Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-05-23 | 613 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Лицейское братство.
Викторина.
С какой целью был основан Царскосельский лицей?
Лицей был основан по указу императора Александра 1-го, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана М.М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, конная езда, плавание).
Взрослый человек, бывший лицеист, получает письмо. Вместо подписи – «№14». От кого это письмо? И почему №14?
Это письмо от Александра Сергеевича Пушкина. У каждого воспитанника в Лицее была отдельная комната. Над дверью висела черная дощечка, на которой были указаны: номер комнаты, фамилия и имя воспитанника. Александру Пушкину досталась комната с видом на дворец под номером 14. По этому номеру его узнавали, так как из 50 комнат в Лицее 30 были заняты его товарищами.
|
Каким событиям и лицам посвящены строки?
1. Первый отрывок посвящён Александру Петровичу Куницыну (преподаватель «нравственных и политических наук» в Царскосельском лицее, один из самых любимых учителей Пушкина).
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
2. Второй отрывок посвящён Екатерине Павловне Бакуниной (сестра Александра Бакунина, друга Пушкина, она была любовью Пушкина).
В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастья тайных мук узнал…
3. Третий отрывок посвящён Наполеону Бонапарту (известный французский полководец и император).
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа -
Еще грозил и колебался он.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега.
4. Четвёртый отрывок посвящён Жуковскому Василию Андреевичу (русский поэт).
В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано стихотворение лицеиста «К другу стихотворцу», адресованное Кюхельбекеру, под которым стояла странная подпись: «Александр Н. К. Ш. П.». Что она обозначала?
|
Подпись "H. К." составлена из двух последних согласных букв фамилии Пушкин, данных в обратном порядке, как в некоторых лицейских подписях поэта "Александр Н. к. ш. п.".
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
Но именно в Лицее не способный к зависти Антон Дельвиг в стихотворении «Пушкину» уже в 1815 году предсказал своему другу великое будущее. Флегматичный толстяк и великодушный добряк Дельвиг со своим вечным “Забавно!”, произносимым с задумчивой улыбкой, мягкий, снисходительный даже к обидам со стороны Пушкина (хотя, казалось бы, кому понравится, когда о тебе говорят: “ленивец сонный” и “сын лени вдохновенный”), умел понимать, щадить, ценить и поддерживать друга. Кстати, по воспоминаниям одного из лицеистов о Дельвиге, “только огненная натура Пушкина могла вызвать его к деятельности”.
Чаще всего (это о Дельвиге отзывается уже сам Пушкин):
“Он предпочитал прогулки по аллеям Царского Села и разговоры с товарищами, коих умственные склонности сходствовали с его собственными”.
Умственные склонности Дельвига и Пушкина сходствовали. Они понимали друг друга с полуслова. Для Дельвига Пушкин был самым большим авторитетом. А Пушкин всегда прислушивался к мнению Дельвига-литератора. В день известия о кончине Дельвига Пушкин писал:
“Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас”.
Третья частица души Пушкина отдана Малиновскому. Созвучие характеров Пушкина и Малиновского
“…повеса из повес,
На шалости рожденный,
Удалый хват, головорез,
Приятель задушевный!”
сблизило их, а смерть отца Малиновского окончательно сдружила.
“Перед незасыпанной могилой они поклялись в вечной дружбе”
Их не разведёт порознь даже разность мировоззрений. Глубоко верующий Малиновский всегда корил Пушкина за его безверие, которым тот ещё и открыто бравировал. Но история сохранит сказанные Пушкиным незадолго до смерти слова:
“Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать”.
У обоих названных им на смертном одре друзей были нежные, любящие сердца. Третьего — Дельвига — уже не было в живых.
|
Кюхельбекер в это время умирал в Сибири, но его имя Пушкин в самый трагический для себя момент не упомянет. Может, потому, что вечно насмешливый ум великого поэта осознавал, сколько раз и в Лицее, и даже после выпуска он, Пушкин, обижал нескладно скроенного друга-неудачника, длинного, тощего, с глазами навыкате, как часто безудержно язвил в его адрес; что Кюхля был единственным из друзей, с кем у него однажды дело дошло до дуэли, поводом к которой послужила его эпиграмма на Кюхельбекера:
За ужином объелся я,
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно!
И что даже во время дуэли он продолжал над ним издеваться, обращаясь к Дельвигу (тот был секундантом Кюхли) и глядя, как близорукий друг, который впервые держал пистолет в руках, буквально дрожит в нервном возбуждении:
“Дельвиг, стань на моё место, здесь безопаснее”.
Почему так складывались их отношения? Ведь он любил Кюхлю, у которого тоже была мечта о великом деянии, способном его, вечно попадающего в комические и нелепые ситуации, прославить в веках.
Если у неуклюжего Кюхельбекера изменить фигуру и длинношеего и худого превратить в “массивного, толстого молодого человека с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”, то его легко представить таким же неуклюжим, выше обыкновенного роста, только “широким, с огромными красными руками” Пьером Безуховым. И в этом не будет особой натяжки, потому что, как и литературный герой Льва Толстого, друг Пушкина в 1812 году долго бредил идеей пробраться в лагерь французов и убить Наполеона. А позже судьба так же, как и Пьера, приведёт его в лагерь участников тайного общества. Во время событий на Сенатской площади он не на страницах романа, а в реальной жизни попытается застрелить великого князя Михаила и генерала Воинова, станет призывать матросов к штыковой атаке, то есть проявит себя мужественным и способным на поступок человеком.
Пушкин ценил Кюхлю-человека, в обычной жизни прелестного и нежного. Но тот имел несчастье фанатично любить поэзию и писать стихи! Однако Кюхлю-поэта Пушкин не признавал, без обиняков резал ему правду-матку, что
|
“не тот поэт, кто рифмы плесть умеет, и, перьями скрыпя, бумаги не жалеет”.
Кюхельбекер отнюдь не был лишён чувства юмора, но каково это слышать от друга:
Чтоб мне заснуть скорее.
А ведь приходилось слушать! Слушать, смертельно обижаться, приходить в бешенство, вдрызг ругаться, потом остывать и идти мириться — Кюхля, похоже, Пушкина любил нежнее, чем свои стихи. Наверное, Пушкин это понимал. Покидая Лицей, он прочтёт Кюхле посвящённую ему «Разлуку», в которой рефреном прозвучит: “Прости!”.
7. Какие рукописные литературные издания выпускались в лицее?
В свободное от учебы время лицеисты издавали рукописные журналы. Душою литературного кружка был Пушкин, а около него группировались лицейские поэты: Антон Дельвиг, Алексей Илличевский, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер, Яковлев, Иван Пущин и другие. Рукописные журналы носили названия: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Для удовольствия и пользы», «Лицейский мудрец», «Мудрец-поэт», «Царскосельские лицейские газеты», «Сверчок» и много других. Пушкин печатался во всех журналах. Он помещал в них свои стихи. Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы», рисовал карикатуры для журналов. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза».
И нежная краса тебе дана,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Твой колокольчик огласил.
3. Антон Дельвиг: Прощальная песнь воспитанников Царскосельского Лицея
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Дельвигу «Пирующие студенты»
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Разумовскому «На гр. А. К. Разумовского»
— Ах! боже мой, какую
Я слышал весть смешную:
Разумник получил ведь ленту голубую.
— Бог с ним! я недруг никому:
Лицейское братство.
Викторина.
С какой целью был основан Царскосельский лицей?
Лицей был основан по указу императора Александра 1-го, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана М.М. Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимались дети 10-14 лет; прием осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября1811 года. Первоначально находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году переподчинен военному ведомству.
|
Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года — четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:
* нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
* словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
* исторические (российская и всеобщая история, география);
* физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
* изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, конная езда, плавание).
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!