Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры

2021-06-23 33
Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Секция

Литература

Трикстеры русской литературы.

 

Автор работы:

Панфилова Анна Григорьевна

МАОУ Домодедовская СОШ №2

Класс 8

Научный руководитель:

Чмиль Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

2019 г

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как

трикстеры русской литературы…………………………………………..5

1.1. Архетип трикстера в литературе………………………………........5

1.2. Трикстеры русского фольклора……………………………………...5

1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века ………………….6

1.4. Сопоставление образов трикстеров………………………………...8

Глава 2. Популярностьтрикстеров русского фольклора

и литературы……….……………. ……………………….………….….8

2.1. Популярностьрусских трикстеровсреди современных

 школьников…………………………………………………………….…9

2.2. Материальное воплощение образов русских трикстеров….……...10 Заключение ………………………………………………………………12

Используемая  литература ……………………………………………..13

Приложение 1 …………………………………………………………….14

Приложение 2 …………………………………………………………….15

Приложение 3 …………………………………………………………….17

Приложение 4 …………………………………………………………….18

 

Введение

    В культуре каждого народа существуют вымышленные образы литературных героев, которые отражают представление нации о нравственных приоритетах. Материальное воплощение литературных героев помогает понять их популярность среди читателей. Памятники культуры необычайно разнообразные: от мифов, сказок и народного театра до памятников и кинофильмов. Но, как это ни парадоксально, любимыми становятся не только положительные герои, но и отрицательные герои, чьи имена часто становятся нарицательными, а их фразы - крылатыми.

   Особое место среди литературных героев занимают трикстеры. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радиным в 1956 г. Это герои, которые выступают в роли плута, шута, авантюриста. Такие образы есть в культуре каждого народа: Голубая Сойка (чинуки), ЛопшоПедунь (удмурты), Хикоити (японские сказки), Питер Пэн -герой книги Мэтью Барри "Питер Пэн и Венди"в Великобритании, Барон Мюнхгаузен -литературный персонаж Рудольфа Эриха Распе в Германии, капитан Джек Воробей -герой кинофильмов «Пираты Карибского моря» производства США. В русской культуре такими становятся герои русского фольклора: Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак и литературный герои 20 века - Остап Бендер из знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

    Гипотеза заключается в том, что герои, которые официально признаны героями трикстерами русской культуры, являются популярными, потому что воплощают в себе национальный архетип, бессознательно передающийся из поколения в поколение: парадоксальный образ неунывающего героя, способного своими действиями разоблачать ложные представления о действительности, при этом не придерживающегося норм морали.

    Целью работы является выявление взаимосвязи трикстеров русской культуры и раскрытие причин их популярности.

С этой целью ставились следующие задачи:

- рассмотреть архетип трикстера в литературе;

- раскрыть общепризнанные образы -трикстеры русской культуры;

- сравнить трикстеры русского фольклора и представителя трикстера литературы 20 века;

- провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний о представителяхтрикстеров русской культуры;

- доказать популярность трикстеров в народе через памятники культуры.

    Актуальность данной работы заключается в том, что такого исследования не проводили и сопоставление образов позволит понять важность архетипа трикстера в культуре русского народа.

В ходе работы были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- анкетирование;

- сравнение;

 - синтез;

- обобщение;

- материальное моделирование;

- сопоставление.

Работа имеет практическую значимость: информацию можно использовать на уроках литературы при анализе произведений с целью выявления причин популярности героев – трикстеров как носителей национальных черт народа.

 

 

Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры

Русской литературы

    В русской литературе большую популярностьприобретают персонажи, которымсвойственны неординарные выходки. Такие литературные герои или персонажи народного фольклоравоплощают в себе образ трикстера.

Лиса

    Если рассматривать сказки о лисе не как отдельные истории, а в совокупности, может получиться целый цикл историй о трикстере, в котором он и обманывает, и попадает впросак, выступает и отрицательным, и положительным героем.

    Например, в сказках «Лисичка сестричка и волк», желание покушать заставляет лисицу прибегать ко многим хитростям. Желание посмеяться можно найти в известной сказке «Лиса и серый волк» с известным сюжетом мнимой рыбной ловли. Устранение соперника-обычный метод трикстера.

Практически любое добывание лисой пищи происходит с помощью хитрости. В сказке «Кот, петух и лиса» высмеивается не столько хитрость лисы, сколько глупость петуха.Для более полного отражения образа трикстера, важны сказки, в которых лиса становится положительным героем. В одной из вариаций сказки «Волк и семеро козлят» лиса помогает козе отомстить волку, съевшему детенышей. Хитрость здесь обоюдная.

    Иван-Дурак 

    В сказках волшебных и бытовых трикстер предстает как сообразительный озорной человек, который пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказкахправитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, Иван –Дурак,который с помощью своего соображения и ума без борьбы избегает опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду.

Петрушка

    От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран. К примеру, петрушка. Он несомненно обладает трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, склонностью попадать в «дурацкие» ситуации и при этом выходить из них победителем.

Петрушка как трикстеррусского народного театра переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление, учиняет хаос и беспорядки.Он побеждал всех противников, кроме одного - Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого.

1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века   

В 20 веке русские традиции и жизненный уклад «резко поломались» советской властью. Патриархальные ячейки были разрушены. Люди стали сплоченными, а по существу – сами по себе. Советскому человеку нужно было жить сразу в двух реальностях, чтобы это было удобно, пришлось разрушить границу между ними.

Именно это послужило «формированию» советского трикстера Остапа Бендера, великого комбинатора, авантюриста. Он является художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова.

Харизма Остапа Бендера, привлекательного молодого мужчины, буквально очаровывает читателя с первого появления, его энергичность, богатая фантазия, прекрасное чувство юмора и, конечно, человечность. Он моментально становится лидером в любом обществе. Многие фразы, такие, как «Командовать парадом буду я!», «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши», стали поговорками и цитатами, ведь меткие фразы никогда не теряют своей актуальности. Смерть этого человека была уже предопределена, ведь Остап раздражал людей уже своим присутствием! Его переполняло свободолюбие и «фортуна». В конце романа «Двенадцать стульев» Остап, понимая, что он становится обладателем миллиона, не насыщается этим, так как, не имея государственного учреждения, не может его потратить. И самое печальное для авантюриста – заканчивается увлекательная игра.

Остап Бендер стал героем, который принес славу классической дилогии Ильфа и Петрова и попал в «герои» научных изысканий.

Заключение

    Таким образом, рассматривая жизненность образов русских трикстеров, убеждаемся в их важности и ценности для русской культуры и человека, который, глядя на жизнь со стороны на страницах книг или экранов телевизоров, должен напоминать, что неправда рано или поздно будет разоблачена. 

Используемая литература

1. Кулешов Р.Н. Функциональное значение образа трикстера в архаичной традиции // Аналитика культурологии, №7, ХГАК, 2007

2. Радин П. Трикстер. Исследование мифов американских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи / Пол Радин; Пер. с англ. Кирющенко В.В. – СПб.: Евразия, 1999.

3. И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев». «Золотой теленок»//Эксмо, 2014

4. https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnoe-znachenie-obraza-trikstera-v-arhaicheskoy-traditsii

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

6.https://topspb.tv/news/2017/11/24/petrushka-eto-trikster-russkogo-poshiva-artist-o-svoej-roli-v-nashumevshem-balete/

7. http://ruthenia.ru/folklore/baeva1.ht

Приложение 1

Анкета

1. Отметьте знакомых вам персонажей и напишите качество, присущее им (1. плутовство, 2. авантюризм, 3. бездельничество, 4. хулиганство)

Остап Бендер;

Петрушка;

Лиса (из русских народных сказок);

Иван – дурак.

 

2. Отметьте знакомые вам фразы, напишите произведение, в котором они встречаются (если знаете)

1. «Конгениально!»,

2. «Почем опиум для народа?»,

3. «На блюдечке с голубой каемочкой»,

4. «Бензин ваш — идеи наши»,

5. «Командовать парадом буду я!»;

 

3. Знаете ли вы значение слова «трикстер»?

 

 

Приложение 2

Рис.1            Рис.2         Рис.3               Рис.4         Рис.5

Рис.6              Рис.7                Рис.8                    Рис.9

Рис.10          Рис.11        Рис.12         Рис.13        Рис.14

Рис.15         Рис.16 Рис. 17          Рис.18            Рис.19

Рис.20Рис.21Рис.22Рис.23             Рис.24

 

 

Приложение 3

Приложение 4

Народные и литературные сказки с участием Ивана - дурака По щучьему велению Конек-Горбунок Сивка-Бурка Царевна-Лягушка Богатырь  Бой на Калиновом мосту  Иванушка-дурачок  Дурак  Иван-дурак  Как Иван-дурак дверь стерёг  Конь, скатерть и рожок  Не любо - не слушай Сказки с участием Петрушки, героя народного кукольного театра Четырнадцатый  Дар Северного ветра  Проделки Камприано  Красавица Фанта-Гиро  Обезьяний дворец  Волшебное кольцо Саламанкский виноград Котята  Одна ночь в Раю  Бесстрашный Джованино  Деньги делают всё  Человек, который выходил только ночью  Вот тебе семь!  Борода графа  Серебряное блюдечко и наливное яблочко По колено ноги в золоте  

 

Секция

Литература

Трикстеры русской литературы.

 

Автор работы:

Панфилова Анна Григорьевна

МАОУ Домодедовская СОШ №2

Класс 8

Научный руководитель:

Чмиль Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

2019 г

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как

трикстеры русской литературы…………………………………………..5

1.1. Архетип трикстера в литературе………………………………........5

1.2. Трикстеры русского фольклора……………………………………...5

1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века ………………….6

1.4. Сопоставление образов трикстеров………………………………...8

Глава 2. Популярностьтрикстеров русского фольклора

и литературы……….……………. ……………………….………….….8

2.1. Популярностьрусских трикстеровсреди современных

 школьников…………………………………………………………….…9

2.2. Материальное воплощение образов русских трикстеров….……...10 Заключение ………………………………………………………………12

Используемая  литература ……………………………………………..13

Приложение 1 …………………………………………………………….14

Приложение 2 …………………………………………………………….15

Приложение 3 …………………………………………………………….17

Приложение 4 …………………………………………………………….18

 

Введение

    В культуре каждого народа существуют вымышленные образы литературных героев, которые отражают представление нации о нравственных приоритетах. Материальное воплощение литературных героев помогает понять их популярность среди читателей. Памятники культуры необычайно разнообразные: от мифов, сказок и народного театра до памятников и кинофильмов. Но, как это ни парадоксально, любимыми становятся не только положительные герои, но и отрицательные герои, чьи имена часто становятся нарицательными, а их фразы - крылатыми.

   Особое место среди литературных героев занимают трикстеры. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радиным в 1956 г. Это герои, которые выступают в роли плута, шута, авантюриста. Такие образы есть в культуре каждого народа: Голубая Сойка (чинуки), ЛопшоПедунь (удмурты), Хикоити (японские сказки), Питер Пэн -герой книги Мэтью Барри "Питер Пэн и Венди"в Великобритании, Барон Мюнхгаузен -литературный персонаж Рудольфа Эриха Распе в Германии, капитан Джек Воробей -герой кинофильмов «Пираты Карибского моря» производства США. В русской культуре такими становятся герои русского фольклора: Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак и литературный герои 20 века - Остап Бендер из знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

    Гипотеза заключается в том, что герои, которые официально признаны героями трикстерами русской культуры, являются популярными, потому что воплощают в себе национальный архетип, бессознательно передающийся из поколения в поколение: парадоксальный образ неунывающего героя, способного своими действиями разоблачать ложные представления о действительности, при этом не придерживающегося норм морали.

    Целью работы является выявление взаимосвязи трикстеров русской культуры и раскрытие причин их популярности.

С этой целью ставились следующие задачи:

- рассмотреть архетип трикстера в литературе;

- раскрыть общепризнанные образы -трикстеры русской культуры;

- сравнить трикстеры русского фольклора и представителя трикстера литературы 20 века;

- провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний о представителяхтрикстеров русской культуры;

- доказать популярность трикстеров в народе через памятники культуры.

    Актуальность данной работы заключается в том, что такого исследования не проводили и сопоставление образов позволит понять важность архетипа трикстера в культуре русского народа.

В ходе работы были использованы следующие методы:

- наблюдение;

- анкетирование;

- сравнение;

 - синтез;

- обобщение;

- материальное моделирование;

- сопоставление.

Работа имеет практическую значимость: информацию можно использовать на уроках литературы при анализе произведений с целью выявления причин популярности героев – трикстеров как носителей национальных черт народа.

 

 

Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры

Русской литературы

    В русской литературе большую популярностьприобретают персонажи, которымсвойственны неординарные выходки. Такие литературные герои или персонажи народного фольклоравоплощают в себе образ трикстера.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.