Развитие внимания и запоминания у дошкольников с умственной отсталостью — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Развитие внимания и запоминания у дошкольников с умственной отсталостью

2021-06-23 17
Развитие внимания и запоминания у дошкольников с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет мальчика и т.п. Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скрытых от глаз ребенка. Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушениями интеллекта. Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое только после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас. После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. Поэтому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким образом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания переплетается в занятиях с развитием запоминания, формированием произвольной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание постепенно усложняются. На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изменилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные. Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальнейшем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного назначения, но разные по величине или по цвету (например, машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты. Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном пространстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, склеенный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется маленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). Потом «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд. Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящичек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Запоминание местоположения предметов в более широком пространстве начинается с уже описанной нами игры, во время которой педагог прячет игрушку в комнате на глазах у детей. В дальнейшем игры такого рода усложняются. Например, проводится игра «Запомни и найди свою игрушку». Педагог раздает детям игрушки, просит каждого рассмотреть и назвать свою игрушку. Затем дети прячут свои игрушки в разных местах групповой комнаты. По сигналу барабана дети «гуляют» по группе. Через некоторое время педагог предлагает им найти и принести свои игрушки. Каждый ребенок находит игрушку, приносит ее педагогу и снова называет. В случае затруднений педагог помогает детям спрятать игрушку, а затем и найти ее, напоминает, как она называется.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх. Одну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, лежащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после ответа ребенка и сравнивает их. Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого результат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или «Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять машину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в нескольких направлениях: во-первых, увеличивается количество картинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вместо предметных картинок используются цветные карточки, геометрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время отсрочки (до 20 секунд). Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее называет, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком лежат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, девочки. Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Мальчик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением разных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бежит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т.п.). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

К концу обучения в ДОО дети должны владеть произвольным запоминанием.

 

Специфика организации охранительно-педагогического режи­ма в условиях дошкольного образовательного учреждения компен­сирующего вида.

 

Организация жизни и деятельности определяется «Режимом дня». В специальном детском саду она имеет свои особенности.

Утренний отрезок времени (с 7 час до 9 часов) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он в каждый момент общения с детьми решает определенные задачи коррекционного воспитания и обучения.

В 9 часов начинаются занятия по учебному плану ДОУ. Наиболее эффективной формой организации детей с умственной отсталостью на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запасов их знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно.

При составлении сетки занятий, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуются нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. После первого занятия и десятиминутного перерыва подгруппы меняются.

Детей, слабо усваивающих программу и отличающихся особенностями поведения, можно временно не включать в подгруппы и на начальных этапах обучения работать с ними индивидуально.

В более сложных случаях такому ребенку следует рекомендовать занятия в группе кратковременного пребывания, которую можно рассматривать как адаптационную, позволяющую специалистам работать с ребенком индивидуально или включать в малую подгруппу (2-3 ребенка).

После подгрупповых занятий учитель-дефектолог проводит индивидуальные коррекционные занятия по индивидуальному плану (10-15 минут с каждым ребенком).

Необходимо придерживаться гибкого графика, чтобы максимально сократить пропуски других занятий и не лишать ребенка возможности поиграть с другими детьми.

Третье занятие в утреннее время всегда носит динамический характер – это музыкальные занятия, занятия физической культурой или коррекционная ритмика.

Оставшееся до прогулки время может быть заполнено организованной воспитателем игрой или предоставленной детям возможности для занятий по интересам (свободная игровая деятельность).

Способность детей найти себе интересные и полезные занятия характеризует эффективность проведенной коррекционно-воспитательной работы в группе. Чтобы ребенок мог воспользоваться предоставленными ему играми и игрушками он должен быть обучен игре с ними и уметь взаимодействовать с другими детьми в группе. Наблюдение за свободной деятельностью детей является одним из методов оценки эффективной работы специалистов группы, особенно воспитателя.

На прогулке с детьми решаются следующие задачи:

· оздоровительные,

· коррекционно-образовательные задачи.

Оздоровительные задачи решаются за счет специально отобранных игр и упражнений. Важно проконтролировать соответствие одежды детей погодным условиям, продумать их двигательную активность.

После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для обучения ребенка с отклонением в развитии действовать по заданному алгоритму:

Ø детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться,

Ø проговаривать последовательность действий,

Ø действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм.

На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, можно применять зрительные опоры (картинки-символы с изображением определенных действий детей, расположенные последовательно в ряд). Постепенно зрительные опоры убираются.

Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т.д.). Желательно, чтобы в обучении детей принимали участие все взрослые, работающие в группе (воспитатель, помощник воспитателя, учитель-дефектолог, логопед). Это дает возможность взрослым работать с малой подгруппой, что позволяет индивидуально подходить к каждому из них.

Дневной сон имеет большое значение для детей с умственной отсталостью, т.к. позволяет им восстановить силы. После занятий и прогулки некоторые дети истощаются, В практике отмечаются случаи, когда ребенок засыпает во время обеда, другие дети перевозбуждаются и не могут долго заснуть. Поэтому процедура укладывания должна быть хорошо продумана и ожидаема детьми. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, можно предложить послушать с закрытыми глазами записи звуков леса и небольшие фрагменты специально подобранных художественных произведений.

Подъем детей имеет специфические особенности. Пробуждение происходит не одновременно, и педагогам следует обеспечить плавный постепенный выход из сна. Для этого за несколько минут до подъема воспитатель включает спокойную музыку. Следует помнить, что, особенно в период адаптации, дети часто пугаются при пробуждении.

После того, как большинство детей проснулись проводится «гимнастика пробуждения».

Это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение. Одеваются дети под динамичную музыку.

Затем с дошкольниками проводятся игры, полдник, занятие (если оно предусмотрено сеткой занятий), «коррекционный час» (проводит воспитатель), вечерняя прогулка, игры. Один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимается с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 – 15 минут, затем дети меняются местами.

При составлении режима дня необходимо определять виды нагрузок, их распределение во времени, выбрать оптимальное сочетание видов деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.