Нное проектирование изделий текстильной — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Нное проектирование изделий текстильной

2021-06-23 42
Нное проектирование изделий текстильной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2008

ВЛА ДОС

 

ЦЕНТР

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ

 

Москва

 

 

И легкой промышленности»

Нное проектирование изделий текстильной

Ипломированных специалистов

едений, обучающихся по направлению подготовки

тве учебного пособия для студентов

ством образования и науки Российской Федерации

ВОВ

ИТЕЛЬНЫХ

РАЖЕНИЕ

 

П.Н БЕСЧАСТНОВ


 

 

ОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


тельский центр ВЛАДОС», 2003  
.Оформление ООО «Гуманитарный изда- ©
ВЛАДОС», 2003  
ООО «Гуманитарный издательский центр ©
Бесчастнов,.П.Н 2003 ©

 

ББК 12я73.85

УДК.74(0758)

 

Ости, а также всем, кто интересуется декоративно-прикладным

и но студентам вузов, готовящих художников для текстильной

Ю технику изображения растений и растительных.мотивов

Промышленности Богатый иллюстративный материал демонст-

Ов применительно к задачам специального обучения художников

И рассмотрены основы теории, методики и практики изображения

 

РГБ

1-01207-.5

Зобразительное.искусство)

Гуманитар..изд центр ВЛАДОС,.2008 — 175,.с

Ирование изделий.текстил и.лег пром-сти» /.П.Н

Хся по направлению подгот..дипломир специалистов

растительных мотивов:.учеб пособие для студентов

 

ганова, доктор искусствоведения .Н.А Лаврентьев

Р кафедры коммуникативного дизайна

на.(зав кафедрой, профессор .Э.Ю Салман);

осударственного текстильного университета

ественного оформления текстильных изделий

Рецензенты:


3

 

Вальной.практики

Четче осознать цели и задачи рисо-

XX—XVII.вв позволит студентам

Ропейском текстильном рисунке

Зования растительных форм в ев-

Развитии Краткий обзор исполь-

Во взаимосвязи и в историческом

Работы, которые рассматриваются

Чает теорию и методику творческой

По изображениям растений, вклю-

В современной учебное литературе

Ченное для заполнения вакуума

Настоящее пособие, предназна -

Отдельную.тему

Деляют изображение растений как

Изобразительного искусства не вы-

Учебных.заведений Учебники вузов

Боты средних художественных

В основном они описывают опыт ра-

Разделы по зарисовкам растений,

Учебные пособия имеют небольшие

Современные отечественные

Можно

оговорок студентам было бы невоз-

Ваться ими сегодня без множества

Книжными редкостями, пользо-

XX.в Даже если бы они не были

Не малыми тиражами до начала

Хождения и выпущены в свет край-

Зданийи неотечественного проис-

Довольно обширна, но большинство


 

 

В искусстве

Методам изо-

Ий

Принадлежит

» и на летней

Урсах «Рису-

Ое в основном

Ое учебное по-

Ния текстиль-

Тесно увязан-

Постановка

Ого искусства,

Мотивов ху-

Ния и изобра-

кие и практи-

Разбираются

Жно разделить

Ажением рас-

Виды творче-

Хватывая тем

Ание на своих

Каждого кур-

Специальная

С летней прак-

Я живопись»,

Нок», «Живо-

ющих курсах:

Ыми мотива-

Текстильных

Художествен-

студенты, спе-

 


Предисловие


И уровнем творческого.обобщения

Количеством стадий исполнения

Ными методами работы с различным

Пленными практикой многочислен-

Разие решений определяется нако-

Пространственной.формы Разнооб-

До сложной многотональной цветной

Легкого росчерка контуров линией

Мысления темы художника — от

диапазон вариантов творческого ос-

Полняться по-разному, т..е различен

вительности (образа) и может ис-

Художественного отражения дейст-

Редача на плоскости или в объеме

Изображение растения — это пе-

Тельного.характера

Или орнаментальные мотивы расти-

Суется то или

Жник должен

Огих декора-

Ы лежат в ос-

Ых.идей

Ении растений

Современный

Рикладном ис-

Ним из преоб-

Астительный

Крупнейших

Я и кустарни-

Снову многих

Ающую.роль

Астительный

Аимствованы

Вь Представ-

Анию ими во-

Ы человеку,

Окружении

Ни всегда при-

Окне комнат-

Зимние сады

Аллеи, разби-

Ем в городах

Ым голубым

Цветов бла-

Ень, когда мо-

Етущего луга

Ит в сознании

 


Введение


5

 

Дукции

Изящным ис-

Риемы, полу-

И для работы

Интерьеров,

Ковров, деко-

Ры, делавшие

Пнейшие ху-

Ных художе-

Адном искус-

Разительном

Ния растений

Одня

Ествует в ре-

Живучий тип

Бходимо толь-

, объективно

 

Передавались

Коление в раз-

Жения прош-

Канонизиро-

Трактаты по

Одов относят-

Ям наработан-

М серьезным

Нет

Тверждений

Езультаты, но

Конструиро-

Развития ис-

Дила работа

Только дога-

Окой древно-

Ений в искус-

А работы над

Половина де-

Ать путь к це-

ь запланиро-

Ействия, по-

Нимаем фик-


Ниях

Уже исполне-

Изе, переход

Зникает уже

Или иной рас-

Увство приме-

Лжен осозна-

Аны, и худож-

Ии.элементов

Построения

Азнообразно-

иврасти-

Ительный ор-

Ной степенью

Овка — реаль-

Ура — нату-

Общем виде он

Меть несколь-

Намент может

Я в орнамен-

Дывания» на-

 

Ществующих

Туры и начи-

Ипов художе-

Времен и на-

Вно-приклад-

Ивой» натуры

Ило наглядно

Жественного

Е без той или

Ний не упот-

Бщую особен-

Ника над рас-

Ки обозримые

Аботы Кроме

Ки, мы выде-

Ую часть всей

Астительных

Ий Рассмат-


7

 

 

лищ и.школ х излагаемых
рых средних художественных учи- ражений, по-
зайна в Санкт-Петербурге и некото- остям графи-
художественно-промышленного ди- .и Много вни-
прикладного искусства, Академии стиля и худо-
МАСа, Венгерской высшей школы и прикладного
текстильного факультета ВХУТЕ- ших художни-
ного текстильного университета, тих проблем
кусства Московского государствен- аны примеры
опыта факультета прикладного ис- рно-белое ис-
волюционного материала взят из ажениях рас-
в.Берлине Основной объем послере- тречающиеся
левской художественной школы ватывает ос-
щества поощрения художеств, Коро- .ия
бургской Рисовальной школы Об- я органичной
училища барона Штиглица), петер- кции и типа
ского в Москве и петербургского и от замысла
технического рисования (Строганов- еняя приемы
жественно-промышленных училищ о.орнамента
практика двух Центральных худо- ия свою трак-
педагогики наиболее полно изучена дукции и най-
дореволюционной художественной енного оформ-
учебных.заведений Из достижений мело подойти
ных художественно-промышленных общения по-
ных в России материалов зарубеж- зличной сте-
использовано большинство доступ- жения расти-
волюционный отечественный опыт, етодов, прие-
щен дореволюционный и послере- сках.нового
При подготовке пособия был обоб- ы и даст «кры-
емым в.работе й в различные
методов, материалам, использу- я принципов

.н,.э найденный в курганах Горного мых древних
.форм Так, текстиль V—VI.вв до й на триполь-
блюдения конкретных природных .очники Даже
ены на основе впечатлений от на- всегда имеют
из дошедших до нас тканей постро- ы на текстиль-

Воспитания Студенты должны хотя

Стью

Тода теснило

Тивы Каждое

Орм растений

И методик пе-

Растало и вы-

Новых орна-

Ние натурной

Сь натурными

Зцов, но и по-

Ия историче-

Копирования,

Рнаментация

Зображениях

Узнаваемость

Оей массе кар-

Ов, хотя при-

Ивную смену

Мы наблюда-

Зделиях раз-

Ительные узо-

 


ОБРАЗОВАНИЯ

ТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО

ЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ИСТОРИИ

Глава 1


9

 

Ника

Керамике Древнего Египта

Рис..2 Растительные мотивы на


 

Ысячелетия

Х.статуэтках

Астительных

 

 

Пизанелло,

Живописцев

Ни), проекты

Рактат о жи-

Сунка из раз-

Ведения о соз-

Образцам тка-

 

Икладного ис-

Ительных ор-

Вольно строй-

Ы и Средневе-

Ями растений

Ие можно про-

Я в искусстве

Ьные мотивы

Евней.Греции

Ы в рисунках

Исях Древне-

Я на тканях,

Цветы и бу-

Тущих китай-

Ивами цветов


Новной объем

Ов, а мастер-

Морезное мас-

Ло разделения

XVIII.в в сво-

Ециализация,

Едприятиях

Ушки.товара

— от прори-

Еть всем про-

Ромысле уче-

 

Твии со своим

Ющийся у не-

Изводства, со-

ил на рисунок

Ний природы

Натуры Впе-

Ания и не мог

Е имел худо-

Ы Ремеслен-

Елались по за-

Ные орнамен-

Совершенных

Ориентирами

Ктами подра-

Шенной фор-

Овыми и слу-

Воплощение,

Она находила

Еским. «Вещи,

Ип деятельно-

Час культур-

Аглядного об-

Исунком) он

Кани (вместе

Производите-

В своем лице


13

 

Текстильного орнамента

Ном искусст-

Его Мотивы

, тем самым

Ждения и эле-

Вописцы вне-

Нных узоров

Ора во множе-

Реалистично

Я в коллекци-

М для тканей


В Академии художеств: Из истории рус-

Г

Российская Академия.художеств

Рис..12 Экзаменационный.рисунок

 

Гг

Российская Академия.художеств

Растительного.мотива

Рис..11 Учебный рисунок


 

Коративное искусство

 

.12—1

О античности»

Ях и в пласти-

Ы сверялись по

Ело человека,

Общих чертах

Усском языке

И художеств,

Тавление мо-

А работа про-

Из античности

Твах» Лучшее

Из «наблюден-

Новывалось на

О в Академии

Сованных рас-

О введено мно-

И в эпоху Воз-

с академиче-

Х мотивов де-

Ии.художеств

Алисьученики

Ковров и деко-

Емана рисова-

Дством живо-

Мануфактура

Ет быть отече-

Характерным

Луживавших

Ько в шпалер-

И текстильщи-

Стояннаясвязь

Огащалсяраз-

Ельного искус-

Мени усилия-

Ми-текстиль-

Нт для тканей

Конца XVIII.в


формы, наблюдаемые в жизни тавляли собой
форм.(рис —13.16) Растительные ад раститель-
ческого обобщения естественных  
де, а полученной в результате твор- етодик проек-
части, не встречающейся в приро- породила ак-
шенной) формы растения или его т производст-
го мотива идеализированной (совер- .ва Проектная
менение в качестве орнаментально- тельность для
.стях Основной его смысл — это при- стью явилась
XIX.в в нескольких разновидно- ить художни-
ской практике первой половины .сти Учебные
сическим и существовал в творче- изирована на
.форм» Этот метод относится к клас- венного обра-
турой обладал метод «совершенных зводств Евро-
кой основой и универсальной струк- ло не хватать
Наиболее сложной теоретичес- ращавшихся
.яснения их художни-
риале, что не требовало особого по- художествен-
тельных форм в конкретном мате- и меньше ис-
дилась с учетом выражения расти- описцы и ар-
ным.приемам Стилизация прово- прикладных
студента определенным рисоваль- разделения
авторской манеры, чтобы научить тильному ор-
исполнялось с точным соблюдением которые отно-
Копирование рисунков-образцов го искусства
менты.прошлого лена общими
цию натурных зарисовок под орна- .в большая их
тех или иных растений и стилиза- .ий В соответ-
определение «совершенных форм» водства орна-
дающихся художников, работу на развивающе-
растений, снятых с рисунков вы- никших для
вание образцовых изображений нно-промыш-
новном они предполагали копиро - енности поя-
реработанные на нужды XIX.в В ос- ьно для худо-
в Академиях искусств XVIII,.в пе- я раститель-
«остатки» от классических поисков азработанные

 


В XIX — начале ХХ.в

нно-промышленном образовании

Ание растений в европейском


19

 

Основной форме в.круг

Е распростра-

Ебные заведе-

О проник в об-

 

Астительных

Удожествен-

Пределенных

Вующих исто-

Уры с учетом

Ась на сравни-

Кая методика

Ры со студий-

Ему аналити-

Иями о данном

Торыми твор-

Художником

Ьных откло-

 


 

Курс.А.Е Сабанеева

Нию растений для промышленных О методах обучения изображе-Мозера и многих.других ных» (Бреслау, 1897), Антона Содера, тений стилизованных и натураль-ра — автора пособия «Рисование рас-(Вена, 1896), Иоганна Штауффаге-автора книги «Растение в искусстве» 1880), Иосифа Риттер фон Штока — ны—грамматикаорнамента»(Берлин, ля — автора книги «Стенные карти-назвать Иоганна Эдуарда Якобста-(Плацен,.1897) Наряду с ним можно (Дрезден, 1878), «Формы растений» 1858), «Растительный орнамент» «Разнообразные цветы» (Париж, из цветов с натуры» (Париж,,1849) тений (Дрезден, 1849), «Композиции промышленности» — о рисунках рас-1849), «Рисование в художественной


 

Омпозиций нияраститель-ческой фикса-более эффек-м отечествен-ый процесс на-енных школ аватели худо-й промышлен-астительных еса к возмож-.в произошел е», и в начале им движени-мотивов стали ы на обновле-ванными под перенасыщен как и все при-XIX.в худо-

 


 

 

Крумбгольц, издавший такие книги, крупной фигурой из них был Карл венной.промышленности Наиболее рисованию растений для художест-ливых педагогов, посвятивших себя вался появлением десятков талант-и начало 20-х годов XX.в ознамено-Период с конца 40-х годов XIX.в


 

 

Г

Использования


 

Ракурсов Рубеж XX—XIX.вв

Рис..17 Графические зарисовки

 

 

работают активнее.(рис —17.18)

Стительными

И сложными

Ее декоратив-

Арактера, ко-

Альных ком-

Урные формы

В» 1.

Конструкции

И работа идет

Особенностей

Тся с учетом

Рсы для изо-

Отличается от

Ций, а главное,

Ех их случай-

Групп расте-

елено — Б.Н.)

Арисовок два

Зато широко

Еристики вы-

Или их груп-

То отдельный

ому естеству”

Ся как мож-

Ки по такому

Ественными

Каждому за-

Ого развития,

Значение для

астений... Этот

Е живописно-

Я заключает-

Формы Один

Енных целях

Ание в худо-

Теодор Вун-

Ства и педагог


Чурности.форм

Корни

Простую передачу живописно-

Чество

Е их без изме-

Али прежние

Говейно соби-

Но — строго

М два различ-

У и.технике

Сообразно на-

Е основатель-

Орм растений

роизводства.

Мости от оп-

Ходятся в ис-

Жественной

Ы рисования

 

Навыков в ри-

Ления, конеч-

Ого.процесса

Этот способ на

Растений по-

Ть трактовки

Му.искусству

Енится у обу-

Гляден в сво-

Ментальных

Рм с плоскост-

 

Ее значение,

Шающую роль

И таких орна-

Истик В рит-

Передачи све-

Двух-четырех

Ной толщины,

Жения за счет

Ьное уплоще-

Сячелетиями

Стигается та-

Ти не имеют?

Позициях, ес-

Стигается ор-


Д С..50

Дрезден,.1896

Рисование растений с натуры

Позиции

Талла

Ер 2. Изучение

Художествен-

Доизменение

е требования,

Омогает уста-

я в искусстве;

Естественных

Обоих родов

Я и наглядно

Ь вывести за-

Жественных

Нное изучение

Такое «сопос-

Отображение

Урных расти-

Нное сравни-

Ого строения,

Образно с за-

Ты прошлого,

Ельзя понять

Циях 1. Придя

Ия их в орна-

Изображения

Работал ори-

Нтов (основа-

Ой рисования

Италии и ру-

Омышленных

Ью в школах

Маясь педаго-

XIX,.в попы-

Боте над рас-

М методе мно-

С —19.20)

Чисто декора-


27

 

Современный.дизайн

Стве

Цией предла-

Е Для удобст-

Й в рельефной

И коллекцию

, 1897 — I се-

Рисовальщи-

Нников худо-

Енту Для ар-

Юды с натуры

Од названием

Кает две объ-

Ания этой час-

 

Ов тыквы

Фельд


31  
.значение ле сохраняют
пшеницы) имеют общечеловеческое ня раститель-
вы (типа пальмовой ветви, колоса в прошли ты-
не размытые.границы Многие моти- транения рас-
и их знаковость имеет сейчас край-  
утеряли кастовую принадлежность ительного ха-
растительные мотивы во многом т собой пере-
Выступая в качестве символов, начительной
лениями о гармонии в.природе .Африки Со-
быть исполнено вразрез с представ- еревьев и трав
ное изображение, оно не должно ях из цветов
Как бы ни было стилизовано натур- изни, расска-
жество разновидностей и.оттенков едставление
преобладающими, они имеют мно- скусстве раз-
.место Эти свойства можно считать тюма и орна-
щие свойства орнамента на первое у «Благове-
устройство мира вывели украшаю- произведение
и эволюция взглядов человека на европейских
шийся последние два столетия, лилий в жи-
ных форм, интенсивно проводив- те, понимаем
Эстетический анализ раститель- ль цветка ло-
ре, предметах.быта урса истории
ного орнамента в одежде, интерье- а с окружаю-
ные модели применения раститель- ивотном», от-
строят на основе этой идеи различ- ительном сти-
.действием Дизайнеры текстиля лища, мебели.
не осознанным концептуальным ификой изго-
эпохи стало не интуитивным, а впол- стремлением
родой у человека индустриальной одов с риту-
.никновения Желание связи с при- ых изделиях
связь с начальной фазой своего воз- ельного орна-

Текстильных изделиях

Кция изображений растений

 


ЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА

ИЗОБРАЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

Глава 2


лублял, дополнял художественный изведение де-
ниях высокого стиля орнамент уг- он украшает
тое.украшательство В произведе- на которой он
реходил в бессмысленное и нарочи- нт неразрыв-
намент всегда был упадочен и пе- о.учитывает
и логике построения.вещи Такой ор- есс приклад-
противоречит логике использования уховную сущ-
намент, который нарушает эту связь, собственную
разом, безусловно, неприятен тот ор- ствуя в таком
нической связи, в.единстве Таким об- наментальной
совершенно, он находится в орга- ставить само-
коративно-прикладного искусства исле и расти-

 

Екстильногот изделия

Ительный орнамент и форма

.мотивов ния иллюзии вания к изображению растительных может быть функция предъявляет свои требо- нт натурали- вать иллюзию.пространства Каждая   ляться на фоне окружения, созда- ная тема мо- украшать, быть символичным, выде- а фоне летней Так, один и тот же орнамент может еток, красоч- лии и ее использования.человеком ю, обратную бенностей применения ткани в изде- ых орнамен- личивается в зависимости от осо- ся в методах количество уменьшается или уве - .ьерах Значи- несет сразу несколько функций и их ить в моду во .формами На практике же орнамент льных ковров проектной работы с растительными ворения» ее цессе для понимания особенностей гкой мебели функций необходимо в учебном про- функции гро- Выделение и изучение этих в для прида- .функций пользование лить довольно много специальных дах для охот- .лия Одним словом, можно перечис- ного назначе- кивания объема какого-либо изде- астительных тельного разрушения или подчер- ти к проекти- неглубокого пространства, для зри- ды из листь-

33


 

.220


 

 

С.


 

 

.1968


 

 

,.М


 

 

Искусство


 

 

Близкое

 


.


Искус-


 

Декоративное


 

//


 

Сомнений


 

Вызывает


 

не


 

Ответ


 

Ительный

 


 

О орнамента формальных) а части рит-Поэтому мы ий выход для емы, которая ного разбора ю.орнамента нения влияет иализованная и.построения логикой ее ис-щи и связан т (усиливает) есь является ют.сомнения ожественного но, актуальны куссии «Быть енко, выска-ательность» 1.

 


 

 

(для определенного.ассортимента)


 

 

Важную


 

 

Чень


Мент на.ткани,.М.1969

Визуально воспринимая орна-

Рождает образные.ощущения

Для «идеаль-

Ого движения

Ии все основ-

Ли, что расте-

Кусства, мно-

Намента в ис-

Жизнестойко-

Ва.

Хмерной фор-

Изучения по-

Рного в двух-

олько в плане

Учать расти-

Ия орнамента

Бенности про-

Льного орна-

 

Мы разберем

Енты.мебели

Ы, некоторые

Меют декора-

Граниченную

Иной Значи-

(перекрытие)

Ознании как

Ефом, но они

Ми и со слож-

Ерьере могут

Ьная декора-

На человеке

Ьных издели-

Убокого про-

Ости зритель-

Емость тканей

Ща растения-

Иция украше-

Ьных эмоций,

Бъема Это не


35

 

(по У..Крэну) 1900.г

Рис..23 Развитие типов орнаментов

 

 

В текстиле требует.этого

Общей.идее

Ема орнамента

Ыступает уже

Щи — объекта

У с раститель-

Дежде охотни-

например, за-

Дельной вещи

«растворения»

Я особенность

Ормы, пропор-

Может остано-

Нное преобра-

Выражается

Ны недооцени-

Ства, значение

Ть произведе-

Икает одна су-

Предметов

Зкофункцио-

Урно-истори-

Психологиче-

Ого искусства

Ования Глав-

Ем дизайнер-

Жденной при-

Нкциональной

 

к я тенденцию о обойти сто-

 

Ния вещи по-

Вание среды,

Ностью Ком-

Ой на все слу-

Елию свойст-

С заданными

Осознанного

Ли среду, все

Ащенные на

Изайнерского

Олее того, со-

Читывает спе-


Гия растительных орнаментов


37

 

Ры.орнаментов

На.рис 33—23 приведены приме-

Бежный, цент-

«рамочный»);

 

ющий;

у);

Й груз (симво-

книзу;

ент;

функциям это:


47  
«Покрытосемянные».(«Цветковые») в орнамента
вые», «Голосемянные» и особенно ставе низших
ные», «Хвощевые», «Папоротнико- включает не-
почтительны разделы «Моховид- .бельные)
.ки» Среди высших наиболее пред- ые),
лей, разделы «Грибы» и «Лишайни-  
могут интересовать группа водорос- <

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.6 с.