Современный контекст воспитания и развития личности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современный контекст воспитания и развития личности

2022-02-10 90
Современный контекст воспитания и развития личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На процессы социализации, национально-гражданской идентификации, социально-профессионального самоопределения человека в современном мире оказывают влияние глобальные тенденции, выступающие в качестве внешних вызовов по отношению к процессу воспитания. В числе таких тенденций:

- изменение системы ценностей в сторону повышения ценности человеческой жизни, расширения персональной свободы, самостоятельности и ответственности каждого человека в сетевом пространстве, характеризующимся доминированием «горизонтального» типа отношений и взаимодействия;

- развитие цифровых технологий и конвергентного сетевого пространства – новой среды обитания современного поколения детей и подростков, что существенно меняет процессы их когнитивного, эмоционально-волевого, социального развития (см. п. 2.2.);

- стремительная динамика социально-экономических изменений, непрерывная трансформация профессиональной сферы, что требует от человека высокой социальной, профессиональной и образовательной мобильности;

- высокая степень неопределенности будущего становится угрозой социально-биологического выживания человека, поскольку ставит под сомнение возможность любых долгосрочных целей, планов, отношений;

- «информационный взрыв», сопровождающийся утратой традиционной значимости образовательных институтов как базового источника информации, в результате меняется социальная миссия педагога, снижается его статус как носителя знаний, но сохраняется высокая значимость личностной составляющей его профессиональной компетентности;

- повышение степени открытости государств и различных социальных сообществ, появление новых возможностей для приобщения человека к культурам других социальных страт, народов и эпох, что существенно меняет процесс самоидентификации человека в поликультурном пространстве;

- дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности, требующих высокой степени самостоятельности (фриланс, коворкинг, распределенные проектные команды, удалённая занятость, гибкие графики и т.д.), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни;

- размывание социальных представлений о возрастных нормах личностного развития; повышение многообразия индивидуальных траекторий взросления, социализации и профессионализации;

- принятие идеи инклюзии в широком смысле – понимание ценности разнообразия каждого для развития всех: иные взгляды и точки зрения, их сочетания помогают вырабатывать новые решения и стимулировать инновационное развитие.

Глобальные «вызовы времени» обращены не только к государствам, народам и социальным институтам, но и к каждому конкретному человеку, предъявляя новые требования к его жизнеспособности, конкурентоспособности, компетентности и квалификации. Они оказывают влияние на изменение целей воспитания, актуализируют значимость профилактических аспектов воспитательного процесса.

В условиях информационного сетевого общества система образования утратила монополию на управление процессом социализации детей и молодёжи. На ход и результаты развития и самоопределения современных детей оказывает влияние большое количество конкурирующих друг с другом факторов (семья, образование, СМИ, в том числе сетевое Интернет-пространство, общественное мнение, друзья и знакомые, референтные группы сверстников, значимые взрослые, волонтёрская и профессионально-трудовая деятельность, в которую вовлечены обучающиеся, и др.), формирующих новую конвергентную среду развития личности.

Социализация детей, родившихся в новом тысячелетии, протекает в значительной степени в виртуальном пространстве информационной сети Интернет и имеет форму сетевой (информационной) социализации. Противоречивый, недостаточно изученный характер сетевой социализации (фрагментарная картина реальности, анонимность пользователей, неопределённость этических норм, размывание границ между близкими людьми и «остальными», смешение реального и виртуального пространств, потребность в постоянном внешнем стимулировании собственной активности и т.д.) требует использования новых подходов в организации воспитательной и личностно-развивающей деятельности с детьми и молодёжью. В условиях сетевой социализации существенно меняются процессы присвоения детьми и молодежью персонального опыта и культурно-исторического прошлого, проектирования своего будущего. Нарастает тенденция отвержения молодёжью культурных эталонов и нравственных ориентиров, значимых для предшествующих поколений. Определяющим фактором в процессе сетевой социализации личности, в контексте воспитания гражданина России, становится культура информационного общества (сетевая культура), формирование которой связано с развитием ценностных, эмоционально-волевых, поведенческих и иных аспектов сетевой социализации.

Важнейшая особенность Российской Федерации, значимая для построения процесса воспитания и развития личности, состоит в её социокультурной многоукладности. Переход к очередному этапу цивилизационного развития не сопровождается отмиранием признаков, характерных для предыдущих этапов. В результате, в современном российском социуме сосуществуют ценности, мировоззренческие установки и поведенческие стереотипы, характерные для традиционного, индустриального и постиндустриального общества. Для значительной части граждан России характерен сознательный отказ от постиндустриальной модели мировосприятия. Другая часть, включая заметную долю нового поколения родителей, напротив, ориентируется на ценности постиндустриального уклада жизни. Для них характерны высокая степень социальной автономности, высокая значимость индивидуальной самореализации, ориентация на короткие треки в образовании, работе, жизни, на быстрый результат, отрицание традиционных ценностей служения государству и обществу. Ситуация осложнена тем, что не только в общественном, но и в значительной степени в индивидуальном сознании современного человека ценности и установки традиционного и постиндустриального типа оказываются причудливым образом перемешаны, в результате чего социально-гражданская идентификация детей и молодёжи и социально-профессиональное самоопределение приобретают заведомо противоречивый, конфликтный характер.

В масштабах Российской Федерации в значительной степени сохраняются проблемы и противоречия, унаследованные от предыдущего этапа развития, для которого была характерна недооценка воспитания в системе образования. В числе таких проблем следует обозначить:

- недооценка социализирующей и личностно развивающей функции процесса обучения, сфокусированность школы на достижении узких предметных результатов образования, слабая связь учебных задач с практическим, жизненным контекстом их применения, доминирование «урокодательства» как профессиональной установки у заметной части педагогических кадров;

- отсутствие преемственности в целях, подходах, формах, методах и средствах воспитания и развития личности обучающихся на различных уровнях образования;

- использование устаревших, неэффективных методик, игнорирующих принцип воспитания в процессе деятельности («массовыми мероприятиями», либо вербальными методами);

- управление системой образования на основе количественно выраженных показателей, не учитывающее специфики результатов воспитания и личностного развития и подталкивающее образовательные организации к сохранению «мероприятийного подхода», в ущерб содержательной, гибкой, контекстно-ориентированной командной и индивидуальной работе по педагогическому сопровождению социализации, личностного развития, социально-профессионального самоопределения детей и молодёжи.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.