Кранио-сакральный подход к здоровью — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кранио-сакральный подход к здоровью

2021-06-30 17
Кранио-сакральный подход к здоровью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Майкл Керн

«Мудрость тела»

ВВЕДЕНИЕ

 

Мой собственный опыт краниосакральной работы начался более двадцати лет назад, когда после разочарования и увольнения из колледжа я в первый раз обратился за лечением. Я очутился на перекрестке многих дорог, и мне стало очень страшно. Я за­давался вопросом, как мне жить дальше? В течение многих месяцев меня одолевала усталость. Я чувствовал постоянное напряжение в голове и каждый день изо всех сил старался встать с кровати. Мой семейный врач сказал мне, что я, вероятно, подхватил вирусное заболевание, но я чувствовал, что он не знает, что со мной происходит. При­мерно в то же самое время некоторые мои близкие друзья с энтузиазмом восхваляли одного краниосакрального оператора, работавшего по-соседству, и я, будучи в отчаянии, записался к нему на прием, не имея ни малейшего понятия о том, чего ожидать от этого лечения.

Я очень хорошо запомнил, что во время первых же сеансов я ощутил, что меня услышали. Это не было связано с какими-то словесным утешением или сочувствием, хотя я уверен в том, что это также помогло, просто раньше ко мне никогда не прикасались таким образом. Врач положил руки мне на голову, едва прикоснувшись к ней, и молча стал ждать. Я никогда не испытывал такого легкого, но все же проникающего прикос­новения и не был в таком тесном, но все же простом контакте с другим человеком. Внутри этого контакта как будто находилось все мое существо — разум, тело и сердце.

Кроме того, это был не просто пассивный или статический процесс, поскольку я мог ощущать мощную перестройку, происходящую во мне. Существовала ясная и дина­мическая связь между руками оператора и моим телом. Прикосновения его рук были точны и уместны, как будто они обращались к некоторой основной части моего существа. Постепенно я начал замечать, что было что-то еще, кроме беспокойства и тяжести, за­ключенных в моем теле. Я почувствовал глубину этого проникновения и начал выздоравливать.

Благодаря краниосакральному лечению давление в моей голове повысилось, ко мне вернулась энергия, и постепенно я начал обретать почву под ногами. Я хотел понять, что со мной произошло и как это действовало, поэтому я начал посещать различные лекции и семинары по холистической медицине и очень увлекся этим! После прохождения стажировки у некоторых замечательных и терпеливых преподавателей, я занялся практикой. Однако вскоре я снова пришел к выводу, что не знаю, что делать дальше. Должен лия пройти длительное обучение по остеопатии и посвятить себя этой работе? Я решил некоторое время подумать и отправился в путешествие по западному побережью

Соединенных Штатов. Однажды вечером, находясь в тяжелом состоянии нерешитель­ности, я зашел в китайский ресторан недалеко от Сан-Франциско. В конце ужина офи­циант принес мне чай и печенье. Когда я развернул обертку печенья, мне в глаза броси­лись написанные на ней слова: «Вы лучше всего преуспеете в профессии, посвященной служе­нию человечеству!» Не знаю, было ли это пророческим вмешательством или нет, но этого оказалось достаточно, чтобы подтвердить мое желание изучать остеопатию, поэтому я вернулся в Англию, чтобы начать процесс обучения.

К моей радости и удивлению, несмотря на большие объемы академических иссле­дований и механического запоминания, необходимых для сдачи экзаменов, я обрадовался возвращению в колледж. Я был очень заинтригован исцеляющей силой природы и непре­клонной мудростью тела. Именно в остеопатической школе начались мои исследования в области краниосакральной работы, и я начал углублять свои поиски. Несколько лет спустя, когда я начал преподавать навыки краниосакральной работы студентам-остеопатам и другим профессионалам в области здравоохранения, я обнаружил, что желание поде­литься этой работой с окружающими является большим оправданием для углубления моего собственного понимания.

Данная книга является результатом многих лет лечения, изучения, практики и препо­давания. Моей целью было представление схемы краниосакрального подхода, который доступен для непрофессионала, желающего немного глубже вникнуть в то, «как это работает». Я надеюсь, что моя книга также будет ценным источником для студентов, изучающих краниосакральную терапию, и других операторов.

Я надеюсь познакомить читателя с фундаментальными принципами краниосакральной работы, рассматривая ее развитие от начальных понятий ее основателя, доктора Уильяма ГарнераСатерленда, до настоящего дня. В этом процессе я буду рассматривать слои физиологического функционирования, которые в основном затрагивают наше здоровье, для того чтобы определить, как мы можем работать с болезнями на уровне их происхождения. Эта книга задумана не как учебник, а как путеводитель по естественным законам исцеления и способам их применения в краниосакральной работе. Я надеюсь, что изданной книги читатель почерпнет огромный потенциал этого подхода, способный вернуть нас к нашему источнику здоровья.-

За последние годы краниосакральная работа стала одним из наиболее быстро развивающихся видов естественного лечения. Все больше и больше людей стали обра­щаться за краниосакральным лечением. Пациенты всех возрастов с самыми разнооб­разными заболеваниями смогли улучшить состояние своего здоровья, однако вопрос о том, как объяснить эти результаты, по-прежнему остается предметом споров. Возможно, это вызвано тем, что внешне в процессе лечения ничего не происходит. К сожалению, многие из предположений, которые были сделаны, отражают только частичное пред­ставление о том, как функционирует наш организм. Любое представление, которое делит его на составные части, теряет из виду более широкую картину и имеет тенденцию вводить в заблуждение.

Данная книга представляет биодинамический подход к краниосакральной работе1 — т. е. подход, признающий врожденную силу жизни в теле и нашу внутреннюю цельность.Поскольку мы живем в материалистическую и механистическую эпоху, то часто теряем из виду тот факт, что мы представляем собой нечто большее, чем просто набор тканей, костей и жидкостей, и пытаемся искать объяснения только в физических терминах. И все же в основе краниосакральной концепции лежит признание жизненной силы, высоко оцененной доктором Сатерлендом. Он назвал ее Дыханием Жизни, являющимся фунда­ментальным принципом, поддерживающим порядок и равновесие в теле.

В дальнейшем биодинамический подход развивался такими операторами, как Роллин Беккер, Джеймс Джилоус и ФрэнклинСиллз. Эта книга также включает в себя взгляды представителей общепринятой аллопатической медицины, физики, духовных традиций, психотерапии и других видов лечения. Они могут расширить наше понимание того, как функционирует наш организм.

Мне известно, что существует много жаргонных выражений для объяснения краниосак­ральной работы, и возможно, некоторые из понятий трудно описать словами, поскольку они в значительной степени основаны на опыте и субъективны. Поэтому я заранее при­ношу извинения, если останется некая двусмысленность, но надеюсь, что читатель на собственном опыте исследует то, что будет описываться далее. Как гово-рится в старой пословице, «унция практики стоит тонны теории».

Хотя использование некоторых жаргонных выражений неизбежно, я постарался ис­пользовать язык основателей этого подхода, чтобы быть последовательным. Во многих культурах считается, что если мы называем что-либо его истинным названием, то можем понять его природу2. Кроме того, краниосакральная терапия — это подход, который касается многих уровней нашего опыта и в то же время прочно основан на анатомии тела. Именно отсюда происходит большая часть мощности и эффективности этой работы, поэтому я использовал много анатомических терминов, но постарался свести их к ми­нимуму, чтобы сделать эту книгу как можно более доступной для непрофессионального читателя.

Текст второго издания моей книги обновлен, к нему добавлены некоторые главы, а другие главы изменены. Я полагаю, что эти изменения помогут разъяснить биодинами­ческий подход краниосакральной работы и что данная книга может послужить мостиком между данным способом работы и другими подходами.

Я надеюсь, что никого не оскорбит то, что я использую местоимение мужского рода, говоря об операторе. Это не связано с дискриминацией по половому признаку или с тем фактом, что женщины редко бывают высококвалифицированными краниосакральными операторами. На самом деле, женщины часто даже в большей степени способны развить пальпаторные и перцепционные навыки, требуемые для краниосакральной работы, но, поскольку в английском языке нет местоимений среднего рода, мне кажется более естественным придерживаться собственного опыта при описании различных случаев. (При описании лечения пациентов я изменил их имена, но сохранил пол.)

Все мое поле деятельности явилось для меня путешествием, полным открытий. Каждый новый пациент, приходящий ко мне на прием, является учителем, когда я слу­шаю уникальную историю его тела. Если эти врожденные сведения будут правильно оценены, то для работы с ними будут более полезны жизненные навыки, чем теории или техники. Биодинамическая краниосакральная работа в основном проста в приме­нении. Она состоит в том, чтобы прислушиваться к мудрости, находящейся внутри нас, и помогать ей восстанавливать здоровье тела.

Благодаря соприкосновению с основными уровнями здоровья, краниосакральный подход является мягким и мощным инструментом для облегчения страданий. Он представляет собой исследование сущности выздоровления и может привести нас к глубоким корням нашего бытия.

 

Майкл Керн, январь 2005

 

Глава 1

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ КРАНИОСАКРАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

«Черви не будут есть живое дерево, в котором тенет жизненный сок; ржавчина не будет затруднять открытие ворот, если петли вращаются каждый день. Движение дает здоровье и жизнь. Застой приносит болезнь и смерть».

Пословица в традиционной китайской медицине

ИСТОКИ

 

Я убежден в том, что кровь и плоть мудрее разума. Именно в бессознательной части тела бьет ключом жизнь. Именно так мы узнаем, что мы живы, живы до глубины нашей души и находимся в контакте с яркими пределами космоса.

Д. Лоренс

Примерно в начале двадцатого столетия один студент по имени Уильям ГарнерСатерленд, завершающий свое остеопатическое обучение, исследовал несколько разъединенных костей человеческого черепа в лаборатории своего колледжа. Как и других студентов того времени Сатерленда учили, что кости черепа взрослого человека не движутся, потому что их швы (суставы) срослись. Однако он понял, что кости черепа, которые он держал в своих руках, могли легко отделяться друг от друга.

 

Подобно рыбьей чешуе

Исследуя некоторые швы черепа, имеющие скошенную форму, включая швы височных и теменных костей (рис. 1.1), Сатерленд сделал открытие, которое изменило ход его жизни. Он описал, как замечательная мысль поразила его, подобно ослепляющей вспышке света1. Сатерленд предположил, что швы костей, которые он держал в своих руках, напоминают рыбью чешую и предназначены для некоторого дыхательного движения. Он не понимал ни откуда пришла эта мысль, ни ее истинного значения, но она отозвалась эхом в его разуме2.

Уильям Сатерленд попытался доказать себе, что, как его и учили, кости черепа не двигаются. Как истинный ученый-экспериментатор он рассуждал, что если черепные кости действительно движутся и если это движение можно ограничить, то возможно испытать этот эффект. Для этого он спроецировал специальный шлем, сделанный из льняных бандажей и кожаных ремней, которые могли быть сжаты в различных положениях, таким образом препятствуя любому потенциальному краниальному движению.

Движение костей черепа

Проводя эксперимент на собственной голове, он затянул ремни сначала в одном, а затем в другом направлении. Через короткий промежуток времени он начал испытывать головные боли и расстройства пищеварения. Он не ожидал такой реакции и поэтому ре­шил продолжить свое исследование, чтобы узнать еще больше. Некоторые из его экспе­риментов со шлемом привели к весьма серьезным симптомам тяжести в голове, головных болей, недомогания и нарушения ориентации в пространстве. Особенно интересно было то, что когда ремни шлема были сжаты в определенных положениях, это вызывало ощущение значительного облегчения и улучшения в кровообращении черепа3.

После многих месяцев сдавливания и ограничения своих черепных костей в различных положениях с переменными результатами доктор Сатерленд в конечном счете прекратил это исследование, убедившись в том, что кости черепа взрослого человека действительно движутся. Кроме того, удивительные реакции, которые он почувствовал в собственном теле, показали ему, что краниальное движение должно иметь некую важную физиоло­гическую функцию. На протяжении следующих пятидесяти лет жизни Сатерленд зани­мался исследованием значения этого движения.

Историческое восприятие

Хотя большинство западных стран не признавало краниальное движение, его возможность не отрицалась в других культурах. В Азии существуют различные медицинские системы, такие, как акупунктура и Аюрведа, оценивающие тонкие движения, которые происходят во всем теле, вызванные потоком жизненной силы или энергии жизни. Это также традиционно преподавалось в российской физиологии. Интересно отметить, что в Италии в начале 1900-х годов анатомы уже учили тому, что швы черепа взрослого человека полностью не срастаются, но продолжают понемногу двигаться в течение жизни4.

В Индии на протяжении многих столетий производились манипуляции на черепе, которые также развивались древними египтянами и членами культуры Паракус в Перу (с 2000 г. до н. э по 200 г. н. э.)5. Кроме того, в XVIIIстолетии философ и ученый Эм­мануэль Сведенборг описал ритмичное движение мозга, утверждая, что он перемещается с регулярными циклами расширения и сокращения6.

Дыхание ткани

Уже на ранней стадии своих исследований доктор Сатерленд понял, что он исследует непроизвольную систему «дыхания» в тканях, очень важную для сохранения здоровья. На фундаментальном уровне именно эта способность выражать движение отличает живые ткани от мертвых. Доктор Сатерленд чувствовал, что все клетки тела должны выражать ритмичное «дыхание», чтобы функционировать с оптимальной способностью. Большая часть его исследования была выполнена при помощи сочетания глубокого знания анатомии с точно настроенными осязательными и перцепционными чувствами. Он обнаружил, что эти тонкие дыхательные движения могут пальпироваться чувствительными руками. Он также начал понимать, что это движение обеспечивает богатую клиническую информацию.

Взаимозависимая система

Доктор Сатерленд признавал, что движение черепных костей связано с другими тканями, с которыми они тесно соединены. Мембранная система, которая проходит по внутренним поверхностям черепных костей, является неотъемлемой частью этого феномена. Доктор Сатерленд также обнаружил, что центральная нервная система и омывающая ее спинномозговая жидкость имеют ритмичное движение. Крестец через свои дуральные связи с черепом также является частью этой взаимосвязанной системы. Таким образом, в самом центре тела существует важная инфраструктура жидкостей и тканей, которая выражает взаимозависимое тонкое ритмичное движение.

Поскольку доктор Сатерленд сильно углубился в происхождение этих ритмов, он понял, что не существует никаких внешних мышечных факторов, которые могли бы отвечать за эти ритмы. Он сделал вывод о том, что это движение произведено врожденной силой жизни тела, которую он называл Дыханием Жизни, взяв это название из «Книги бытия» Библии7.

ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ

 

«Думайте о себе как об электрической батарее. Электри­чество, кажется, имеет способность разряжаться или распре­делять кислород, от которого мы получаем живительные силы. Когда кислород свободно перемещается на всем протяжении вашей системы, вы чувствуете себя хорошо. Если же его движение остановится в одном месте, то результатом будет застой»^.

Доктор Э.Т. Стилл

Врожденная жизненная сила тела, или Дыхание Жизни, рассматривалась доктором Сатерлендом как оживляющая сила или искра для ритмов, которые он обнаружил9. Говоря об источнике этого явления, другие операторы назвали его дыханием души в теле. Дыхание Жизни, как полагают, несет легкую, но все же мощную потенцию, или силу, которая производит легкие ритмы, когда передается в тело10. Доктор Сатерленд осознал особо существенную роль, которую играет спинномозговая жидкость в выражении и распределении потенции Дыхания Жизни. Когда потенция поднимается спинномозговой

жидкостью, то это производит движение, подобное приливу, которое описывается как ее продольная флюктуация. Это движение имеет большое значение при переносе Дыхания Жизни по всему телу, и пока оно будет проявляться, будет существовать здоровье.

Проявления здоровья

Доктор Сатерленд верил в то, что потенция Дыхания Жизни несет основную Муд­рость (слово, которое он писал с большой буквы); он также понимал, что эта внутренняя сила может эффективно использоваться оператором, для того чтобы восстанавливать здоровье». В этой потенции заключен основной проект здоровья, который действует как основной и мощный руководящий принцип на клеточном уровне. Это объединяет физиологическое функционирование всех систем тела. Подобное понятие существует во многих традиционных медицинских системах, в которых основой лечения также является восстановление уравновешенного распределения жизненной силы тела12.

Присутствие полных и уравновешенных ритмов, произведенных Дыханием Жизни, характеризует здоровую систему. Пока эти ритмы выражаются естественным образом, основной руководящий принцип тела может гармонично распределяться, поэтому эти ритмичные движения прежде всего являются выражением здоровья. Их существование гарантирует распределение руководящего принципа Дыхания Жизни, а их ограничение может иметь далеко идущие последствия.

Это подводит нас к двум основным принципам краниосакральной работы.

1.Жизнь выражается в движении.

2. Существует очевидная связь между движением и здоровьем.

 

Доктор остеопатии Гарольд Магун, ученик и коллега доктора Сатерленда, описал интеллектуальное действие Дыхания Жизни следующим образом: «Вся жизнь проявляется в энергии или движении. Без движения, в некоторой степени, может быть только смерть. Кроме того, движение необходимо, чтобы функционировать. Но это движение должно быть разумным и целенаправленным для живого организма, чтобы успешно конкурировать с окружающей средой. Следовательно, это движение должно быть управляемо и направлено Высшим Существом. Универсальная Мудрость должна перейти к индивидуальной клетке или организму. Иначе все было бы хаосом. Что такое Высшая Мудрость? Как происходит этот переход? Этого никто не знает наверняка. Верно только то, что существование этого является положительным и неопровержимым фактом, который подчеркивается самыми великими учеными мира»1}.

Доктор Джон Апледжер

В середине 1970-х гг. доктор Джон Апледжер стал первым оператором, который преподавал некоторые из этих терапевтических навыков людям, не получившим остео-патического образования. Доктор Апледжер решил исследовать первичное дыхание после инцидента, произошедшего, когда он был ассистентом во время хирургической операции на позвоночнике. Его попросили удерживать в стороне часть системы дуральной мембраны, которая обертывает позвоночник, в то время как хирург пытался удалить кальциевое новообразование. К своему удивлению, Апледжер не смог прочно удерживать мембрану, поскольку она продолжала ритмично перемещаться под его пальцами16.

Доктор Апледжер прошел последипломный курс краниальной остеопатии и затем пошел собственным путем клинического исследования. За эти годы он разработал некоторые ясные и практические рекомендации относительно воздействия травмы на первичный дыхательный механизм, а также объединенный подход к телу и разуму для работы с травмирующим опытом, названный сомато-эмоционалъным освобождением. Кроме того, он очень много сделал для распространения краниосакральной работы во всем мире.

Когда доктор Апледжер начал преподавать неостеопатам, он столкнулся с оппозицией со стороны многих представителей профессии, убежденных в том, что для того чтобы практиковать краниосакральный подход, необходимо полное остеопатическое обучение. Многие остеопаты до сих пор придерживаются этого мнения, что по-прежнему является причиной споров. Однако многие также полагают, что эта работа может обеспечить интегрированный подход к здравоохранению и не должна быть ограничена единственной областью остеопатической практики. Тем не менее, точно одно — хорошее знание анатомии, физиологии и медицинской диагностики необходимо для безопасного и компетентного проведения краниосакральной работы. Для того чтобы развить необхо ди мые навыки, также требуется много времени и правильное обучение. К сожалению, в последние годы много людей начали практиковать, имея лишь минимальное образование.

Биодинамика и биомеханика

В области практики, называемой «биодинамической» краниосакральной терапией, делается акцент на работе с основными силами, которые управляют функционированием нашего организма. Основой биодинамического подхода, который часто упоминается в этой книге, является согласованное и уважительное использование этих организующих сил для диагностики и лечения. На практике имеются различия в способе диагностики и лечения, которые мы исследуем далее.

«Биомеханические» подходы, напротив, сосредоточиваются на результатах или эффектах этих организующих сил (т. е. на проявлении натяжений ткани в теле) вместо того, чтобы непосредственно соприкасаться с самими основными силами. Эти подходы требуют применения относительно активных методов лечения. Мы можем сказать, что биомеханическое лечение действует в большей степени снаружи внутрь, тогда как биодинамическое лечение — изнутри наружу.

Глава 2

КРАНИОСАКРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

«Тот же поток жизни, который день и ночь бежит по моим венам, танцуя, бежит по всему миру. Это — та же самая жизнь, которая радостно бежит по пыльной земле в бесчисленных былинках и шумных волнах листьев и цветов. Это — та же самая жизнь, которая покачивается в огромной колыбели жизни и смерти, в отливе и приливе»1.

Рабиндранат Тагор

ТРИ ПРИЛИВА

 

«Жизнь проявляется в виде развития колебаний; вверх и вниз, голод, сон, пробуждение, ощущение работы, ощу­щение отдыха и т.д.

Когда мы начинаем чувствовать, что позади этих коле­баний есть нечто неизменное, мы прекращаем волно­ваться»2.

ИцуоЦуда

Краниосакральная концепция сосредоточена на том, как функционируют наши разум, тело и душа на тонких уровнях физиологии. В основе этой концепции лежит понимание работы Дыхания Жизни и той важнейшей роли, которую играет его ритмическое движение в распределении наших основных сил здоровья.

В этой главе мы исследуем некоторые из различных аспектов интегрированной физиологической системы Дыхания Жизни, названной первичной дыхательной системой. Мы также проведем сравнения между современной физикой и биологией.

Жизнь как движение

Как мы уже отметили, жизнь выражается в движении. Все живые клетки демон­стрируют эту основную истину. Они дышат вместе с Дыханием Жизни, которое оживляет их и поддерживает многочисленные физиологические функции, необходимые для выживания.

Когда Дыхание Жизни выражается в теле, производится ряд приливообразных ритмов, вызывающих тонкие непроизвольные движения жидкостей и тканей. Это движение первоначально возникает в ядре тела и вовлекает в себя центральную нервную систему, спинномозговую жидкость и окружающие мембраны и кости. Проявление этих ритмов в теле означает эффективное распределение Дыхания Жизни и определяет здоровое функционирование.

Циклические ритмы Дыхания Жизни имеют две фазы движения. Они могут быть названы «вдыханием» и «выдыханием». Эти фазы называют первичным вдохом и пер­вичным выдохом. На протяжении фазы вдоха тонкое движение происходит в жидкостях и тканях, которые поднимаются вверх и в то же самое время расширяются поперек (сокращаясь спереди назад), ориентированные вокруг средней линии тела (рис. 2.1). Во время фазы выдоха происходит обратное: движение, которое в основном отступает вниз к более низкой части тела и сужается поперек.

 

 

 

Эти движения проявляются во всех частях тела, вызывая ритмы, которые были измерены с научной точки зрения и могут пальпироваться чувствительными руками. Сочетание фаз вдоха и выдоха составляет один ритмический цикл.

От ядра нашего бытия возникает последовательность ритмов, создавая целую систему первичного дыхательного движения. Были выявлены три главных ритма. Все они выражают фазы вдоха и выдоха на различных уровнях и иногда называются «тремя приливами» (рис. 2.2).

Каждый из этих трех приливов является проявлением различного уровня функциони­рования Дыхания Жизни. Каждый из них связан с другими, производя ритмы внутри ритмов, известных как:

• краниальный ритмический импульс;

• средний прилив;

долгий прилив.

Динамическая неподвижность

Дыхание Жизни

выражается как долгий прилив

(100-секндныециклы)

Разворачиваетсяв средний прилив

(‘жидкость’ внутри жидкости) (2,5 цикла в минуту)

Разворачивается в выражение движения как краниальный ритмический импульс

(8-12 циклов в минуту)

Жидкости Ткани

Продольная флюктуация Краниосакрвальное движение -

выражается как флексия/экстензияи наружная/внутренняя ротация

Рис. 2.2. Первичная дыхательная система

Самостоятельная пальпация

Вы можете почувствовать эти движения в собственной голове. Для этого нужно сесть в удобном и тихом месте и легко положить руки на голову. Мягко обхватите ладо-нями голову с двух сторон, едва касаясь ее (рис. 2.3). Может быть, вам будет более удобно выполнить это, немного наклонившись вперед и поставив локти на колени.

Рис. 2.3. Самостоятельная пальпация

Сначала осознайте ваше сердцебиение, затем отметьте легочное дыхание. После этого просто понаблюдайте, не заметите ли вы что-нибудь еще. Обратите внимание на ткани, лежащие под вашими руками. Сможете ли вы почувствовать легкое движение, более медленное, чем ваше сердцебиение и легочное дыхание? Позвольте вашим рукам лишь плыть на ваших краниальных костях, как будто мягко опираясь на пробки, плывущие по воде. Если вы нажмете слишком сильно, то затрудните движение «пробок». Создайте некоторое пространство внутри себя, чтобы позволить любым впечатлениям входить в него.

Замечаете ли вы подъем и отступление жидкости в ваших руках, подобно движению прилива? Это может быть продольной флюктуацией спинномозговой жидкости. Замечаете ли вы расширение и сужение «пробок» из стороны в сторону? Это может быть внешней и внутренней ротацией костей по бокам головы. Вы также сможете ощутить внутреннее дыхание тканей, или мотильность.

 

Переменные скорости

Скорость краниального ритмического импульса является относительно стабильной по сравнению с сердцебиением или легочным дыханием, которые более легко колеб­лются в соответствии с обстоятельствами нашей жизни. Например, сердце и легкие проявляют значительные изменения скорости в зависимости оттого, находимся мы в состоянии отдыха или активности. Они также изменяются в ответ на изменения окру­жающей среды или в результате сильных эмоций. Однако хотя сердце и легкие при­спосабливаются более очевидно, скорость краниального ритмического импульса также варьируется вместе с изменениями обстоятельств нашей жизни. Эти варьирования указывают на изменения физиологической функции, которые происходят на более глубоком уровне.

Например, краниальный ритмический импульс часто убыстряется в случаях острой болезни и лихорадки. Таким образом, руководящий принцип Дыхания Жизни, находя­щийся в этих ритмах, делается более доступным. Краниальный ритмический импульс также может ускориться при состояниях повышенной активности или беспокойства. Он имеет тенденцию замедляться при хронических состояниях усталости или депрессии, а также при застойных состояниях типа постоянной головной боли или простуды. Сопро­тивления, удерживаемые в тканях тела, будут также значительно влиять на выражение краниального ритмического импульса. По сравнению с более глубокими течениями Дыхания Жизни скорость краниального ритмического импульса является относительно непостоянной.

Существенным является то, что краниальный ритмический импульс запоминает, как наш организм взаимодействует с любыми факторами окружающей среды. Это делает его полезным барометром для ментальных, эмоциональных и физиологических паттернов. Следовательно, пальпация его может использоваться как индикатор здоровья и болезни, вовлекая и разум, и тело.

Происхождение движения

Среди представителей данной профессии существовало много споров о том, что именно вызывает эти ритмические импульсы. Некоторые практики полагают, что они возникают в ответ на циклическое производство и реабсорбцию спинномозговой жидкости (более подробно об этом — в главе 3), другие делают акцент на движении центральной нервной системы. Есть также предположение, что краниальный ритмический импульс является следствием произвольных сокращений мышц, вызывающих перемещение ритмичного движения к черепным костям и центральной нервной системе8. Некоторые утверждают, что краниальный ритмический импульс является результатом комбинации многих различных факторов, включая легочное дыхание и артериальные пульсации. В другой теории предполагается, что существует объединение различных движений и пульсаций, производимых и пациентом, и оператором9. Последовательный ритм может быть создан, когда эти пульсации будут гармонично сочетаться.

Очевидно, что в этой области по-прежнему необходимо проводить дальнейшие исследования, однако не может быть сомнения в том, что это ритмическое движение является реальным и пальпируемым феноменом. Какими бы ни были специфические механизмы, производящие или распространяющие краниальный ритмический импульс, по-прежнему остается вопрос, что движет этими механизмами?

Если мы хотим исследовать действительное происхождение этого движения, это будет хорошим основанием для того, чтобы сделать предположение о важном присутствии основной жизненной силы — потенции Дыхания Жизни. Я подчеркиваю эту перспек­тиву, потому что ее часто не рассматривают приверженцы механистического подхода.

Итак, самое поверхностное ритмичное выражение Дыхания Жизни называют кра­ниальным ритмическим импульсом или краниосакралъным движением. Именно с краниаль­ным ритмическим импульсом большинство людей имеют первый опыт первичного дыхания. Также именно здесь сосредоточивают свою работу многие операторы, однако… есть более глубокие и более медленные ритмические движения, которые лежат в основе краниального ритмического импульса.

Средний прилив

 

В ходе клинической практики многие операторы узнают о приливных ритмах, действующих под краниальным ритмическим импульсом101112. Эти более медленные приливы также выражают ритмичное движение в фазах вдоха и выдоха, и они, как полагают, являются движущей силой, которая производит краниальный ритмический импульс. Хотя эти ритмы являются несколько более тонкими, они могут также быть обнаружены пальпацией. В биодинамическом подходе краниосакральной терапии основным центром лечения становится определение связи между этими более глубокими приливами и почвой, из которой они возникают. Специфический ритм, который непо­средственно лежит в основе краниального ритмического импульса, выражен со скоростью приблизительно 2,5 цикла в минуту. Он называется средним приливом^.

Средний прилив, как полагают, переносит доступную биоэнергию, или биодинами­ческую потенцию, которая оживляет тело, поэтому он является фундаментальным выражением нашего здоровья. На фазе вдоха средний прилив приподнимает тело и расширяет его из стороны в сторону. Это движение одновременно вовлекает в себя потенцию, жидкости и ткани, которые дышат все вместе, как «единое целое». На фазе выдоха средний прилив отступает вниз тела и сужает его. Отдельные структуры ткани, как правило, следуют за этими паттернами движения, обнаруженного вместе с кра­ниальным ритмическим импульсом, но как части этой целой объединенной области движения (вместо отдельных движений). Это движение естественно ориентируется вокруг средней линии тела.

Скорость среднего прилива гораздо меньше затрагивается окружающими условиями, чем краниальный ритмический импульс; следовательно, она варьируется в меньшей степени.

Биодинамическая потенция

 

По своей природе средний прилив является выражением сил Дыхания Жизни. Биодинамическая потенция, выраженная внутри него, имеет большое значение, потому что она несет в тело основные руководящие силы Дыхания Жизни. Поэтому биодинами­ческая потенция имеет глубокую способность поддерживать физиологическую интеграцию и равновесие на основном уровне. Потенция среднего прилива обеспечивает здоровье и исцеление во всех тканях, где она может проявиться.

Пальпация среднего прилива информирует оператора о том, каким образом в теле выражается внутреннее здоровье. Если средний прилив настроен гармонично, то часто он ощущается как единство и благополучие, пропитывающее тело, принося ощущение цельности. Это можно почувствовать, приняв совершенно неподвижное положение и посмотрев на себя со стороны (более подробно об этом см. в главе 6). Один пациент описал ощущение среднего прилива в собственном теле «как скольжение вниз по наклоненной палубе корабля и погружение в воду»14. Фактически достижение среднего прилива напоминает погружение под волны на поверхности океана. Это можно сравнить с нахождением не на корабле, а в подводной лодке.

Внутреннее дыхание

Когда потенция среднего прилива проявляется в тканях и жидкостях, она заставляет их «дышать» одновременно с более медленной скоростью. Это внутреннее дыхание тканей называется мотилъность. Все живые структуры выражают мотильность, включая даже те, которые кажутся твердыми и ригидными, как кости. Наше обычное восприятие кости как твердого и безжизненного вещества происходит из того факта, что обычно исследуются только мертвые и высушенные ее образцы, однако доктор Сатерленд, обучая этой работе своих студентов, часто просил их сосредоточиться на том, что происходит в живых тканях15. Живая кость полна жизни и движения. Она содержит большое количе­ство жидкости, хорошо кровоснабжается и иннервируется, а также обладает замечательной степенью гибкости.

 

В результате действия среднего прилива ткани начинают мягко раскачиваться, подобно водорослям в океане. По наблюдению доктора Беккера, «элементы ткани, мышцы, связки, костные структуры, системы органов внутри их оболочек из соединительной ткани, а также их жидкостное содержание автоматически отправляются в путь, когда в их функционировании разворачиваются паттерны биоэнергии»^.

Роль жидкости

Жидкость присутствует везде в природе как переносчик жизни, без в


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.