Гора Казбек. Восхождение пензенских альпинистов с севера зимой — КиберПедия

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Гора Казбек. Восхождение пензенских альпинистов с севера зимой

2022-10-03 27
Гора Казбек. Восхождение пензенских альпинистов с севера зимой 0.00 из 5.00 0 оценок

Гора Казбек покорилась пензенским альпинистам. Восхождение было совершено группой из трёх человек, в 2017 году с севера зимой.

Гора Казбек. От 2002-го к 2017-му

В январе 2012 года тройка альпинистов из Пензы, в числе которых был и я, уже пыталась зайти на Казбек с севера. В тот раз у нас был типовой и бесхитростный план восхождения – заехать в Геналдонское ущелье и каждый день перемещать лагерь вверх, получая акклиматизацию по ходу. Совершить восхождение мы хотели, как это обычно делается летом, с ночёвок на 4200. На этих ночёвках нас встретил сильнейший ветер, мы едва успели поставить палатку, а затем полдня и всю ночь держали спинами скат, чтобы не сломало дуги. После на плато был густой туман, и мы, несолоно хлебавши, вынуждены были ретироваться вниз. Казбек за тот заезд мы увидели лишь из Владикавказа.

5 лет зрели мысли о реванше. И вот, наконец, идея стала выкристаллизовываться в реальные планы. Из команды-2012 собрались ехать двое: я и Александр Соловьёв. Всего

- 10 -

же нас набралось 4 человека. Ещё двое были Максим Строчков и инструктор по альпинизму и в целом весьма опытный и уважаемый в Пензе альпинист Максим Купцов. План восхождения решили скорректировать с учётом ошибок прошлого. Теперь решили сначала заехать на Эльбрус, там переночевать две ночи на 3000 и на 3700 для того, чтобы побудить организм форсированно запустить процессы высотной акклиматизации. Далее следовало переехать из Баксанского ущелья в Северную Осетию и заночевать в тепле, сняв на одну ночь квартиру в окрестном поселении, чтобы подсушить снаряжение и дать возможность организму спокойно провести внутренние преобразования, связанные с высотной акклиматизацией.

План

После был план максимально быстро, но не выматываясь, сделать подход до ночёвок на 3700 м и оттуда совершить восхождение. На ночёвках на 3700 ветер гораздо слабее, чем на открытом плато. Да и смысла поднимать рюкзаки на лишние 500 метров и ночевать на неосвоенной высоте нет никакого, если есть достаточная акклиматизация и физическая подготовка, чтобы сходить на вершину с 3700. Забегая вперёд, скажу, что выбранный план оказался правильным и, наряду с идеальной погодой, в итоге привёл нас к успеху.

Выехали на машине из Пензы утром 28 декабря, в Азау приехали 29 декабря в 15:00. За 2 часа поднялись до станции Кругозор и поставили палатку рядом с какой-то кафешкой. Мороз ощущается, но не прижимает – градусов 10-15. Странное зрелище – палатка среди множества безлюдных человеческих построек и сооружений.

Акклиматизация на Эльбрусе

Вчетвером в трёхместной палатке было тесно, но тепло. Утром загудела канатка, в окружающих постройках закипела жизнь, и мы двинулись вверх до бочек. Подъём по отратраченному снегу проблем не вызвал, и около 12:00 мы были уже на бочках. В большинстве бочек и вагончиков нет электричества, а значит, и тепла. Но мы согласны на такие условия. Нашёлся даже открытый пустующий вагончик. Только вот проблема - отдать деньги за проживание некому. К счастью, на бочки поднялся смотритель со сложным именем Зейцум, который с радостью взял с нас деньги за вагончик. Имел ли Зейцум какое-то отношение к владельцу вагончика, так и останется очередной тайной, которые хранят склоны Эльбруса.

Акклиматизационный выход до Скал Спасателей на Эльбрусе

- 11 -

Пообедали, сходили на акклиматизацию до скал Спасателей, поужинали, легли спать. Как и следовало ожидать, ночь была по самочувствию далеко не комфортной. Все спали плохо, болела голова, утром ели плохо, и с восходом солнца мы поспешили вниз. При этом мои надежды на «высотный опыт» и «остаточную акклиматизацию» не оправдались: хотя я и ночевал летом несколько раз на склонах Хан-Тенгри, во время этой ночёвки я чувствовал себя так же погано, как и другие члены нашей группы.

Группа теряет участника

После спуска в Азау самочувствие постепенно нормализовалось, и проснулся аппетит. В 10:00 отчалили от Азау и приблизительно в 15:00 приехали в Кармадон, где планировали оставить машину и снять квартиру на одну ночь. Сейчас Кармадон – это один двухподъездный пятиэтажный дом. Отопления нет, и подходящих нам квартир там не оказалось. Удалось найти дом в посёлке Даргавс в соседнем ущелье. Дом также не отапливается, но хозяин выделил электрический обогреватель, и наша четвёрка в относительном комфорте встретила Новый год, влившись на несколько часов в неторопливую жизнь осетинского посёлка под безупречным, наполненном звёздами кавказским небом.

Утром 1 января, встав пораньше, мы доехали до посёлка Кармадон, где оставили машину, и приготовились выдвинуться в сторону ванн. Неожиданно после звонка домой Александр Соловьёв из-за семейных проблем решил срочно возвращаться в Пензу. Максим Купцов повёз его на машине во Владикавказ, а мы вдвоём с Максимом Строчковым пошли на верхние ванны.

Поднялись до Тменикау, прошли погранпост. Пограничники проверили пропуска, отметили у себя, всё как положено. Тропа хорошая и однозначная, идёт траверсом склона почти без набора высоты. Снега мало, солнце пригревает, ветра нет. Тишиной, окунувшись в которую в первый раз за выезд, буквально наслаждаешься. Полное ощущение, что весна.

До верхних ванн

Через 3 перехода тропа спустилась к реке Геналдон и пошла по сглаженным моренам вдоль неё. Снега мало, а где он есть, есть и следы людей, прошедших здесь до нас. Уже накопилась усталость. Хотелось быстрее увидеть ванны, но они закрыты выступом склона, и до последнего момента были не видны. Наконец, в 15:00, мы достигли верхних ванн. Таким образом, от Кармадона мы шли пять с половиной часов. Мест под палатки много, но под нашу достаточно широкую – нашлось одно хорошее место без снега. Непосредственно у ванн одно место, там встали двое ребят из Липецка. Уже затемно подтянулась группа из Москвы, а чуть попозже подошёл и наш Максим.

Легли спать рано, а встали поздно, с рассветом, в 7:00. Ребята из Липецка уже тронулись в путь. Сделали заброску продуктов на вечер после спуска и день возвращения в Кармадон. В 9:30 выдвинулись и мы.

Начало подъёма

Перешли мост через Геналдон, потом стали набирать высоту по тропе на морене. Через 2 часа подошли под кулуар, откуда мы начинали подъём на контрфорс, по которому проходит маршрут, 5 лет назад. По морене под кулуар не подойти, нужно пересечь ледник. Лёд твёрдый, гладкий и прозрачный, но, на удивление, кошки колют его зубьями легко. Двойка из Липецка в кулуаре также начинала подъём на контрфорс. В кулуаре обнаружились висящие верёвки, и немного придерживаясь за них и уминая ступени в глубоком снегу, мы без особых проблем прошли разрушенные выходы скал в самом низу контрфорса.

- 12 -

Далее путь проходил по смёрзшейся осыпи и снежным полосам неявно выраженных кулуаров, обходящих скальные выходы. Чёткая тропа не просматривалась, но цель – ночёвки на 3100 – была хорошо видна. Ещё немного движения по разрушенным скалам, и мы вылезли на тропу и вскоре достигли ночёвок на 3100. Время 13:30. Здесь зимой солнца не бывает, но ветра тоже нет, и холода особо не чувствуется. Скоро подтянулись и ребята из Липецка.

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...