Глава 1. Теоретические основы устойчивого туризма — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические основы устойчивого туризма

2021-06-30 284
Глава 1. Теоретические основы устойчивого туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие устойчивого туризма

Устойчивый туризм – это туризм, который удовлетворяет потребности современных туристов, местного населения, и одновременно сохраняет и увеличивает возможности для будущего.

«Это форма туристского общественного производства, которая поддерживает и улучшает экономическое, экологическое и социально-культурное благосостояние общества» (Лукичев А.Б.).

Устойчивый туризм подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а также вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью.

Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристическому развитию. Ответственный туризм, мягкий туризм, природно-ориентированный туризм и альтернативный туризм - все эти термины имеют сходный смысл с понятием Устойчивого Туризма, и объединены в термин "Устойчивый туризм".

Появление этого термина, равно как и самого социально-экономического феномена устойчивого туризма, обусловлено двумя взаимосвязанными мировыми тенденциями. С одной стороны, это резкое увеличение масштабов, глобализация и диверсификация туристического бизнеса, а с другой, негативное воздействие этого процесса на обострение экологических проблем, обусловленных серьезными климатическими изменениями, чрезмерной эксплуатацией и деградацией природы, высокими темпами исчезновения ее биоразнообразия, загрязнением окружающей среды, приобретающих все более угрожающий характер для самого существования человечества и нашей планеты вообще.

По мере усиления этих тенденций и растущей экологизации общественного сознания выкристаллизовывалась и сама концепция устойчивого туризма, в основу которой изначально были положены принципы устойчивого природопользования и экологического туризма (Экологический туризм, согласно определению Международного общества экотуризма, – это «ответственное путешествие в природные регионы, способствующее сохранению окружающей среды и улучшению благосостояния местного населения»), начавшиеся разрабатываться Римским клубом, Всемирным фондом дикой природы, другими общественными экологическими организациями еще в 70-е годы. Именно тогда, казалось бы, непримиримая дилемма устойчивого взаимодействия природы и растущего туристического потока, была решена в пользу развития экотуризма, который, при условии его рациональной организации, может стать фактором, работающим на охрану природы за счет средств самих охраняемых территорий.

Прошли десятилетия, прежде чем запущенный в 70-е гг. процесс дальнейшего коллективного осмысления международной туристической практики принес свои плоды и позволил окончательно сформулировать современную концепцию устойчивого туризма, зафиксированную сегодня во многих международных документах, в первую очередь в запущенной в 2015 году программе ООН по охране окружающей среды «Цели устойчивого развития на 2030 год», обозначившей 17 целевых направлений устойчивого развития, 5 из которых относились к устойчивому туризму, Конвенцией ООН ВТО по этике устойчивого туризма, принятой в сентябре 2019 года в г. Санкт-Петербурге, акцентирующей внимание на повышении ответственности всех сторон, заинтересованных в реализации проектов устойчивого туризма.

Принятие этих и других документов означало официальное признание большинством государств стратегии развития устойчивого туризма в качестве неотъемлемого компонента глобальной природоохранной политики, фактора устойчивого природопользования, понимаемого как неограниченно долгое поддержание баланса имеющихся ресурсов (природно-экологических, экономических и социально-культурных) в условиях нарастающей динамики туристического потока.

Устойчивое развитие туризма, непосредственно проявляясь в контексте регионального развития, является одним из факторов устойчивого развития регионов. Это находит отражение в государственных концепциях и стратегиях устойчивого развития регионов, программных документах и материалах соответствующих организаций. В настоящее время новые подходы к устойчивому развитию региона в связи с развитием туризма находят все большее понимание и в России.

Существуют факторы, которые стимулируют туристическую промышленность развиваться в соответствии с концепцией устойчивого развития. Этими факторами являются:

1. Возрастающее регулятивное давление

2. Возрастающая осведомленность о снижении себестоимости при целесообразном потреблении ресурсов

3. Организации, предоставляющие туристические услуги осознают, что экологическое качество является необходимым показателем конкурентоспособности

4. Компетентность правительства и организаций в том, что развитие туризма оказывает негативное влияние на окружающую среду.

5. Возрастающая осведомленность общественности о возможностях влияния на туристическую политику

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей.

Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма:"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма.

Таким образом, устойчивый туризм должен:

1. обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;

2. уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие, и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;

3. обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов, и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Что касается основных направлений перехода к устойчивому туризму, то можно вполне сказать, что устойчивость в туризме подразумевает положительный баланс экологических, социально-культурных и экономических аспектов туристической индустрии. В первую очередь, необходимы обеспечение благоприятных условий труда и жизнедеятельности местного населения дестинаций и сохранения их природной среды обитания, то есть учет социальных и экологических последствий развития туризма.

Авторитетной действующей стороной в области проблематики устойчивого туризма является ВТО. Ею были сформулированы принципы устойчивого туризма уже в 1988 г. Согласно ВТО, устойчивый туризм — это «такое направление развития туризма, которое позволяет удовлетворять нужды туристов сейчас, учитывая интересы принимающего региона и позволяющего сохранить эту возможность в будущем. При этом предусматривается управление всеми ресурсами таким образом, чтобы экономические, социальные и эстетические потребности удовлетворялись с поддержанием культурной и экологической целостности, без нанесения вреда биологическому разнообразию и системам жизнеобеспечения».

Устойчивый туризм предполагает возможность создания долгосрочных условий для развития как собственно туризма, так и сохранения природных ресурсов, социальных и культурных ценностей общества. При этом его целью является достижение более высокого уровня жизни населения путем экономического роста и сохранения экологических благ, природного капитала для будущих поколений. Такой подход вписывается в мировые тенденции туризма, определяющие формирование нового туристского брэнда, когда высокая сохранность природных и культурных комплексов является непременным условием устойчивого развития.

В настоящее время понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» применяются для характеристики различных сторон жизни общества: устойчивое социально-экономическое развитие, устойчивое природопользование, устойчивость функционирования фирмы, банковской системы и др. Однако следует отметить, что причины столь широкого распространения данных понятий обусловлены не столько их универсальностью, сколько отсутствием четкого и однозначного толкования их содержания, не разработанностью концепций устойчивости и механизма количественного измерения степени устойчивости развития. Согласно определению, приведенному в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР), устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Основная идея устойчивого развития – постоянный рост благосостояния людей в условиях качественной окружающей среды. И если на глобальном, национальном, региональном уровнях устойчивое развитие характеризуется как гармоничное, взаимообусловленное развитие триады «человек – природа – экономика», обеспечивающее позитивную динамику глобальных и региональных социоэколого-экономических систем, то в отраслевом (секторальном) контексте очевидно разночтение в его трактовке. Относится данная проблема и к устойчивому туризму.

Устойчивый туризм (sustainable tourism) — наиболее молодая концепция экологически безопасного туризма. Является по своей сути частным приложением концепции устойчивого развития, подразумевающей интеграцию социальных, экономических и экологических аспектов в принятии решений и практической деятельности. Разработанная в 1987 г., концепция устойчивого развития стала центральной идеей Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) и была признана за эффективную модель развития абсолютным большинством стран, представители которых подписали ряд международных документов, непосредственно связанных с практической реализацией концепции устойчивого развития.

Необходимость устойчивого развития туризма с каждым годом становится всё заметнее, так как становятся всё очевиднее негативные стороны влияния сферы туризма, а положительные эффекты не так значительны, как были раньше. Развитие туризма во всём мире оказывает существенное воздействие на состояние природной среды. От визуального воздействия архитектуры гостиниц и курортных комплексов до шумового и воздушного загрязнения от увеличивающегося транспортного потока, загрязнения водных источников и потери естественных мест обитания.

В настоящее время и на обозримую перспективу в обществе формируется новое мышление с ориентацией на устойчивое развитие, что уже привело к возникновению новых мотиваций в туризме, обусловленных потребностью приобретения такого туристического опыта, который бы являлся экологически и социально ответственным. Только в этом случае туристические учреждения имеют шанс на долгосрочный успех. Таким образом, трансформация мышления в обществе определяет эволюционное развитие туризма, что нашло отражение в формировании не только природо-ориентированных видов туризма, но и способствовало возникновению нового направления в туризме, обеспечивающего устойчивость в этом секторе экономики.

Концепция устойчивого развития кластера туризма дает возможность разрешить нарастающее противоречие между необходимостью удовлетворить растущие потребности туристов, стимулирующие бурный рост индустрии туризма, и ограниченным количеством природных, социальных, экономических ресурсов, принимающих дестинаций в условиях ухудшения их экологического состояния.

Обеспечение устойчивого туризма на сегодняшний день выдвигается в ряд первоочередных проблем в мировой практике управления туризмом, что предполагает не только создание условий для его поступательного развития, но и решение непростой задачи –сокращения негативных последствий туристической деятельности и максимального использования ее положительных эффектов.

Принципы устойчивости в туризме сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. На практике это означает, что все туристические компании должны осуществить предложенные мероприятия для достижения долгосрочного устойчивого развития.

Объективная необходимость перехода к устойчивому развитию туристских территорий состоит в том, что в настоящее время все большее значение и актуальность приобретает необходимость перехода к устойчивому типу развития, что в полной мере относится к устойчивому развитию туристских территорий и, как следствие, туризма в целом. Процесс формирования модели устойчивости развития туристских территорий направлен на реализацию необходимости и возможности существования системы «человек – общество – природа», и в конечном счете, на реализацию национальных интересов практически любой страны. Тем не менее, вопросы научного обоснования механизмов перехода к устойчивому развитию туристских территорий требуют дальнейшего исследования.Одной из актуальных проблем устойчивого развития является преодоление противоречий, которые возникают при взаимодействии между экономикой и экологией туристских территорий.

Туристские территории, в том числе курортного и лечебно-оздоровительного назначения имеют ряд специфических признаков, которые обусловлены, прежде всего, природно- ресурсным потенциалом и условиями его освоения, что определяет их функциональное назначение и специализацию. Состояние окружающей природной среды является обеспечивающим фактором развития туризма, а, следовательно, и развития территориальных образований, что вызывает необходимость разработки модели перехода к устойчивому развитию.

Развитие туристских территорий возможно считать устойчивым только в том случае, когда территория туристской специализации в течение продолжительного периода достигает эффективного функционирования территориальной системы, обеспечивая ее сбалансированность с потребностями общества по повышению уровня и качества его жизни, недопущению деградации окружающей среды и сохранению экосистемы.

Таблица 1 – Основные подходы к определению термина «устойчивое развитие туристских территорий»

Подход Смысловое содержание термина «устойчивое развитие туристских регионов»
Процессный (Г.В. Сдасюк, А.Д. Урсул, А.Г. Барановский) Процесс развития туристских регионов, управление которым основано на радикальных изменениях исторически сложившихся ориентиров в экономическом, социальном и экологическом направлениях
Экосистемный (Е.И. Глушенкова, И.Т. Фарниева, О.В. Шумакова) Развитие туристской территории, нацеленное на повышение качества жизни населения, при котором не допускается деградация экосистемы
Общеметодологический (Н.Ф. Глазовский, И.А. Александров) Развитие туристской территории, направленное на достижение социальной справедливости, экономического развития и высокого качества окружающейсреды

 

На основании данной таблицы можно выделить основные характерные черты устойчивого развития туристских регионов:

1. Одним из ключевых признаков устойчивого развития туристских территорий выступают количественные и качественные изменения по трем взаимосвязанным направлениям - экономическом, социальном и экологическом, учитывая возможности активизации предпринимательской деятельности туристских организаций на конкретной территории.

2. Характерной чертой устойчивого развития является то, что центральной идеей его реализации является забота о будущих поколениях, а также учет экологических ограничений в хозяйственной деятельности людей и туристских организаций.

3. Устойчивое развитие может быть обеспечено только посредством стабильного, согласованного функционирования и развития экономического, социального и экологического направлений.

На региональном уровне устойчивое развитие конкретных территорий туристской специализации реализуется посредством эффективного и конкурентоспособного функционирования социально-экономических систем, комплексного благоустройства территорий туристскими инфраструктурными объектами, при постоянном росте качественных индикаторов уровня жизни местного населения, сохранения культуры и национальных традиций, а также сохранения окружающей среды на перспективу.

Устойчивое развитие на уровне конкретных организаций, осуществляющих туристскую деятельность, означает способность хозяйствующих субъектов находиться в балансе параметрического функционирования с обеспечением целевых индикаторов рентабельности и эффективности, принимая во внимание конкурентоспособность и безопасность на рынке туристских услуг.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что объективные предпосылки обеспечения устойчивого развития национальной и, как следствие, глобальной экономики, формируются на территориальном уровне.

При этом, каждая территория и каждый регион обладает ресурсами, стимулирующими развитие того или иного вида деятельности. Особенно это касается природных ресурсов, уникальных и невозобновимых по своим качественным характеристикам, что значительно повышает важность перехода к эколого-, экономически-, социально- ориентированному устойчивому развитию.

Таблица 2. – Классификация параметров, влияющих на устойчивое развитие туристских регионов

Признак классификации Параметры
Масштаб влияния Комплекс мероприятий, которые формируются на различных уровнях социально-экономической системы и непосредственно или косвенно воздействуют на процессы, связанные с устойчивым развитием региона
Стадия экономического цикла Комплекс мероприятий, связанных с ускорением, стабилизацией или замедлением процессов устойчивого развития туристских территорий
Отношение к структурнымэлементам туристскихтерриторий Внешние условия ифакторы,которые воздействуют на устойчивость в развитиитуристского регионаизвнеивнутренниеусловия,которые возникают и действуют в самих туристских территориях.
 Направление воздействия Комплекс мероприятий, который препятствует или способствует процессам устойчивого развития туристского региона
Природа возникновения Экономической, социальной, политической, экологической, институциональной и пр. направленности развития туристских территорий.
Степень обусловленности Условия и факторы объективной и субъективной направленности, которые формируются в активной предпринимательской среде или условия бизнес- емкости предприятий и организаций, находящихся на туристских территориях.
Формы взаимодействия Разнообразные виды и способы взаимодействия с организациями, участвующими в организации туристской деятельности и формирующие туристский продукт, которые создают условия, обеспечивающие устойчивое развитие туристских территорий.
Стабильность воздействия Могут быть постоянными и переменными.
Степень воздействия Основные – то есть достаточно сильно воздействуют на устойчивость в развитии туристских территорий и вспомогательные, которые оказывают незначительноевлияние.
 Уровень управления Формируются в пределах стратегических и функциональных принципов управления устойчивым развитием туристских регионов.
 Цели управления Предварительные, компенсирующего и стимулирующего характера.

Устойчивое развитие сферы туризма находится в зависимости от конкурентоспособности организаций, занятых обслуживанием туристов, от того, насколько сбалансировано функционирование субъектов хозяйствования, которые способны сформировать долгосрочные конкурентные преимущества, поддерживать необходимые внутриотраслевые пропорции и связи для обеспечения инновационного развития, безопасности и качества продукции, эффективности деятельности.

Как фактор развития национальной экономики туризм способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов. Чаще всего это районы с преимущественным развитием сельского хозяйства. Развитие устойчивого туризма в таких местах особенно благоприятно, поскольку дает возможность на месте реализовать продукцию сельского хозяйства, местных ремесел, народных промыслов и таким образом способствует улучшению благосостояния местного населения.

Определено, что для сохранения возможности использовать ресурсы не только нынешним, но будущими поколениями, необходимо формирование единой целостной системы устойчивого развития туризма, которая будет способствовать достижению одновременно экономических, социальных и экологических целей.

1.2. Устойчивое развитие туризма: определения, принципы, организационная и нормативно-правовая основы

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн, а оборот туристской индустрии — 2,1 млрд долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) в 2012 г. число международных прибытий в мире достигло 1035 млн человек, а годовой оборот в сфере туризма превысил 1,3 трлн долл. От 5 до 6 млрд человек участвуют в туристских поездках внутри своих стран.

Система устойчивого развития туризма позволит решить важные

задачи социальной сферы – повысить уровень жизни людей, максимально увеличить занятость местных жителей, сохранить культурное и природное наследие. Выполнение этих задач будет оказывать положительное влияние на расширение кросс-культурных связей, изменение социальной структуры общества, позволит остановить процессы роста социальной напряженности и дестабилизации общественной системы, сформирует благоприятные условия для реализации стратегии восходящей мобильности

На туризм приходится более 9% мирового ВВП (свыше 6 трлн долл.), 6% мирового экспорта, в том числе до 30% мирового экспорта услуг. Более 260 млн рабочих мест связано с туризмом и путешествиями (причем более 100 млн непосредственно работают в отрасли). Это значит, что каждый 11 в мире занят в индустрии путешествий.

Темпы роста доходов от туризма превышают темпы роста мировой торговли125 товарами и услугами. Мировой экспорт туристских услуг по доходам уступает только экспорту нефти и нефтепродуктов и экспорту автомобилей и их комплектующих.

Появление туризма среди ведущих отраслей мирового хозяйства
поднимает необходимость гармонизации его взаимоотношений с окружающей средой и достижения устойчивого использования ресурсов. Тем
более, что ни в одной другой отрасли (за исключением, может быть, сельского хозяйства) нет такой тесной зависимости экономической эффективности от состояния окружающей среды. Качество среды фактически является частью туристского продукта, выставляемого на продажу.

Помимо этого, развитие туризма опирается на широкий спектр ресурсов
различного происхождения и характеристик, что определяет специфику
отрасли. Среди базисных следует выделить природные и культурные ресурсы, которые могут удовлетворять как материальные (например — питание и сувениры), так и нематериальные (природа и культура как объекты познания и рекреации) потребности туристов.

Далее, необходимы человеческие ресурсы, главным образом в качестве рабочей силы, а также наиболее значимые в настоящее время благоприятные социально-экономические ресурсы и организационно-правовые, информационно-коммуникационные, технологические условия. Этот перечень примерно соответствует 4 видам капитала, перечисленным в предыдущем параграфе, которые не только необходимы для развития туризма, но, в свою очередь, неизбежно испытывают воздействие этого развития. Таким образом, устойчивость туризма подразумевает необходимость как минимум сохранения в процессе использования объема капитала на входе и на выходе.

Устойчивость достигается в том случае, когда часть выгод, получаемых от туризма, идет на возобновление (охрану) ресурсов и ликвидацию отрицательного воздействия процесса производства на окружающую среду и качество ресурсов. В противном случае неизбежно истощение либо деградация ресурса, что поставит под вопрос жизнеспособность отрасли. Здесь окружающая среда и ресурсы понимаются в их широкой трактовке и включают не только природные, но и антропогенные компоненты.

Отрицательное воздействие в процессе деятельности может быть уменьшено при помощи технологии и организации, но не может быть исключено полностью (например, бытовые отходы, физические нагрузки), поэтому часть выгод (прибыли) должно идти на его нейтрализацию. Остальная часть выгод (главным образом денежных поступлений) идет на поддержание функционирование экономической системы в традиционном понимании — прибыль предпринимателей, оплата труда, инвестиции и так далее.

Концептуальный подход к устойчивому развитию туризма, как было
сформулировано Мировым Союзом Сохранения, включает четыре главных принципа:

1. экологическая устойчивость;

2. культурная устойчивость;

3. экономическая устойчивость;

4. сохранение жизненных устоев местного населения.

Эти принципы, как и «устойчивое развитие» любой индустрии — осуществить довольно трудно, особенно в развивающихся странах. Как страна может устанавливать пределы в количестве туристов? Как местные жители могут получать равноправный ресурс прибыли туризма, когда не имеется никакого пути, которым они могут конкурировать с иностранными многонациональными гостиницами и турфирмами в цене, и не иметь те же самые международные сети маркетинга? И как разработчики туристских продуктов могут консультироваться с представителями местных жителей, а не только с деловой элитой? ЮНВТО определяет устойчивый туризм как «туризм, который выполняет потребности существующих туристов и туристических сообществ при защите и увеличении возможности функционирования в будущем».

Устойчивое развитие туризма — это такое развитие туризма, ориентированное на долгосрочный период, при котором достигается баланс в реализации экономических, экологических, социальных и культурных целей развития, учитываются интересы всех заинтересованных сторон, на основе рационального использования туристских ресурсов и всестороннего партнерства.

Устойчивый туризм — это вид туризма, при котором обеспечивается рациональное использование ресурсов окружающей среды, поддерживаются социально-культурные особенности принимающих сообществ, обеспечивается эффективность и жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, а часть получаемых средств от развития туризма направляется на восстановление туристских ресурсов и совершенствование технологий производства туристских услуг.Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных, и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей и местных жителей друг на друга. Между тем, необходимо стремиться сделать любую туристскую деятельность более устойчивой.

Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма. Следуя пути устойчивого развития туризма, становится возможным уменьшение негативных последствий от развития туриндустрии и максимально эффективное использование положительных эффектов от туристской деятельности.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма: нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма.

В соответствии с принципом социальной устойчивости:

— устойчивое развитие туризма подразумевает заботу о местном
населении и сохранение стабильной социальной и культурной обстановки в дестинации. Необходимо повышать привлекательность занятости в туризме, улучшая условия труда, расширяя возможности карьерного роста, предоставляя возможность обучения и повышения квалификации;

— туристские услуги должны быть доступны всем гражданам, в том
числе низкооплачиваемым и социально уязвимым группам населения.
Социальный туризм способствует сокращению сезонности спроса и поддерживает устойчивую круглогодичную занятость. При разработке и сооружении средств размещения, предприятий питания, развлечения, транспортной инфраструктуры, всюду, где это возможно необходимо учитывать особенности и потребности людей с ограниченными возможностями.

2. В соответствии с принципом экологической устойчивости:

— внедрение ресурсосберегающих технологий, экологизация хозяйственной деятельности предприятий туриндустрии;

— создание условий для перераспределения потоков отдыхающих
по рекреационным участкам с учетом допустимых рекреационных нагрузок и устойчивости природных комплексов к антропогенному воздействию;

— организация системы экологического образования и воспитания
широких слоев населения в целях повышения культуры природопользования, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов.

3.В соответствии с принципом экономической эффективности:

— развитие устойчивого туризма означает повышение эффективности
использования туристских ресурсов на основе внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий и материалов, снижение затрат за счет сокращения энерго- и водопотребления, количества отходов;

— повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта. Использование новых, экологически чистых технологий при осуществлении туристской деятельности может стать весомым аргументом в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке;

— управление туристскими потоками с целью снизить ярко выраженную сезонность, расширить туристский сезон, более эффективно распределять туристские потоки, как во времени, так и в пространстве, является, несомненно, выгодным не только с экологической, но и с экономической точки зрения;

— разработка и применение различных направлений деятельности
по совершенствованию сертификации и маркировки туристских услуг
и продуктов. Разработка системы сертификации для предприятий, применяющих подходы устойчивого развития, дает дополнительные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга, участия всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к туризму, и в эффективном политическом руководстве.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.