Налоговое регулирование: задачи, принципы; модель государственного регулирования и роль в нем налогового регулирования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Налоговое регулирование: задачи, принципы; модель государственного регулирования и роль в нем налогового регулирования

2021-06-23 32
Налоговое регулирование: задачи, принципы; модель государственного регулирования и роль в нем налогового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налоговое регулирование: задачи, принципы; модель государственного регулирования и роль в нем налогового регулирования

Налоговое регулирование - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия государства на экономические и социальные процессы, путем использования налоговых инструментов с целью стимулирования экономического роста в стране и повышения благосостояния общества.

Задачи налогового регулирования:

* Регулирование спроса и предложения.

* Формирование рационального соотношения между накоплением и потреблением

* Воздействие на темпы инфляционных процессов

* Воздействие на формирование рациональной отраслевой структуры

* Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов

* Ускоренное развитие депрессивных территорий

* Повышение эффективной занятости и самозанятости населения.

* Стимулирование развития конкурентной среды

* Насыщение рынка социально значимыми товарами и услугами.

* Сдерживание роста объемов производства товаров

* Снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду

* Создание заинтересованности в развитии предпринимательской инициативы

* Стимулирование увеличения масштабов деятельности субъектов хозяйствования.

* Стимулирование рационального использования ресурсов

* Повышение экономической заинтересованности предприятий в инновационном развитии

Принципы налогового регулирования:

* Законности (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы);

* Эффективности (налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций);

* Системности, данный принцип касается механизма налогового регулирования и взаимосвязи налогового регулирования с общим процессом государственного регулирования экономики в стране в целом;

* Научности (налоги продуманы, исследованы последствия их введения как для государства, так и для налогоплательщиков, а также учтены долгосрочные стратегии развития общества);

* Применимости;

* Перманентности (постоянное подстраивание и регулирование налоговой системы).

Модель государственного регулирования:

Налоговое регулирования является не самостоятельным направлением государственной политики, а одним из важных и действенных инструментов практической реализации государственной политики. Поэтому цель налогового регулирования двояка: с одной стороны, наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны; а с другой стороны, обеспечивать оптимальный баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов – налогоплательщиков и/или хозяйствующих субъектов – потребителей государственных услуг.

Описание отдельных методов и инструментов налогового регулирования: введение и отмена налогов, освобождение от уплаты налогов

При установлении налогов должны быть соблюдены следующие условия:

• Налог вводится в действие НК РФ – статьи 13-15 или 18.

 

По налогу должны быть определены налогоплательщики и все элементы налогообложения.

Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа: первая часть элементов определяется в НК РФ, а вторая – в нормативных актах законодательных

Федеральные налоги и сборы:

1)НДС; 2) акцизы; 3) НДФЛ; 4) налогнаприбыльорганизаций;5налогнадобычуполезныхископаемых;6)водныйналог;7)сборызапользованиеобъектамиживотногомираиза пользованиеобъектамиводныхбиологическихресурсов8); государственнаяпошлина.

Региональные: 1) налогнаимуществоорганизаций;2) налогнаигорныйбизнес;

3) транспортныйналог.

Местные: 1)земельныйналог;2)налогнаимуществофизическихлиц;

3)торговыйсбор.

Основания предоставления:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства)

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога и т.д.

· на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

· по одному или нескольким налогам.

· на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки

 

Рассрочки

Отсрочка - это оплата всей суммы через определенное время, рассрочка платится частями.

Рассрочка по уплате налога по основанию может быть предоставлена лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в срок, указанный в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, если заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

  1. сумма налогов составляет не более 70 процентов и не менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам соответствующей налоговой проверки;
  2. со дня создания организации, физического лица, индивидуального предпринимателя до дня подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки по уплате налога прошло не менее одного года;
  3. не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  4. организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации.

 

Влияние формирования специальных и резервных фондов на налоговую базу по налогу на прибыль: Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

Как правило, выполнение научных исследований и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) требует достаточно длительного времени. Поэтому нередко организации несут затраты в связи с выполнением таких работ (исследований) в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов.

С учетом этого налогоплательщикам предоставлено право формировать резерв предстоящих расходов на НИОКР (ст. 267.2 НК РФ). С помощью такого резерва соответствующие затраты будут уменьшать налоговую нагрузку в течение налогового периода постепенно, независимо от того, завершены НИОКР (отдельные этапы работ) или нет.

Главным условием формирования резерва являются утвержденные налогоплательщиком программы НИОКР. При наличии таких программ организация вправе принять решение о формировании резерва на НИОКР (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

Резерв формируется отдельно по каждой программе. Соответственно, решение о формировании или об отказе от формирования резерва принимается по каждой программе. То есть общие расходы организации на НИОКР могут одновременно списываться и за счет резерва, и в общем порядке, установленном ст. 262 НК РФ (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

Резерв формируется на период выполнения НИОКР. Однако при этом срок, на который он создается, не может быть более двух лет.

Решения о формировании резервов, а также срок, на который они формируются, необходимо отражать в учетной политике на соответствующий период (п. 2 ст. 267.2 НК РФ).

 

Механизм создания резерва

1) составить смету на реализацию программы НИОКР.

Смета может включать только расходы на НИОКР, предусмотренные пп. 1 - 5 п. 2 ст. 262 НК РФ. Размер резерва не может превышать сумму расходов, предусмотренных сметой.

2) рассчитать предельный размер отчислений в резервы.

Для расчета предельного размера отчислений применяется формула (п. 3 ст. 267.2 НК РФ):

N = I x 0,03 - S,

где N - предельный размер отчислений во все созданные резервы на НИОКР;

I - доходы от реализации отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 249 НК РФ;

S - расходы в виде отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности (пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ).

3) произвести отчисления в резерв.

Отчисления в резерв признаются в составе прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 39.3 п. 1 ст. 264, п. 4 ст. 267.2 НК РФ).

 

Влияние формирования специальных и резервных фондов на налоговую базу по налогу на прибыль: расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Отчисления в указанные резервы включаются в состав расходов на оплату труда. Основанием для создания этих резервов являются статьи 255 НК РФ «Расходы на оплату труда» и 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».

В большинстве фирм отпуска рабочим и служащим предоставляются в удобное для них время (обычно, это лето и осень), в результате чего организация сталкивается с резким возрастанием расходов на оплату труда в этот период, что неизбежно ведет к общему росту расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому организации вправе создавать в налоговом учете специальные резервы, чтобы равномерно списывать суммы единовременных выплат сотрудникам. Воспользоваться правом на создание резерва могут только плательщики налога на прибыль, рассчитывающие налог методом начисления.

При создании такого резерва налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этого необходимо составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов*.

*Эти страховые взносы включают: обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Момент включения суммы отчислений в налоговую базу зависит от того, к прямым или косвенным расходам относятся выплаты,

для покрытия которых создан тот или иной резерв (п. 1 ст. 318, п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Организации могут самостоятельно устанавливать в своей учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. 1 ст. 318 НК РФ).

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва:

1. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

2. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов.

Далее резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов:

1. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

2. Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

 

Налоговое регулирование: задачи, принципы; модель государственного регулирования и роль в нем налогового регулирования

Налоговое регулирование - это совокупность мер прямого и косвенного воздействия государства на экономические и социальные процессы, путем использования налоговых инструментов с целью стимулирования экономического роста в стране и повышения благосостояния общества.

Задачи налогового регулирования:

* Регулирование спроса и предложения.

* Формирование рационального соотношения между накоплением и потреблением

* Воздействие на темпы инфляционных процессов

* Воздействие на формирование рациональной отраслевой структуры

* Стимулирование инвестиционных и инновационных процессов

* Ускоренное развитие депрессивных территорий

* Повышение эффективной занятости и самозанятости населения.

* Стимулирование развития конкурентной среды

* Насыщение рынка социально значимыми товарами и услугами.

* Сдерживание роста объемов производства товаров

* Снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду

* Создание заинтересованности в развитии предпринимательской инициативы

* Стимулирование увеличения масштабов деятельности субъектов хозяйствования.

* Стимулирование рационального использования ресурсов

* Повышение экономической заинтересованности предприятий в инновационном развитии

Принципы налогового регулирования:

* Законности (ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы);

* Эффективности (налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций);

* Системности, данный принцип касается механизма налогового регулирования и взаимосвязи налогового регулирования с общим процессом государственного регулирования экономики в стране в целом;

* Научности (налоги продуманы, исследованы последствия их введения как для государства, так и для налогоплательщиков, а также учтены долгосрочные стратегии развития общества);

* Применимости;

* Перманентности (постоянное подстраивание и регулирование налоговой системы).

Модель государственного регулирования:

Налоговое регулирования является не самостоятельным направлением государственной политики, а одним из важных и действенных инструментов практической реализации государственной политики. Поэтому цель налогового регулирования двояка: с одной стороны, наиболее эффективно содействовать реализации стратегических целей развития страны; а с другой стороны, обеспечивать оптимальный баланс частных и общественных интересов хозяйствующих субъектов – налогоплательщиков и/или хозяйствующих субъектов – потребителей государственных услуг.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.