Методики работы с одаренными детьми — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методики работы с одаренными детьми

2021-06-23 76
Методики работы с одаренными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.

5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.

Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:

· знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

· поощрение глубокой проработки выбранной темы;

· осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;

· акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;

· большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;

· более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;

· предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

· поощрение творческого и продуктивного мышления;

· воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;

· создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию[4].

Воспитание и обучение одаренных детей.

Обучение одаренных детей.

Всегда возникает вопрос чему и как обучать детей с уникальными возможностями? Как помочь их развитию? Программы для этой категории детей обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям.

 Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах.

Дар моментально понимать смысл принципов, понятий положений обязывает к углублению материала для обобщения.

Необходимость концентрироваться на отдельных сторонах вопроса и стремление внести ясность в них. Данная потребность не всегда удовлетворяется при обычном обучении, её следует осуществлять в специальных учебных программах через самостоятельную работу.

Умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения. В специально предназначенных учебных программах выдвигаются данные способности на определённый верхний уровень и представляют возможность развитию высших познавательных действий.

Отличие от ровесников вызывает тревожность, нервозность. Внесение в учебную программу аффективного компонента создаёт возможность ребёнку лучше понять себя, свои переживания и идет восприятие самого себя.

Существуют различные варианты обучения одарённых детей и можно придать всевозможные формы. В связи с этим разрабатываются специальные учебные программы. К главным моментам обучения детей, имеющим сверх интеллектуальный потенциал, относят ускорение и обогащение.

Вопросы скорости обучения существуют давно. Многие «за» ускорение, подтверждая его эффективность. Другие выдвигают мысль, что цель на ускорение - это однобокий подход, поскольку не берётся во внимание потребность общения с одногодками, эмоциональное развитие. Ускорение всего лишь перемена в скорости, а содержательная сторона остаётся без внимания. На данный момент, согласно Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс.

 

Но это так же не выход из проблемы обучения, развития одарённых детей. Рождаются новые трудности. Появляются некоторые пробелы в знаниях, навыках, так как отсутствует необходимая систематичность в их освоении. Возникают отличия в физическом и нравственном развитии одарённых.

Кому доверить разработку индивидуальных учебных планов и программ для вундеркиндов? Следует начинать с подготовки учителей, работающих в таких классах. Обеспечить им минимум курсовую подготовку.

Создание лицеев, гимназий для одарённых. Одно из решений данного вопроса, тем более что учебно – воспитательская деятельность в данных учебных заведениях, будет основываться на научных принципах и методической базе.

Открыть класс для детей с повышенными способностями в структуре массовой общеобразовательной школе. Положительное явление данного момента заключается в том, что обучение и воспитание одарённых детей не рассматривается автономно от детей, чьи способности не столь велики.

 

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

1) обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

 

При ускоренном обучении приветствуется раннее поступление в вузы. Такой приём представляет собой как положительные стороны ускорения, так и отрицательные последствия, например, в отношениях с окружающими, эмоциональном развитии. Важно, чтоб интеллектуальной активности подходила и личностная зрелость учащегося.

Приемлемо ускоренное изучение обычной программы в традиционном классе. Заключается это в том, что преподаватель создаёт индивидуализацию для группы одарённых детей. К сожалению, эта форма менее продуктивна.

Существует метод «перескакивания» через класс. Складывается выгодная ситуация, так как ребёнок попадает в окружение умственно стимулирующих его соучеников. Социально – эмоциональные проблемы не существуют, как и дискомфорт, и пробелы в обучении.

Наилучший результат плодотворной формы ускорения достигается при параллельно соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Ускорение применяется изредка, чаще учебные программы основываются на союзе двух основных стратегий - ускорения и обогащения.

Стратегия обогащения в обучении отличающихся по своим знаниям и способностям зародилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Обогащение без установки на ускорение как на самоцель даёт ребёнку возможность созревать эмоционально в среде сверстников в то же время развивать свои интеллектуальные способности на должном уровне.

Имеют место быть случаи, когда обогащение представляют как «горизонтальное» и «вертикальное».Последнее обогащение воплощает скоростное движение к высшим познавательным ступеням в выбранной области, из – за этого его редко называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение движется на углубление изучаемой сферы. Обучающиеся не перемещаются быстрее, а имеют обширный материал к традиционным курсам.

Стратегия обогащения включает в себя несколько движений: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире и самопознание.

Огромное значение для обогащения имеет прогресс умственных процессов, так как направлено в нужном течении. Значительные психологические подходы к использованию интеллекта и познавательной деятельности также имеют своё отражение.

Одна сторона интеллекта характеризует исполнение умственных операций, другая – свойства материала образного, третья – завершённый продукт мышления.

Совмещение стратегий ускорения и обогащения могут переплетаться между собой, в зависимости от существующих целей и задач. Но в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Получилась своеобразная «трёхмерная» модель, которая вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.