Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

2021-06-24 32
Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конспект урока литературы

 Дата 05.05.2021.

Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Правда о человеке на войне. Тема рядового на войне в повести В.Кондратьева «Сашка».

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: познакомимся с творчеством В.Кондратьева и повестью «Сашка»,  обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Художественный фильм «Сашка» Жанр: драма, военный. Режиссёр:   Александр Сурин. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 03.05.2021

Презентация по теме урока:   «Тема рядового на войне. Повесть В.Кондратьева  «Сашка»

Ход урока.

О своей войне рассказать могу

                                                              только я сам.

В.Кондратьев.


Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Среди авторов произведений о Великой Отечественной войне  есть и писатель Вячеслав Леонидович Кондратьев.

 

Цель нашего урока: на этом уроке мы познакомимся с творчеством В.Кондратьева и повестью «Сашка»

 

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Основные вехи биографии В. Кондратьева

 

2. Тема рядового на войне в повести В. Кондратьева «Сашка».

 

Главные герои.

Сашка – рядовой боец, честный, отважный парень, всегда готовый прийти на помощь.

Герои второго плана.

Ротный командир – непосредственный начальник Сашки, ответственный и справедливый.

Зина – медсестра из санроты, ветреная девушка, в которую влюбился Сашка.

Владимир (Володька) – лейтенант, умный толковый, но неуравновешенный молодой человек.

Жора – раненый попутчик Сашки.

 

 

Знакомство читателей с Сашкой

Сашка среди таких же, как и он, солдат находится без отдыха на передовой. Это обстрелы, тяжелый солдатский быт («просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача»). Начинается наступление немцев, когда Сашка находится на посту. Он врукопашную сходится с немцем и одолевает его. Сашка по своей воле с риском для жизни добывает обувь для ротного. Ему очень хочется по-человечески сделать добро командиру и никакая сила извне его не подталкивает к этому – это движение его собственной души.

 

Эпизод с немцем – это не только его пленение, но и препровождение в штаб фронта к комбату. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат.

Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.

Куда ранило Сашку?

А) В голову

 Б)В руку

 В)В ногу

 Г)В живот.

Шкала ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

!!!! Ребята, конспект урока и тестовое задание    отправляете мне на почту [email protected] или в ВК

Приложение.

Краткое содержание повести «Сашка»

Глава 1.

Сашка заступил в очередной ночной наряд.

Вспомнил, как днём увидел убитого немца на пригорке. А у того хорошие валенки. Не самому Сашке они были нужны, а ротному, у которого они уж очень плохие. Но что-то остановило Сашку. Решил утром доползти до немца.

Вдалеке были слышны артиллерийская канонада, пулемётные очереди, но «привык уже Сашка к этому, обтерпелся». Ещё до призыва, живя на Дальнем Востоке, он переживал с остальными, что война пройдёт мимо, « не совершить им тогда ничего героического».

За два месяца на фронте не видел Сашка вблизи живого немца, только танки.

Ночь прошла, он с напарником попеременно отдыхал в шалашике. Вдруг канонада прекратилась, и Сашка решил сходить за валенками для ротного (не у него промокли насквозь, не высушить ему их до весны). «Для себя ни за что бы не полез… Но ротного жалко.» Подполз он к немцу. Стал снимать валенки. Но тут неожиданно начался артобстрел. И вдруг он увидел немцев, которые подходили со всех сторон. «…страх, сдавивший его поначалу, как-то сошел с него». Дал он автоматную очередь и побежал к своим предупредить.

Вдруг огонь прекратился. Через некоторое время солдат услышали: «В районах, освобожденных немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждет свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты…». Через некоторое время немцы как под землю провалились. Видимо, это была их разведка. Но через некоторое время немцы снова появились. Сашка увидел одного, решил взять «языка». И это у него получилось, да и ротный вовремя подоспел.

Сашке был приказ отвести пленного в штаб. Немец шёл впереди, боязливо оглядываясь. На что Сашка сказал: «Чего боишься? Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Мог он его убить ещё там, во время погони, но сделал. Сашка объяснил немцу почему: «Потому как люди мы! А вы фашисты!».

Жаль, не знал Сашка немецкого, а то бы во время небольшого отдыха он спросил у немца: «…и как у немцев с кормежкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет.» А ещё он спросил у немца: «Ты мне скажи, чего с моим напарником, что в плен к вам попал, делать будете? Шиссен, наверное? Иль пытать будете?».

И вдруг понял Сашка, какая у него сейчас власть над этим немцем: захочет- доведёт до штаба, а захочет- убьёт. «И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». И немец понимал, что его жизнь в руках Сашки. «Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.»

По дороге часто попадались убитые советские солдаты, незахороненные. Стыдно было Саше за это перед немцем, «словно сам в чем-то виноватый». Наконец, дошли до штаба. Капитан стал спрашивать, откуда пришла разведка немцев, велел показать на карте. Потом комбат ненавидяще взглянул на немца. Горе переполняло командира- недавно убило его любимую женщину- Катеньку. Он приказал всем выйти из блиндажа.

Сашке непонятно было такое поведение командира. Тогда, когда немцы поднимались из-за оврага и шли на них, он «готов был давить и уничтожать безжалостно». Но с пленным он «мог разговаривать … по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…».

Немец на допросе ничего не сказал. Тогда ротный отдал приказ Сашке: «Немца – в расход!» Сашка стоял в недоумении и сказал командиру: «Товарищ капитан… Я ж обещался ему…». «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь, — но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании». Но капитан заставил выполнить приказ и велел солдату Толику проверить исполнение. Но Сашка попросил его не мешать исполнять приказ, сам убьёт немца. За это отдал Толику трофейные час. Тут Сашка увидел лейтенанта, рассказал ему всё. Попросил отменить приказ, но тот не стал.

Повёл Сашка немца на расстрел, идёт с ним медленно, куда спешить. А сам думает: «Вот поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались, а как в безоружного? Как?…».

«Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!»

Вдруг Сашка услышал чьи-то шаги: это шли комбат и Толик. Но Сашка твёрдо решил: «… не буду, не буду! Пусть сам комбат стреляет. Или своему Толику прикажет. Не буду!».

«…и смотрел на комбата уже без дерзости, но твердо, хотя и колотилось сердце, как бешеное, отдаваясь болью в висках.» Тут комбат отвернул глаза, стал уходить, отдав приказ отвести немца в штаб.

 

Глава 2.

Сашку ранило. Бойцы многие ему завидовали: отвевался, повезло, легко отделался, ведь в руку только ранило. Идя в санчасть, он по дороге услышал стон раненого в грудь солдата. Оставив его на месте, побежал в санчасть, где ему обработали рану. Затем с солдатами вернулся за раненым, довольный, что сдержал слово, данное тому, пошёл в тыл. Прошёл мимо места, где передал пленного немца начальству.

Наконец дошёл Сашка до пункта назначения. Его стал осматривать врач. Н е сразу понял Сашка, что человек из штаба, сидевший здесь же, сомневается, ранило ли его, может, сам повредил руку, чтобы в госпитале отлежаться. Это возмутило Сашку. Но его успокоила Зинка, которая очень нравилась Сашке. Она же рассказал, что штабной приглашал на вечер, который будет проводиться в штабе по случаю 1-го Мая. Сашка никак не мог поверить. Как можно праздновать, когда столько людей погибло !» Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Зина довела его до палаты. Потом они пошли прогуляться на берег Волги, целовались, понимая, «что это последнее в их жизни, что вот-вот возвратятся самолеты опять и что будет, неизвестно.». Вернулся в палату, не мог уснуть. Вдруг понял, что Зины нет. Оказывается, она ушла в штаб праздновать.Пошёл Сашка к избе, где находилась Зина, услышал звуки гармони, песни. Заиграл патефон, люди стали танцевать. Увидел он Зину с лейтенантом. Вернувшись в палату, не осудил он её («…просто война… И нету у него зла на нее…»).

 

Глава 3.

Сашка и ещё двое ходячих раненых были отправлены в санчасть. Продуктов не дали, их можно было получить только в Бабине. А до него идти 20 вёрст. Но они были уверены, что по дороге их кто-то да накормит, «неужто картохи да хлеба кус не заработали они своим ратным делом». Однако прошли более полвины пути, а «интереса к ним никто не проявлял, никто не спросил ни разу: откуда, мол, идете, где ранило, большие ли бои были?». Поняли бойцы, что сотни таких проходят за день, привыкли все, «что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит». Вспомнили, как торжественно их провожали на фронт, а сейчас, когда они «кровушку» проливали за страну, «никто в ладони не хлопает, никто по этому поводу не умиляется, никто самогону на их пути не выставляет».

На ночлег их тоже никто не пускал, мол, хата полная, много уже людей (обманывали). Да и Сашке было стыдно проситься, «понимал, сколько деревенькам этим ржевским довелось…».

Один из попутчиков всё радовался любой красоте, «все у него красота: к ручью вышли — красота, на поляну какую — красота, лес вдали засинел — тоже красота!».

Наконец она женщина пустила переночевать, даже накормила немного, хотя и у самой дети полуголодные.

Дошли до Бабино, но там никакого продпункта не оказались. Голодные двинулись в эвакогоспиталь. По дороге их немного подвезли. Вдруг впереди грохнул взрыв. Одного из попутчиков — Жору- убило, а у его головы был расцветший подснежник. Один из солдат сказал: «Смотрите, ребята, цветок какой! Красота!» Вдруг Сашка невольно перекрестился, хотя раньше никогда этого не делал. «… пальцы невольно сложились щепотью и пошли ко лбу, хотя не был Сашка, конечно, верующим».

Дошли до Лужкова, где располагался госпиталь. Они помылись, их перевязали и отправили в Москву долечиваться.

Доехал Сашка до Москвы.

«Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, пред полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется и что Москву видит?» Всё ему здесь казалось чудом: трамваи, люди, спешащие на работу, в руках которых не автоматы, а обычные газеты, портфели, свёртки.

«Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится — стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пестром, и кажутся они Сашке нарядными, праздничными, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.

И странно ему все это, и чудно — словно и войны нет никакой!»

«Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»

И шёл Сашка по Москве с высоко поднятой головой, не стесняясь своей одежды, небритого лица.

Конспект урока литературы

 Дата 05.05.2021.

Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Правда о человеке на войне. Тема рядового на войне в повести В.Кондратьева «Сашка».

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок изучения  нового материала.

Цель урока: познакомимся с творчеством В.Кондратьева и повестью «Сашка»,  обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Художественный фильм «Сашка» Жанр: драма, военный. Режиссёр:   Александр Сурин. https://yandex.ru/video/preview Дата обращения 03.05.2021

Презентация по теме урока:   «Тема рядового на войне. Повесть В.Кондратьева  «Сашка»

Ход урока.

О своей войне рассказать могу

                                                              только я сам.

В.Кондратьев.


Организационный этап
Мотивационный модуль.
 Формулируется тема урока.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Среди авторов произведений о Великой Отечественной войне  есть и писатель Вячеслав Леонидович Кондратьев.

 

Цель нашего урока: на этом уроке мы познакомимся с творчеством В.Кондратьева и повестью «Сашка»

 

2. Объяснение нового материала.

Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Основные вехи биографии В. Кондратьева

 

2. Тема рядового на войне в повести В. Кондратьева «Сашка».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.