Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-06-23 | 76 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
|
Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей.
Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
· знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;
· поощрение глубокой проработки выбранной темы;
· осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
· акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
· большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
· более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
· предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
· поощрение творческого и продуктивного мышления;
· воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
· создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Принципиально другая ситуация складывается у детей с исключительной одаренностью. Так, в силу уже описанной выше неравномерности развития у части детей с резко повышенными, скажем, интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников и приводит к тому, что одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или, наоборот, значительно более старших детей, общения только со взрослыми и так далее. Нередко у таких детей есть проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию[4].
|
Воспитание и обучение одаренных детей.
Обучение одаренных детей.
Всегда возникает вопрос чему и как обучать детей с уникальными возможностями? Как помочь их развитию? Программы для этой категории детей обязаны иметь отличие от стандартных учебных программ. Обучение должно следовать их способностям.
Одарённые дети имеют и общие особенности, их тоже нужно брать во внимание в учебных программах.
Дар моментально понимать смысл принципов, понятий положений обязывает к углублению материала для обобщения.
Необходимость концентрироваться на отдельных сторонах вопроса и стремление внести ясность в них. Данная потребность не всегда удовлетворяется при обычном обучении, её следует осуществлять в специальных учебных программах через самостоятельную работу.
Умение замечать, анализировать и представлять свои объяснения. В специально предназначенных учебных программах выдвигаются данные способности на определённый верхний уровень и представляют возможность развитию высших познавательных действий.
Отличие от ровесников вызывает тревожность, нервозность. Внесение в учебную программу аффективного компонента создаёт возможность ребёнку лучше понять себя, свои переживания и идет восприятие самого себя.
Существуют различные варианты обучения одарённых детей и можно придать всевозможные формы. В связи с этим разрабатываются специальные учебные программы. К главным моментам обучения детей, имеющим сверх интеллектуальный потенциал, относят ускорение и обогащение.
Вопросы скорости обучения существуют давно. Многие «за» ускорение, подтверждая его эффективность. Другие выдвигают мысль, что цель на ускорение - это однобокий подход, поскольку не берётся во внимание потребность общения с одногодками, эмоциональное развитие. Ускорение всего лишь перемена в скорости, а содержательная сторона остаётся без внимания. На данный момент, согласно Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс.
|
Но это так же не выход из проблемы обучения, развития одарённых детей. Рождаются новые трудности. Появляются некоторые пробелы в знаниях, навыках, так как отсутствует необходимая систематичность в их освоении. Возникают отличия в физическом и нравственном развитии одарённых.
Кому доверить разработку индивидуальных учебных планов и программ для вундеркиндов? Следует начинать с подготовки учителей, работающих в таких классах. Обеспечить им минимум курсовую подготовку.
Создание лицеев, гимназий для одарённых. Одно из решений данного вопроса, тем более что учебно – воспитательская деятельность в данных учебных заведениях, будет основываться на научных принципах и методической базе.
Открыть класс для детей с повышенными способностями в структуре массовой общеобразовательной школе. Положительное явление данного момента заключается в том, что обучение и воспитание одарённых детей не рассматривается автономно от детей, чьи способности не столь велики.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
1) обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;
2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.
При ускоренном обучении приветствуется раннее поступление в вузы. Такой приём представляет собой как положительные стороны ускорения, так и отрицательные последствия, например, в отношениях с окружающими, эмоциональном развитии. Важно, чтоб интеллектуальной активности подходила и личностная зрелость учащегося.
Приемлемо ускоренное изучение обычной программы в традиционном классе. Заключается это в том, что преподаватель создаёт индивидуализацию для группы одарённых детей. К сожалению, эта форма менее продуктивна.
Существует метод «перескакивания» через класс. Складывается выгодная ситуация, так как ребёнок попадает в окружение умственно стимулирующих его соучеников. Социально – эмоциональные проблемы не существуют, как и дискомфорт, и пробелы в обучении.
|
Наилучший результат плодотворной формы ускорения достигается при параллельно соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Ускорение применяется изредка, чаще учебные программы основываются на союзе двух основных стратегий - ускорения и обогащения.
Стратегия обогащения в обучении отличающихся по своим знаниям и способностям зародилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Обогащение без установки на ускорение как на самоцель даёт ребёнку возможность созревать эмоционально в среде сверстников в то же время развивать свои интеллектуальные способности на должном уровне.
Имеют место быть случаи, когда обогащение представляют как «горизонтальное» и «вертикальное».Последнее обогащение воплощает скоростное движение к высшим познавательным ступеням в выбранной области, из – за этого его редко называют ускорением. «Горизонтальное» обогащение движется на углубление изучаемой сферы. Обучающиеся не перемещаются быстрее, а имеют обширный материал к традиционным курсам.
Стратегия обогащения включает в себя несколько движений: расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире и самопознание.
Огромное значение для обогащения имеет прогресс умственных процессов, так как направлено в нужном течении. Значительные психологические подходы к использованию интеллекта и познавательной деятельности также имеют своё отражение.
Одна сторона интеллекта характеризует исполнение умственных операций, другая – свойства материала образного, третья – завершённый продукт мышления.
Совмещение стратегий ускорения и обогащения могут переплетаться между собой, в зависимости от существующих целей и задач. Но в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя. Получилась своеобразная «трёхмерная» модель, которая вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!