Кафедра дизайна и искусствоведения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кафедра дизайна и искусствоведения

2022-10-03 46
Кафедра дизайна и искусствоведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра дизайна и искусствоведения

 

 

АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЁМНЫХ ФОРМ

 

Учебно- методическое пособие

Для лабораторных работ

по дисциплине «Архитектоника и структуры в пространстве»

 

 

Уфа

Издательство УГНТУ

2018

 

Учебно- методическое пособие составлено с учетом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004.

Пособие содержит краткий лекционный материал и ориентирует обучающегося на изучение «Архитектоника объёмных форм», которая является частью дисциплины «Архитектоника и структуры в пространстве».

В пособие сформулированы и рассмотрены основные задания, требования и рекомендации по выполнению лабораторных работ в аудиторное время. Это технологическая культура архитектоники через изучение материала, инструментов, этапы и способы создания объёмно-пространственных форм, а также структур системы формообразования, выявление закономерностей её целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов на занятиях и приведены примерные образцы тематических заданий.

Предназначено для подготовки бакалавров очной, очно-заочной и заочной формы обучения направлений подготовки 54.03.01 Дизайн.

 

 

Составитель Гиматдинова А.А., ст. преподаватель

 

 

Рецензент: Николаев В.К. член СХ России, доцент каф. «Дизайн и искусствоведение»

Стратонова Л.М., к.пед.наук, доцент, член СХ России

              

 

 

© ФГБОУ ВО «Уфимский государственный

нефтяной технический университет», 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………. 4
1. Общие свойства архитектоники объёмных форм…………………... 5
2. Понятия архитектоника, объём и форма……………………………. 6
3. История материала (бумага). Классы бумаг………………………. 9
4. Инструменты и принадлежности…………………………………….. 12
5. Простые геометрические фигуры (куб, призма и цилиндр)………. 13
5.1. Понятия плоских геометрических фигур…………………………. 13
5.2. Понятия куб, призма, цилиндр……………………………………… 14
6. Развёртка геометрической фигуры………………………………….. 16
7. Цели и задачи пособия, её место в учебном процессе………………. 21
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….. 22
9. Рекомендации по выполнению лабораторных работ………………. 23
9.1. Рекомендации по работе с материал……………………………… 23
9.2. Рекомендации по этапам сборки форм…………………………….. 23
10. Образцы готовых объёмно-пространственных форм (куб, призма, цилиндр)……………………………………………………………………… 24
11. Критерии оценок……………………………………………………….. 27
Заключение…………………………………………………………………….. 28
Список рекомендуемой литературы………………………………………… 29
Список использованных источников………………………………………… 30

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно – методическое пособие «Архитектоника объёмных форм» является частью дисциплины «Архитектоника и структуры в пространстве». Пособие направлено на изучение структур системы формообразования, выявление закономерностей её целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов на лабораторных занятиях.

«Архитектоника объёмных форм» непрерывно связан с дисциплинами пропедевтика, технический рисунок и академический рисунок. Комплексный метод помогает обучающемуся реализовать графические изображения в объёмно-пространственные объекты. Изученный материал может быть использован в дисциплинах основы производственного мастерства, академической скульптуре или проектирование.

Задачей архитектоники объёмных форм является: развитие творческого мышления и воображения, ориентированного на экспериментирующее творчество, приобретение практических навыков в создании трехмерных структур и формирование компетенций с учетом федерального государственного образовательного стандарта для данного направления.

Пособие «Архитектоника объёмных форм» рассматривает архитектоническое творчество, технологическую культуру объёмно-пространственного формообразования, «функции архитектонических искусств, тектоничность и структурность форм в дизайне, в том числе на примере исторического и современного дизайна» [4]. В учебно-методическом пособии анализируются различные виды материалов, инструментов, структур, технологические способы сборки технических средств к образованию объёмно-пространственных форм.

Задания лабораторных занятий способствуют развитию трехмерного, объёмно-пространственного и образно-ассоциативного мышления, эстетических качеств «целостного видения» форм и вырабатывание навыка точного ручного труда. В качестве одобрения является демонстрация творческих поисков и выявление нестандартного авторского решения, развитие новых, динамичных способностей студента, пригодных в будущей профессиональной деятельности.

Учебное пособие по дисциплине «Архитектоника объёмных форм» включает краткое содержание лекционного материала, рекомендации по выполнению лабораторных работ, список рекомендуемой литературы и использованных источников, а также приведены примерные образцы тематических заданий, выполненных студентами предшествующих лет.

 

 


ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛА (БУМАГА). КЛАССЫ БУМАГ

Бумага и картон – это материалы, которые изготавливают преимущественно из растительных волокон. Они специально обработаны и связаны между собой силами поверхностного сцепления в листовую форму.

В северной провинции Китая Шэньси существует пещера под названием Баоцяо. В 1957 году в этой пещере археологи нашли гробницу, в которой были найдены обрывки бумаги. После исследования найденной бумаги ученые установили, что изготовлена она была еще во II веке до нашей эры. Такое открытие пролило свет на всю историю возникновения бумаги. Ведь ранее считалось, что появилась бумага в Китае в 105 году нашего времени. Баоцяонская находка отодвинула эту дату аж на два столетия вперёд. То есть, таким образом, можно предположить, что бумага появилась в нашей жизни более двух тысяч лет назад.

В Китае сырьём для бумаги служили шёлковые обрезки, а также отходы коконов шелкопряда и обрывки старых сетей. Из них делали специальную кашицу путем размачивания и растирания этого сырья между камнями. Все делали вручную. Полученную кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность, а затем прижимали другим отшлифованным камнем. Эта кашица вылёживалась, затем сохла и далее превращалась в лепёшку, которая напоминает войлок.

На рубеже II и III веков нашей эры бумага, которая изготавливалась из растительных волокон, уже не считалась в Китае каким-либо редким материалом. В III веке она полностью вытеснила из жизни деревянные таблички, которые использовались для письма. Бумагу стали изготавливать определённого формата, какого-либо цвета, веса и пропитывали её специальными веществами. Они отпугивали от неё вредных насекомых. Китайская бумага могла очень долго храниться. С незапамятных времён в Китае существовал способ размножения текстов с помощью печаток. Изначально такие оттиски делали на бамбуковых и глиняных дощечках, затем для этих целей стали использовать бумагу. Она позволила намного расширить копирование рукописей различных священных книг. Из нее стали делать всевозможные украшения, вееры, зонтики, вставляли в окна и т.д. В неё также заворачивали продукты. В начале 9-го века в Китае появились первые бумажные деньги, так называемые «летающие монеты». В течение многих веков китайцы тщательно хранили секреты изготовления бумаги и очень ревностно оберегали тайны этого ремесла.

В России бумага появилась в XII-XIII века. Первые бумажные мельницы появились у нас в XVII веке. Технический переворот в бумажном производстве России произвела бумагоделательная машина, которая появилась в Петербурге в 1816 г. В 1916 г. в России уже существовало 55 целлюлозно-бумажных предприятий. Средняя ширина бумагоделательных машин не достигала 2 м, а их скорость не превышала 100 м/мин.

Для производства некоторых видов бумаги применяют сырьё лиственных и хвойных пород. Любая газетная бумага изготавливается только из ели, поскольку в еловой древесины содержится самое большое количество длинных и очень тонких волокон, а также содержится меньше всего смолистых веществ. Целлюлозу лиственных пород можно смешивать с целлюлозой хвойных. Короткие и жесткие волокна, которые присущи лиственной древесине и длинные эластичные, которые имеются у хвойной, образуют специальную массу. Из нее в дальнейшем получают бумагу с достаточно хорошими свойствами.

Все виды бумаги можно разделить на десять классов:

1) Печатная бумага. Этот вид наиболее распространен. Он предназначен для печатания издательской и изобразительной продукции различными методами. К этому классу можно отнести газетную бумагу, типографскую, офсетную, бумагу для глубокой печати, а также иллюстрационную, картографическую, обложечную и этикеточную.

2) Декоративная бумага. Это вид представляет собой бумагу, имеющую окрашенную гладкую или же крепированную поверхность, а также поверхность, которая имитирует бархат, кожу, полотно или мрамор. Сюда можно отнести аэрографную, бархатную бумагу, крепированную, мраморную и другие виды бумаги, которые применяют для отделки различных книжных переплетов и для оформления книжно-журнальной продукции.

3) Писчая бумага или бумага для черчения, машинописи, рисования, то есть писчая цветная бумага, обычная писчая, тетрадная, почтовая бумага, машинописная, копировальная, чертежная, ротаторная, а также бумага ватман, калька бумажная, прозрачная чертежная бумага и рисовальная бумага.

4) Электротехническая бумага. Сюда можно отнести электроизоляционную бумагу, телефонную, конденсаторную бумагу, кабельную, полупроводящую кабельную бумагу, микалентная и прочую.

5) Упаковочная и оберточная бумага. К этому классу относится бумага для упаковки продуктов на автоматических аппаратах, упаковочная бумага для сахара, бумага для чая, фруктов, бумага для стеклянной тары, а также текстильной продукции, мешочная бумага, для спичечных коробок, жиронепроницаемая упаковочная бумага, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, оберточная бумага, растительный пергамент, под-пергамент, пергамин и т.д.

6) Светочувствительная бумага. Сюда можно отнести такую бумагу, как светочувствительную, диапозитивную светочувствительную и фотографическую, а также бумажную диапозитивную светочувствительную кальку.

7) Папиросная и сигаретная бумага, то есть бумага для изготовления папирос и сигарет. Это курительная бумага, мундштучная, сигаретная и папиросная.

8) Впитывающая бумага. К этому классу относят впитывающую бумагу для хроматографии, бумагу промокательную, фильтровальную бумагу различного назначения и т.д.

9) Промышленно-техническая бумага различного назначения для ртутно-цинковых элементов, для химических источников тока, а также каландровая бумага, патронная, бумага шпагатная, водорастворимая бумага, перфокарточная, термореактивная бумага, теплочувствительная, бумага для электрографии, гуммированная бумага для переводных изображений и другие виды.

10) Бумага-основа. Сюда можно отнести бумагу, которую используют в качестве основы для изготовления многих других видов бумаг, различных бумажных изделий и фибры с помощью соответствующих обработок, различных пропиток и покрытий. Это бумага-основа, основа термореактивной, копировальной, мелованной, парафинированной бумаги, пергамента, фотокальки, фотобумаги, абразивной бумаги, а также основа для переводной фольги, для облицовочного материала, упаковочной бумаги для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и т.д. [5]

 


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для реализации тематических заданий необходима специализированная учебная мастерская.

Оборудование мастерской: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, мультимедийным оборудованием и классной доской, методический фонд по изучаемым темам, оборудованный (стеллажами) для экспозиции студенческих работ. Дидактический материал может быть представлен в виде визуальной презентации лучших студенческих работ, образцов формообразующих структур.


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

7.2. Рекомендации по работе с материалом

 

Для выполнения лабораторных работ на первоначальном этапе используется бумага для ксерокопирования. Она доступна по цене, легко формирует навыки ручного труда и незатруднительна в технологии сборки объемных форм. После приобретения первых навыков материал заменяется на ватман, полуватман или чертежную бумагу.

Рекомендации по освоению работы с бумагой:

-для вырезания использовать наиболее удобный инструмент (ножницы, нож, скальпель, канцелярский или столярный резак);

-для создания ровного, четкого ребра или сгиба, применить легкий надрез (½ толщина материала) с внешней стороны материала, «раскрывая» линию надрезом вверх;

-для соединения частей использовать клей ПВА (становиться бесцветным).

- припуски для сборки формы от 5-10 мм, под углом 450-600 (рисунок 21).

 

   

 

Рис.21- Рекомендации к припускам

7.2. Рекомендации по этапам сборки форм

 

Студенты выбирают размерные характеристика самостоятельно, единственным ограничением является формат А4.

Этапы:

- подготовка рабочей поверхности, инструментов и клея;

- выбор объёмно-пространственной формы;

- определение размерных характеристик;

- построение развёртки;

- вырезание развёртки;

- подготовка развёртки к склеиванию (надрез);

- сборка плоскостей и/или поверхностей;

- готовая объёмно-пространственная форма


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценка знаний проходит в форме демонстрации всех работ в виде просмотра и предоставления портфолио.

Итоговая оценка проставляется комиссией из двух ведущих педагогов по сто бальной системе.

Для проставления оценок предлагаются следующие критерии при демонстрации работ:

- от 1 до 39 – неудовлетворительно, незавершенная работа, неточное раскрытие замысла, слабая компоновка форм, плохое пропорционирование, слабая технологическая культура, не выявлен объёмно-пространственный фактор;

- от 40 до 59 – удовлетворительно, отсутствие стилевого единства, дефекты компоновки формы, неточное выявление композиционного центра, недостатки в технологической культуре, отсутствие целостности объёмно-пространственного объекта;

- от 60 до 79 – хорошо, самостоятельный замысел, точная компоновка, стилевое единство больших и малых элементов и декор, качественное сочетание плоскостей разного типа, качественное исполнение технологической культуры;

- от 80 до 100 – отлично, остроумный замысел, выразительное использование источника, целостность формы, элегантное пропорционирование, высокое качество исполнения.

Портфолио заполняется целевыми подборками работ обучающегося и раскрывает индивидуальные образовательные достижения.

Для проставления оценок предлагаются следующие критерии для портфолио:

- от 1 до 39 – неудовлетворительно, задание выполнено лишь частично, имеются многочисленные замечания по оформлению собранного материала;

- от 40 до 59 – удовлетворительно, задание в целом выполнено, однако имеются недостатки при выполнении отдельных разделов (частей) задания, имеются замечания по оформлению собранного материала;

- от 60 до 79 – хорошо, задание выполнено в полном объеме, имеются отдельные недостатки в оформлении представленного материала;

- от 80 до 100 – отлично, задание выполнено в полном объеме, студент проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно – методическое пособие «Архитектоника объёмных форм» является для обучающегося поддержкой в освоении дисциплины «Архитектоника и структуры в пространстве». В учебно-методическом пособии рассмотрены различные виды материалов, инструментов, структур, технологические способы сборки технических средств к образованию объёмно-пространственных форм. Оно включает краткое содержание лекционного материала, рекомендации по выполнению лабораторных работ, список рекомендуемой литературы и использованных источников, а также приведены примерные образцы тематических заданий, выполненных студентами предшествующих лет.

Пособие направлено на изучение структур системы формообразования, выявление закономерностей её целостности и гармоничности с помощью теоретического анализа и практических приемов на лабораторных занятиях. Последовательное обучение развивает творческое мышления и воображения, ориентирует на экспериментирующее творчество, вырабатывает мастерство точного ручного труда, приобретаются практические навыки в создании трехмерных структур и формирует компетенций с учетом федерального государственного образовательного стандарта в данной области.

Пособие «Архитектоника объёмных форм» позволит использовать изученный материал в дисциплинах основы производственного мастерства, академической скульптуре или проектирование.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Грожан Д. Дизайн интерьера: Словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 304 с. – (Строительство и дизайн). – ISBN 978-5-222-12724-7: 114-88. https://biblioclub.ru/

2. Куракина, И.И. Пластическое моделирование на основе трансформации плоского листа: учебно-методическое пособие / И.И. Куракина, О.Ю. Куваева; Екатеринбург: Архитектон, 2013. – 32 с. https://biblioclub.ru/

3. Мочалова, Е.Н. Проектирование тары и упаковки из гофрированного картона: учебное пособие / Е.Н. Мочалова, М.Ф. Галиханов. – Казань: Издательство КНИТУ, 2014. – 156 с. https://biblioclub.ru/

4. Перелыгина, Е.Н. Макетирование: учебное пособие / Е.Н. Перелыгина. –Воронеж.: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010. – 110 с. https://biblioclub.ru/

5. Седова, Л.И. Основы предметного моделирования в архитектурном проектировании: учебно-методическое пособие / Л.И. Седова, В.В. Смирнов; Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 69 с. https://biblioclub.ru/

6. Справочник современного архитектора / Л.Р. Маилян, А.Г. Лазарев, Т.А. Самко, Л.П. Юркова; под общ. ред. Л.Р. Маиляна. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2010. – 640 с.: ил., схем., табл. – (Строительство и дизайн). http://biblioclub.ru/

 


Архитектоника объёмных форм

 

Редактор:

 

 

Подписано в печать Формат

Усл. печ. л. Тираж экз. Заказ №

 

Издательство

Уфимского государственного нефтяного технологического университета.

450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д.1.

 

Адрес типографии:

450078, Республика Башкортостан,

г.Уфа, ул. Чернышевского, д. 145, к. 206, 207

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра дизайна и искусствоведения

 

 

АРХИТЕКТОНИКА ОБЪЁМНЫХ ФОРМ

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.