Урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 2 — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 2

2022-10-03 32
Урок. Расхождения в понимании хадиса из-за разницы в способностях, часть 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эту историю в сокращении приводит также Ибн Хиббан в «ас-Сикат» в биографии Али ибн Ма'бада ибн Шаддада ар-Ракы, родом из Египта, факиха и достойного доверия передатчика. Также ее приводят Ибн Абдуль-Барр в «Джами' баян аль-'ильм» и аль-Хатыб в «аль-Факих ва аль-мутафакких» от Убайдуллаха ибн Амра ар-Ракы аль-Асди, он также факих и достойный доверия передатчик.

Он сказал:

 

«Мы были у А'маша, он задавал вопросы Абу Ханифе, который на них отвечал. А'маш спросил у него:


- Откуда ты это знаешь?


Абу Ханифа ответил:


- Ты мне передал от Ибрахима так-то, а от аш-Ша'би так-то.


А'маш на это сказал:


- О факихи! Вы врачи, а мы[1] аптекари!»[2]

 

Имам Ахмад спросил у аш-Шафии, да будет Аллах ими доволен:

 

- Что ты скажешь о таком-то вопросе?


Имам аш-Шафии ответил. Ахмад спросил:


- На чем основано твое мнение? Есть про это хадис или аят?


Имам аш-Шафии привел ему хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с ясным смыслом[3].

 

Передается в биографии имама Абу Ханифы в «Тарих Багдад»[4], что Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Я приехал в Шам, чтобы увидеть аль-Ауза'и, и застал его в Бейруте. Он сказал мне:


- О хорасанец! Кто этот еретик, который появился в Куфе и которого называют Абу Ханифа?


Я вернулся домой и взялся за книги Абу Ханифы. Я нашел там много превосходных вещей. Я читал их три дня, затем пошел с книгой в руках к аль-Ауза'и, который тогда был муаззином и имамом в мечети. Он спросил:


- Что это за книга?


Я протянул ему ее. Он посмотрел на вопрос, который привлек мое внимание: «Сказал ан-Ну'ман...». Он продолжал стоять после того, как дал азан, пока не прочитал часть книги, затем убрал книгу в рукав, совершил икамат и намаз. После этого он достал книгу, подошел ко мне и сказал:


- О хорасанец, кто этот Ну'ман ибн Сабит?


Я ответил:


- Один шейх, которого я встретил в Ираке.


Он сказал:


- Это очень благородный шейх. Вернись к нему и учись у него.


Я сказал:


- Это и есть Абу Ханифа, от которого ты меня предостерегал».

 

Продолжение этой истории приводит Хафизуддин аль-Кардари в книге «Манакыб»[5] со слов самого Ибн аль-Мубарака. Он сказал: «Затем мы прибыли в Мекку, и я увидел, как аль-Ауза'и спорит с Абу Ханифой по этому вопросу. Имам раскрыл ему больше, чем было об этом написано в книге. Когда они разошлись, я спросил аль-Ауза'и:


- Что ты думаешь о нем?


Он ответил:


- Я по-хорошему завидую широте его знаний и глубине его ума. Я прошу у Аллаха прощения — я явно ошибался. Он не такой, как мне о нем говорили».

 

Аль-Хатыб также пишет в биографии Исы ибн Аббана, мухаддиса и факиха ханафитского мазхаба, что Мухаммад ибн ас-Сама'а сказал: «Однажды Иса ибн Аббан совершал вместе с нами намаз — то есть в мечети, где молился и давал уроки фикха имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани — и я позвал его пойти к Мухаммаду ибн аль-Хасану. Он — Иса ибн Аббан — сказал:


- Эти люди противоречат хадисам.


Иса знал множество хадисов наизусть. Однажды он совершил с нами утренний намаз в день, когда проходил урок Мухаммада, и я не отставал от него, пока он не согласился остаться на урок. После урока я подошел к Мухаммаду и сказал:


- Это сын моего брата Аббана. Он очень умный и знает хадисы. Я звал его к тебе, но он отказался, говоря, что мы якобы противоречим хадисам.


Он — Мухаммад — подошел к нему и сказал:


- Сынок, какому из хадисов мы противоречим? Не суди о нас, пока не услышишь сам.


Он задал ему в тот день вопросы по двадцати пяти главам хадисов. Мухаммад ответил на все вопросы, сообщил, какие из них отмененные, приводя примеры и доказательства. Он — Иса — подошел ко мне после того, как мы вышли, и сказал:


- Между мной и светом была преграда, и вот она устранилась. Я и не знал, что на Земле Аллаха есть такой человек, которого Он дал людям.

 

После этого он старательно посещал уроки Мухаммада ибн аль-Хасана, пока не изучил у него фикх».

 

Смысл этих примеров ясен. Хотя в последней истории содержится также пример на последнюю причину[6], о которой мы будем говорить: расхождения, вызванные разной степенью знания хадисов.

 

[1] «Мы» - знатоки хадиса. Прим. пер.

 

[2] «Ас-Сикат» Ибн Хиббана (т. 8, с. 467), Ибн Абдуль-Барр (т.2, с. 131), «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 2, с. 84). В одном из иснадов Ибн Абдуль-Барра и аль-Хатыба есть ас-Саймари, его иснад в «Ахбар Аби Ханифа» (с. 13).

 

[3] Из «Манакыб аш-Шафии» аль-Байхакы (т. 2, с. 154). «С ясным смыслом» (насс) означает, что текст хадиса имеет один явный смысл и не предполагает возможности иного толкования.

 

[4] Т. 13, 338.

 

[5] С. 45 издания, совмещенного с «Манакыб» аль-Муввафика аль-Макки. Также она содержится в «Ауджаз аль-масалик иля шарх Муватта Малик» (т. 1, с. 88 — 89) нашего учителя шейха-мухаддиса Мухаммада Закарии аль-Кандехляви, да помилует его Аллах.

 

[6] Расхождений факихов, вызванных хадисами. Прим. пер.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.