Композиторы-романтики первой половины XIX века (обзор). Европейская музыка XIX века (обзор). Романтизм в музыке. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Композиторы-романтики первой половины XIX века (обзор). Европейская музыка XIX века (обзор). Романтизм в музыке.

2021-06-24 26
Композиторы-романтики первой половины XIX века (обзор). Европейская музыка XIX века (обзор). Романтизм в музыке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение национальных композиторских школ. Повторение пройденного по теме.Значение национальных композитор-ских школ. Творчество (исполнительское и композиторское) Ф.Листа. Р.Шуман – композитор и музыкальный критик. Музыкальное и теоретическое наследие Г.Берлиоза. 

Для ознакомления предлагается прослушивание рапсодий Ф.Листа, отрывков из «Фантастической» симфонии Г.Берлиоза, номеров из «Фантастических пьес» или вокальных циклов Р.Шумана.

Европейская музыка в XIX  веке. Разные пути развития оперного жанра. Творчество Д.Верди и Р.Вагнера. Инструментальная музыка Германии и Австрии (И.Брамс). Французская композиторская школа (Ж.Бизе, С.Франк и др.). 

Для ознакомления предлагается прослушивание номеров из опер Д.Верди («Травиата», Аида», «Риголетто») и Р.Вагнера («Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Валькирия») на усмотрение преподавателя

Год обучения

Культура начала XIX века. Романсы.

Формирование традиций домашнего музицирования. Романтизм и сентиментализм в русской поэзии и вокальной музыке. Формирование различных жанров русского романса: элегия, русская песня, баллада, романсы «о дальних странах», с использованием танцевальных жанров.

Прослушивание произведений:

А. А. Алябьев «Соловей»

А. Л. Варламов «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий»

А. Е. Гурилев «Колокольчик»

М. И. Глинка

Жизненный и творческий путь. Обучение в Италии, Германии. Зарождение русской музыкальной классики. Создание двух опер. Поездки во Францию, Испанию. Создание одночастных симфонических программных увертюр. Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Общая характеристика; композиция оперы. Музыкальных характеристики героев: русских и поляков. Различные виды сольных сцен (ария, каватина, песня, романс). Хоровые сцены. Понятия «интродукция», «эпилог». Танцы как характеристика поляков. Повторяющиеся темы в опере, их смысл и значение.

Прослушивание произведений:

Опера «Иван Сусанин» 1 д.: Интродукция, Каватина и рондо Антониды, трио «Не томи, родимый»; 2 д.: Полонез, Краковяк, Вальс, Мазурка; 3 д.: Песня Вани, сцена Сусанина с поляками, Свадебный хор. Романс Антониды; 4д.: ария Сусанина; Эпилог: хор «Славься».

Русская культура 60-х годов XIX века. «Могучая кучка»

Расцвет литературы и искусства. Расцвет русской музыкальной классики во второй половине XIX века, её великие представители. Изменения в музыкальной жизни столиц. М. А. Балакирев и «Могучая кучка».

А. П. Бородин

Жизненный и творческий путь. Многогранность личности А. П. Бородина. Научная, общественная деятельность, литературный талант. Опера «Князь Игорь» - центральное произведение композитора. Композиция оперы. Понятие «пролог», «финал» в опере. Русь и Восток в музыке оперы. Музыкальные характеристики героев в сольных сценах (князь Игорь, Галицкий, хан Кончак, Ярославна). Хоровые сцены в опере. Место и роль «Половецких плясок». Симфоническое наследие Бородина, формирование жанра русской симфонии в 60-х гг. 19 века. «Богатырская» симфония.

Прослушивание произведений:

Опера «Князь Игорь»: пролог, хор народа «Солнцу красному слава», сцена затмения; 1 д.: песня Галицкого, ариозо Ярославны, хор девушек «Мы к тебе княгиня», хор бояр «Мужайся, княгиня»; 2 д.: каватина Кончаковны, ария Игоря, ария Кончака, Половецкие пляски; 4 д.: Плач Ярославны, хор поселян.

Симфония №2 «Богатырская»

М. П. Мусоргский

Биография. Социальная направленность, историзм и новаторство творчества М. П. Мусоргского. Судьба наследия композитор, редакции его сочинений. «Борис Годунов» история создания, редакции оперы, сложности постановки. Идейное содержание оперы. Композиция оперы, сквозное развитие действия, декламационное начало партий ряда персонажей – характерные черты новаторского подхода композитора к реализации замысла оперы. «Картинки с выставки» - лучшее инструментальное произведение композитора. История создания, особенности построения, лейтмотив цикла.

Прослушивание произведений:

Опера «Борис Годунов»: оркестровое вступление, пролог 1 к.: хор «На кого ты нас покидаешь», сцена с Митюхой, 2 к. целиком, 1 д. 1 к.: монолог Пимена, 2 к.: песня Варлаама; 2 д.: монолог Бориса, сцена с курантами, 4 д. 1 к.: хор «Кормилец-батюшка», сцена с Юродивым, 4 д. 3 к.: хор «Расходилась, разгулялась».

«Картинки с выставки»2-3 пьесы по выбору преподавателя.

Н. А. Римский-Корсаков

Биография. Многогранность творческой, педагогической и общественное деятельности Римского – Корсакова. Значение оперного жанра в творчестве композитора. Сказка, история и повседневный быт народа в творчестве в операх Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка», литературный источник сюжета. Композиция оперы. Пантеизм, сказочность, реальность, обрядовость в опере. Музыкальные характеристики реальных и сказочных героев. Лейтмотивы в опере. Симфоническое творчество Н. А. Римского-Корсакова. «Шехеразада» - программный замысел сюиты. Средства создания восточного колорита. Лейтмотивы, их развитие. Роль лейттембров.

Прослушивание произведений:

Опера «Снегурочка»: Пролог – вступление, песня и пляска птиц, ария и ариетта Снегурочки, Проводы масленицы, 1 д.: 1 и 2 песни Леля, ариозо Снегурочки,; 2д.: клич Бирючей, шествие царя Берендея, каватина царя Берендея; 3 д.: хор «Ай во поле липенька», пляска скоморохов, 3-я песня Леля, ариозо Мизгиря; 4 д.: сцена таяния Снегурочки, заключительный хор.

Симфоническая сюита «Шехеразада».

П. И. Чайковский

Жизненный и творческий путь. Признание музыки Чайковского при жизни композитора во всём мире. Оперы и симфонии, как ведущие жанры творчества. «Евгений Онегин» - литературный источник сюжета, история первой постановки оперы. Композиция оперы. Новый тип русской оперы – лирико-психологический. Особенности драматургии, понятие «сцена». Музыкальные характеристики главных героев.

Прослушивание произведений:

Опера «Евгений Онегин». 1 к.: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, хоры крестьян, ария Ольги, ариозо Ленского «Я люблю вас»; 2 к.: вступление, сцена письма Татьяны; 3 к.: хор «Девицы, красавицы», ария Онегина; 4 к.: вступление, вальс с хором, мазурка и финал; 5 к.: вступление, ария Ленского, дуэт «Враги», сцена поединка; 6 к.: полонез, ария Гремина, ариозо Онегина; 7 к.: монолог Татьяны, дуэт «Счастье так было возможно», ариозо Онегина «О, не гони, меня ты любишь».


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.