Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-06-23 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Секция
Литература
Трикстеры русской литературы.
Автор работы:
Панфилова Анна Григорьевна
МАОУ Домодедовская СОШ №2
Класс 8
Научный руководитель:
Чмиль Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2019 г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как
трикстеры русской литературы…………………………………………..5
1.1. Архетип трикстера в литературе………………………………........5
1.2. Трикстеры русского фольклора……………………………………...5
1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века ………………….6
1.4. Сопоставление образов трикстеров………………………………...8
Глава 2. Популярностьтрикстеров русского фольклора
и литературы……….……………. ……………………….………….….8
2.1. Популярностьрусских трикстеровсреди современных
школьников…………………………………………………………….…9
2.2. Материальное воплощение образов русских трикстеров….……...10 Заключение ………………………………………………………………12
Используемая литература ……………………………………………..13
Приложение 1 …………………………………………………………….14
Приложение 2 …………………………………………………………….15
Приложение 3 …………………………………………………………….17
Приложение 4 …………………………………………………………….18
Введение
В культуре каждого народа существуют вымышленные образы литературных героев, которые отражают представление нации о нравственных приоритетах. Материальное воплощение литературных героев помогает понять их популярность среди читателей. Памятники культуры необычайно разнообразные: от мифов, сказок и народного театра до памятников и кинофильмов. Но, как это ни парадоксально, любимыми становятся не только положительные герои, но и отрицательные герои, чьи имена часто становятся нарицательными, а их фразы - крылатыми.
Особое место среди литературных героев занимают трикстеры. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радиным в 1956 г. Это герои, которые выступают в роли плута, шута, авантюриста. Такие образы есть в культуре каждого народа: Голубая Сойка (чинуки), ЛопшоПедунь (удмурты), Хикоити (японские сказки), Питер Пэн -герой книги Мэтью Барри "Питер Пэн и Венди"в Великобритании, Барон Мюнхгаузен -литературный персонаж Рудольфа Эриха Распе в Германии, капитан Джек Воробей -герой кинофильмов «Пираты Карибского моря» производства США. В русской культуре такими становятся герои русского фольклора: Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак и литературный герои 20 века - Остап Бендер из знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Гипотеза заключается в том, что герои, которые официально признаны героями трикстерами русской культуры, являются популярными, потому что воплощают в себе национальный архетип, бессознательно передающийся из поколения в поколение: парадоксальный образ неунывающего героя, способного своими действиями разоблачать ложные представления о действительности, при этом не придерживающегося норм морали.
Целью работы является выявление взаимосвязи трикстеров русской культуры и раскрытие причин их популярности.
С этой целью ставились следующие задачи:
- рассмотреть архетип трикстера в литературе;
- раскрыть общепризнанные образы -трикстеры русской культуры;
- сравнить трикстеры русского фольклора и представителя трикстера литературы 20 века;
- провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний о представителяхтрикстеров русской культуры;
- доказать популярность трикстеров в народе через памятники культуры.
Актуальность данной работы заключается в том, что такого исследования не проводили и сопоставление образов позволит понять важность архетипа трикстера в культуре русского народа.
В ходе работы были использованы следующие методы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- сравнение;
- синтез;
- обобщение;
- материальное моделирование;
- сопоставление.
Работа имеет практическую значимость: информацию можно использовать на уроках литературы при анализе произведений с целью выявления причин популярности героев – трикстеров как носителей национальных черт народа.
Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры
Русской литературы
В русской литературе большую популярностьприобретают персонажи, которымсвойственны неординарные выходки. Такие литературные герои или персонажи народного фольклоравоплощают в себе образ трикстера.
Лиса
Если рассматривать сказки о лисе не как отдельные истории, а в совокупности, может получиться целый цикл историй о трикстере, в котором он и обманывает, и попадает впросак, выступает и отрицательным, и положительным героем.
Например, в сказках «Лисичка сестричка и волк», желание покушать заставляет лисицу прибегать ко многим хитростям. Желание посмеяться можно найти в известной сказке «Лиса и серый волк» с известным сюжетом мнимой рыбной ловли. Устранение соперника-обычный метод трикстера.
Практически любое добывание лисой пищи происходит с помощью хитрости. В сказке «Кот, петух и лиса» высмеивается не столько хитрость лисы, сколько глупость петуха.Для более полного отражения образа трикстера, важны сказки, в которых лиса становится положительным героем. В одной из вариаций сказки «Волк и семеро козлят» лиса помогает козе отомстить волку, съевшему детенышей. Хитрость здесь обоюдная.
Иван-Дурак
В сказках волшебных и бытовых трикстер предстает как сообразительный озорной человек, который пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей. Например, во многих сказкахправитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин, Иван –Дурак,который с помощью своего соображения и ума без борьбы избегает опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит все испытания и получает награду.
Петрушка
От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран. К примеру, петрушка. Он несомненно обладает трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, склонностью попадать в «дурацкие» ситуации и при этом выходить из них победителем.
Петрушка как трикстеррусского народного театра переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление, учиняет хаос и беспорядки.Он побеждал всех противников, кроме одного - Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого.
1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века
В 20 веке русские традиции и жизненный уклад «резко поломались» советской властью. Патриархальные ячейки были разрушены. Люди стали сплоченными, а по существу – сами по себе. Советскому человеку нужно было жить сразу в двух реальностях, чтобы это было удобно, пришлось разрушить границу между ними.
Именно это послужило «формированию» советского трикстера Остапа Бендера, великого комбинатора, авантюриста. Он является художественным открытием и достижением Ильфа и Петрова.
Харизма Остапа Бендера, привлекательного молодого мужчины, буквально очаровывает читателя с первого появления, его энергичность, богатая фантазия, прекрасное чувство юмора и, конечно, человечность. Он моментально становится лидером в любом обществе. Многие фразы, такие, как «Командовать парадом буду я!», «Конгениально!», «Почем опиум для народа?», «На блюдечке с голубой каемочкой», «Бензин ваш — идеи наши», стали поговорками и цитатами, ведь меткие фразы никогда не теряют своей актуальности. Смерть этого человека была уже предопределена, ведь Остап раздражал людей уже своим присутствием! Его переполняло свободолюбие и «фортуна». В конце романа «Двенадцать стульев» Остап, понимая, что он становится обладателем миллиона, не насыщается этим, так как, не имея государственного учреждения, не может его потратить. И самое печальное для авантюриста – заканчивается увлекательная игра.
Остап Бендер стал героем, который принес славу классической дилогии Ильфа и Петрова и попал в «герои» научных изысканий.
Заключение
Таким образом, рассматривая жизненность образов русских трикстеров, убеждаемся в их важности и ценности для русской культуры и человека, который, глядя на жизнь со стороны на страницах книг или экранов телевизоров, должен напоминать, что неправда рано или поздно будет разоблачена.
Используемая литература
1. Кулешов Р.Н. Функциональное значение образа трикстера в архаичной традиции // Аналитика культурологии, №7, ХГАК, 2007
2. Радин П. Трикстер. Исследование мифов американских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи / Пол Радин; Пер. с англ. Кирющенко В.В. – СПб.: Евразия, 1999.
3. И. Ильф и Е. Петров. Двенадцать стульев». «Золотой теленок»//Эксмо, 2014
4. https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnoe-znachenie-obraza-trikstera-v-arhaicheskoy-traditsii
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6.https://topspb.tv/news/2017/11/24/petrushka-eto-trikster-russkogo-poshiva-artist-o-svoej-roli-v-nashumevshem-balete/
7. http://ruthenia.ru/folklore/baeva1.ht
Приложение 1
Анкета
1. Отметьте знакомых вам персонажей и напишите качество, присущее им (1. плутовство, 2. авантюризм, 3. бездельничество, 4. хулиганство)
Остап Бендер;
Петрушка;
Лиса (из русских народных сказок);
Иван – дурак.
2. Отметьте знакомые вам фразы, напишите произведение, в котором они встречаются (если знаете)
1. «Конгениально!»,
2. «Почем опиум для народа?»,
3. «На блюдечке с голубой каемочкой»,
4. «Бензин ваш — идеи наши»,
5. «Командовать парадом буду я!»;
3. Знаете ли вы значение слова «трикстер»?
Приложение 2
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5
Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.9
Рис.10 Рис.11 Рис.12 Рис.13 Рис.14
Рис.15 Рис.16 Рис. 17 Рис.18 Рис.19
Рис.20Рис.21Рис.22Рис.23 Рис.24
Приложение 3
Приложение 4
Народные и литературные сказки с участием Ивана - дурака По щучьему велению Конек-Горбунок Сивка-Бурка Царевна-Лягушка Богатырь Бой на Калиновом мосту Иванушка-дурачок Дурак Иван-дурак Как Иван-дурак дверь стерёг Конь, скатерть и рожок Не любо - не слушай | Сказки с участием Петрушки, героя народного кукольного театра Четырнадцатый Дар Северного ветра Проделки Камприано Красавица Фанта-Гиро Обезьяний дворец Волшебное кольцо Саламанкский виноград Котята Одна ночь в Раю Бесстрашный Джованино Деньги делают всё Человек, который выходил только ночью Вот тебе семь! Борода графа Серебряное блюдечко и наливное яблочко По колено ноги в золоте |
Секция
Литература
Трикстеры русской литературы.
Автор работы:
Панфилова Анна Григорьевна
МАОУ Домодедовская СОШ №2
Класс 8
Научный руководитель:
Чмиль Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2019 г
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как
трикстеры русской литературы…………………………………………..5
1.1. Архетип трикстера в литературе………………………………........5
1.2. Трикстеры русского фольклора……………………………………...5
1.3. Остап Бендер как трикстер литературы 20 века ………………….6
1.4. Сопоставление образов трикстеров………………………………...8
Глава 2. Популярностьтрикстеров русского фольклора
и литературы……….……………. ……………………….………….….8
2.1. Популярностьрусских трикстеровсреди современных
школьников…………………………………………………………….…9
2.2. Материальное воплощение образов русских трикстеров….……...10 Заключение ………………………………………………………………12
Используемая литература ……………………………………………..13
Приложение 1 …………………………………………………………….14
Приложение 2 …………………………………………………………….15
Приложение 3 …………………………………………………………….17
Приложение 4 …………………………………………………………….18
Введение
В культуре каждого народа существуют вымышленные образы литературных героев, которые отражают представление нации о нравственных приоритетах. Материальное воплощение литературных героев помогает понять их популярность среди читателей. Памятники культуры необычайно разнообразные: от мифов, сказок и народного театра до памятников и кинофильмов. Но, как это ни парадоксально, любимыми становятся не только положительные герои, но и отрицательные герои, чьи имена часто становятся нарицательными, а их фразы - крылатыми.
Особое место среди литературных героев занимают трикстеры. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радиным в 1956 г. Это герои, которые выступают в роли плута, шута, авантюриста. Такие образы есть в культуре каждого народа: Голубая Сойка (чинуки), ЛопшоПедунь (удмурты), Хикоити (японские сказки), Питер Пэн -герой книги Мэтью Барри "Питер Пэн и Венди"в Великобритании, Барон Мюнхгаузен -литературный персонаж Рудольфа Эриха Распе в Германии, капитан Джек Воробей -герой кинофильмов «Пираты Карибского моря» производства США. В русской культуре такими становятся герои русского фольклора: Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак и литературный герои 20 века - Остап Бендер из знаменитых романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
Гипотеза заключается в том, что герои, которые официально признаны героями трикстерами русской культуры, являются популярными, потому что воплощают в себе национальный архетип, бессознательно передающийся из поколения в поколение: парадоксальный образ неунывающего героя, способного своими действиями разоблачать ложные представления о действительности, при этом не придерживающегося норм морали.
Целью работы является выявление взаимосвязи трикстеров русской культуры и раскрытие причин их популярности.
С этой целью ставились следующие задачи:
- рассмотреть архетип трикстера в литературе;
- раскрыть общепризнанные образы -трикстеры русской культуры;
- сравнить трикстеры русского фольклора и представителя трикстера литературы 20 века;
- провести анкетирование среди учащихся с целью выявления знаний о представителяхтрикстеров русской культуры;
- доказать популярность трикстеров в народе через памятники культуры.
Актуальность данной работы заключается в том, что такого исследования не проводили и сопоставление образов позволит понять важность архетипа трикстера в культуре русского народа.
В ходе работы были использованы следующие методы:
- наблюдение;
- анкетирование;
- сравнение;
- синтез;
- обобщение;
- материальное моделирование;
- сопоставление.
Работа имеет практическую значимость: информацию можно использовать на уроках литературы при анализе произведений с целью выявления причин популярности героев – трикстеров как носителей национальных черт народа.
Глава 1. Остап Бендер и герои русского фольклора как трикстеры
Русской литературы
В русской литературе большую популярностьприобретают персонажи, которымсвойственны неординарные выходки. Такие литературные герои или персонажи народного фольклоравоплощают в себе образ трикстера.
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!