Глава 1. Теоретические основы исследования уровня киберсоциализированности юношества большого и малого города — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 1. Теоретические основы исследования уровня киберсоциализированности юношества большого и малого города

2022-10-05 26
Глава 1. Теоретические основы исследования уровня киберсоциализированности юношества большого и малого города 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень киберсоциализированности как значимая характеристика современного юношества

Сколько, например, различных слов в мире,

и ни одного из них нет без значения

Е Коринфянам, 14:10

Одним из методов данной работы заявлен «метод междисциплинарного исследования», заключающийся в подходе к изучению заявленного предмета с точки зрения разных подходов. В нашем случае подходы будут условно поделены на следующие: психологический, лингвистический (более локально – лексикологический), социально-психологический, социально-педагогический. Того требует наша тема, касающаяся уровня киберсоциализированности личности.

Требования обоснованы собственно утверждением и семантическим раскрытием термина «киберсоциализированность», однако перед этим мы встаем перед необходимостью разобраться в том, что такое социализированность в принципе, без приставки «кибер». Рассуждая о «социализированности», обязательно на ум также придет «социальность», которая предпримет попытку стать минималистичной альтернативой «социализированности».

«Результат социализации – социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, которые будут ее характеризовать на следующей стадии развития» - пишут о социализированности Л. С. Ерёмина и В. Н. Куровский[1]. Однако с первого взгляда «социальность» и «социализированность», по ошибке, обе воспринимаются как результат социализации – процесса «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры», по определению А.В. Мудрика[2].

Для того чтобы разобраться в значении и различии в значениях слов «социальность» и «социализированность» нам пришлось прибегнуть к морфемному разбору обоих слов, разобрав их с лексической точки зрения. Разбор слова «социальность»[3]сводится к пониманию суффикса «-ость», потому как с корнем «социальн» все понятно – он образован от изначальной формы – социальный («Общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе» - по Толковому словарю С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)[4]. Суффикс «-ость» в значении, подходящем нашему слову, значит следующее: «Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением отвлеченного признака или состояния, названного словами, от которых соответствующие имена существительные образованы (бледность, жалость, смелость, трусость и т.п.)» [Курсив мой – Г.А.][5]. Курсивом выделена та важная характерологическая часть данного слова, которая сделает большой вклад в понимание нами отличий слова «социальность» и «социализированность». Социальность – есть слово, которое несет в себе признак, или по-другому, свойство социального.

Морфемный же разбор слова «социализированность»[6] также наталкивает нас на понимание данного слова. Если с корнем «социал» мы разобрались, то суффикс «изирова», который несет значение «словообразовательной единицы, образующей в основном переходные глаголы несовершенного вида с общим значением действия, которое имеет отношение к тому, что названо словами, от которых соответствующие глаголы образованы (англизи́ровать, идеализи́ровать, канонизи́ровать, конкретизи́ровать, механизи́ровать, стабилизи́ровать, экранизи́ровать и т.п.); при этом в качестве частных выделяются значения…», «превращать в кого-либо или в какого-либо, делать чем-либо или каким-либо, подвергаться чему-либо (капитализи́ровать, национализи́ровать, пролетаризи́ровать и т.п.)»[7], открывает нам чуть больше. То самое слово, от которого образовано слово «социализированность» - слово «социализация». Социализированность, таким образом, подводит итог действию социализации, отражает результат социализации, однако делает это несколько иначе, нежели это делает слово «социальность». «Социальность» отражает свойство социализирующейся личности, оно может быть конкретизировано при помощи приставок: антисоциальность, асоциальность, социальность, просоциальность. Социальность, таким образом, выступает СВОЙСТВОМ, приобретаемым в результате социализации. Социализированность же, которая не может дифференцироваться при помощи приставок анти-, а-, и про-, выступает полноценной ХАРАКТЕРИСТИКОЙ, также результатом социализации.

Исходя из определений Ефремовой Т.Ф., свойство – «отличительная особенность, черта, характерный признак кого-либо, чего-либо»[8], а характеристика – «описание характерных, отличительных свойств, достоинств и недостатков кого-либо или чего-либо»[9]. Предвосхищая вашу точку понимания того, о чем мы писали, резюмируем: социализированность, как характеристика, является совокупностью свойств, коим является социальность, исходя из их терминологического, семантического понимания и логического соположения данных терминов.

Таблица 1.

Соотнесение терминов "социальности" и "социализированности"

Социальность Социализированность
Результат социализации Результат социализации
Свойство, полученное в процессе социализации Сумма свойств, характеризующих результат процесса социализации
Дифференцируется по результату в зависимости от качества протекания процесса социализации на антисоциальность, асоциальность, социальность, просоциальность. Не дифференцируется по результату, описывает общий уровень интегрированности в социум.

По определению Плешакова В.А., киберсоциализация – это «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности»[10]. Тогда как киберсоциализированность, в более общем виде может считаться «результатом киберсоциализации, отражающем степень интегрированности личности в киберпространство». В более узком смысле, киберсоциализированность –это характеристикакиберсоциализирующегосячеловека (Homo Cyberus), отражающая степень интегрированности его личности в киберпространство как части киберсоциума (-ов).Важно, в данном случае, заметить, что интегрированность в киберпространство не является полноценной причиной считать человека киберсоциализированным. Важно вхождение человека в киберсоциум(-ы).

«Киберсоциум – общество людей, интегрировавших и организующих совместную коллективную деятельность в реальном и виртуальном пространствах как актуальных реальностях производственной и социальной жизнедеятельности, посредством современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий» - пишут Плешаков В.А. и Воинова О.И[11].

Киберсоциализированность, таким образом, теснейшим образом связана с киберсоциумами. Лишь соприкасаясь с киберпространством, человек не может считаться поистине киберсоциализированным человеком. Киберсоциализация, по сути, является процессом вхождения человека в киберсоциумы, процессом восприятия личностью культуры киберпространства, её воспроизводства и восприятия.

Юношество, будучи, объективно, одной из наиболее киберсоциализированных прослоек населения Российской Федерации, интегрируется в киберпространство с помощью вхождения в киберсоциумы.

Гистограмма 1. Аудитория интернета в России.% от группы населения, вся Россия, среднемесячный охват за февраль-ноябрь 2020 [12]

По данным исследований Mediascope, представленным выше, мы видим, что интересующая нас возрастная группа юношества (с 17 лет до 20–21 года по периодизации В.С. Мухиной) входит во вторую группу опрошенных (12-24) и занимает лидирующую позицию среди наиболее «заходящих в Интернет» возрастов. Юношество проводит большое количество времени в Интернете, и, по данным Mediascope, более всего оно тратит его на социальные интернет-сети, что узнается при анализе смежных исследований.

Киберсоциумы способныотвечать потребностям юности, и это делает их одним из важнейших инструментов социализации и киберсоциализации людей юношеского возраста. Однако нужно также отметить, что действие киберсоциумов на социализированность и киберсоциализированность человека не так однозначно.

Один киберсоциум (допустим, возьмем для примера сообщество в социальной сети) способен влиять на человека таким образом, чтобы в большей степени повышать его киберсоциализированность, другой же будет повышать в большей степени его социализированность. Разберемся на примере двух сообществ из социальной интернет-сети «ВКонтакте».

     
Рисунок 1. Сообщество "МЕМЫ" из социальной интернет-сети ВКонтакте (https://vk.cc/2kv35j)
 
Рисунок 2. Сообщество "5 интересных фактов" из социальной интернет-сети ВКонтакте (https://vk.cc/1lU0Wn)

 


Оба сообщества имеют примерно одинаковую аудиторию (4.941.938 у сообщества «МЕМЫ» и 4.331.325 у сообщества «5 интересных фактов»), отличаются по внутреннему содержанию. Первое сообщество ориентировано на юморе в виде мемов –в общенаучном смысле «элементарных единицах информации, способных повторять себя, размножаться в параллельных или ей подобных системах»[13], а в житейском – картинку и текст с юмористическим посылом. Второе сообщество ориентировано на распространение интересных для аудитории новостей, фактов общенаучного, житейского и исторического характера.

Первое сообщество, имеющее под своей основой мем – феномен культуры киберпространства, будет в большей степени киберсоциализировать человека. Та информация, что будет восприниматься, обрабатываться и передаваться индивидом в виде простейшего культурного объекта – мема, будет актуальна в большей степени для людей сходного с ним уровня киберсоциализированности, состоящих в смежных с ним киберсоциумах. Таким образом, воспринимая информацию такого формата человек по большей части развивает собственную киберсоциальность – как человека, являющегося частью киберсоциума.

Второе сообщество, имеющее под своей основой, в общем смысле «интересную информацию» научного или житейского характера, будет в большей степени социализировать человека. Информация, полученная там, будет интересна большему кругу лиц, нежели первому. Развивая себя как личность с точки зрения социально-культурных задач. Человек, развивающийся по такому вектору развития, имеет больше шансов поиметь успех в социализации в реальных человеческих социумах, потому как информация и вид культуры, получаемый им, является наиболее универсальным среди людей с разным уровнем киберсоциализированности.

Юношество же, осуществляющее нужду в традиционной социализации и киберсоциализации, будет стараться держать равновесие между обеими целями. Более того, юношество будет стараться интегрировать один способ социализации с другим – с помощью киберсоциумов искать себе реальный социум и наоборот (что, конечно, реже). Киберсоциализированность, таким образом, становится важной характеристикой личности социализирующегося и киберсоциализирующегося человека.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.