Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе.

2021-06-24 33
Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе.

План.

Наука как особая система знаний о мире.

2. Специфические признаки науки:

а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык и особая подготовка.

Характерные черты науки.

1) универсальность.

2) безграничность.

3) Сочетание дифференциации и интеграции исследований.

4) Сближение науки с потребностями развивающегося общества, сближение науки с производством  

4. Основные функции науки:

1) мировоззренческая

2) познавательная

3) прогностическая

4) социальная:

5) практически-действенная, производственная (непосредственная производительная сила).

5. Классификация наук:

1) По предмету познания:

А) естественные

Б) общественные

В) гуманитарные

Г) технические  

2)По удаленности от практики:

А) фундаментальные

Б) прикладные.

Наука и научные революции, научно-технический прогресс. См. лекция 9 Д.

Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

8. Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

9. научная картина мира: понятие и этапы:

1. Классическая картина мира.

2. Неклассическая картина мира.  

3. Постнеклассическая картина мира.

Проблемы развития науки в современной РФ.

1) недофинансирование наукоемких технологий

2) «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за границу

3) разработка, в основном, прикладных наук и технологий, а не фундаментальных исследований.

Вопрос 1. Наука как особая система знаний о мире.

Наука – во-первых, особая система знаний; во-вторых, система специфических организаций с работающими в них людьми; в-третьих, особый вид деятельности, система научных исследований.

Наука – совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли (н-р, математическая наука, химическая наука и т.д.)

Главная задача науки – производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки.

Цель науки – постижение истины и открытие объективных законов.

Наука – это:

1) социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.). признанным центром науки является РАН (Российская академия наук), РАМН (Российская академия медицинских наук)

2) отрасль духовного производства (НИОКР);

3) особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Вопрос 2. Специфические признаки науки:

а) объективность (субъективный фактор отсутствует, обоснование теории строится на объективных, не зависящих законах бытия); б) рационализм (непротиворечивость, доказательность); в) системность и упорядоченность (научные знания должны быть систематизированы, логически выстроены и опираться на уже открытые и изученные законы существования); г) проверяемость (верифицируемость) – методы проверки научных знаний разные, н-р, описание, наблюдение, эксперимент; приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, моделирование и т.д.,; д) особый язык и особая подготовка (язык – это символы, знаки, формулы, характерные для той или иной науки).

Вопрос 3. Характерные черты науки.

1) универсальность – наука исследует деятельность человека во всех сферах общественной жизни; исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин.

2) безграничность – все, что есть в природе, что окружает человека, может быть исследовано на пользу людям; осознание безграничности науки способствует появлению разных научных школ, конкурентной борьбы за право быть первооткрывателем в той или иной области.

3) Сочетание дифференциации и интеграции исследований – то есть исследования проводятся в различных отраслях производства, т.к. нужны детальные знания; и в то же время эти знания должны интегрироваться, комплексно анализироваться.

4) Сближение науки с потребностями развивающегося общества, сближение науки с производством (н-р, разработка топлива из растительного сырья проводится американскими учеными: «кукуруза вместо нефти»).

Б) экономисты, анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета страны на следующий год.

В) ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

6) производственная (непосредственная производительная сила). Н-р, ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство.

Лекция  2 Д. Наука и ее роль в современном обществе.

План.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.