Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни

2021-06-23 85
Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Православная катехизация

 

Квалификация (степень выпускника)

Катехизатор

 

Форма обучения

Очно-заочная

 

    Составитель: иер. Олег Бушуев  

Челябинск 2018 г.

 

Данный курс предназначен для теоретического знакомства слушателей с учением и опытом Православной Церкви, касающимся деятельность человека в мире с целью реализации своего предназначения, иначе говоря – спасения и обожения.

Курс предполагает обобщение знаний, полученных в процессе предыдущей учебы (в первую очередь в рамках курсов Православного вероучения, Священного Писания, Введения в литургическое предание, Святоотеческой письменности, Агиологии) с точки зрения должной христианской жизни и должного нравственного поведения человека-христианина.

Основное внимание уделяется вопросам телесно-духовной природы человека (антропологии), церковному учению о цели христианской жизни, добродетели и грехе, а также аскетике (учению о деятельном осуществлении добродетели).

Цель изучения курса: На основании изучения базовых принципов православной антропологии и аскетики сформировать у слушателей целостное представление о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина.

 

Задачи изучения курса:

· получить системное представление об основных положениях и принципах учения Церкви о человеке, его устроении и предназначении (антропологии);

· получить системное представление об основных законах и пути духовного подвига и нравственного совершенствования человека;

· получить системное представление о практических способах духовного совершенствования христианина в соответствии с Преданием Церкви.

 

Программа курса

Тема 1. Введение

Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни

Тема 3. Устроение человека

Тема 4. Православное учение о грехе и греховных страстях

Тема 5. Православное учение о добродетели. Православная аскетика

Тема 6. Путь христианина в современном мире

Тема 7. Нравственное богословие и научно-технический прогресс

 

 

Тема 1. Введение

Введение в проблематику и содержание курса. Нравственное богословие как интегрирующая дисциплина по отношению к частным богословским предметам. Принципы изучения дисциплины.

Литература:

Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Введение

Вопросы для самопроверки:

1. Как связан курс нравственного богословия с другими частными богословскими дисциплинами?

2. В чем отличие курса от ранее изучавшихся?

3. Какими источниками следует пользоваться при изучении курса?

 

Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни

Состояние и назначение первозданного человека и предстоявший ему путь для достижения цели. Понятие обожения. Грехопадение и связанные с ним изменения в жизни человека. Восстановление падшего человека во Христе.

Норма нравственной христианской жизни. Характеристика нравственной деятельности.

 

Литература:

1. Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Часть I,А,в; Б,1-3.

2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Любое издание). II,30; IV,21.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каково изначальное назначение человека?

2. Что изменилось, и что осталось прежним после грехопадения?

3. Что такое обожение, как оно возможно?

4. Какова норма нравственной христианской жизни?

5. Каковы условия нравственного деяния и чем оно характеризуется?

 

Тема 3. Устроение человека

Устройство человеческой природы в ее главных основаниях и делениях. Силы, способности и части человеческой природы, иерархия сил, их должное и недолжное состояние. Потребности.

Ипостась, личность, лицо, индивид – содержание и соотношение понятий. Свобода. Благодать, ее действие на человека.

Литература:

1. Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Часть I,В.

1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Любое издание.) II,12-28; III,16.

2. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. №5-6; 2001.№1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как свт. Феофан Затворник описывает силы и части человеческой природы и их иерархию?

2. Чем определяется должное и недолжное состояние человеческой природы, каковы их основные проявления?

3. Что такое ипостась?

4. Как термин ипостась может быть соотнесен с терминами лицо, личность, индивид?

5. Каким образом различают виды благодати в зависимости от ее действия на человека?

 

Литература

Основная литература

1. Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2005. (или любое другое издание)

2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Любое издание).

3. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М.: Православное издательство «Лествица», 1999. (или любое другое издание)

4. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. № 5. С. 112-126, № 6. С. 97-108; 2001. № 1. С. 119-127.  (Работа размещена в интернете в свободном доступе).

Творения святых отцов

1. Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М., Паломник, Сибирская благозвонница, 2003.

2. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995.

3. Григорий Палама, свт. Сто пятьдесят глав. Краснодар, 2006.

4. Ефрем Сирин, прп. Слово о добродетелях и пороках // Святой Ефрем Сирин. Творения. Репр. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Т.1. С.4-23.

5. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2000. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях; Тринадцатое собеседование аввы Херемона. О покровительстве Божием, или о том, как благодать Божия содействует совершению добрых дел.

6. Максим Исповедник, прп. Главы о любви. // Творения преподобного Максима Исповедника: в 2т. Кн.1: Богословские и аскетические трактаты. М.: Мартис, 1993.

7. Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон +; ОИ Реабилитация, 1998.

8. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Благовест, 2002.

Дополнительная литература

1. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М.: Паломник, 1996.

2. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. М.: Лепта, 2010.

3. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. М., 1994.

 

Условия аттестации по курсу

 

Аттестация слушателей проводится в форме зачета. На зачете поверяется знание материала курса в объеме программы, понимание взаимосвязи основных понятий, умение оперировать этими понятиями

 

 

Вопросы к зачету

1. Устроение и назначение первозданного человека, предстоявший ему путь и цель. Физические и нравственные последствия грехопадения. Образ и подобие Божия в человеке до и после грехопадения.

2. Ипостась, личность, лицо, индивид – содержание и соотношение понятий.

3. Устройство человеческой природы в его силах, свойствах, способностях и частях. Иерархия сил, действующих во внутреннем человеке

4. Познавательные силы человеческой природы, их должное и недолжное состояние.

5. Желательные и деятельные силы человеческой природы, их должное и недолжное состояние.

6. Чувствующие силы человеческой природы, их должное и недолжное состояние.

7. Телесное, душевное и духовное развитие человека, их отличие и связь.

8. Понятие потребности. Связь потребности и страстей.

9. Благодать, ее действие на человека.

10. Нравственная норма жизни человека (цель, средства).

11. Условия осуществления нравственного действия.

12. Порядок осуществления нравственного действия.

13. Факторы, определяющие нравственное достоинство действия.

14. Добродетель, виды ее проявления, ступени добродетельной жизни.

15. Грех, виды его проявления, ступени греховной жизни.

16. Обязанности христианина по отношению к Церкви.

17. Обязанности христианина по отношению к семье, обществу, профессиональной деятельности.

18. Главные добродетели: вера, надежда, любовь. Их содержание и взаимосвязь.

19. Порядок развития греховного помысла.

20. Понятие страсти. Восемь основных страстей. Страсти плотские и душевные.

21. Восемь добродетелей, противостоящие основным страстям.

22. Существо и цель православного аскетизма. Основные понятия православной аскетики.

23. Значение молитвы в жизни христианина. Виды и степени молитвы.

24. Значение Таинств в спасении человека. Связь Таинств с личным аскетическим деланием.

25. Обожение человеческой природы в Церкви.

26. Жизнь христианина как самопожертвование. Телесные и душевные жертвы.

27. Определение биоэтики. Основные нравственные проблемы новых технологий.

 

 

Православная катехизация

 

Квалификация (степень выпускника)

Катехизатор

 

Форма обучения

Очно-заочная

 

    Составитель: иер. Олег Бушуев  

Челябинск 2018 г.

 

Данный курс предназначен для теоретического знакомства слушателей с учением и опытом Православной Церкви, касающимся деятельность человека в мире с целью реализации своего предназначения, иначе говоря – спасения и обожения.

Курс предполагает обобщение знаний, полученных в процессе предыдущей учебы (в первую очередь в рамках курсов Православного вероучения, Священного Писания, Введения в литургическое предание, Святоотеческой письменности, Агиологии) с точки зрения должной христианской жизни и должного нравственного поведения человека-христианина.

Основное внимание уделяется вопросам телесно-духовной природы человека (антропологии), церковному учению о цели христианской жизни, добродетели и грехе, а также аскетике (учению о деятельном осуществлении добродетели).

Цель изучения курса: На основании изучения базовых принципов православной антропологии и аскетики сформировать у слушателей целостное представление о должной христианской жизни и должном нравственном поведении христианина.

 

Задачи изучения курса:

· получить системное представление об основных положениях и принципах учения Церкви о человеке, его устроении и предназначении (антропологии);

· получить системное представление об основных законах и пути духовного подвига и нравственного совершенствования человека;

· получить системное представление о практических способах духовного совершенствования христианина в соответствии с Преданием Церкви.

 

Программа курса

Тема 1. Введение

Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни

Тема 3. Устроение человека

Тема 4. Православное учение о грехе и греховных страстях

Тема 5. Православное учение о добродетели. Православная аскетика

Тема 6. Путь христианина в современном мире

Тема 7. Нравственное богословие и научно-технический прогресс

 

 

Тема 1. Введение

Введение в проблематику и содержание курса. Нравственное богословие как интегрирующая дисциплина по отношению к частным богословским предметам. Принципы изучения дисциплины.

Литература:

Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Введение

Вопросы для самопроверки:

1. Как связан курс нравственного богословия с другими частными богословскими дисциплинами?

2. В чем отличие курса от ранее изучавшихся?

3. Какими источниками следует пользоваться при изучении курса?

 

Тема 2. Назначение человека, цель и смысл человеческой жизни

Состояние и назначение первозданного человека и предстоявший ему путь для достижения цели. Понятие обожения. Грехопадение и связанные с ним изменения в жизни человека. Восстановление падшего человека во Христе.

Норма нравственной христианской жизни. Характеристика нравственной деятельности.

 

Литература:

1. Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Часть I,А,в; Б,1-3.

2. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Любое издание). II,30; IV,21.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каково изначальное назначение человека?

2. Что изменилось, и что осталось прежним после грехопадения?

3. Что такое обожение, как оно возможно?

4. Какова норма нравственной христианской жизни?

5. Каковы условия нравственного деяния и чем оно характеризуется?

 

Тема 3. Устроение человека

Устройство человеческой природы в ее главных основаниях и делениях. Силы, способности и части человеческой природы, иерархия сил, их должное и недолжное состояние. Потребности.

Ипостась, личность, лицо, индивид – содержание и соотношение понятий. Свобода. Благодать, ее действие на человека.

Литература:

1. Феофан Затворник свт. Начертание христианского нравоучения. (Любое издание). Часть I,В.

1. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Любое издание.) II,12-28; III,16.

2. Новиков Д.В. Христианское учение о человеке // Человек. 2000. №5-6; 2001.№1.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как свт. Феофан Затворник описывает силы и части человеческой природы и их иерархию?

2. Чем определяется должное и недолжное состояние человеческой природы, каковы их основные проявления?

3. Что такое ипостась?

4. Как термин ипостась может быть соотнесен с терминами лицо, личность, индивид?

5. Каким образом различают виды благодати в зависимости от ее действия на человека?

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.