Возникновение театра в Тамбове — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Возникновение театра в Тамбове

2021-06-24 56
Возникновение театра в Тамбове 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возникновение театра в Тамбове связано с именем крупнейшего русского поэта конца XVIIIвека Гавриила Романовича Державина.В марте 1786 года он прибыл на должность наместника Тамбовской губернии и за короткий срок своего пребывания в Тамбове успел очень много сделать для развития просвещения и культуры, в том числе попытался пробудить интерес к музыке, театру.Каждое воскресенье в доме губернатора собирались семьи богатых дворян и видных чиновников, устраивались импровизированные концерты, создался кружок любителей сценического искусства.

К торжественному дню первого представления 24 ноября (5 декабря по новому стилю) 1786 года Державин сочинил «Пролог на открытие в Тамбове театра и народного училища». За прологом следовала пятиактная комедия М. Верёвкина «Так и должно».Успех был полный. Но Державин стремился к созданию профессионального театра. Вскоре он получил разрешение на постройку специального здания, в котором ровно через год состоялось первое публичное представление пьесы Ж. Мармонтеля «Земира и Азор». Театр в Тамбове был открыт.Долгое время именно он по существу являлся единственным очагом культуры в городе, вносил оживление в скучную жизнь провинциального общества. Благодаря театру тамбовчане имели возможность познакомиться с произведениями Гоголя, Тургенева, Сухова-Кобылина, Островского, Шекспира, Шиллера.

 

Тамбов был одним из первых городов, где была показана комедия Грибоедова «Горе от ума».

С историей нашего театра связано много имён, прославивших российскую сцену. В разное время в Тамбове играли П. Мочалов, Н. Рыбаков, В Самойлов, В. Живокини, Э. Шмитгоф, В. Гиляровский, Г. Федотова, П. Орленев, И. Москвин.

Много талантливых актёров вырастил наш театр. Это и Т. Еремеева-Битрих, и В. Ванин, и В. Леонтьева, и В. Степанов. Около полувека на его сцене играл народный артист СССР И. Марин.

Первая половина XIX века

 

Как и многие губернские города Тамбов не мог экономически обеспечить содержание постоянной театральной труппы. Управляющий театром антрепренёр набирал актёров и ставил спектакли до тех пор, пока публика не теряла интереса к труппе. После этого она распускалась, а через некоторое время набиралась новая. Огромным событием для публики и местной труппыбывал приезд на гастролиартистов столичных государственных театров. Играя с ними на одной сцене, местные актёры перенимали опыт мастеров.

Садовский Пров Михайлович

(1818 - 1872) – актёр.

 Основоположник актёрской школы, связанной с творчеством А.Н. Островского, П.М. Садовский – родоначальник семьи лицедеев Садовских, составивших славу Малого театра. Родился в Ливнах (ныне Орловской обл.). В 14 лет начал играть на сценах провинциальных театров Тулы, Ельца, Воронежа, Рязани. Несколько раз актёра-скитальца судьба забрасывала в Тамбов, где он задерживался на более продолжительное время, чем в других городах.

Здесь молодой Садовский пережил первые сценические успехи. Впервые тамбовцы увидели будущую знаменитость в 1833 году. В репертуаре театров 30-40-х годов большое место занимал водевиль. В указанные годы актёр служил также в труппах уездных городов Тамбовщины – Лебедяни и Липецка. Семь лет работал П.М. Садовский на провинциальных сценах. В 1838 году в Казани его игру увидел Михаил Щепкин, по рекомендации которого в 1839-м Пров Михайлович стал актёром Малого театра. После создания образа антрепренёра Пустославцева в комедии «Лев Гуров Синичкин» Д. Ленского его назвали «бесспорно замечательнейшим из молодых русских артистов, на которого смело можем мы полагать самые блестящие надежды». В Малом театре П.М. Садовский играл роли в пьесах Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Писемского. Подлинный расцвет его творчества связан с утверждением на сцене Малого театра драматургии А. Островского. Пров Михайлович разделял взгляд драматурга на театр, призванный давать «правдивую летопись русской жизни».

 

Мочалов Павел Степанович (1800 - 1848) – актёр.    

Великий русский трагик, крупнейший представитель романтизма в России. Родился в Москве в актёрской семье. Свою творческую жизнь связал с московской сценой, где начал играть с 1817 года, а в 1824 году вошёл в состав труппы Малого театра. Актёр создавал образы героев, выступавших против социальной несправедливости, против насилия и рабства, утверждал высокие идеалы свободы и гуманизма.

В1840 году П.С. Мочалов выступал в тамбовском театре. Он был одним из первых артистов императорских театров, который ездил на гастроли в провинцию, что само по себе было истинной пропагандой театрального искусства. Павел Степанович любил ездить на гастроли. Не обращал внимание на неустроенность быта, не всегда хорошую сцену. Многим казалось, что провинциальные гастроли бросают тень на звание артиста императорского театра. Мочалова же это совсем не волновало. Освободившись от службы в Москве, он договаривался с теми, кого знал и любил, где его хорошо принимали. Его гастроль стала заметным явлением в театральной жизни города: в девяти спектаклях сыграл своих прославленных героев У. Шекспира, достигая огромной трагической силы (Гамлет, Отелло), а также в роли Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера). Гастроли гениального артиста были замечательным явлением в театральной жизни актёра, ибо Мочалов был живым олицетворением передового демократического искусства.Во время этих поездок великий трагик играл вместе с Н.Х. Рыбаковым, тогда ещё молодым, но уже известным в провинции актёром.

Рыбаков Николай Хрисанфович (1811 - 1876) – актёр.

Великий артист родился в Курске, где окончил прогимназию. Затем до 1832 года работал канцеляристом Казённой палаты. В 1826 году дебютировал в местной труппе, продолжил актёрскую карьеру в Харькове, играя четырнадцать лет ведущие роли в водевилях и трагедиях, принимал участие в гастрольных спектаклях П.С. Мочалова и М.С. Щепкина. Несмотря на успешное выступление в Малом (1852) и Александрийском (1854) театрах, на службу в них принят не был и до конца жизни остался актёром провинциальной сцены. Особенно удавались Н.Х. Рыбакову образы в драмах У. Шекспира – Отелло, Кориолан, король Лир, Ричард III, Макбет, Шейлок, Кассио, Клавдий. Шекспировские герои принесли ему имя великого трагика. Лучшим творением артиста признан образ Гамлета. Любимыми ролями Николая Хрисанфовича были Карл Моор в «Разбойниках» и Фердинанд в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера. Огромным успехом у зрителей пользовалась мелодрама «Гений и беспутство» А. Дюма, в которой Рыбаков играл Кина. Ярко проявилось дарование артиста и в пьесах А. Островского, и в комедиях Н. Гоголя, Д. Фонвизина, А. Грибоедова. О великом трагике, о значении его для русского театра ёмко сказал А. Плещеев в своей книге «Что вспомнилось»: «Рыбаков – это целая эпоха русского театра, охватившая середину девятнадцатого столетия; это – человек сильного таланта, не знавший школы, но создавший её». Жители Тамбова восхищались Н.Х. Рыбаковым в разные годы, то в труппе Голощапова (1840-е гг.), то Ознобишина (1876).

Летом 1876 года театральный Тамбов тепло встретил ветерана провинциальной сцены. Это происходило перед началом спектакля «В театре и на свадьбе». Публика восторженно приветствовала актёра. Рыбаков приехал в Тамбов не в качестве гастролёра, а вступил в труппу как постоянный её участник. Это обстоятельство внесло заметное оживление в театральную жизнь города. Интерес к спектаклям, особенно с участием Рыбакова, резко возрос. Блестяще исполнил прославленный мастер заглавную роль в драме Н. Кукольника «Боярин Фёдор Васильевич Басенок», готовил ещё несколько ролей, предполагал сыграть свою коронную роль Несчастливцева («Лес» А. Островского). Смерть Рыбакова (15 ноября 1876 года) помешала осуществлению этих замыслов. С мая 2007-го Тамбовским отделением Союза театральных деятелей совместно с Малым театром ежегодно проводится в Тамбове межрегиональный театральный фестиваль им. Н.Х. Рыбакова, учреждена премия его имени для актёров провинциальных театров.

Самойлов Василий Васильевич (1812 - 1877) – актёр.

Крупнейший представитель театральной семьи Самойловых. В 1834 году дебютировал в Петербургском Большом театре, в 1835-м был принят в труппу, но вскоре перешёл в Александринский театр, где прослужил до 1875 года. После выступал на клубных сценах Петербурга и провинции. В.В. Самойлов владел искусством перевоплощения. Большое внимание уделял гриму и костюму, сценической детали.

 

Созданные им образы отличались яркой характерностью: Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Сухова Кобылина), Вырин («Станционный смотритель» по А. Пушкину), Любин («Провинциалка» И. Тургенева), Растаковский («Ревизор» Н. Гоголя), Гамлет (одноименная трагедия Шекспира) и др. Не менее успешно играл в исторических драмах А.К. Толстого, А. Островского, а также в водевилях. Выдающийся актёр Петербургского Александринского театра В.В. Самойловигралвянваре 1844 года на тамбовской сцене с труппой антрепренёра подпоручика Голощапова в ряде спектаклей. Он исполнил роль полковника Славина в драме «Пятнадцать лет разлуки», молодого солдата Фрица в мелодраме «Сын любви» и Неизвестного в «Параше Сибирячке». Самойлов с исключительным мастерством играл водевильные роли. В Тамбове он с большим успехом выступил в водевилях «Чиновник по особым поручениям» (чиновник Понукаев) и «Жених нарасхват» (садовник Иван).

Живокини Василий Игнатьевич (1807 – 1874) – актёр.      

  Родился в Москве в театральной семье (отец – итальянец, театральный художник, с 1791 года жил в России, мать – русская, балерина). В 1825 году Василий Игнатьевич окончил Московское театральное училище. С 1824 года служил в труппе Малого театра, выступая в амплуа комика-буфф и исполняя водевильные роли.

С 1834 года каждое лето В.И. Живокини гастролировал в провинции. С 28 мая по 1 июня 1844 года длились выступления блестящего комика в Тамбове.

Выдающийся актёр, как никто другой, умел придавать своим персонажам острую характерность, доводя их отдельные черты до гиперболы. Он играл вместе с местными актёрами труппы подпоручика Голощапова в водевилях. Славился он также даром импровизации и обращениями к публике, что всегда вызывало у зрителей неудержимый смех. Такая исполнительская манера сближала Живокини с исконной русской традицией балагуров-потешников. Именно в этой манере исполнял он свою коронную роль – Синичкина в водевиле Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин». Этим спектаклем и открылись гастроли Живокини в Тамбове. Он также сыграл Отрадина («Покойник-муж и вдова его» Ф. Кони), студента Губкина («Студент, артист, хорист и аферист» Ф. Кони) и другие роли. Во время гастролей Живокини подготовил и поставил с тамбовской труппой водевиль Д. Ленского «Два мужа». Успех актёра был велик. Театр в вечера его гастролей был переполнен, несмотря на высокую стоимость билетов.

Вторая половина XIX века

Картина в провинциальной жизни в провинции заметно меняется, и не в лучшую сторону, после буржуазных реформ 1860-х годов. С развитием капиталистических отношений основным потребителем театральной продукции становится буржуазный зритель. Преуспевающие дельцы ждут от сцены увеселений и пикантных развлечений.

Всё большее место в репертуаре театров занимают фарсы и оперетты. В начале 1860-ых годов тамбовское «высшее» общество ещё требует от театральной дирекции приглашения «итальянской оперы». Однако антрепренёр Г.И. Григорьев посчитал постановку оперных спектаклей невыгодным и ограничился набором только драматической труппы, которая оказалась на редкость слабой. На этом унылом фоне огромным событием для местных театралов были выступления на тамбовской сцене знаменитого американского трагика негра Айры Олдриджа и актёров столичных театров.

Олдридж Айра

В ноябре 1864 года на тамбовской сцене играл знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Театральных афиш о его спектаклях не было, но зрительный зал всегда был полон. С необычайным успехом выступил он в шекспировских ролях. Спектакль «Отелло» был повторен трижды, «Король Лир» и «Венецианский купец» - по два раза. Об этих спектаклях газета «Тамбовские губернские ведомости» писала: «Игра Олдриджа показала, до какой степени совершенства может дойти искусство человека. Он глубоко раскрывал в своём творчестве гуманистическое содержание трагедий Шекспира». Играл Олдридж на английском языке, но его жесты и мимика были настолько выразительны, что как бы переводили звучащее слово, делали его понятным русскому зрителю. Восхищённые тамбовские театралы потребовали постановки «Макбета», роль которого также была одной из прославленных в репертуаре Олдриджа.

Но антрепренёр Г. И. Григорьев счёл невозможным за короткий срок поставить такой спектакль силами своей труппы. И всё же тамбовцы увидели Олдриджа в роли честолюбивого шотландского полководца Макбета: спектакль был подготовлен местными любителями за три дня.

Тамбовская пресса сообщала, что помимо запланированных спектаклей, великий трагик дал ещё два представления с благотворительной целью: средства с одного спектакля были переданы в пользу симбирских погорельцев, а со второго – для бедного населения Тамбова.

 

Милославский Николай Карлович (1811 - 1882) – актёр, режиссёр, антрепренёр.

Родился в Одессе в дворянской семье. Был кавалерийским офицером. Оставив военную службу, в 26 лет начал сценическую карьеру. Попытки поступить на Императорскую сцену не увенчались успехом, хотя периодически играл Александринском и Малом театрах. В провинции к Н.К. Милославскому пришла слава одного из ярчайших талантов России, сыгравших значительную роль в развитии актёрского, режиссёрского и антрепренёрского дела. Н.К. Милославский вышучивал общество смехом. Заслугой Николая Карловича является то, что он сломал привычные рамки театрального амплуа: играл в трагедии и комедии, драме и водевиле, выступал даже в оперетте.Деятельность его протекала в разных городах России. В 60 – 70-е годы XIX века Николай Карлович играл в Тамбове в составе труппы Г.И. Григорьева.

Здесь после снятия запрета на исполнение в провинции комедии «Горе от ума» А. Грибоедова (1863) Милославский создал впечатляющий образ Чацкого.

Столь же успешно исполнил роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре» (1871). В разные периоды им были сыграны такие значительные шекспировские роли, как Король Лир, Гамлет, Шейлок («Король Лир», «Гамлет», «Венецианский купец»), шиллеровский Президент («Коварство и любовь»), Кречинский («Свадьба Кречинского» А. Сухова-Кобылина), выступал и в комедиях А. Островского. Роль Н.К. Милославского в культурном просвещении провинции бесценна.

 

Гиляровский Владимир Алексеевич (1853 - 1935) – актёр и режиссёр, прозаик и поэт.

Родился в Вологодской губернии. В юности скитался по России, «чтобы служить народу». Сменил много профессий: был бурлаком, крючником, пожарником, объездчиком диких лошадей, циркачом, лицедеем. В 1873 году дебютировал в печати. Участвовал в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.

В 1875 году В.А. Гиляровский волей случая стал актёром труппы тамбовского антрепренёра Г.И. Григорьева. С успехом выступал в роли Держиморды и Бобчинского в «Ревизоре» Н. Гоголя. Исполнял маленькие роли в «Хижине дяди Тома» Г. Бичер-Стоу, «Свадьбе Кречинского» А. Сухова-Кобылина и др. С тамбовской труппой гастролировал в уездных городах: в Кирсанове, Моршанске, Борисоглебске. Обо всём этом Владимир Алексеевич рассказывает в своих мемуарах «Мои скитания».

Давыдов Владимир Николаевич (1849 – 1925) – актёр, педагог.

Один из первых народных артистов Советской России (1922). Детство и отрочество будущего актёра прошли в Тамбове. Здесь в 1866 году окончил гимназию. В годы учёбы принимал участие в школьных спектаклях, играл как мужские, так и женские роли – Бобчинский и Сваха («Ревизор» и «Женитьба» Н. Гоголя), Пимен («Борис Годунов» А Пушкина), Простакова («Недоросль» Д. Фонвизина), Молчалин («Горе от ума» А. Грибоедова). После гимназии Давыдов поступил в Московский университет и одновременно брал уроки драматического искусства у И.В. Самарина, актёра Малого театра. Через год начал выступать на сценах Воронежа, Орла, Саратова.

Вовторой половине 1870-х годов Давыдов играл на тамбовской сцене. Свои впечатления о тамбовском театре и его антрепренёре И.И. Ознобишине зафиксировал на страницах книги «Рассказы о прошлом». С 1880 до 1924 года актёр выступал в труппе Александринского театра в Петербурге, затем служил в Малом театре в Москве. В.Н. Давыдов играл в мелодраме, оперетте, трагедии, водевиле, опере. Из 547 созданных им сценических образов 450 принадлежат русской драматургии. Из них свыше 80 ролей в произведениях А. Островского.

Великий режиссёр К.С. Станиславский назвал Владимира Николаевича Давыдова «патриархом русского театра, гением, хранителем живых традиций и тайн русского искусства».

Рыбаков Константин Николаевич (1856–1916) – актёр, один из сторонников и пропагандистов критического реализма на сцене.

 Родился в Курске в семье артистов, что определило выбор профессии.Драматический актёр Константин Николаевич Рыбаков вместе с отцом, Николаем Хрисанфовичем Рыбаковым, играл во многих городах России.

Летом 1876 года он вступил в труппу Тамбовского театра. Константин Николаевич работал в нём до 1881 года, исполняя преимущественно героико-романтические роли.

В 1881 году Рыбакова зачисляют в труппу Московского Малого театра, с которым будет связана вся последующая сценическая деятельность артиста. Он становится выдающимся исполнителем пьес А.Н. Островского. Великий драматург практическими советами существенно повлиял на формирование артистического таланта Рыбакова. Очень плодотворным было и влияние отца, Николая Хрисанфовича, а также партнёрши Г.Н. Федотовой.

В историю русского театра вошла галерея образов, созданных К.Н. Рыбаковым в пьесах А. Островского: Буланов и Несчастливцев («Лес»), Кудряш («Гроза»), Прибытков («Последняя жертва»), Васильков («Бешенные деньги»), Большов («Свои люди – сочтёмся!»), Юсов («Доходное место»), Кнуров («Бесприданница»). В течение многих лет Рыбаков работал над образами Фамусова («Горе от ума» А. Грибоедова) и Городничего («Ревизор» Н. Гоголя). Его Фамусов, типичный представитель бюрократии, и тупой солдафон Городничий вошли в историю Малого театра. Эти роли в биографии артистов считаются звёздными.

Актёр бережно хранил и развивал традиции русского театрального искусства, передавал их новому поколению мастеров сцены.

 

Чернов Александр Семёнович

(1854 – после 1924) – актёр.

Родился в Москве, где жил до 22 лет. Влечение к театру проявилось в ранней юности. Его наставником стал бывший режиссёр Московского Малого театра С. Соловьёв. В 1876 году А.С. Чернов принял предложение держателя Тамбовского театра И.И. Ознобишина и начал карьеру артиста. В Тамбове в течение первого сезона партнёром и учителем Александра Семёновича по сцене был великий Н.Х. Рыбаков. В дальнейшем молодой артист играл во всех пьесах текущего репертуара тамбовского театра. Выступал в комедиях А. Островского, драмах П. Каратыгина, А. Потехина, А. Сухово-Кобылина, в водевилях. Наиболее удавались А.С. Чернову роли небогатых чиновников, купеческих сынков, студентов, неудачливых женихов. После восьми лет служения тамбовской сцене тридцатилетний артист дебютировал на Императорской сцене в Петербурге в роли Жадова в «Доходном месте» А. Островского. Успех определил зачисление в труппу Александринского театра на амплуа резонёра. Столичной сцене Александр Семёнович отдал тридцать лет творчества. Оно отличалось верностью лучшим традициям русского реалистического театра.

 

Савина Мария Гавриловна

(1854 - 1915) – актриса.

Выдающаяся актриса Александринского театра сценическую деятельность начала на провинциальной сцене, впервые сыграв в 1869 году в Минске. За первое пятилетие выступала на сценах городов России в комедии, оперетте, водевиле, драме, мелодраме. Весной 1884 года с её талантом познакомился тамбовский зритель. В составе местной труппы антпренёра Томары (псевдоним дворянина Владимира Бонифатьевича Благоновского) Мария Гавриловна играла в новом Летнем театре, построенном В.Н. Антипиным в «Семейном саду» усадьбы дворянина Н.Я. Лукьяненко (территория горбольницы № 2). В день открытия сезона и театра 4 мая давалась драма «Сумасшествие от любви» и водевиль «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Репортёр «Тамбовских губернских ведомостей» отметил: «…Савина – новая актриса в Тамбове, красивой наружности, благородных манер, обладает выразительной мимикой, драматическим талантом». Корреспондент подчеркнул, что спектакль, эффектный по содержанию и богатый драматическими положениями, удался. В последующем игрались «Русская свадьба на исходе XVIстолетия», «Все мы жаждем любви», «Дядя Беккер подшутил», оперетты «Корневильские колокола», «Прекрасная Елена» и др. С 1874 года актриса играла на императорской сцене Петербурга. Её тонкое самобытное дарование ярко раскрылось в пьесах Н. Гоголя, И. Тургенева, А. Островского. Прославленными ролями стали Мария Антоновна («Ревизор»), Наталья Петровна («Месяц в де- ревне»).В спектаклях А. Островского сыграла 30 ролей.

Кроме этого, Мария Савина с большой эмоциональной силой исполняла роль Акулины во «Власти тьмы» Л. Толстого, создала трагический образ Анны Петровны в «Иванове» А. Чехова. Во всех ролях актриса демонстрировала простоту и изящество в игре, своё искусство точной сценической характеристики героинь.

Федотова Гликерия Николаевна (1846 - 1925) – актриса. Заслуженная артистка Императорских театров, народная артистка Республики (1924), Герой Труда (1924).

Родилась и провела детские годы в Орле. Рано осиротев, удочерена помещицей Поздняковой. Окончила Московское театральное училище при Малом театре, где учителями были М.С. Щепкин и И.В. Самарин. В 1862-м вошла в состав труппы Малого театра. С первых ролей актриса покорила театралов искренностью чувств, непосредственностью игры, обаянием. Ей поручали роли молодых героинь во многих спектаклях по пьесам, Шекспира, Шиллера, Тургенева, Грибоедова. Гликерия Николаевна сыграла 29 ролей в пьесах А. Островского. Большую роль в развитии провинциального театра сыграли гастрольные поездки Г.Н. Федотовой с собственной труппой по городам России. Самым знаменательным событием тамбовской театральной жизни 90-ых годов XIXвека были гастроли её труппы летом 1896 года. Федотова гастролировала с собственной труппой, составленной в основном из молодёжи. В Тамбове она сыграла роли из пьес А. Островского: Кручинину («Без вины виноватые») и Василису («Василиса Мелентьева»).

Выступила в главных ролях в спектаклях «Мадам Сан-Жен» Сарду (Катрин Юбше), «Цепи» Сумбатова (Волынцева), «Преступница» Вильде (Надежда Николаевна), «Счастливец» Немировича-Данченко (Богучарова) и «Вторая молодость» Невежина (Валентина Александровна).

 

Москвин Иван Михайлович

(1874 -1946) – актёр. Народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии (1943, 1946).

В 1896 году 22-летний Иван Москвин окончил драматическое училище Московского Филармоническогообщества у Немировича-Данченко (1896). Творческий путь начал со студенческого выпускного спектакля «Нора» Г. Ибсена, в котором успешно выступил в двух диаметрально-противоположных ролях: погружённого в трагические переживания доктора Ронка и весёлого, непосредственного Елеси. В театральной среде заговорили о новом родившемся таланте. Позже, ещё при жизни, его называли великим русским актёром.

 По рекомендации его педагога А.А. Федотова Москвина включили в труппу, собранную для летних гастролей Гликерии Николаевны Федотовой, в то время ведущей актрисы Императорского Малого театра. Небольшая труппа приехала в Тамбов и с 6 июня 1896 года начала здесь свои гастроли, которые проходили до 16 июня. Спектакли проходили в летнем театре в собрании коннозаводчиков.

В репертуаре труппы было семь пьес «Без вины виноватые» и «Василиса Мелентьева» Островского, «Цепи» Сумбатова, «Счастливец», Вл. Немировича-Данченко, «Вторая молодость» Невежина, «Преступница» Вильде и «Мадам Сан-Жен» Сарду. Это был популярный репертуар тех лет.

Газета «Тамбовские губернские ведомости» от 8 июня 1896 года отмечала в разделе «Театр и музыка»: «Подмостки тамбовского театра давно не видели такого выдающегося ансамбля и художественной игры».

Итак, будущий гениальный актёр русского театра Иван Михайлович Москвин делал в Тамбове первые профессиональные шаги на театральной сцене, и делал это с большим успехом. Из-за малочисленности труппы в некоторых спектаклях Москвин играл несколько ролей. Так, в «Василисе Мелентьевой» он исполнил сразу три роли: Бориса Годунова, мужика-доносчика и лекаря-немца Бомелия. Рядом с такой ролью, как Борис Годунов, Москвин исполнял роль Деперо – танцмейстера в исторической комедии «Мадам Сан-Жен» В. Сарду – о бойкой парижской прачке, ставшей герцогиней при дворе Наполеона Первого. С лёгкостью прирождённого танцора обучал Москвин новоявленную герцогиню Катрин придворным церемониям.

В комедии А. Островского «Без вины виноватые» молодой актёр играл роль слуги Ивана. В других спектаклях труппы выходил в эпизодических ролях, но везде играл с полной творческой отдачей, играл правдиво и увлечённо.

Корифею Художественного театра, великому создателю образов царя Фёдора Ивановича, старца Луки в «На дне», Епиходова в «Вишнёвом саде», Феди Протасова в «Живом трупе» и ещё многих десятков непревзойдённых ролей, - предстоял блистательный путь в искусстве. А тамбовский театр стал первой страничкой творчества актёра, мастера художественного слова, киноартиста, директора МХАТа (с 1943 года), Народного артиста СССР.

 

Начало XX века

Подъём революционных настроений, который заметно обозначился с начала 1900–х годов, находит отклик и в театральной жизни. Театр всё больше вовлекается в орбиту общественных событий, становится ареной политической борьбы. На сценах столичных и провинциальных театров появляются пьесы М. Горького, оказывающие революционизирующее влияние на массы. Поражение революции 1905 года не замедлило отразиться и на состояние театрального искусства. В репертуаре на первый план выступает бульварно-обывательская драматургия. В эти годы оживление среди тамбовской интеллигенции вызвало выступления таких выдающихся гастролёров, как братья Адельгейм, В. Качалов, П. Орленев, К. Марджанов.

Адельгейм, братья:

Роберт Львович

(1860 - 1934)

Рафаил Львович

(1861 - 1938) – актёры.

Народные артисты РСФСР (1931).

Родились в Москве в семье врача. Окончили драматическое отделение Венской консерватории. Около сорока лет совместно выступали на сценах городов России, в т.ч. Москве и Петербурге.

Порознь играли в театрах Германии, Австрии, Швейцарии. Амплуа Роберта Львовича – героические роли: Эдип в одноимённой трагедии Софокла, Отелло, Гамлет в трагедиях У. Шекспира и др. Рафаил Львович создавал и характерные и героические образы: гоголевский Городничий в «Ревизоре», гётовский Мефистофель, шекспировские Яго, Шейлок, Лир, шиллеровский Моор. С собственной небольшой труппой в начале XX века братья выступали в Тамбове и Козлове (Мичуринске). Играли здесь «Гамлета» У. Шекспира, «Уриэль Акосту» К. Гуцкова, «Разбойников» Ф. Шиллера, «Семью преступника» П. Джиакометти и инсценировку романа «Трильби» И. Ге.

Орленев Павел Николаевич

(1869 - 1932) – актёр. Народный артист Республики (1926).  

Учился на курсах Малого театра. Сценическую деятельность начал в 1886 году в Вологде. В 1893 – 1895 годах играл в Московском театре Ф.А. Корша. В дальнейшем выступал главным образом в качестве актёра-гастролёра. Исполнял роли амплуа комического простака в водевилях, а также характерные роли. В1900 году П.Н. Орленев с небольшой труппой актёров театра литературно-художественного общества играл в Тамбове в спектакле «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (Раскольников). В 1901-м и в первые годы советской власти он выступал в Козлове и Тамбове. Мастер глубочайших психологических характеристик, Орленев завоевал необычайную популярность исполнением ролей царя Фёдора, Раскольникова, Дмитрия Карамазова.

С волнением смотрели тамбовские зрители «Преступление и наказание» (по Ф.М. Достоевскому) с Орленевым – Раскольниковым. Великолепным достижением артиста была и вторая исполненная им роль – Освальда в драме Г. Ибсена «Привидения». Артист гастролировал также в Великобритании, США, Швеции, Норвегии. В его творчестве сочетались глубокий драматизм с лиризмом и юмором.

 

Марджанов Константин Александрович

(1872 - 1933) – актёр и режиссёр. Народный артист Грузинской ССР.

Имя и творчество выдающегося режиссёра-новатора, талантливого актёра Котэ Марджанишвили принадлежат и грузинскому, и русскому театру. Начав профессиональную работу на грузинской сцене, он через три года продолжил её в театрах России, которым отдал четверть века, получив известность под именем Константина Марджанова.

Осенью 1901 года Константин Александрович работал в Тамбовском театре в антрепризе Крамера. Он занял ведущее положение в труппе. Выразительная внешность способствует его успеху у тамбовской публики в ролях героического и романтического плана. Тяготел артист и к музыкальным жанрам – оперетте, опере, водевилю, а также к пантомиме. К. Марджанов показал это на тамбовской сцене.Именно в это время он начинает режиссёрскую деятельность, стремясь поднять гражданский пафос театра, утвердить праздничное, жизнерадостное искусство. В Тамбове Марджанов прослужил один сезон. Его приглашают режиссёром в Московский художественный театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Через два года он возглавляет созданный им Московский Свободный театр. Последнее десятилетие жизни режиссёр посвятил развитию своего родного грузинского театра.

 

Качалов Василий Иванович

(1875 – 1943) – актёр. Народный артист СССР (1936), лауреат Сталинской премии (1943).   

  Родился в Вильно в семье священника. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета, принимал участие в любительских спектаклях. В 1896 году начал выступать на сцене Литературно-художественного общества. В 1897 – 1900 годах играл антрепризах М. Бородая в Казани и Саратове. С 1900 года до конца жизни служил в Московском художественном театре. Творческая деятельность В.И. Качалова связана и с Тамбовом.В 1902 году он целый сезон играл в летнем театре Купеческого сада. В апреле 1914-го гастролировал вторично. Местная пресса отметила: «В.И. Качалов вспомнил былые годы и, как только приехал в Тамбов, пошёл посмотреть на знакомый ему деревянный сарай, считавшийся в то время театром губернского центра. Но этот сарай к тому времени сгорел. В.И. Качалову пришлось выступать в другом сарае, который тоже назывался театром». Гастроли прошли с большим успехом. В советское время великий артист выступал в Тамбове и Козлове как чтец.

Актёр высокой интеллектуальной культуры, огромного обаяния, Качалов поражал зрителя психологической глубиной, тонкой манерой исполнения.

Он был актёром-мыслителем, утверждающим своим творчеством высокие общественные идеалы. Создал гуманистические по своей направленности образы Тузенбаха и Трофимова («Три сестры» и «Вишнёвый сад» А. Чехова), Протасова («Дети солнца» М. Горького), трагические – Гамлета и Юлия Цезаря (в одноименных произведениях У. Шекспира), Ивана Карамазова («Братья Карамазовы» Ф. Достоевского). Мастерски играл актёр комедийные и сатирические роли: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского), Горский («Где тонко, там и рвётся» И. Тургенева). К выдающимся достижениям актёра относятся образы Вершинина («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова), Захара Бардина («Враги» М. Горького).

 

Тамбовский театр


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.