван Талалеев и почтовый ям «станец». Станция такая представляла собой большую избу из 2 – 3 комнат, хозяйственные постройки для лошадей и хранения фуража и сена. Все постройки огораживались высоким сплошным забором (заплотом) из лиственных и сосновых плах – от гостей непрошенных: лесных зверей да лихих людей.

В последующие годы заселение Уяра продолжалось, и к 1762 году уярцев было 72 человека. Соседствовали рядом как вольные переселенцы «самоходы», так и ссыльные поселенцы. К 1781 году сложилась на месте малого Уярского поселения деревня Уярская в 30 дворов. Промышляли зверя, ловили рыбу, собирали грибы, орехи да ягоды… Селились вдоль тракта и по берегу реки Уярки «тогда она называлась Кожевня», а на восток стало строиться другое поселение Преображенское. Со временем эти два поселения слились в одно. К 1840 году в Уяре проживало 544 жителя, в Преображенском – 523 жителя.

Жили сытно, привольно – земли то вокруг полно, не ленись только, обрабатывай, да тайга рядом – раздолье охотничье. Новое освоение богатейших земель Восточной Сибири началось именно с того, что пролёг по этим землям самый длинный в мире Московско – Сибирский тракт, и переселение в эти места приняло массовый характер. До Уяра тракт дошёл в 1809 году.

Около 80000 подвод ежегодно проходило по дороге, пролегающей по территории нынешнего Уярского района. На запад везли богатства из сибирского края: пушнину, орехи, кожу, масло, соль, мёд, мясо и многое другое. Из Китая обозы в 100 и более подвод шли с чаем, пролетали почтовые тройки с государственными Указами и губернаторскими Приказами. Жил тракт шумной, круглосуточно не утихающей жизнью, а вместе с ним оживлялись, расширялись, обустраивались притрактовые поселения, к которым и относилась деревня Уярская. Численность населения начала быстро расти. Народ проживал в селе разный: крестьяне, ремесленники, купцы, чиновники – каждому находилось дело по способностям и потребностям.

Переселенцы и ссыльные были разных национальностей. В центральной России вспыхивали различные мятежи, восстания, и всех осужденных отправляли  в Сибирь, поэтому наша Сибирь стала второй родиной людям разных национальностей и вероисповеданий. Переселенцы добровольно и вынужденно шли большими семьями и на новом месте старались поселиться все вместе. Переселенцы принесли с собой и свои обычаи, и нравы, ремесла, новую культуру земледелия.

Надо сказать, что пользовалось село Уяр в те давние времена и дурной славой. Среди добрых промыслов был у наших земляков – предков промысел особый – разбойный. Ограбленных и убитых купцов да почтовиков нередко находили в Разбойном логу у ручья, за что он и получил своё название – ручей Разбойный (в просторечии «Разбойка». И хотя времена те давно прошли, а название сохранилось до сих  пор, как память о прошлом, в котором и светлых и тёмных страниц немало было. Даже проезжавший на Сахалин писатель А. П. Чехов, остановившись на одну ночь в Уярском селе, оставил в своём дневнике путешествий краткую заметку – памятку о тех лихих временах.

Жило село своей жизнью. Выглядело оно, как и большинство сибирских сёл того времени: не мощёные улицы, крепкие и добротные дома. Появились и 2-х этажные купеческие особняки. В 1872 году на стыке двух  поселений была построена не большая деревянная церковь, а раньше на этом месте стояла часовня, в ней отпевали умерших на этапе каторжников. К сожалению, вскоре церковь сгорела, но уже в 1874 году была восстановлена в больших размерах. Тогда же был здесь основан православный Приход храма Спасо – Преображения. Кстати, наша церковь сегодня – единственная сохранившаяся деревянная действующая церковь в крае. Построена по типовому проекту в стиле русского классицизма на средства и пожертвования сибирского Енисейского казачества, в чьи обязанности входили охрана и сопровождение ссыльных каторжан.

В Уяре был этапный казённый дом с арестантскими камерами, конвойная команда, дом для охраны.

В 80-х годах девятнадцатого века Уяр получил статус волостного села. Число населения было 1360 мужчин, да 1387 женщин. А ребятишек – то и не считал никто. Много их было, почти каждая семья детьми богата была.  

В 1885 году в церкви была создана церковно – приходская школа на три класса. Училось в ней 22 ученика, среди них 2 девочки. Первой учительницей была Суханова Лидия Алексеевна – дочь священника. И стояла эта школа сразу за переездом, сейчас там пустырь.

Мирную спокойную жизнь села нарушила нежданная и страшная беда – в ночь на 23 мая 1892 года случился сильный пожар. Огнём была уничтожена четвёртая часть села, более 50 семей остались без крова. После долгой переписки с чиновниками 12 октября 1892 года был утверждён губернатором проектный план по застройке села Уярского. Началось интенсивное строительство жилых домов и подворий, торговых лавок, кустарных и прочих сооружений. Основное строительство было сосредоточено вдоль речки Уярки и близ тракта.

Промышленных предприятий в девятнадцатом веке в селе ещё не было. Жители занимались крестьянским трудом, извозом, охотой да рыбалкой. Грянуло событие, изменившее спокойную размеренную жизнь села Уярского – строительство железной дороги. Первая одноколейка строилась через Ольгино и станция была построена в Ольгино. Строительство шло быстро, а уж посмотреть прибытие на станцию первого паровоза сбежались все – и стар и млад, не только из Уярского, но и со всех почти окрестных деревень, заимок и хуторов. Произошло это событие 16 февраля 1897 года. На станцию Ольгинскую прибыл первый товарно – пассажирский поезд № 4, следовавший от ст. Правый берег Енисея (Красноярск) до ст. Канск. В составе находились: пассажирский вагон, разделённый на 1 и 2 классы, два вагона 3 класса и 15 вагонов с табличкой «40 человек – 8 лошадей». Поезд стоял всего 5 минут, но в истории нашего района это было огромное событие. Старики крестились и обзывали приземистый и с огромной трубой паровоз «нечистой силой», молодёжь ликовала, а уже восторгу ребятишек предела не было.

В 1908 году в связи с переустройством железной дороги возникла станция Клюквенная и пристанционный посёлок. У названия «Клюквенная» есть две версии его возникновения. По первой, название произошло от места расположения станции. Было, мол, там много клюквы. А вторая версия гласит, что название дано по имени дорожного инженера Клюквина, который руководил стройкой на нашем участке дороги. Какая из этих версий правильнее, достоверно не знает никто. Железная дорога перевернула всю жизнь села, придала ей совсем иной ритм и послужила толчком к дальнейшему интенсивному развитию.

Своеобразным символом железнодорожной станции можно назвать водонапорную башню. Строило эту башню почти всё население тогдашнего  села. Механизмов никаких не было, и строительство велось вручную. Носильщики, подававшие кирпичи, имели специальное приспособление с «державами» на плечах, которое называлось «козуля». Помещалось на эту козулю 12 кирпичей. И носили  их с утра до вечера наверх по специальным сходням.

На месте нынешнего переходного моста через железную дорогу в те времена была деревянная эстакада. Два коня в специальной упряжке с помощью длинного троса перетягивали на неё вагонетки с углём, который затем загружали в тендеры паровозов. Удивлялся сельский народ, привычный к ручному труду, этой «механизации».

Село Уяр и ст. Клюквенная стояли сначала отдалённо друг от друга, но, быстро расстраиваясь, скоро соединились в один населённый пункт. Проживало в конце девятнадцатого века 4708 человек. И в то время было 737 дворов. Появились торговые лавки – монопольки, создавались артели. Построили народный дом и контору мирового судьи. В селе Уяр появились две школы, двухлетнее училище, общественная библиотека, почтовое и телеграфное отделение, мельницы, кузницы. Открылось сельскохозяйственное общество.

Истории села Новаоалександровка

На высоком берегу реки Рыбной, около трех родников, затерялась между вековых елей заимка Соболевых. Много лет назад переселился сюда из Заозерного, вместе со своей семьей, крестьянин Соболь. От него и укрепился на этой земле прочный крестьянский корень. Основным занятием стало хлебопашество. Но не чурались они и охотничьего промысла. К заимке часто прибегали козы, вокруг было много дичи, заимку с трех сторон окружала тайга. Река Рыбная оправдывала свое название, добыча всегда была богатой. Так жили «соболята» до 1891 года. В 1891 году пришла землеустроительная комиссия, отмеренный участок был назван Соболевским переселенческим участком. Это одна из версий возникновения деревни.

Давным-давно, когда на берегах Енисея еще не было русских, здесь у безымянной речки, притока реки Канн бушевала непроходимая тайга, были непролазные болота, в распадках били холодные и чистые, как хрусталь родники и по тайге бродило множество различного зверя, пернатой птицы. Река была полна различной рыбы, которую черпали черпаками, видимо, поэтому реку далекие предки нарекли «Рыбной».

По берегам этой реки и других, которые носят сейчас названия: Балайка, Казачка, Кан, Уярка в тайге, чаще всего под лиственницами и кедрами стояли небольшие примитивные жилища – юрты. В них жили люди с узким разрезом глаз, широким, часто приплюснутым носом, со смуглым цветом лица. Их называли камасинцами. Это были миролюбивые племена, они занимались в основном охотой и рыболовством. Охотились на маралов, диких оленей, в меньшей степени на белок, горностая, колонков. Дорогами для них служили реки и звериные тропы. И до сих пор на территории Уярского района сохранилась древняя тропа, известная местным охотникам под названием «камасинская».

Исчезли эти племена из наших мест и вообще с лица земли от набегов киргизских и татарских племен. Об этом говорят дошедшие до нас легенды и архивные документы. Вот одна из легенд. «Жители большого улуса, раскинувшегося на широком берегу таежной реки не ждали врагов, а когда лавина с гиканьем и криком налетели на лесных жителей, было уже поздно защищать свои жилища. Варвары уничтожили все и оттеснили «лесных» людей к реке. И, когда один из воинов после кровавой сечи зачерпнул в шлем воды, чтобы утолить жажду после боя, он с ужасом воскликнул: «Кан!» С той поры, как гласит легенда, река называется Каном, что по-татарски означает «кровь».

Есть все основания полагать, что по реке Рыбной, в частности, в местах теперешних селений Соболевка, Пятницкое, Ольгино, Татьяновка и других также жили эти племена. Именно племя «Соболь» кочевало по этим местам, как утверждают легенды. Именно отсюда и получила свое название деревня Соболевка.

Это еще одна из версий происхождения деревни.

Но и племена камасинцев, как утверждают исторические источники и археологические находки не были первыми жителями на нашей территории. В наши дни в 30 – 35 км. от Громадска было обнаружено поселение древнего человека. А жил он 5-6 тысяч лет назад. Находки говорят о том, что наши предки были воинственные и мыслящие люди. В 1987 году был обнаружен Олегом Генелевым клад на окраине села Ново - Пятницкое. Бронзовые изделия найдены в обвале левого берега реки Рыбной. В составе клада 9 ножей, 3 чекана, 9 кельтов, 3 кинжала. Перекрестье, рукоять и навершие одного из кинжалов, украшены рельефными фигурками животных – лошадей, кабанов, баранов.

Какой из двух легенд верить? Возможно обе являются правдой. Но то, что до 1891 года, на территории Соболевки жили люди, подтверждается архивными документами, в соответствии с которыми, в 1870 – 1880гг. по реке Рыбной было разбросано много хуторов и заимок до самой Соболевки. Это значит, что деревня уже существовала. И вокруг самой деревни также существовали хутора и заимки. Это - Кулешов Лог, Амосово, Черепаниха, Моховое, Запасной и другие. Эти названия существуют до сих пор.

В конце XIX в. в Сибирь налаживается регулярное плановое переселение из малоземельных Западных губерний России, Украины, Прибалтики. По берегам рек, вдоль Московского тракта появляются новые деревни, переселенцы дают им свое название: Ново-Пятницкое, Ново-Александровка, Ново – Михайловка, Ново - Николаевка и другие.

Часть переселенцев вливаются в старожильческие деревни, часть строят рядом новые. Вероятнее, так сложилось и в Ново-Александровке. Старая деревня Соболевка, и другое название Ново – Александровка.

В архивных документах за одни и те же годы ее называют, то Соболевка, то Ново - Александровка.

В конце XIX начале XXвв. в Соболевке жили семьи Кольцовых, Кузнецовых, Лебедевых, Пикаловых, Левченко, Масловых, Щерба, Аксеновых, Волобуевых, Астаховых, Гавриных, Драенко, Егоровых, Ерохиных, Верзилиных, Замотаевых, Клочко, Чураковых, Букалиных, Погребных, Старовойтовых, Гореловых, Соболевых, Сугаковых, Уколовых, Топских, Светловых, Ковалевых и др. Переселенцы были из Орловской, тамбовской, Минской и других губерний.

Старые названия улиц деревни говорят откуда родом были первые жители этих улиц: Хохлятская – скорее всего выходцы с Украины, Минская, Орловская. Переселенцы и старожилы занимались обычным крестьянским трудом – растили хлеб и овощи, разводили скот, занимались пчеловодством, рыбной ловлей, охотой.

Большим историческим событием для жителей всего района стало строительство железной дороги. Полотно железной дороги от С. Ольгино проходило через Громадск, был построен деревянный мост через Рыбную, установлен пост и переезд через линию дороги по которому шла конная дорога на деревню Соболевка. Это был разъезд «Амосовский». Строительство было очень трудным, железная дорога была построена за счет жизней сотен тысяч каторжан, ссыльных переселенцев, солдат. Вдоль насыпи железной дороги очень много кладбищ.

К подвозке и вывозке шпал, леса, камня и других строительных материалов привлекались и крестьяне близлежащих селений со своими лошадьми в порядке трудгужповинности и за малую плату. Отрабатывали эту повинность и соболевские мужики.

Осенью, после уборки хлеба, крестьяне из Соболевки и других селений, пешие и конные шли на всю зиму на заработки. Каждый день от темна до темна возили на лошадях землю, песок, камень, щебень и лес к полотну дороги. Работали даже целыми семьями, а у кого были исправные кони, хозяева их хорошо зарабатывали на заготовке и вывозке шпал и столбов для линии электропередач. Заготавливали их тут же в тайге, шпалы вытесывали топорами.

И вот наступило 16 февраля 1897 года. В солнечное морозное утро на ст. Ольгинскую прибыл первый товаро-пассажирский поезд № 4, следовавший от станции Правый берег Енисея (Красноярск) до станции Канск - Енисейский. В составе поезда находились багажный, почтовый, арестантский вагоны, микстпассажирский вагон, 15 вагонов с табличкой «40 человек +8 лошадей».

На станции собралась вся округа – из деревень и селений, хуторов и заимок, пришли даже старики и дети посмотреть на эту «нечистую силу», на чудо века. Приземистый, толстобрюхий с огромной трубой паровоз тащил по тоненьким блескучим рельсам вагоны с грузом и пассажирами. Вокзал в Ольгино был украшен пихтовыми гирляндами, плакатами, лозунгами, развевался флаг и красовался двуглавый орел. Всюду царило веселье, смех, возбуждение.

После пятиминутной остановки поезд тронулся дальше на восток. Через полчаса он длинным паровозным гудком и выпуском мощного клуба пара известил разъезд Амосовский и его окрестности о своем прохождении на Канск.

Те кто из соболевских крестьян не мог попасть в Ольгино собрались у разъезда Амосовский, кто-то приехал на лошадях, кто-то пришел пешком.

Первые поезда ходили строго по расписанию: из Красноярска по вторникам, четвергам и субботам, а обратно по средам, пятницам и воскресеньям. Современники утверждали, что по приходу поезда сверяли часы, такая была точность.

На 6 июня 1897 года в Соболевке было поселено 293 человека плюс жители заимки Соболевская. В 1907 г. в деревне проживало 974 человека.

Соболевка жила, как и вся Россия, ее касались и хорошие перемены и горе. Не успели переселенцы укрепиться на новом месте, как грянула русско-японская война 1904 – 1905гг. Часть мужского населения была призвана в армию, появились вдовы и сироты, инвалиды и калеки, забирали лошадей. Без хозяина – кормильца семья часто бедствовала, оставалась без посева и скотины. Нанимались на работу к более зажиточным крестьянам в своей деревне, либо в Громадск, Ольгино, Пятницкое.

В 1909 году сильная засуха оставила без урожая соболевских крестьян, да и последующие годы были не урожайными.

В 1911 году в селе произошло большое событие – была открыта церковь. Ново-Александровский Покровский приход был выделен из прихода Уярского. От церкви в селе Ново-Пятницкое была построена часовня, это была самая красивая церковь в районе. При ней существовало 2 церковно-приходских школы, в Соболевке обучалось 32 мальчика и 22 девочки, а в Ново-Пятницке 52 мальчика и 6 девочек.

В 1913 году был собран богатый урожай, казалось бы живи, да радуйся но …Началась Первая мировая война. В 1914 году в армию призвано было по Уярской волости около половины трудоспособного мужского населения, мобилизовывали и рабочих лошадей. Особенно было тяжело солдаткам и вдовам. Закружилось военное лихолетье на несколько лет.

Данные переписи 1917года.

Всего хозяйств было – 197

Всего населения – 1204 человека

Лошадей было – 544

Коров – 428шт.

20 хозяйств не имели вообще скота

30 хозяйств были безлошадные

36 хозяйств имели только дойных коров

21 хозяйство без посева

Скорее всего, это были семьи, где кормилец либо воевал, либо погиб.

Наступил 1917 год. 5 марта 1917 года Уярское почтово-телеграфное отделение приняло экстренную правительственную телеграмму об отречении царя от престола. Жители Соболевки узнали об этом от ездивших в Уяр по делам своих односельчан, точно также они узнали и о революции. Закружил вихрь революции. Собирались сходы, спорили, кричали. Многое было непонятно, как же жить без царя; что будет дальше, что будет с семьями и т. д. Много вопросов стояло перед мужиками. В спешке создавали, как и везде Советы, в их состав в основном входили бедняки.

В мае 1918 года в Сибири был поднят контрреволюционный мятеж, началась Гражданская война. Тревога затаилась в сердцах жителей деревни, часто была слышна стрельба в районе железной дороги под Громадском. Организовывались партизанские группы, отряды, боевые дружины, которые противостояли белогвардейским войскам.

Совсем рядом, чуть западнее Громадска произошло сражение красноармейцев и партизан с белогвардейцами. Артиллерийские батареи были установлены на Ольгинских высотах, а пулеметная часть расположилась на Ново - Пятницкой горе. В этом бою участвовали и жители деревни Соболевки.

Бой у разъезда был далеко не равный. К концу дня Громадский разъезд пал, защитники отступили, кто остался живой, ушли в партизанские отряды. На утро в окрестностях начали повсюду хозяйничать каратели. Грабили, убивали, насиловали и издевались над мирными жителями селений, хуторов, заимок. Ночью Ольгинские крестьяне недалеко от железнодорожного полотна, где шел бой, выкопали братскую могилу и захоронили десятка полтора погибших. На этом месте был поставлен памятник, к сожалению, сейчас ветхий и забытый. Многих убитых развезли по ближайшим селениям, родные и близкие захоронили их на сельских кладбищах.

Молодых <


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.