Метод органичного наращивания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Метод органичного наращивания

2021-06-30 22
Метод органичного наращивания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпиграфом к описанию этого метода может служить высказывание: «К сделанному легко прибавляется». Мы рассмотрим этот метод на примере обучения иностранному языку; а затем перечислим и некоторые другие применения.

В методах обучения на основе интегральной теории вводится представление о базовом языке - как УСП большой глубины залегания.

Базовой ту или иную структуру мы будем называть в том случае, если система коммуникаций в ней является резонансной (т.е. осуществляется КР), причем этот резонанс является положительным («вампиром»).

Будучи полной (или близкой к полноте), УСП базового языка способна активно реагировать на всякую «приближающуюся» к ней структуру – слово, символ, изображение и т.д. При некоторых условиях УСП базового языка способна «поглотить» эту структуру. В этом случае УСП, сохраняясь в качестве УСП, увеличивается за счет встреченной ею структуры.

«Резонансное» добавление новых слов (правил, выражений) к целостности базового языка обеспечивает сравнительно легкое и полное усвоение этих слов (правил, выражений).

Базовый язык «сам» обрабатывает (в бессознательном человека) новый материал, «прокручивая» его незаметно от сознания во всевозможных сочетаниях с усвоенным ранее материалом.

Такое свойство базового языка дает возможность:

- контролировать его наличие у обучаемого путем анализа его реакции на приобретение нового знания;

- органически увеличивать количество хорошо усвоенного материала.

Предъявление нового материала должно осуществляться в определенном (резонансном) ритме, – с тем, чтобы базовый язык успевал обрабатывать в себе очередную «порцию». Ритм предъявления нового материала должен соответствовать «скорости вращения» УСП. При этом следует учитывать, что обычно чем больше «размеры» УСП, тем ниже скорость ее вращения.

Кроме того, новый материал должен воздействовать на близкие к нему по содержанию элементы базового языка (взаимодействие по подобию). «Неподходящий» материал может отрицательно воздействовать на целостность базового языка.

Соответственно, необходим постоянный (или регулярный) контроль за легкостью усвоения нового материала.

На основе метода органичного наращивания, основанного на представлении о существовании в психике устойчивых структур (УСП), имеется возможность:

- определять наличие у испытуемого конкретных УСП путем его реакции на приобретение нового знания (относящегося к теме определяемой структуры);

- эффективно увеличивать количество информации, относящейся к данной структуре;

- видоизменять основное содержание данной структуры вплоть до ее неузнаваемости (заметим, что обычное удаление не уничтожает структуру, а лишь вытесняет ее в глубину бессознательного);

- осуществлять эффективный контроль за глубиной усвоения материала при обучении.

«Интегральный раппорт»

Как мы отмечали выше, имеется тенденция уменьшения скорости вращения УСП с ростом ее «размеров». Отметим также, что сознание «специализируется» на восприятии макроскопических, множественных сущностей внешнего мира. Соответственно, восприятию изображения на «экране сознания» должна отвечать сравнительно низкая скорость вращения УСП.

Встреча (раппорт, присоединение и т.д.) достигается при совпадении ритмов собственных УСП и ритмов внешнего мира,

При этом наиболее эффективным является «интегральный раппорт», пори котором внешние ритмы, осуществляемые на физическом уровне, совпадают (или близки) с ритмами УСП бессознательного, а внешние ритмы, осуществляемые на знаковом уровне, совпадают (или близки) с ритмами сознательного восприятия. При этом сознание и бессознательное взаимно «проникают» друг в друга; психика парадоксальным образом оказывается не разделенной, а интегрированной.

На механизме интегрального раппорта основываются новые методы обучения, близкие к «методу 25-го кадра», но отличающиеся ступенчатым переходом от бессознательного к сознанию.

Метод обучения на основе НЛП и КР

В соответствии с положениями НЛП человек лучше воспринимает информацию, если она представлена в виде, отвечающем его ведущей модальности восприятия. Визуал лучше воспринимает визуальную информацию, аудиал – аудиальную, кинестетик – кинестетическую. Если в тексте преобладают слова, связанные со зрительными образами, то такой текст будет лучше восприниматься визуалами, если преобладают слова, связанные со звуками, то аудиалами.

Протестировав обучаемого на модальность его восприятия и построив соответствующим образом сообщение, можно добиться максимальной эффективности восприятия данного сообщения обучаемым. Такое использование НЛП целесообразно, в частности, при создании компьютерных обучающих программ (например, для обучения иностранному языку).

Возможна интегральная модификация этого метода на основе применения эффекта КР. При этом должны согласованно (синергетически) использоваться различные каналы восприятия; переданные по разным каналам сообщения должны резонировать между собой в психике человека (должен достигаться КР или близкое к нему состояние). «Вес» каждого канала в общей системе восприятия, время передачи сообщений по нему, характер и последовательность сообщений – всё это предпочтительно определять экспериментально; теоретические исследования в этом направлении находятся на начальном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единство теории и практики, осуществляемое в полноте интегрального подхода, открывает широкие возможности для разработки конкретных методик, рекомендаций и компьютерных программ, особенно для целей научения, развития психических способностей и управления психикой. Теоретические разработки в области коммуникативного резонанса (КР) должны, по мнению автора, привести к созданию рабочих моделей не только в области точных наук, но и для социальной психологии, рекламы, рыночной экономики.

Первоочередной теоретической задачей, по мнению автора, является создание математического аппарата для описания КР. Здесь, видимо, могут оказаться перспективными подходы, связанные с математическим аппаратом квантовой теории сверхпроводимости и с аппаратом синергетики. Может также оказаться необходимой разработка принципиально новых математических методов, связанных с непосредственным использованием как параметра при решении задачи личной интуиции исследователя и других его характеристик. У каждого исследователя должна быть своя, индивидуальная интегральная теория, но при этом все эти интегральные теории должны быть тождественными на более высоком уровне обобщения.

Практическое применение интегральной теории является необходимым этапом на пути ее развития к полноте. Через практику теория возвращается к самой себе и достигает своей объективности. Поставленные задачи в перспективе должны приводить к созданию конкретных физических устройств и программного обеспечения к ним, обеспечивающим новые возможности в постановке и решении самих этих задач (развитие по спирали).

Г. Киев, 2004 г.

Игорь ШАШКОВ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.